Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 227
РЕЛАКСАЦИЯ: ТЕХНИКА ПОСТЕПЕННОГО РАССЛАБЛЕНИЯ МЫШЦ_______________________________ Обзор Большинство взрослых знает, что стрессы, напряжение и тревога являются составной частью повседневной жизни. Нам трудно понять, что дети и подростки тоже переживают стрессовые ситуации, тем более что их природная живость и высокий уровень энергетики часто делают незаметным воздействие таких ситуаций на их физическое и психическое здоровье. Многие дети рано встают, чтобы успеть к началу школьных занятий, и возвращаются ближе к вечеру после напряженной деятельности или остаются на группе продленного дня до тех пор, пока родители не заберут их домой после работы. Мы плохо представляем себе потребности детей, потому что, когда росли мы сами, многое было другим. Ранние исследования стресса были направлены на выяснение, что такое стресс и как он воздействует на нашу работоспособность (например, Jacobson, 1929, Lazarus, Deese, & Osier, 1952). В 1970-x и 1980-х годах в медицине, психиатрии, образовании и других прикладных областях, связанных с психическим здоровьем, разрабатывались техники, позволяющие справляться с воздействием сильных стрессовых ситуаций (например, Benson, 1976; Denniston & McWilliams, 1975; Lehrer & Woolfolk, 1982). Существует четыре основных подхода к работе со стрессовой ситуацией: уменьшение, совладание, контроль и избегание. Они включают когнитивные, поведенческие, физиологические и экологические техники (Budzynski &Peffer, 1980). Умение расслабляться может помочь детям или справиться с ситуациями, вызывающими повышенную нервозность (например, экзамен или посещение зубного врача), или «отойти» от них (например, после ссоры с другом или после провала на экзамене). Иногда техники расслабления изучаются сами по себе, а иногда — как состав-
ная часть других приемов, таких как повышение устойчивости к стрессам, формирование защиты или восстановление душевного равновесия. Ниже приводится техника постепенного расслабления мышц, описанная в работе Cautela и Groden (1978), которую я с успехом применяла в группах с детьми и подростками. В общем виде эта техника представляет собой процесс, состоящий из четырех шагов: напряжение отдельных мышц, наблюдение за ощущениями напряженных мышц, расслабление мышц и наблюдение за ощущениями расслабленных мышц. Процесс повторяется для каждой группы мускулов, начиная с основных мышц тела, и завершается полным расслаблением. Обоснование Обычно дети и подростки, приходящие на групповые занятия, нуждаются в дополнительной помощи в освоении социальных навыков и стратегий совладающего поведения. Они часто переживают сильный стресс вследствие психологической или педагогической запущенности. Техника постепенного расслабления мышц дает детям инструмент, который они могут использовать для снятия напряжения в различных стрессовых ситуациях. В отличие от большинства терапевтических приемов, использование которых предполагает достаточный уровень интеллектуального развития и определенную зрелость клиентов, эту технику можно применять практически независимо от возраста и степени развития детей. Она универсальна и доступна. Соблюдая указанные ниже предосторожности, этой технике можно обучить и детей с различными педагогическими и физическими недостатками. С помощью данной техники мы достигаем следующих целей: Помогаем детям локализовать стресс как определенное мышечное напряжение и уменьшить его воздействие путем направленного расслабления. Помогаем детям овладеть навыками снятия напряжения и тревожности до, во время и после стрессовой ситуации.
15*
Практические рекомендации Приемы расслабления можно изучать в процессе групповой работы и затем прибегать к ним в стрессовых ситуациях, связанных с тема1 тикой группы: развод родителей, потери, управление агрессией, школьное окружение и т.п. Вы можете изучить технику расслабления на занятии, а индивидуально дети будут отрабатывать её между занятиями. В разделе, посвященном вопросам практического применения техники, содержится описание схемы постепенного расслабления мышц, которое можно использовать на занятии с группой. Прежде чем начать эту работу, примите к сведению следующее: Не практикуйте упражнения с детьми, которым противопоказано излишнее напряжение мышечной системы. К ним относятся дети с множественными склерозами, артритом, астмой, болезнями сердца, повышенным или пониженным кровяным давлением или заболеваниями мышечной системы. В случае малейшего сомнения расспросите родителей и получите медицинское заключение. Постарайтесь внушить детям, что умение расслабляться — это некоторый навык и, как любое умение (например, игра на пианино или баскетбол), требует ежедневных тренировок. Обговорите с детьми время и место, когда и где они смогли бы спокойно тренироваться. Если у них есть братья или сестры, которые будут смеяться или мешать им, вряд ли они будут отрабатывать дома навыки расслабления и процесс обучения займет много времени. Детям необходимо определиться со временем для занятий и выделить на это, например, полчаса перед сном. Детям может быть трудно запомнить сразу все части тела, которые они должны напрягать и расслаблять. Поэтому вы можете раздать им листочки с описанием последовательности упражнения. Кроме того, вы можете снабдить их аудиокассетами с записью занятия или попросить родителей помочь им. Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 229 • Некоторые дети могут чувствовать смущение при выполнении упражнений по напряжению и расслаблению мышц. (Подростки могут чувствовать себя неловко из-за присутствия сверстников). Таким детям следует сказать, что смущение — это вполне нормально и что каждый в группе настолько занят выполнением упражнения, что у него нет времени рассматривать остальных.
Пример Объясните назначение техники постепенного расслабления мышц. Попросите детей прийти в свободной одежде и рассадите их в креслах так, чтобы между ними было достаточно места. Слегка затемните комнату и начните читать описание упражнения спокойным и медленным голосом. Если необходимо, помогите детям выполнить упражнения в правильном порядке. Когда вы напряжены, огорчены или нервничаете, некоторые мышцы вашего тела сокращаются. Напрягая самостоятельно отдельные мышцы, вы сможете определять, какие мышцы сокращены. Потом мы научимся расслаблять их. Попробуйте напрячь и расслабить следующие группы мышц. Лоб Наморщите лоб. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение (над переносицей и под каждой бровью). Медленно расслабьте лоб и особо внимательно следите за теми областями, которые напряжены больше всего. Понаблюдайте несколько секунд, как чувствуют себя расслабляющиеся мышцы, затем расслабьте их полностью. Заметьте разницу в мышечных ощущениях. Глаза Очень плотно закройте глаза. Отметьте места, где вы чувствуете максимальное напряжение. Ваши глаза должны быть напряжены в верхней и нижней частях век и по внешним и внутренним границам глаза. Обратите особое внимание на те области, которые напряжены больше всего. Постепенно расслабляйте глаза, медленно открывая их. Отметьте разницу в мышечных ощущениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|