Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 191
Шаг 6: Обсудите результаты домашней работы и окажите им поддержку Если вы дали детям домашнее задание, не забудьте обсудить результаты их работы. При обсуждении вы можете использовать вопросы следующего типа: Что ты узнал о себе во время выполнения этого задания? Что ты почувствовал, когда сделал домашнюю работу (удовлетворение, гордость, облегчение)? Чему ты научился после выполнения домашнего задания? Над чем тебе еще нужно поработать? Обязательно выражайте одобрение даже по поводу незначительных успехов. Как бы не были малы эти шаги на пути к цели, это шаги в нужном направлении, и вы никогда не узнаете, какие препятствия пришлось преодолеть ребенку. Не скупитесь на похвалу и поддержку! Вы можете придумать вознаграждение за выполнение домашней работы или считать, что положительные оценки со стороны остальных членов группы уже будут достаточным одобрением (в качестве призов можно использовать какое-либо угощение). И, наконец, домашняя работа по самосовершенствованию обязательно должна отвечать реальным потребностям ребенка. У каждого ребенка есть негативный опыт, свои способы защиты и умение противостоять разочарованию. Учет индивидуальных требований не означает, что вы должны готовить свой вид домашней работы для каждого ребенка. Просто ваши домашние задания должны быть достаточно гибкими для того, чтобы дети могли адаптировать их под свою ситуацию. Например, если ребенок должен каждый день говорить кому-нибудь что-то хорошее, то пусть он сам выберет, кому именно он будет говорить это (маме, сестре, другу).
Пример __________________________________________ ' Определите, что дети могут сделать самостоятельно между занятиями. Ниже приведен пример домашнего задания. Вы можете изменить его, учитывая специфику вашей ситуации. Пункт 5 — «Принести» — является напоминанием детям, чтобы они не забыли взять этот бланк на следующее занятие. Иллюстрация 10 ПРИМЕР ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПОСАМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 1. Зачем (причина, по которой необходима данная работа) 2. Что (что необходимо попробовать сделать) 3. Как часто (как долго или как часто необходимо выполнять задание) 4. Отчет (что необходимо фиксировать) 5. Принести (что необходимо принести на занятие) 192 Групповая работа с детьми и подростками ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Обзор Обратная связь—это своего рода зеркало, которое позволяет членам группы понять, как их видят остальные. Дети и подростки постоянно получают обратную связь вне зависимости от того, просят они об этом или нет. Несколько примеров: • Приглашение кого-либо в спортивную команду означает высокую оценку его атлетических качеств; и наоборот, отказ принять в команду означает, что подросток не очень высоко оценивается в атлетическом плане. • То, что ребенка выбрали старостой класса, говорит о его популярности и признании его организаторских способностей. • Двойка по математике свидетельствует о том, что учитель не верит в то, что ребенок успешно освоил материал. • Выкрик «Вали отсюда, слабак» говорит о том, что ребенка не воспринимают как достойного партнера по игре. В группе обратная связь означает предоставление члену группы оценки его поведения со стороны остальных участников и получение аналогичной информации от него. Согласно Kaul и Bednar (1978), обратная связь включает: • Качество: положительная или отрицательная информация. • Содержание: поведенческий аспект (описание поведения) и эмоциональный аспект (описание чувств человека, предоставляющего обратную связь).
• Источник: открытый или анонимный. • Способ передачи: устно или письменно. • Время: «здесь и теперь» или «там и тогда». Обоснование В групповой работе со взрослыми обратная связь рассматривается как основное средство помощи членам группы, которые пытаются Часть 3: Приемы терапевтического вза имодействия 193 справиться со своими психологическими травмами. (Corey & Corey, 1992; Kaul & Bednar, 1978; Morran, Robison, & Stockton, 1985). В групповой работе с детьми и подростками цель обратной связи обычно заключается в предоставлении детям такой информации о них самих, которая поможет им изменить свое поведение, являющееся источником проблем во взаимоотношениях.
Более конкретно, цели обратной связи в этом случае могут быть следующие: • Помочь детям понять, как их воспринимают остальные. • Предоставить им информацию, которая поможет им научиться более эффективным способам взаимодействия. • Предоставить всем членам группы возможность более ответственно подходить к своему поведению. • Дать детям возможность запросить и получить помощь и рекомендации по поводу их проблем. Практические рекомендации Обратная связь — это очень сильный прием, и применять его следует с осторожностью. В групповой работе с детьми первое, на что следует обращать внимание, — это уровень мышления детей. Дети смогут освоить обратную связь только в том случае, если она будет соответствовать их уровню развития. Чем меньше возраст детей, тем проще и конкретнее должна быть обратная связь. Кроме того, необходимо помнить, что групповая работа с детьми направлена на освоение социальных норм, на осознание и выражение чувств и на изменения в поведении, а не на озарение. Это не значит, что дети в первом или втором классе не могут понять, почему их поведение является неприемлемым для остальных, просто им трудно изменить его только в результате полученной обратной связи. Если Джонни толкает Джоя, Джой может сказать: «Ой! Мне больно! Перестань!», если Джонни после этого перестанет толкаться, то, скорее всего, не из-за того, что он получил обратную связь, а из-за опасения нарваться на неприятности.
Младшие дети весьма эгоцентричны и мыслят конкретно. Подростки, с другой стороны, вполне могут понять, почему их поведе- I.1 Р. Смид ""'^^ЩЖ0>»W^ 194 Групповая работа с детьми и подростками ние не нравится остальным, и, если такая информация доводится до них нужным образом и в нужное время, они могут сделать надлежащие выводы из непосредственной вербальной обратной связи. Например, если один из подростков приходит с опозданием в течение трех занятий, другой может сказать ему: «Пол, меня очень раздражают твои опоздания. Когда я спешу на занятия, ты болтаешь с кем-то в коридоре и из-за этого вечно опаздываешь». Пол, будучи теперь в курсе, как его беспечное отношение к занятиям влияет на остальных в группе, волен брать на себя ответственность за свое поведение и либо изменить его и приходить на занятия вовремя, либо, несмотря ни на что, оставить все по-прежнему. Подростки часто говорят: «Ну и что, что я поступаю так или иначе. Кому какая разница?» Они не осознают, что их поведение реально мешает другим. Дети реагируют на поведение сверстников в соответствии с тем, какое впечатление оно производит на них. Если поведение кажется привлекательным, они реагируют положительно. Если поведение оценивается низко, реакция будет отрицательной. Например, 14-летний Брет постоянно использует в речи нецензурные слова, часто сплевывает, одевается как панк и носит соответствующие значки. Он ведет себя как «хулиганье», применяет силу, угрожает остальным детям. Брет всеми силами пытается быть принятым в компанию рокеров из старшей школы. Некоторые ребята помладше считают, что он ведет себя «круто». Такое поведение их привлекает и оценивается как приемлемое. Эти ребята дают ему положительную обратную связь тем, что охотно вступают с ним в беседу, обмениваются с ним значками, подражают его поведению и набиваются в друзья. Другие сверстники считают его противной личностью. Они воспринимают его поведение как неприемлемое и ни в коем случае не желают одеваться как он, подражать его манере говорить или вести себя подобным образом. Они не ценят его и дают отрицательную обратную связь тем, что избегают его, отказываются от встреч с ним, высказывают что-нибудь типа «Ты дурак» и демонстрируют другие ценности. Когда подросток говорит: «Ну и что такого, что я (пью, курю, прогуливаю, ворую, гоняю на мотоцикле сломя голову)», — обратная связь от сверстников, а не от
Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 195 вас, будет иметь больший эффект. Поэтому всегда старайтесь, чтобы в группе были несколько детей, чье поведение и ценности могут служить примером для остальных. Если, например, все подростки в группе употребляют алкоголь, у них не будет возможности увидеть другую сторону медали или узнать, как их поведение оценивается другими сверстниками.
Исследования обратной связи в групповой работе позволяют сформулировать некоторые правила относительно эффективности ее использования: • Обратная связь должна касаться поведения (а не личности). • Сначала следует предоставлять положительную обратную связь, и только потом — отрицательную. • Упражнения с обратной связью лучше всего использовать в финальных стадиях групповой работы, не раньше рабочей стадии. • Если в процессе рабочей стадии дети начинают делиться позитивными и негативными чувствами и опытом, то корректная обратная связь может помочь детям установить более эффективные отношения. Как многие исследования, так и мой собственный опыт показывают, что не следует применять упражнения со структурированной обратной связью, особенно с отрицательной, на ранних этапах групповой работы. Прежде чем члены группы смогут воспринимать обратную связь, вам необходимо установить в группе рабочие отношения. Конечно, довольно часто случается, что в самом начале групповой работы кто-то из детей пытается монополизировать время группы, и тогда другой ребенок может сказать: «Джонни, ты говоришь без остановки, дай и мне сказать что-нибудь!» Естественно, вы должны тут же отработать эту обратную связь. Однако использование структурированной обратной связи следует отложить до рабочего этапа. Если количество занятий небольшое (шесть-восемь), то упражнения с обратной связью, возможно, и не стоит применять вовсе. В то же время ведущему очень важно самому демонстрировать примеры обратной связи с первых занятий, чтобы дети понимали, как их поведение воспринимается другими, и нормально к этому отно- 13* 196 Групповая работа с детьми и подростками сились. Это подготовит их к изучению приемов предоставления обратной связи друг другу. Например:
Дебора, мне очень нравится, как ты слушаешь остальных. Похоже, ты очень внимательно относишься к людям и хорошо работаешь в группе. Аарон, ты сегодня прекрасно работал с рисунками и давал дельные советы. Они помогли многим сделать их работу лучше. Если вы даете отрицательную обратную связь, постарайтесь точно описать, какое поведение вам не нравится. Не давайте личностных оценок. Например: Не говорите: «Линн, ты плохой»., говорите: «Линн, когда ты придираешься к остальным, мне тоже хочется сказать тебе что-нибудь обидное. Ты можешь обратить на себя внимание другим способом». Не говорите: «Лей, ты грязнуля», говорите: «Лей, мне неприятно, когда ты приходишь на занятия нечесаный и неумытый. Мне не хочется ни сидеть рядом с тобой, ни разговаривать с тобой». Очень эффективным может быть метод «сэндвича», когда сначала вы даете положительную, а потом отрицательную обратную связь. Например: Джилл, я вижу, ты очень стараешься сказать как можно больше о свиданиях. Но мне кажется, что сейчас ты отклонился от темы. Давай послушаем девочек, пусть они скажут о том, что им кажется важным в отношениях. Я думаю, ты узнаешь много нового. Лей, я вижу, ты более внимательно относишься к себе в последнее время. Но мне все еще неприятно, когда ты приходишь на занятия нечесаный и неумытый. Я знаю, что мне будет гораздо приятнее общаться с тобой, если ты будешь более опрятным. Бобби, сегодня ты гораздо меньше подсмеивался над остальными. Мне это по душе. Мне очень не нравится, когда кто-то смеется над детьми, которых он не знает. Я надеюсь, ты постараешься быть более вежливым с другими. Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 197 Не торопитесь сразу давать отрицательную обратную связь, лучше немного понаблюдайте за ситуацией. Если вы пропустите случай предоставить обратную связь ребенку, который нуждается в этом, скорее всего, такое поведение вскоре повторится и вы сможете вмешаться в этот момент или позволить высказаться другим членам группы. Иногда лучше дождаться повторения ситуации. В этом случае дети получат более эффективную обратную связь. Например: Ведущий—члену группы: «Тиффани, я вижу, ты стараешься хорошо работать в группе. Но ты уже третий раз перебиваешь остальных. Я хочу, чтобы ты дала возможность высказаться и другим. Пожалуйста, последи за собой». Один участник—другому: «Рошель, мне не нравится, что ты начинаешь хихикать всякий раз, когда я начинаю говорить. Я не знаю, что ты думаешь обо мне, и чувствую себя неловко. Может, ты скажешь, что ты думаешь?» Один член группы —другому: «Филипп, ты все время жалуешься, что тебя обижают и смеются над тобой. Но ты остаешься здесь и позволяешь другим с тобой так обращаться, не отвечая на издевки и не уходя. Мне тебя не жалко, потому, что ты не хочешь помочь сам себе. Я думаю, что и другие чувствуют то же самое». Пример Адаптируйте эти упражнения для вашей группы. I Ассоциации Попросите каждого ребенка сказать каждому из группы, какое животное он или она ему напоминает. Например: «Джесс напоминает мне медведя, потому что медведь мягкий и теплый, а Джесс тоже выглядит мягким и теплым» или «Кармел напоминает мне тигра, потому что тигр все время ходит по клетке, а Кармел тоже ходит туда-сюда по классу и не хочет сидеть на месте». После того, как все выскажутся, спросите детей, что они чувствовали, когда слушали других. В более старшей группе замените животных на что-нибудь другое, например, на деревья или цветы (сильный, как дуб, или цветущая, 198 Групповая работа с детьми и подростками как фиалка), на кинозвезд (громкая, как Мадонна), еду (сладкий, как шоколад, или кислый, как лимон), песни или стихи, цвета или текстуры (наждачная бумага, шелк, зеленовато-желтый) или природные объекты (гора, ледник, пруд или степь). Мне нравится в тебе В этом упражнении каждый член группы говорит кому-то из детей все, что он думает о его достоинствах. Все высказывания фиксируются на бумаге. Ребенок может взять этот листок с собой на память. Вы можете поработать только с одним ребенком, а можете и провести это упражнение с каждым в группе. Например, можно сказать: «Мне хотелось бы, чтобы каждый сегодня услышал про свои сильные качества. Кто хочет быть первым?» Проведите упражнение так, чтобы каждый получил возможность услышать, что в нем ценят остальные. Я желаю тебе Corey и др. (1992) предложили использовать незаконченное пред членам группы предоставить обратную связь должным образом. Этот метод хорошо работает с детьми средней школы и старше. Например, если ребенку трудно научиться справляться со своей агрессивностью, вы можете сначала привести пример высказывания и затем попросить остальных детей сказать что-нибудь, используя ваше высказывание как образец. Пол, я желаю тебе продолжать работу над своим поведением, и ты скоро увидишь, что результат стоит таких усилий. Пол, я желаю тебе поверить, что ты можешь это сделать! Пол, я желаю тебе и дальше уходить всякий раз гулять, когда ты чувствуешь сильное раздражение, как ты и поступал на этой неделе. В этом случае никто не будет на тебя обижен. Пол, я желаю тебе, чтобы твои мама и папа увидели, что ты на самом деле пытаешься стать хорошим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|