Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 227





 


РЕЛАКСАЦИЯ:

ТЕХНИКА ПОСТЕПЕННОГО РАССЛАБЛЕНИЯ

МЫШЦ_______________________________

Обзор

Большинство взрослых знает, что стрессы, напряжение и трево­га являются составной частью повседневной жизни. Нам трудно понять, что дети и подростки тоже переживают стрессовые си­туации, тем более что их природная живость и высокий уровень энергетики часто делают незаметным воздействие таких ситуа­ций на их физическое и психическое здоровье. Многие дети рано встают, чтобы успеть к началу школьных занятий, и возвращают­ся ближе к вечеру после напряженной деятельности или остают­ся на группе продленного дня до тех пор, пока родители не забе­рут их домой после работы. Мы плохо представляем себе потребности детей, потому что, когда росли мы сами, многое было другим.

Ранние исследования стресса были направлены на выяснение, что такое стресс и как он воздействует на нашу работоспособность (например, Jacobson, 1929, Lazarus, Deese, & Osier, 1952). В 1970-x и 1980-х годах в медицине, психиатрии, образовании и других прикладных областях, связанных с психическим здоровьем, разрабатывались техники, позволяющие справляться с воздействием сильных стрессовых ситуаций (например, Benson, 1976; Denniston & McWilliams, 1975; Lehrer & Woolfolk, 1982). Существует четыре основных подхода к работе со стрессовой ситуацией: уменьшение, совладание, контроль и избегание. Они включают когнитивные, поведенческие, физиологические и экологические техники (Budzynski &Peffer, 1980).

Умение расслабляться может помочь детям или справиться с ситуа­циями, вызывающими повышенную нервозность (например, экза­мен или посещение зубного врача), или «отойти» от них (например, после ссоры с другом или после провала на экзамене). Иногда тех­ники расслабления изучаются сами по себе, а иногда — как состав-


ная часть других приемов, таких как повышение устойчивости к стрессам, формирование защиты или восстановление душевного равновесия.

Ниже приводится техника постепенного расслабления мышц, опи­санная в работе Cautela и Groden (1978), которую я с успехом при­меняла в группах с детьми и подростками. В общем виде эта техни­ка представляет собой процесс, состоящий из четырех шагов: напряжение отдельных мышц, наблюдение за ощущениями напря­женных мышц, расслабление мышц и наблюдение за ощущениями расслабленных мышц. Процесс повторяется для каждой группы мус­кулов, начиная с основных мышц тела, и завершается полным рас­слаблением.

Обоснование

Обычно дети и подростки, приходящие на групповые занятия, нужда­ются в дополнительной помощи в освоении социальных навыков и стратегий совладающего поведения. Они часто переживают сильный стресс вследствие психологической или педагогической запущенно­сти. Техника постепенного расслабления мышц дает детям инстру­мент, который они могут использовать для снятия напряжения в раз­личных стрессовых ситуациях. В отличие от большинства терапевтических приемов, использование которых предполагает до­статочный уровень интеллектуального развития и определенную зре­лость клиентов, эту технику можно применять практически независи­мо от возраста и степени развития детей. Она универсальна и доступна. Соблюдая указанные ниже предосторожности, этой техни­ке можно обучить и детей с различными педагогическими и физи­ческими недостатками.

С помощью данной техники мы достигаем следующих целей:

Помогаем детям локализовать стресс как определенное мы­шечное напряжение и уменьшить его воздействие путем на­правленного расслабления.

Помогаем детям овладеть навыками снятия напряже­ния и тревожности до, во время и после стрессовой ситуации.


15*


       
 
   
 

228 Групповая работа с детьми и подростками

Практические рекомендации

Приемы расслабления можно изучать в процессе групповой работы и затем прибегать к ним в стрессовых ситуациях, связанных с тема1 тикой группы: развод родителей, потери, управление агрессией, школьное окружение и т.п. Вы можете изучить технику расслабле­ния на занятии, а индивидуально дети будут отрабатывать её между занятиями.

В разделе, посвященном вопросам практического применения тех­ники, содержится описание схемы постепенного расслабления мышц, которое можно использовать на занятии с группой.

Прежде чем начать эту работу, примите к сведению следу­ющее:

Не практикуйте упражнения с детьми, которым противопо­казано излишнее напряжение мышечной системы. К ним от­носятся дети с множественными склерозами, артритом, ас­тмой, болезнями сердца, повышенным или пониженным кровяным давлением или заболеваниями мышечной систе­мы. В случае малейшего сомнения расспросите родителей и получите медицинское заключение.

Постарайтесь внушить детям, что умение расслабляться — это некоторый навык и, как любое умение (например, игра на пианино или баскетбол), требует ежедневных тренировок.

Обговорите с детьми время и место, когда и где они смог­ли бы спокойно тренироваться. Если у них есть братья или сестры, которые будут смеяться или мешать им, вряд ли они будут отрабатывать дома навыки расслабления и про­цесс обучения займет много времени. Детям необходимо определиться со временем для занятий и выделить на это, например, полчаса перед сном.

Детям может быть трудно запомнить сразу все части тела, которые они должны напрягать и расслаблять. Поэтому вы можете раздать им листочки с описанием последователь­ности упражнения. Кроме того, вы можете снабдить их аудиокассетами с записью занятия или попросить родите­лей помочь им.


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 229

• Некоторые дети могут чувствовать смущение при выполне­нии упражнений по напряжению и расслаблению мышц. (Под­ростки могут чувствовать себя неловко из-за присутствия сверстников). Таким детям следует сказать, что смущение — это вполне нормально и что каждый в группе настолько за­нят выполнением упражнения, что у него нет времени рас­сматривать остальных.

Пример

Объясните назначение техники постепенного расслабления мышц. Попро­сите детей прийти в свободной одежде и рассадите их в креслах так, чтобы между ними было достаточно места. Слегка затемните комнату и начните читать описание упражнения спокойным и медленным голосом. Если необходимо, помогите детям выполнить упражнения в правильном порядке.

Когда вы напряжены, огорчены или нервничаете, некоторые мыш­цы вашего тела сокращаются. Напрягая самостоятельно отдель­ные мышцы, вы сможете определять, какие мышцы сокращены. Потом мы научимся расслаблять их. Попробуйте напрячь и рас­слабить следующие группы мышц.

Лоб

Наморщите лоб. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение (над переносицей и под каждой бровью). Медленно рас­слабьте лоб и особо внимательно следите за теми областями, кото­рые напряжены больше всего. Понаблюдайте несколько секунд, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их пол­ностью. Заметьте разницу в мышечных ощущениях.

Глаза

Очень плотно закройте глаза. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение. Ваши глаза должны быть напряжены в верхней и нижней частях век и по внешним и внутренним грани­цам глаза. Обратите особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Постепенно расслабляйте глаза, медлен­но открывая их. Отметьте разницу в мышечных ощущениях.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...