Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обратная связь с самим собой




Принесите в группу зеркало во весь рост. Громко прочтите сле­дующий текст и обсудите его:


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 199

Просто подойди к зеркалу и посмотри на себя. Скажи себе: Этоне папа, не мама, недруг,

Чьи слова для тебя — пустой звук.

Тот, кому доверяешь ты,

Глядит на тебя с той стороны.

Спросите детей, хотят ли они встать перед зеркалом и сказать са­мим себе что-нибудь важное из того, чего они хотят достичь в груп­пе (стать хорошим другом, научиться справляться с гневом, быть более ответственным, понять ситуацию развода).

Структурированная обратная связь

Это упражнение хорошо попробовать провести в группе, посвящен­ной выработке навыков дружелюбного общения, чтобы дать детям почувствовать, какое поведение ценится окружающими, а какое — нет. Упражнение рассчитано на детей четвертого класса и старше. Его следует предлагать сплоченной группе, в которой дети доверя­ют друг другу.

Попросите детей по очереди оценить себя как хороших или плохих друзей — назвать свои положительные и отрицательные качества, которые проявляются в дружбе. Например, вы можете сказать:

Мы поговорили о дружбе и о том, что помогает быть хо­рошим другом. Теперь давайте посмотрим, как мы мо­жем себя вести, чтобы считаться хорошими друзьями, и что мы делаем такого, что не нравится остальным. Я про­шу каждого рассказать нам что-нибудь о себе как о дру­ге, о том, какие качества он и остальные в группе считают важными и ценными и что-нибудь о том, что вы узнали на занятиях и над чем вы должны работать, чтобы остальные захотели дружить с вами.

Ответы могут быть такими:

Моим самым лучшим качеством как друга является то, что я всегда заступаюсь за своих друзей, если кто-нибудь плохо о них отзывается. Над чем мне надо работать — мне сле­дует учиться разговаривать побольше со всеми моими дру­зьями, а не выделять только одного из них.



Групповая работа с детьми и подростками


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 201


 


Самое лучшее мое качество — это то, что я всегда всем делюсь со своими друзьями. Я не жадина. Чему мне надо научиться — не затевать ссоры с ребятами, и тогда у меня будет много друзей.

Мне нравится, что у меня много друзей, мальчиков и дево­чек. Я считаю, что мне надо сделать так, чтобы не выгля­деть заносчивой, потому что на самом деле я не такая. Я просто немного стеснительная. После того как все выступят, примените прием присоединения, описанный на с. 125-128, для того чтобы дети, имеющие сходные проблемы, могли лучше увидеть, над чем и как им предстоит ра­ботать.

Литература

Corey, М. S., & Corey, G. (1992). Groups: process and practice (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Hornibrook, L. K. (1995). The effect of self-disclosure on the acceptance of corrective feedback in prepracticum training groups. Unpublished doctoral dissertation, Indiana University Southeast, New Albany.

Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R.L. (1994). Group counseling strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Kaul, T.J., & Bednar, R. L. (1978). Conceptualizing group research: A preliminary analysis. Small Group Behavior, 9,173-191. Morran, D. K„ Robison, F. F., & Stockton, R. (1985). Feedback exchange in counseling groups: An analysis of message content and receiver acceptance as a function of leader versus member delivery, session, and valance. Journal of Counseling psychology, 32, 57-67

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Обзор

Ролевую игру можно описать как «ситуацию, в которой кого-либо просят взять на себя роль (вести себя определенным образом),


нехарактерную для исполнителя, либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке» (Mann, 1956, р. 227). Другими слова­ми, ролевая игра — это попытка получить опыт другого поведения. Ролевые игры в консультировании и образовании применяются уже несколько десятилетий и нацелены на достижение изменений в по­ведении или в установках. Ролевая игра используется, в частности, в гештальт-методике пустого кресла, в моделировании поведения, в наглядном обучении, в тренинге социальных навыков и пр. Очень часто ролевую игру записывают на аудио- или видеопленку, чтобы дать детям возможность посмотреть на себя со стороны.

Обоснование

Ролевая игра как методика группового консультирования дает воз­можность увидеть или смоделировать более успешные формы по­ведения, проработать их в безопасной обстановке и получить одоб­рение и положительную обратную связь от сверстников. Но самое важное — это то, что дети могут посмотреть на свое поведение и поведение других с новой точки зрения. Мы достигаем больших успехов, если сами активно участвуем в процессе обучения. Таким образом, ролевая игра является более эффективным средством обучения, чем просто наглядное обучение (lannotti, 1977; Mately & Acksen, 1976; Nichols, 1954).

Теоретики когнитивной психологии, такие, как Ж.Пиаже, отмечают, что дети на предоперационной стадии, до 11-12 лет, не способны абстрагироваться от содержания ролевого поведения и не могут по­нять, как можно воспользоваться чужим опытом. В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится им более понятной. Соответственно, это побуждает детей изменить свое по­ведение.

Цели ролевой игры:

• Предоставить детям возможность активно попытаться из­менить свое поведение.

• Предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным.


202 Груп повая работа с детьми и подростками

• Предоставить детям возможность увидеть, как их поведе­ние влияет на окружающих.

• Побудить детей к работе, обеспечить подкрепление, под­держку их усилий и обратную связь со стороны сверст­ников.

• Дать детям возможность испытать незнакомые им чув­ства, воспринять новые мысли и идеи.

• Способствовать тому, чтобы дети учились по-новому ви­деть ситуацию и осваивали новые формы поведения, пре­доставляя им возможность исполнять различные роли.

Практические рекомендации

Существует много видов ролевых игр, но в групповой практике наибольшее распространение получили прямые ролевые игры и смена ролей.

Прямая ролевая игра

В прямой ролевой игре ребенок изображает самого себя, а веду­щий и/или остальные члены группы играют роли других участни­ков ситуации. Прямые ролевые игры используются в тех случаях, когда ребенок может научиться чему-нибудь, моделируя собствен­ное поведение, и ему не требуется приводить в пример кого-либо еще. Ребенок должен быть достаточно взрослым и доста­точно артистичным, чтобы данная техника пошла ему на пользу. Если ребенок слишком мал или робок, ему лучше сначала по­смотреть, как другие дети будут изображать требуемое поведе­ние. Этот вариант методики описан ниже.

Наилучшим образом ролевая игра подходит для ситуаций, по­добных следующим:

Джуна, застенчивая девочка 9 лет, хочет научиться по­просить учителя еще раз объяснить ей непонятную тему по математике.

Джорж хочет научиться отказываться от сигарет, кото­рые ему предлагают ребята во дворе.

Все дети в группе хотят научиться обращаться к учителю за разъяснениями по поводу тех или иных оценок.


Часть 3: Приемы терапевтического взаимоде йствия 203

Некоторые рекомендации по использованию ролевых игр такого типа:

• Объясняя, что такое ролевая игра, вы можете сказать, что она нужна как тренировка, подобно репетиции музыкально­го произведения перед концертом или речи перед выступ­лением.

• Если целью ролевой игры является изучение нового пове­дения, вам следует вместе с группой определить, из каких элементарных действий оно состоит. Например, если вы собираетесь проиграть варианты ответов на насмешки, вы можете выделить следующие возможные шаги: прежде, чем ответить, сосчитать до пяти; прикинуть варианты ответов (проигнорировать ситуацию, сказать, что чувствуешь; назвать причину, почему насмешник должен остановиться) и выб­рать подходящий (McGinnis & Goldstein, 1984).

• Если ситуация является характерной лишь для одного ре­бенка в группе, то лучше всего отрепетировать с ним ос­новные варианты поведения в ролевой игре так, чтобы они были максимально приближены к реальной жизни.

• Для создания определенной дистанции вы можете ис­пользовать игрушки в качестве действующих лиц. (Это обычно наиболее эффективно при работе с младшими детьми).

Смена ролей

При смене ролей ребенок исполняет роль кого-нибудь посторон­него, а ведущий или другой член группы исполняет роль самого ребенка. Смена ролей полезна, когда ребенку необходимо по­нять точку зрения другого человека.

Детям часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек. Смена ролей особенно хорошо помогает ребенку поставить себя на место другого в конфликтных ситуа­циях — между ребенком и родителями, между ребенком и учите­лем или консультантом, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей — добиться понимания чужой точки зрения и тем самым из­менить свое поведение или отношение. Кроме того, эта методика


204 Групповая работа с детьми и подростками


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 205


 


часто применяется для моделирования деловых отношений, чтобы

дать молодым людям представление об устройстве деловой жизни.

Некоторые примеры, при обсуждении и анализе которых уместно

организовать и провести смену ролей:

Кайл, 8 лет, бьет маленьких детей по спине, когда они идут по школьному коридору. Он никогда не нападает на стар­ших или сильных детей, только на тех, кто младше. Ему следует дать понять, что думают и чувствуют эти дети, ког­да он бьет их.

Луиза и Мадди—очень заметные девочки из шестого клас­са. Они стоят в коридоре и издеваются над тем, как дру­гие девочки одеваются, причесываются, красятся, отпус­кают обидные шуточки по поводу их друзей и т.п. Смена ролей может помочь им понять, что чувствуют в это вре­мя другие девочки.

Девятиклассники злятся на миссис Вашингтон, потому что она задала им дополнительные домашние задания после того, как весь класс провалился на экзамене. Они счита­ют, что это несправедливо, и хотят, чтобы ведущий груп­пы поговорил с ней и убедил ее отменить это задание. Один из членов группы может сыграть роль миссис Ва­шингтон, которая потратила много сил на подготовку уча­щихся, составление экзаменационных вопросов и теперь вынуждена разбираться с их недовольством.

|^\ Некоторые рекомендации по использованию техники сме-

^^V ны ролей:

• Вы можете объяснить, что смена ролей — это игра, в кото­рой ребенок берет на себя чужую роль, а кто-то играет его. Цель такой игры — понять как остальные люди воспринима­ют тебя, и что они думают по поводу твоего поведения. Кроме того, в такой игре можно «побыть в шкуре другого» и понять, что он думает и чувствует.

• Когда вы будете подбирать из группы кого-нибудь на роль конкретного ребенка, старайтесь, чтобы претен­дент соответствовал ему по полу, возрасту и уровню развития.


 

• Если отрабатывается ситуация физического насилия, попро­сите ребенка, играющего главную роль, не применять силу, а только «обозначить» ее. Группа вполне может понять, что это такое, без реального насилия!

• Ролевые игры — очень сильная техника, но она имеет свои ограничения: уровень развития некоторых детей может быть недостаточным для того, чтобы они смогли исполнять чу­жие роли и представлять себя на месте того, кто будет ис­полнять их роль. В этом случае ролевые игры лучше не ис­пользовать. Иногда дети могут не захотеть рисковать и изучать новые формы поведения таким образом. Убеди­тесь, что ребенок готов к такому типу обучения; слишком сильное давление может вызвать обратный эффект и нега­тивно сказаться на стремлении изменить свое поведение.

Пример

Предлагаемыйсценарий демонстрирует, как можно использовать роле­вую игру, чтобы помочь учащимся научиться обращаться к учителю за разъяснениями по поводу полученных оценок. Адаптируйте сценарий к проблемам вашей группы.

1. Объясните группе, зачем нужна ролевая игра. Например:

Некоторым из вас бывает нелегко решиться подойти к учителю и спросить, почему вам были выставлены имен­но те оценки, которые вы получили. Сейчас мы разыгра­ем ситуацию, в которой вы будете задавать учителю воп­росы. Ролевая игра означает, что вы должны представить себя в новой ситуации или в новой роли подобно актерам на сцене. Эта игра может помочь вам научиться задавать вопросы учителю и увидеть, как могут развиваться собы­тия после вашего обращения.

2. Используйте методику мозгового штурма, чтобы обсудить не­
обходимые шаги, предшествующие собственно разговору уче­
ника и учителя — имеется в виду обращение с просьбой о встрече
или выбор удобного времени для личной беседы (не перед уро­
ком, когда учитель занят).


206 Групповая работа с детьми и подростками

3. Обсудите вместе с группой, что нужно сказать учителю. Напри­мер: «Миссис Вашингтон, не могли бы вы мне помочь понять, за что я получил такие оценки по контрольной? Я не понимаю, как были оценены мои ответы».

4. Обсудите с группой и запишите возможные ответы учителя. На­пример:

Латисса, каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Ты не от­ветила на 5 вопросов и, следовательно, потеряла 25 баллов из 100. Поэтому твоя оценка — 75 баллов.

Латисса, давай я еще раз посмотрю твою работу. Возмож­но, я ошиблась в подсчетах.

Латисса, ты занималась недостаточно усердно, и поэтому у тебя низкие оценки.

Латисса, ты невнимательна на уроках.

5. Разбейте детей на пары. Попросите одного из них сыграть роль ученика, а другого — роль учителя. Пусть тот, кто играет учени­ка, задает всегда один и тот же вопрос, а тот, кто играет учите­ля, дает каждый раз разные ответы. Дайте парам вести диалог в течение нескольких минут.

6. Соберите группу и попросите детей поделиться своими впе­чатлениями о том, как развивался диалог, и как они чувство­вали себя в этой ситуации.

7. Обсудите с детьми, что они сегодня узнали на занятии и как полученные знания можно будет применить в похожих ситуа­циях в реальной жизни. Попросите детей попробовать исполь­зовать приобретенные умения в реальной ситуации.

Литература

lannotti, R. J. (1977). Effect of role-taking experiences on role-taking empathy, altruism and aggression. Developmental Psychology, 13, 274-281.

Mann, J. H. (1956). Experimental evaluations of role-playing. Psychological Bulletin, 53, 227-234.

Mately, R. E., & Acksen, B. A. (1976). The effect of role playing discrepant positions on change in moral judgements and attitudes. Journal of Genetic Psychology, 128,189-200.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...