Шаг 5: Подготовка домашнего задания
Попросите ребенка прослушивать кассету каждый день и пробовать задавать вопрос вслух в беседе с кем-нибудь (с другом, братом, сестрой) или про себя. Попросите его принести кассету на следующее занятие и рассказать всем о результатах своей работы. Если результаты будут положительные, спросите у ребенка, что он хочет попробовать дома еще. Не форсируйте события, следуйте собственному темпу ребенка Эта техника может использоваться в группе в нескольких вариантах. Ребенок может работать один в то время, как остальная группа наблюдает за ним и поддерживает его усилия. С другой стороны, могут работать и несколько человек одновременно. Работа в небольшой группе может быть эффективной при условии, что несколько детей осваивают один и тот же навык, например, умение отвечать уверенно. В группе из восьми человек вы можете орга- 218 Групповая работа с детьми и подростками низовать две подгруппы по четыре ребенка. Кто-то один в каждой подгруппе будет отрабатывать выбранный навык, а остальные будут наблюдать, советовать и изображать окружение. Я, когда работала с подростками, разбивала группу на четыре пары, которые параллельно отрабатывали, например, умение вести себя уверенно, обращаться без стеснения за помощью и обмениваться мнениями и тут же записывали результаты своей работы на аудиопленку. Однако если вы работаете с видеокамерой, то не стоит работать с подгруппами, поскольку шум и сутолока будут сильно мешать работе. Описанная техника наиболее эффективна в том случае, когда дети уже хорошо могут работать друг с другом, и уровень доверия в группе достаточно высок. Результаты могут быть крайне негативными, если ребенок, работающий по этой методике, не будет чувствовать себя достаточно уверенно перед лицом остальной группы, а также если остальные дети не смогут или не захотят предоставить ему необходимую поддержку.
Большинство детей с нормальной самооценкой с удовольствием работают по этой технике (даже начинают немного «играть на публику») и быстро добиваются положительных результатов (Davis, 1979; Dowrick & Dove, 1980). Застенчивым же детям, детям с заниженной самооценкой или детям с несформированными социальными навыками, возможно, лучше сначала посмотреть, как работают остальные. И заключительный совет: перед тем как предлагать работать по этой технике в группе, проверьте магнитофон или видеокамеру! Пример Используйте техникусамомоделирования для того,чтобы помочь детям освоить и отработать новые формы поведения. Ниже еще раз приводится описание техники по шагам. Шаг1 Объяснение смысла и краткое описание техники. Выбор ребенка, который будет работать по этой технике. Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 219 Шаг 2 Обсуждение вместе с группой возможных моделей поведения. Запись на пленку выбранной модели поведения в исполнении ребенка. ШагЗ Оценка группой попытки ребенка. Спросите ребенка, что ему не понравилось; спросите остальных, что они могут предложить для улучшения исполнения. Шаг 4 Повторная запись до тех пор, пока ребенок не почувствует, что он доволен результатом. Шаг 5 Подготовка домашнего задания. Литература Bandura, А. (1971). Psychotherapy based on modeling principles. In A. E. Bergin & 5. E. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change: An empirical analysis (pp. 653-708). New York: Wiley. Cormier, W. H., & Cormier, L. 5. (1991). Interviewing strategies for helpers (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Davis, R. (1979). The impact of self-modeling on problem behaviors in school age children. School Psychology Digest 8,128-132. Dowrick, P. W., & Dove, С (1980). The use of self-modeling to improve the swimming performance of spina bifida children. Journal of Applied Behavior Analysis, 13, 51-56. Hosford, R. E. (1974). Counseling techniques: Self-as-a-model film. Washington, DC: American Personnel and Guidance Association.
Hosford, R. E. (1980). Self-as-a-model: A cognitive social learning technique. Counseling psychologist, 9, 45-62. Hosford, R. E., & de Visser, L. (1974). Behavioral approaches to counseling: An introduction. Washington, DC: American Personnel and Guidance Association. McDonald, F. (1973). Behavior modification in teacher education. In Behavior modification in education: 72nd yearbook of the National Society for the Study of Education. University of Chicago Press. 220 Групповая работа с детьми и подростками Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 221
ДИАГРАММА ОТВЕТСТВЕННОСТИ Обзор Быть ответственным означает держать ответ за что-то или признать, что именно ты был причиной чего-то. Существует несколько типов ответственности, например: ответственность за себя, ответственность за других, моральная ответственность или юридическая ответственность. Несмотря на множество мнений о том, чему и как учить детей, существует определенное согласие, что детям необходимо уже с самого раннего возраста предоставить возможность учиться ответственному поведению, и такое поведение должно направляться и подкрепляться значимыми для них взрослыми до тех пор, пока они не вырастут. Родители, учителя и, в целом, взрослые заинтересованы в том, чтобы дети учились вести себя ответственно. На первый взгляд, понятие ответственности выглядит очень простым, но оно слишком абстрактно. Как же можно научить быть ответственными детей, которые мыслят исключительно конкретно? В групповой работе с детьми и подростками я использую «диаграмму ответственности» — технику, которая позволяет сделать наглядными различные аспекты, связанные с ответственностью. Полная круговая диаграмма соответствует 100% ответственности в какой-либо конкретной ситуации за то или иное поведение. Детей просят взять на себя некоторую долю ответственности, какой бы маленькой она ни была. Например, ребенок может сказать: «Ну, моя ответственность всего 5%. За все остальное отвечает мой брат». Принятая ответственность становится основой для того, чтобы объяснить ребенку, что можно было сделать, чтобы избежать проблем, и как стать более ответственным в будущем. Обоснование Дети не любят, когда их ругают, независимо оттого, понимают ли они, что явились причиной неприятностей, или считают, что не они ответственны за случившееся. Когда кто-то строго напоминает им об их ответственности, дети обычно стремятся переложить вину на кого-то еще или придумывают различные
объяснения, лишь бы не отвечать за свои поступки. Например, мать может сказать дочери: «Лора, ты оставила открытое повидло на террасе, и теперь вся банка полна муравьев». Лора скорее всего отклонит это обвинение: «Ну мам, я же не знала, что они сюда залезут!» Другими словами, она не принимает на себя ответственность за то, что муравьи добрались до еды. Работа с диаграммой помогает детям установить связь между их поведением и его последствиями и избежать при этом ситуации обвинения. Кроме того, они имеют возможность принять участие в поиске более приемлемых вариантов решения проблем. Они начинают стремиться к избеганию ситуаций, которые могут ранить других или причинить вред им самим. Данная техника позволяет: V-32J. объяснить детям понятие ответственности, проанализировать, как она проявляется в мыслях и поступках. • Помочь детям понять, что их действия влияют на остальных. • Объяснить детям, что принятие ответственности за свои действия может стать для них позитивным опытом. • Помочь детям осознать, что ответственное поведение повысит их самооценку. Практические рекомендации В качестве практических рекомендаций ниже приведен пошаговый план занятия. 1.1 Шаг 1: Опишите ситуацию, в которой кто-то не проявил должной ответственности Проясните, что ожидалось в данной ситуации и что произошло в действительности. '*!.] Шаг 2: Нарисуйте на доске или большом листе бумаги f _: ■ '1 «диаграмму ответственности» и спросите детей, какую долю ответственности они хотят взять на себя Отметьте эту часть ответственности на диаграмме. Например, если ребенок берет на себя 20% ответственности, диаграмма будет выглядеть так, как показано на иллюстрации на следующей странице. 222 Групповая работа с детьми и подростками
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|