Обратная связь с самим собой
Принесите в группу зеркало во весь рост. Громко прочтите следующий текст и обсудите его: Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 199 Просто подойди к зеркалу и посмотри на себя. Скажи себе: Это — не папа, не мама, недруг, Чьи слова для тебя — пустой звук. Тот, кому доверяешь ты, Глядит на тебя с той стороны. Спросите детей, хотят ли они встать перед зеркалом и сказать самим себе что-нибудь важное из того, чего они хотят достичь в группе (стать хорошим другом, научиться справляться с гневом, быть более ответственным, понять ситуацию развода). Структурированная обратная связь Это упражнение хорошо попробовать провести в группе, посвященной выработке навыков дружелюбного общения, чтобы дать детям почувствовать, какое поведение ценится окружающими, а какое — нет. Упражнение рассчитано на детей четвертого класса и старше. Его следует предлагать сплоченной группе, в которой дети доверяют друг другу. Попросите детей по очереди оценить себя как хороших или плохих друзей — назвать свои положительные и отрицательные качества, которые проявляются в дружбе. Например, вы можете сказать: Мы поговорили о дружбе и о том, что помогает быть хорошим другом. Теперь давайте посмотрим, как мы можем себя вести, чтобы считаться хорошими друзьями, и что мы делаем такого, что не нравится остальным. Я прошу каждого рассказать нам что-нибудь о себе как о друге, о том, какие качества он и остальные в группе считают важными и ценными и что-нибудь о том, что вы узнали на занятиях и над чем вы должны работать, чтобы остальные захотели дружить с вами. Ответы могут быть такими: Моим самым лучшим качеством как друга является то, что я всегда заступаюсь за своих друзей, если кто-нибудь плохо о них отзывается. Над чем мне надо работать — мне следует учиться разговаривать побольше со всеми моими друзьями, а не выделять только одного из них.
Групповая работа с детьми и подростками Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 201
Самое лучшее мое качество — это то, что я всегда всем делюсь со своими друзьями. Я не жадина. Чему мне надо научиться — не затевать ссоры с ребятами, и тогда у меня будет много друзей. Мне нравится, что у меня много друзей, мальчиков и девочек. Я считаю, что мне надо сделать так, чтобы не выглядеть заносчивой, потому что на самом деле я не такая. Я просто немного стеснительная. После того как все выступят, примените прием присоединения, описанный на с. 125-128, для того чтобы дети, имеющие сходные проблемы, могли лучше увидеть, над чем и как им предстоит работать. Литература Corey, М. S., & Corey, G. (1992). Groups: process and practice (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Hornibrook, L. K. (1995). The effect of self-disclosure on the acceptance of corrective feedback in prepracticum training groups. Unpublished doctoral dissertation, Indiana University Southeast, New Albany. Jacobs, E. E., Harvill, R. L, & Masson, R.L. (1994). Group counseling strategies and skills (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Kaul, T.J., & Bednar, R. L. (1978). Conceptualizing group research: A preliminary analysis. Small Group Behavior, 9,173-191. Morran, D. K„ Robison, F. F., & Stockton, R. (1985). Feedback exchange in counseling groups: An analysis of message content and receiver acceptance as a function of leader versus member delivery, session, and valance. Journal of Counseling psychology, 32, 57-67 РОЛЕВЫЕ ИГРЫ Обзор Ролевую игру можно описать как «ситуацию, в которой кого-либо просят взять на себя роль (вести себя определенным образом), нехарактерную для исполнителя, либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке» (Mann, 1956, р. 227). Другими словами, ролевая игра — это попытка получить опыт другого поведения. Ролевые игры в консультировании и образовании применяются уже несколько десятилетий и нацелены на достижение изменений в поведении или в установках. Ролевая игра используется, в частности, в гештальт-методике пустого кресла, в моделировании поведения, в наглядном обучении, в тренинге социальных навыков и пр. Очень часто ролевую игру записывают на аудио- или видеопленку, чтобы дать детям возможность посмотреть на себя со стороны.
Обоснование Ролевая игра как методика группового консультирования дает возможность увидеть или смоделировать более успешные формы поведения, проработать их в безопасной обстановке и получить одобрение и положительную обратную связь от сверстников. Но самое важное — это то, что дети могут посмотреть на свое поведение и поведение других с новой точки зрения. Мы достигаем больших успехов, если сами активно участвуем в процессе обучения. Таким образом, ролевая игра является более эффективным средством обучения, чем просто наглядное обучение (lannotti, 1977; Mately & Acksen, 1976; Nichols, 1954). Теоретики когнитивной психологии, такие, как Ж.Пиаже, отмечают, что дети на предоперационной стадии, до 11-12 лет, не способны абстрагироваться от содержания ролевого поведения и не могут понять, как можно воспользоваться чужим опытом. В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится им более понятной. Соответственно, это побуждает детей изменить свое поведение. Цели ролевой игры: • Предоставить детям возможность активно попытаться изменить свое поведение. • Предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным. 202 Груп повая работа с детьми и подростками • Предоставить детям возможность увидеть, как их поведение влияет на окружающих. • Побудить детей к работе, обеспечить подкрепление, поддержку их усилий и обратную связь со стороны сверстников. • Дать детям возможность испытать незнакомые им чувства, воспринять новые мысли и идеи. • Способствовать тому, чтобы дети учились по-новому видеть ситуацию и осваивали новые формы поведения, предоставляя им возможность исполнять различные роли. Практические рекомендации Существует много видов ролевых игр, но в групповой практике наибольшее распространение получили прямые ролевые игры и смена ролей. Прямая ролевая игра
В прямой ролевой игре ребенок изображает самого себя, а ведущий и/или остальные члены группы играют роли других участников ситуации. Прямые ролевые игры используются в тех случаях, когда ребенок может научиться чему-нибудь, моделируя собственное поведение, и ему не требуется приводить в пример кого-либо еще. Ребенок должен быть достаточно взрослым и достаточно артистичным, чтобы данная техника пошла ему на пользу. Если ребенок слишком мал или робок, ему лучше сначала посмотреть, как другие дети будут изображать требуемое поведение. Этот вариант методики описан ниже. Наилучшим образом ролевая игра подходит для ситуаций, подобных следующим: Джуна, застенчивая девочка 9 лет, хочет научиться попросить учителя еще раз объяснить ей непонятную тему по математике. Джорж хочет научиться отказываться от сигарет, которые ему предлагают ребята во дворе. Все дети в группе хотят научиться обращаться к учителю за разъяснениями по поводу тех или иных оценок. Часть 3: Приемы терапевтического взаимоде йствия 203 Некоторые рекомендации по использованию ролевых игр такого типа: • Объясняя, что такое ролевая игра, вы можете сказать, что она нужна как тренировка, подобно репетиции музыкального произведения перед концертом или речи перед выступлением. • Если целью ролевой игры является изучение нового поведения, вам следует вместе с группой определить, из каких элементарных действий оно состоит. Например, если вы собираетесь проиграть варианты ответов на насмешки, вы можете выделить следующие возможные шаги: прежде, чем ответить, сосчитать до пяти; прикинуть варианты ответов (проигнорировать ситуацию, сказать, что чувствуешь; назвать причину, почему насмешник должен остановиться) и выбрать подходящий (McGinnis & Goldstein, 1984). • Если ситуация является характерной лишь для одного ребенка в группе, то лучше всего отрепетировать с ним основные варианты поведения в ролевой игре так, чтобы они были максимально приближены к реальной жизни. • Для создания определенной дистанции вы можете использовать игрушки в качестве действующих лиц. (Это обычно наиболее эффективно при работе с младшими детьми).
Смена ролей При смене ролей ребенок исполняет роль кого-нибудь постороннего, а ведущий или другой член группы исполняет роль самого ребенка. Смена ролей полезна, когда ребенку необходимо понять точку зрения другого человека. Детям часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек. Смена ролей особенно хорошо помогает ребенку поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях — между ребенком и родителями, между ребенком и учителем или консультантом, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей — добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение. Кроме того, эта методика 204 Групповая работа с детьми и подростками Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 205
часто применяется для моделирования деловых отношений, чтобы дать молодым людям представление об устройстве деловой жизни. Некоторые примеры, при обсуждении и анализе которых уместно организовать и провести смену ролей: Кайл, 8 лет, бьет маленьких детей по спине, когда они идут по школьному коридору. Он никогда не нападает на старших или сильных детей, только на тех, кто младше. Ему следует дать понять, что думают и чувствуют эти дети, когда он бьет их. Луиза и Мадди—очень заметные девочки из шестого класса. Они стоят в коридоре и издеваются над тем, как другие девочки одеваются, причесываются, красятся, отпускают обидные шуточки по поводу их друзей и т.п. Смена ролей может помочь им понять, что чувствуют в это время другие девочки. Девятиклассники злятся на миссис Вашингтон, потому что она задала им дополнительные домашние задания после того, как весь класс провалился на экзамене. Они считают, что это несправедливо, и хотят, чтобы ведущий группы поговорил с ней и убедил ее отменить это задание. Один из членов группы может сыграть роль миссис Вашингтон, которая потратила много сил на подготовку учащихся, составление экзаменационных вопросов и теперь вынуждена разбираться с их недовольством. |^\ Некоторые рекомендации по использованию техники сме- ^^V ны ролей: • Вы можете объяснить, что смена ролей — это игра, в которой ребенок берет на себя чужую роль, а кто-то играет его. Цель такой игры — понять как остальные люди воспринимают тебя, и что они думают по поводу твоего поведения. Кроме того, в такой игре можно «побыть в шкуре другого» и понять, что он думает и чувствует. • Когда вы будете подбирать из группы кого-нибудь на роль конкретного ребенка, старайтесь, чтобы претендент соответствовал ему по полу, возрасту и уровню развития.
• Если отрабатывается ситуация физического насилия, попросите ребенка, играющего главную роль, не применять силу, а только «обозначить» ее. Группа вполне может понять, что это такое, без реального насилия! • Ролевые игры — очень сильная техника, но она имеет свои ограничения: уровень развития некоторых детей может быть недостаточным для того, чтобы они смогли исполнять чужие роли и представлять себя на месте того, кто будет исполнять их роль. В этом случае ролевые игры лучше не использовать. Иногда дети могут не захотеть рисковать и изучать новые формы поведения таким образом. Убедитесь, что ребенок готов к такому типу обучения; слишком сильное давление может вызвать обратный эффект и негативно сказаться на стремлении изменить свое поведение. Пример Предлагаемыйсценарий демонстрирует, как можно использовать ролевую игру, чтобы помочь учащимся научиться обращаться к учителю за разъяснениями по поводу полученных оценок. Адаптируйте сценарий к проблемам вашей группы. 1. Объясните группе, зачем нужна ролевая игра. Например: Некоторым из вас бывает нелегко решиться подойти к учителю и спросить, почему вам были выставлены именно те оценки, которые вы получили. Сейчас мы разыграем ситуацию, в которой вы будете задавать учителю вопросы. Ролевая игра означает, что вы должны представить себя в новой ситуации или в новой роли подобно актерам на сцене. Эта игра может помочь вам научиться задавать вопросы учителю и увидеть, как могут развиваться события после вашего обращения. 2. Используйте методику мозгового штурма, чтобы обсудить не 206 Групповая работа с детьми и подростками 3. Обсудите вместе с группой, что нужно сказать учителю. Например: «Миссис Вашингтон, не могли бы вы мне помочь понять, за что я получил такие оценки по контрольной? Я не понимаю, как были оценены мои ответы». 4. Обсудите с группой и запишите возможные ответы учителя. Например: Латисса, каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Ты не ответила на 5 вопросов и, следовательно, потеряла 25 баллов из 100. Поэтому твоя оценка — 75 баллов. Латисса, давай я еще раз посмотрю твою работу. Возможно, я ошиблась в подсчетах. Латисса, ты занималась недостаточно усердно, и поэтому у тебя низкие оценки. Латисса, ты невнимательна на уроках. 5. Разбейте детей на пары. Попросите одного из них сыграть роль ученика, а другого — роль учителя. Пусть тот, кто играет ученика, задает всегда один и тот же вопрос, а тот, кто играет учителя, дает каждый раз разные ответы. Дайте парам вести диалог в течение нескольких минут. 6. Соберите группу и попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог, и как они чувствовали себя в этой ситуации. 7. Обсудите с детьми, что они сегодня узнали на занятии и как полученные знания можно будет применить в похожих ситуациях в реальной жизни. Попросите детей попробовать использовать приобретенные умения в реальной ситуации. Литература lannotti, R. J. (1977). Effect of role-taking experiences on role-taking empathy, altruism and aggression. Developmental Psychology, 13, 274-281. Mann, J. H. (1956). Experimental evaluations of role-playing. Psychological Bulletin, 53, 227-234. Mately, R. E., & Acksen, B. A. (1976). The effect of role playing discrepant positions on change in moral judgements and attitudes. Journal of Genetic Psychology, 128,189-200.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|