Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 207
McGinnis, Е., & Goldstein, А. P. (1984). Skillstreaming the elementary school child: A guide for teaching prosocial skills. Champaign, IL: Research Press. Nichols, H. (1954). Role-playing in primary grades. Group Psychotherapy, 7, 238-241. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ: ОБУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРАХ Обзор Моделирование или обучение с помощью анализа желаемых вариантов поведения — простейший, но тем не менее эффективный способ получения знаний. В настоящее время достаточно хорошо разработаны три типа моделирования. Первый тип — обучение по модели, которое предполагает использование видео- или аудиозаписей, слайдов или фильмов, демонстрирующих модель желаемого поведения. Второй тип — самомоделирование — заключается в том, что человек записывает себя на аудио- или видеокассету, чтобы, просмотрев и проанализировав это впоследствии, выработать более корректные формы поведения. Обучение на примерах предполагает, что ребенок наблюдает примеры поведения непосредственно в группе, а затем самостоятельно отрабатывает по шагам требуемое поведение. В настоящем разделе описывается методика обучения на примерах. Самомоделирование обсуждается ниже в отдельном разделе. Техника обучения на примерах, разработанная Albert Bandura (1976), широко использовалась в тренинге социальных навыков и обучении стратегиям защиты как с детьми, так и со взрослыми. Как показали исследования, эта техника может быть весьма эффективной для коррекции страхов и фобий у взрослых и детей (Davis, Rosenthal, & Kelley, 1981; Ladoucour, 1983), в обучении детей социальным навыкам (Gresham & Nagle, 1980) и в программах помощи жертвам сексуального насилия (Wurtele, Marro, & Miller-Perrin, ЧМ^ЩЦЩЩРШР...................... ' Групповая работа с детьми и подростками Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 209
1987). Хороша она также для работы с неуверенными в себе людьми, испытывающими затруднения в общении. Считается, что моделировать поведение должен тот, кто еще не до конца освоил изучаемый навык, потому что он изображает его более реалистично, чем тот, кто уже владеет им в совершенстве (Bandura, 1976). Т*|П Согласно Bandura (1976) и Cormier и Cormier (1991), мето- fi-j дика обучения на примерах предполагает следующие шаги: • Объяснение смысла методики. • Выделение элементарных составляющих поведения (их легче и безопаснее осваивать по отдельности). • Объяснение схемы наблюдения (выделение наблюдаемых параметров). • Демонстрация примеров желаемого поведения необходимое количество раз. • Отработка клиентом модели поведения. Я несколько изменила эти шаги, чтобы сделать их более пригодными для групповой работы с детьми и подростками: • Объяснение смысла методики. • Выделение вместе с группой элементарных составляющих поведения или наиболее корректных способов управления ситуацией. • Процедура выбора детей (можно по желанию), согласных продемонстрировать требуемое поведение. • Демонстрация примеров поведения ребенку, которому они предназначены. • Практическая отработка ребенком требуемого поведения и получение обратной связи от группы. Обоснование Обучение на примерах хорошо тем, что дает возможность быстро проверить результат обучения, так как поведение отрабатывается в группе и ребенок получает мгновенную обратную связь от остальных. Эта методика дает хорошие результаты при работе с детскими страхами, при выработке умения без стеснения обращаться к кому-либо за помощью, при обучении социальным навыкам и в решении поведенческих проблем. \*Шп Обучение на примерах позволяет: • Дать возможность детям на группе отработать новые формы поведения, сформировать у них новые социальные установки и способствовать тому, чтобы дети использовали полученные навыки в реальной жизни.
• Сформировать у ребенка уверенность в том, что он сможет освоить новые формы поведения. • Обеспечить поддержку и одобрение от группы. • Отработать новые формы поведения в безопасной и доверительной обстановке, прежде чем переносить их в реальную жизнь. Некоторым детям эта методика подходит больше, и они готовы включиться в работу немедленно, особенно если чувствуют себя достаточно безопасно и обладают развитыми социальными навыками для демонстрации поведения в группе. Застенчивым детям или детям с повышенным уровнем тревожности, прежде чем самим попробовать выполнить задание, лучше сначала понаблюдать, как это делают другие дети. Практические рекомендации Ниже мы рассмотрим, как можно использовать технику обучения на примерах, чтобы помочь ребенку научиться справляться с насмешками и издевательствами других детей. Шаг 1: Объяснение смысла методики Например: Алиса, ты говорила, что хочешь сделать что-нибудь, чтобы прекратить насмешки и издевательства со стороны других детей в классе. Возможно, нам не удастся полностью прекратить их, но мы можем вместе подумать над тем, что можно сделать. Сначала мы попросим разных людей из группы 14 Р. Смид Групповая работа с детьми и подростками Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 211
показать тебе, каким образом можно вести себя в такой ситуации. Затем ты можешь попробовать сделать то же самое, чтобы самой почувствовать, что при этом происходит, и выбрать то, что тебе больше подходит. После того, как ты проделаешь это несколько раз в группе, ты можешь потренироваться дома или сразу попытаться вести себя по-другому, когда такая ситуация повторится. Хочешь попробовать? Заметьте, что наряду с объяснением руководитель группы пытается получить согласие от ребенка поработать с этой методикой.
Шаг 2: Выделение вместе с группой элементарных составляющих поведения или наиболее корректных вариантов управления ситуацией В ситуации с Алисой группа выдвигает следующие варианты поведения: Выйти или пересесть на другое место.
Игнорировать насмешки. Начать разговор с другом. Обратиться к учителю. Сказать детям, чтобы они прекратили. Сказать детям, что тебе неприятно слышать их насмешки. Сказать самой себе: «Успокойся», — и сосчитать до 10. ['■Л\ Шаг 3: Процедура выбора детей (можно по желанию), 1f_Г. ■ 1 которые согласны продемонстрировать требуемое поведение
В этой ситуации дети обычно охотно выражают желание продемонстрировать все варианты поведения в рассматриваемой ситуации. i *'.] которому они предназначены Один из членов группы играет роль Алисы, двое других изображают насмешников. Остальная группа дает подсказки и поддерживает ребенка, играющего роль Алисы. Настоящая Алиса наблюдает за сценкой. Шаг 5: Практическая отработка ребенком требуемого поведения и получение обратной связи от группы После проигрывания ситуации ведущий спрашивает у Алисы, готова ли она сама попробовать повторить что-нибудь из показанного. Она соглашается и играет свою роль в той же ситуации. После того, как Алиса проиграла сценку, ведущий дает ей положительную обратную связь, хвалит за работу и просит других детей также высказать свои оценки. Группа помогает Алисе внести некоторые изменения в поведение — а именно, говорить более уверенно и уходить более демонстративно. Ведущий дает возможность Алисе проиграть ситуацию столько раз, сколько ей требуется, спрашивая после каждой попытки, как она себя чувствовала во время проигрывания. Члены группы также поддерживают Алису и обеспечивают обратную связь. В завершение ведущий спрашивает, что Алиса может и хочет сделать в качестве домашней работы (см. раздел «Домашние задания», с. 179-185). Алиса решает, что она может попробовать обратиться к своей старшей сестре и потребовать не трогать ее вещи. На следующем занятии ведущий также возвращается к ситуации Алисы, подкрепляя ее попытки применить полученные знания в реальной жизни. Очень важно дать детям возможность в заключительной части занятия обсудить свое участие в процессе обучения. Вопросы могут быть, например, такими:
(Ребенку, для которого проводилась игра) Что ты чувствовал, когда видел, как другие дети играли твою роль? Что ты узнал, наблюдая за ними? (Участникам ролевой игры) Что вы узнали, играя роль _________________? Как это помогло вам? (Всей группе) Как вы думаете, чем этот опыт может пригодиться вам? Наконец, Corey и Corey (1992) напоминают нам, что самая главная функция ведущего — это умение быть примером для членов группы. Если вы сами не демонстрируете детям определенные моде- 14* 212 Группова я работа с детьми и подростками ли поведения, не следует ожидать этого и от них. Дети особенно нуждаются в том, чтобы им показали, как следует вести себя, например, как выражать сочувствие, хвалить другого за успехи, работать с незаконченными предложениями или принимать участие в обсуждении. Каждый раз, когда вы просите детей сделать что-нибудь новое, покажите пример, чтобы они поняли, что вы от них ждете. Они гораздо большему научатся наблюдая, чем читая или слушая! Пример __________________________________________ Используйте обучение на примерах для того, чтобы помочь детям освоить новые формы поведения. Ниже еще раз приводятся основные шаги. Если необходимо,помогите детямспланировать и выполнить домашнюю работу. Шаг1 Объяснение смысла техники. Шаг 2 Выделение вместе с группой элементарных составляющих поведения или наиболее корректных способов управления ситуацией. ШагЗ Процедура выбора детей (можно по желанию), которые согласны продемонстрировать требуемое поведение. Шаг 4 Демонстрация примеров поведения ребенку, которому они предназначены. Шаг 5 Практическая отработка ребенком требуемого поведения и получение обратной связи от группы. Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 213 Литература Bandura.A. (1976). Effecting change through participant modeling. In J. D. Krumboltz & С. E. Thoresen (Eds.), Counseling methods (pp. 248-265). New York: Holt, Rinehart and Winston. Corey, G., Corey, M. S., Callanan, P., & Russell, J. M. (1992). Group techniques (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Corey, M. S., & Corey, G. (1992). Groups: Process and practice. (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Cormier, W. H., & Cormier, L. 5. (1991). Interviewing strategies for helpers (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Davis, A., Rosenthal, T. L, & Kelley, J. E. (1981). Actual fear cues, prompt therapy, and rationale enhance participant modeling with adolescents. Behavior Therapy, 12, 536-542. Gresham, F., & Nagle, R. (1980). Social skills training with children: Responsiveness to modeling and coaching as a function of peer evaluation. Journal of Consulting and Clinical Psychology 48, 718-729. Jay, S. M., Elliott, С H., Ozolins, M., Olson, R. A., & Pruitt, S. D. (1985). Behavioral management of children's distress during painful medical procedures. Behaviour Research and Therapy, 23, 513-520. Ladoucour, R. (1983). Participant modeling with or without cognitive treatment for phobias. Journal of Consulting and Clinical Psychology 51,930-932. Osborn, E. (1986). Effects of participant modeling and desensitization on childhood warm water phobia. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 17,117-119.
Perry, M. A., & Furukawa, M.J. (1980). Modeling methods. In F. H. Kanfer & A. P. Goldstein (Eds.), Helping people change (pp. 131-171). New York: Pergamon. Russell, M. L. (1974). The decision-making book for children. Unpublished manuscript, Stanford University, Stanford, CA. Wurtele, S., Marro, S., & Miller-Perrin, С (1987). Practice makes perfect? The role of participant modeling in sexual abuse prevention programs. Journal of Consulting and Clinical psychology, 55,599-602. 214 Групповая работа с детьми и подростками МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ: Обзор В технике самомоделирования, разработанной Hosford в 1970-х годах (Hosford, 1974,1980; Hosford & de Visser, 1974), ребенок сам служит себе примером. Новые формы поведения, которые он осваивает, записываются на аудио- или видеокассету. Далее ребенок смотрит или слушает запись, затем пытается корректировать свое поведение и записывает свои попытки до тех пор, пока не будет удовлетворен результатом. В дальнейшем он при необходимости возвращается к этим записям, просматривает или прослушивает их и параллельно отрабатывает новые формы поведения до тех пор, пока они не станут для него привычными, что называется, «на каждый день». Эта методика обычно нравится детям и подросткам, которые осваивают социальные навыки и стратегии совладающего поведения. Я использую адаптированную для детей технику самомоделирования, разработанную в свое время Cormier и Cormier (1991) для взрослых. [ f*. '■ j Этот процесс состоит из пяти шагов: • Объяснение смысла методики. • Запись модели желаемого поведения. • Внесение изменений в записанный материал. • Просмотр записи. • Домашняя работа над своим поведением с помощью записи подходящего варианта поведения. Самомоделирование подходит для отработки следующих социальных навыков или форм поведения: • Выработка уверенности в себе, что может включать, например, умение обращаться за помощью или за разъяснениями, отстаивать свое мнение, выражать отрицательные эмоции. • Совладение с ситуациями, провоцирующими агрессию. • Умение строить отношения с новыми людьми. • Умение работать и отвечать на уроках. Часть 3: Приемы терапевтического вз аимодействия 215 Обоснование В каких случаях техника самомоделирования более эффективна, чем обучение на примерах? Исследования показали, что обучение на примерах подходит далеко не всем в группе (Bandura, 1971; Hosford, 1980; McDonald, 1973). Некоторым детям проще выступить моделями для самих себя, чем наблюдать за поведением тех, с кем они не могут себя идентифицировать. Кроме того, работая таким образом, дети чувствуют себя более безопасно. Использование видео- и аудиозаписей является сильным стимулом, и дети с большим желанием берутся за изменение своего поведения и ждут оценки и одобрения от сверстников. Кроме того, дети могут вести себя более «естественно» и немедленно получить очень точную обратную связь. Применение этой техники отвечает следующим целям: • Обеспечение высокого уровня мотивации в освоении ребенком новых форм поведения. • Обеспечение обратной связи и поддержки со стороны сверстников в процессе работы над новыми формами поведения. • Более эффективное закрепление приобретенных навыков в реальной жизни. • Исключение негативных реакций, которые могут возникнуть, если поведение ребенка будут моделировать другие члены группы. Практические рекомендации На каждом этапе работы с методикой решаются свои определенные задачи, например: Шаг 1: Объяснение смысла и краткое описание техники. Выбор ребенка, который будет работать по этой технике Очень важно понятно объяснить смысл данной техники и кратко описать, что будет происходить. Вам необходимо получить согласие ребенка на такую работу. Например, вы можете сказать:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|