Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия




Литература

DeRisi, W.J., & Butz, G. (1975). Writing behavioral contracts: A case simulation practice manual. Champaign, IL: Research Press.

Goodyear, R. K., & Bradley, F. 0. (1980). The helping process as contractual. Personal and Guidance Journal, 58,512-515.

Lazarus, A. A. (1981). The practice of multimodal therapy. New York: McGraw-Hill.

Seidner, M. L, & Kirschenbaum, D. S. (1980). Behavioral contracts: Effects of pretreatment information and intention statements. Behavior Therapy, 11,689-698.

Wysocki, Т., Hall, G., Iwata, В., & Riordan, M. (1979). Behavioral management of exercise: Contracting for aerobic points. Journal of Applied Behavior Analysis, 12, 55-64.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Обзор

Групповая работа должна помочь подросткам в их стремлении изменить свою жизнь. В этом смысле имеет значение не только содержание групповых занятий, но и все, что происходит вне них. Работа между занятиями важна, в первую очередь, потому, что дает возможность детям закрепить в реальной жизни опыт и на­выки, которые они получили в процессе работы на занятиях. Без этого групповое консультирование выглядит бессмысленным. До­машняя работа по самосовершенствованию может помочь детям научиться использовать приобретенный на группе опыт в реаль­ной жизни.

Предполагается, что подросток выполняет домашнее задание в перерыве между занятиями, а на встречах группы рассказывает о результатах своей работы. Содержание домашнего задания ве­дущий и члены группы обговаривают вместе. Обычно такая рабо­та заключается в выполнении ряда когнитивных, поведенческих и/или эмоциональных задач и упражнений.


 

Групповая работа с детьми и подростками

Например, когнитивное задание может состоять в том, чтобы ре­бенок отслеживал, насколько часто он отрицательно оценивает свои возможности и поведение и постарался уменьшить количе­ство таких негативных суждений о самом себе. Некоторые дети постоянно говорят себе: «Я не могу это сделать», «Я неуклюжий», «Я сейчас разозлюсь и подерусь с кем-нибудь, потому что не могу сдержаться» и т.п. На первой неделе с ребенком можно договориться о том, что он будет следить за собой и подсчиты­вать, как часто он говорит себе такие вещи. На следующей неде­ле ребенок может попробовать заменять негативные утвержде­ния на положительные.

Домашняя работа, связанная с эмоциональной сферой, может зак­лючаться в том, что ребенок будет стараться выражать кому-то свое расположение или симпатию, например, говорить что-нибудь при­ятное другу, маме или кому-либо еще не реже, чем дважды в день.

Домашняя работа, направленная на изменение поведения, может заключаться в том, что ребенок будет регулярно выполнять школь­ные домашние задания и давать их на проверку родителям, прежде чем показывать учителю.

Обоснование

У домашней работы по самосовершенствованию та же цель, что и у школьных домашних заданий: продолжить процесс обучения за рам­ками обучающей среды и предоставить ребенку возможность при­менить полученные знания на практике. Такая работа способствует закреплению полученных навыков и использованию их в повседнев­ной жизни.

Конкретные цели домашнего задания заключаются в том, чтобы:

Научить ребенка контролировать свое поведение и ответ­ственно относиться к работе над собой.

Ускорить достижение результатов групповой работы.

Помочь детям научиться прогнозировать последствия их по­ступков и оценивать влияние их поведения на них самих и окружающих.


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействи я 187

• Выработать уверенность в собственных силах (т.е. дать детям почувствовать, что они могут работать над своими проблемами самостоятельно так же успешно, как и на за­нятиях).

• Помочь детям в достижении их собственных, индивидуаль­ных целей.

Практические рекомендации

В конце занятия при обсуждении результатов работы вы можете предложить детям попробовать выполнить некоторую самостоя­тельную работу по самосовершенствованию. Такая работа долж­на быть добровольной. Например, вы можете сказать: «Сегодня мы отрабатывали три способа, которыми можно справиться со своим гневом. Скажите, пожалуйста, какой из предложенных ва­риантов вы бы хотели попробовать применить на этой неделе, если вдруг попадете в ситуацию, которая разозлит вас?» Обычно кто-нибудь из группы откликается на это предложение. Если вы собираетесь дать домашнее задание и рассчитываете на согласие детей выполнять его, придерживайтесь описанной ниже стратегии. Вы сами избежите разочарования и убережете ребен­ка от чувства вины и заниженной самооценки, если ответственно подойдете к организации домашней работы.

Шаг 1: Дайте ясное обоснование

Очень важно ясно и понятно объяснить ребенку, почему вам кажется необходимой домашняя работа. Если ребенок не поймет этого, его согласие будет формальным. Попросите его самого рассказать, почему домашняя работа —это важно. Если вы видите, что ребенок затрудняется своими словами обосно­вать необходимость выполнения домашнего задания, значит, скорее всего, он не понял, зачем это нужно, и работать дома не будет.

Ребенку недостаточно знать ваше мнение по поводу важности до­машней работы. Он должен найти и сформулировать «свои причи­ны». Обращайте внимание на тон голоса и невербальную активность ребенка в процессе объяснения смысла домашней работы, это по-


188 Группо вая работа с детьми и подростками

может вам понять, действительно ли ребенок уяснил все преиму­щества такой работы. Наконец, спросите себя: «А меня самого убе­дили бы подобные объяснения?»

V|.] Шаг 2: Опишите, что надо делать ►*^-4 Предельно точно определите, что ребенок должен будет де­лать. Домашняя работа должна обязательно перекликаться с содер­жанием занятия. Задания должны быть знакомы ребенку, или вы должны быть уверены, что он знает, как его делать. Несколько при­меров домашних заданий:

• Сказать что-нибудь хорошее друзьям или родственникам. На­пример: «Ты мне нравишься», «Я благодарен тебе, мама», «Ты сегодня прекрасно выглядишь», «Я очень рад, что мы дружим с тобой», «Бабушка, я тебя люблю» или «Спасибо за твою помощь».

• Выполнять школьные домашние задания (или работу по дому и т.п.) без напоминания.

• Выйти из комнаты, если брат начинает ссору.

• Спросить маму, не надо ли помочь ей.

• Если кто-нибудь предложит закурить, сказать: «Это не для моих прекрасных легких», —и уйти.

• Сказать себе: «Я могу справиться с этим» или «Я могу сделать это».

• Послушать музыкальную запись для релаксации.

 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...