Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 191





 


               
   
     
 
   
 
 

 

Шаг 6: Обсудите результаты домашней работы и окажи­те им поддержку

Если вы дали детям домашнее задание, не забудьте обсу­дить результаты их работы. При обсуждении вы можете использо­вать вопросы следующего типа:

Что ты узнал о себе во время выполнения этого задания?

Что ты почувствовал, когда сделал домашнюю работу (удов­летворение, гордость, облегчение)? Чему ты научился после выполнения домашнего задания? Над чем тебе еще нужно поработать?

Обязательно выражайте одобрение даже по поводу незначитель­ных успехов. Как бы не были малы эти шаги на пути к цели, это шаги в нужном направлении, и вы никогда не узнаете, какие пре­пятствия пришлось преодолеть ребенку. Не скупитесь на похвалу и поддержку!

Вы можете придумать вознаграждение за выполнение домашней работы или считать, что положительные оценки со стороны ос­тальных членов группы уже будут достаточным одобрением (в ка­честве призов можно использовать какое-либо угощение). И, наконец, домашняя работа по самосовершенствованию обяза­тельно должна отвечать реальным потребностям ребенка. У каждо­го ребенка есть негативный опыт, свои способы защиты и умение противостоять разочарованию. Учет индивидуальных требований не означает, что вы должны готовить свой вид домашней работы для каждого ребенка. Просто ваши домашние задания должны быть достаточно гибкими для того, чтобы дети могли адаптировать их под свою ситуацию. Например, если ребенок должен каждый день говорить кому-нибудь что-то хорошее, то пусть он сам выберет, кому именно он будет говорить это (маме, сестре, другу).

Пример __________________________________________ '

Определите, что дети могут сделать самостоятельно между заняти­ями. Ниже приведен пример домашнего задания. Вы можете изменить его, учитывая специфику вашей ситуации. Пункт 5 — «Принести»является напоминанием детям, чтобы они не забыли взять этот бланк на следующее занятие.


Иллюстрация 10

ПРИМЕР ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПОСАМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

1. Зачем (причина, по которой необходима данная ра­бота)

2. Что (что необходимо попробовать сделать)

3. Как часто (как долго или как часто необходимо выполнять задание)

4. Отчет (что необходимо фиксировать)

5. Принести (что необходимо принести на занятие)


192 Групповая работа с детьми и подростками

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Обзор

Обратная связь—это своего рода зеркало, которое позволяет чле­нам группы понять, как их видят остальные. Дети и подростки по­стоянно получают обратную связь вне зависимости от того, просят они об этом или нет. Несколько примеров:

• Приглашение кого-либо в спортивную команду означает высо­кую оценку его атлетических качеств; и наоборот, отказ принять в команду означает, что подросток не очень высоко оценивает­ся в атлетическом плане.

• То, что ребенка выбрали старостой класса, говорит о его попу­лярности и признании его организаторских способностей.

• Двойка по математике свидетельствует о том, что учитель не верит в то, что ребенок успешно освоил материал.

• Выкрик «Вали отсюда, слабак» говорит о том, что ребенка не воспринимают как достойного партнера по игре.

В группе обратная связь означает предоставление члену группы оценки его поведения со стороны остальных уча­стников и получение аналогичной информации от него. Согласно Kaul и Bednar (1978), обратная связь включает:

Качество: положительная или отрицательная инфор­мация.

Содержание: поведенческий аспект (описание поведе­ния) и эмоциональный аспект (описание чувств человека, предоставляющего обратную связь).

Источник: открытый или анонимный.

Способ передачи: устно или письменно.

Время: «здесь и теперь» или «там и тогда».

Обоснование

В групповой работе со взрослыми обратная связь рассматривается как основное средство помощи членам группы, которые пытаются


Часть 3: Приемы терапевтического вза имодействия 193

справиться со своими психологическими травмами. (Corey & Corey, 1992; Kaul & Bednar, 1978; Morran, Robison, & Stockton, 1985). В груп­повой работе с детьми и подростками цель обратной связи обычно заключается в предоставлении детям такой информации о них са­мих, которая поможет им изменить свое поведение, являющееся ис­точником проблем во взаимоотношениях.

Ш

Более конкретно, цели обратной связи в этом случае могут быть следующие:

• Помочь детям понять, как их воспринимают остальные.

• Предоставить им информацию, которая поможет им научить­ся более эффективным способам взаимодействия.

• Предоставить всем членам группы возможность более от­ветственно подходить к своему поведению.

• Дать детям возможность запросить и получить помощь и рекомендации по поводу их проблем.

Практические рекомендации

Обратная связь — это очень сильный прием, и применять его следует с осторожностью. В групповой работе с детьми первое, на что следует обращать внимание, — это уровень мышления детей. Дети смогут освоить обратную связь только в том случае, если она будет соответствовать их уровню развития. Чем мень­ше возраст детей, тем проще и конкретнее должна быть обрат­ная связь.

Кроме того, необходимо помнить, что групповая работа с детьми направлена на освоение социальных норм, на осознание и выра­жение чувств и на изменения в поведении, а не на озарение. Это не значит, что дети в первом или втором классе не могут понять, почему их поведение является неприемлемым для остальных, про­сто им трудно изменить его только в результате полученной об­ратной связи. Если Джонни толкает Джоя, Джой может сказать: «Ой! Мне больно! Перестань!», если Джонни после этого переста­нет толкаться, то, скорее всего, не из-за того, что он получил об­ратную связь, а из-за опасения нарваться на неприятности.

Младшие дети весьма эгоцентричны и мыслят конкретно. Подро­стки, с другой стороны, вполне могут понять, почему их поведе-

I.1 Р. Смид


""'^^ЩЖ0>»W^


194 Групповая работа с детьми и подростками

ние не нравится остальным, и, если такая информация доводит­ся до них нужным образом и в нужное время, они могут сделать надлежащие выводы из непосредственной вербальной обратной связи. Например, если один из подростков приходит с опозда­нием в течение трех занятий, другой может сказать ему: «Пол, меня очень раздражают твои опоздания. Когда я спешу на заня­тия, ты болтаешь с кем-то в коридоре и из-за этого вечно опаз­дываешь». Пол, будучи теперь в курсе, как его беспечное отно­шение к занятиям влияет на остальных в группе, волен брать на себя ответственность за свое поведение и либо изменить его и приходить на занятия вовремя, либо, несмотря ни на что, оста­вить все по-прежнему.

Подростки часто говорят: «Ну и что, что я поступаю так или ина­че. Кому какая разница?» Они не осознают, что их поведение реально мешает другим. Дети реагируют на поведение сверст­ников в соответствии с тем, какое впечатление оно производит на них. Если поведение кажется привлекательным, они реагиру­ют положительно. Если поведение оценивается низко, реакция будет отрицательной. Например, 14-летний Брет постоянно ис­пользует в речи нецензурные слова, часто сплевывает, одевает­ся как панк и носит соответствующие значки. Он ведет себя как «хулиганье», применяет силу, угрожает остальным детям. Брет всеми силами пытается быть принятым в компанию рокеров из старшей школы. Некоторые ребята помладше считают, что он ведет себя «круто». Такое поведение их привлекает и оценива­ется как приемлемое. Эти ребята дают ему положительную об­ратную связь тем, что охотно вступают с ним в беседу, обмени­ваются с ним значками, подражают его поведению и набиваются в друзья. Другие сверстники считают его противной личностью. Они воспринимают его поведение как неприемлемое и ни в коем случае не желают одеваться как он, подражать его манере гово­рить или вести себя подобным образом. Они не ценят его и дают отрицательную обратную связь тем, что избегают его, отказыва­ются от встреч с ним, высказывают что-нибудь типа «Ты дурак» и демонстрируют другие ценности. Когда подросток говорит: «Ну и что такого, что я (пью, курю, прогуливаю, ворую, гоняю на мото­цикле сломя голову)», — обратная связь от сверстников, а не от


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 195

вас, будет иметь больший эффект. Поэтому всегда старайтесь, чтобы в группе были несколько детей, чье поведение и ценности могут служить примером для остальных. Если, например, все под­ростки в группе употребляют алкоголь, у них не будет возможно­сти увидеть другую сторону медали или узнать, как их поведение оценивается другими сверстниками.

а

Исследования обратной связи в групповой работе позволя­ют сформулировать некоторые правила относительно эф­фективности ее использования:

• Обратная связь должна касаться поведения (а не личности).

• Сначала следует предоставлять положительную обратную связь, и только потом — отрицательную.

• Упражнения с обратной связью лучше всего использовать в финальных стадиях групповой работы, не раньше рабочей стадии.

• Если в процессе рабочей стадии дети начинают делиться позитивными и негативными чувствами и опытом, то кор­ректная обратная связь может помочь детям установить бо­лее эффективные отношения.

Как многие исследования, так и мой собственный опыт показыва­ют, что не следует применять упражнения со структурированной обратной связью, особенно с отрицательной, на ранних этапах груп­повой работы. Прежде чем члены группы смогут воспринимать обратную связь, вам необходимо установить в группе рабочие от­ношения. Конечно, довольно часто случается, что в самом начале групповой работы кто-то из детей пытается монополизировать время группы, и тогда другой ребенок может сказать: «Джонни, ты говоришь без остановки, дай и мне сказать что-нибудь!» Естествен­но, вы должны тут же отработать эту обратную связь. Однако ис­пользование структурированной обратной связи следует отложить до рабочего этапа. Если количество занятий небольшое (шесть-восемь), то упражнения с обратной связью, возможно, и не стоит применять вовсе.

В то же время ведущему очень важно самому демонстрировать при­меры обратной связи с первых занятий, чтобы дети понимали, как их поведение воспринимается другими, и нормально к этому отно-


13*


196 Групповая работа с детьми и подростками

сились. Это подготовит их к изучению приемов предоставления об­ратной связи друг другу. Например:

Дебора, мне очень нравится, как ты слушаешь остальных. Похоже, ты очень внимательно относишься к людям и хоро­шо работаешь в группе.

Аарон, ты сегодня прекрасно работал с рисунками и давал

дельные советы. Они помогли многим сделать их работу

лучше.

Если вы даете отрицательную обратную связь, постарайтесь точно

описать, какое поведение вам не нравится. Не давайте личностных

оценок. Например:

Не говорите: «Линн, ты плохой»., говорите: «Линн, когда ты придираешься к остальным, мне тоже хочется сказать тебе что-нибудь обидное. Ты можешь обратить на себя внима­ние другим способом».

Не говорите: «Лей, ты грязнуля», говорите: «Лей, мне не­приятно, когда ты приходишь на занятия нечесаный и не­умытый. Мне не хочется ни сидеть рядом с тобой, ни раз­говаривать с тобой». Очень эффективным может быть метод «сэндвича», когда снача­ла вы даете положительную, а потом отрицательную обратную связь. Например:

Джилл, я вижу, ты очень стараешься сказать как можно боль­ше о свиданиях. Но мне кажется, что сейчас ты отклонился от темы. Давай послушаем девочек, пусть они скажут о том, что им кажется важным в отношениях. Я думаю, ты узнаешь много нового.

Лей, я вижу, ты более внимательно относишься к себе в последнее время. Но мне все еще неприятно, когда ты при­ходишь на занятия нечесаный и неумытый. Я знаю, что мне будет гораздо приятнее общаться с тобой, если ты будешь более опрятным.

Бобби, сегодня ты гораздо меньше подсмеивался над ос­тальными. Мне это по душе. Мне очень не нравится, когда кто-то смеется над детьми, которых он не знает. Я наде­юсь, ты постараешься быть более вежливым с другими.


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия 197

Не торопитесь сразу давать отрицательную обратную связь, луч­ше немного понаблюдайте за ситуацией. Если вы пропустите слу­чай предоставить обратную связь ребенку, который нуждается в этом, скорее всего, такое поведение вскоре повторится и вы смо­жете вмешаться в этот момент или позволить высказаться другим членам группы. Иногда лучше дождаться повторения ситуации. В этом случае дети получат более эффективную обратную связь. На­пример:

Ведущий—члену группы: «Тиффани, я вижу, ты стараешься хорошо работать в группе. Но ты уже третий раз перебива­ешь остальных. Я хочу, чтобы ты дала возможность выска­заться и другим. Пожалуйста, последи за собой».

Один участник—другому: «Рошель, мне не нравится, что ты начинаешь хихикать всякий раз, когда я начинаю говорить. Я не знаю, что ты думаешь обо мне, и чувствую себя нелов­ко. Может, ты скажешь, что ты думаешь?»

Один член группы —другому: «Филипп, ты все время жалу­ешься, что тебя обижают и смеются над тобой. Но ты оста­ешься здесь и позволяешь другим с тобой так обращаться, не отвечая на издевки и не уходя. Мне тебя не жалко, пото­му, что ты не хочешь помочь сам себе. Я думаю, что и другие чувствуют то же самое».

Пример

Адаптируйте эти упражнения для вашей группы. I

Ассоциации

Попросите каждого ребенка сказать каждому из группы, какое жи­вотное он или она ему напоминает. Например: «Джесс напоминает мне медведя, потому что медведь мягкий и теплый, а Джесс тоже выглядит мягким и теплым» или «Кармел напоминает мне тигра, потому что тигр все время ходит по клетке, а Кармел тоже ходит туда-сюда по классу и не хочет сидеть на месте». После того, как все выскажутся, спросите детей, что они чувствовали, когда слуша­ли других.

В более старшей группе замените животных на что-нибудь другое, например, на деревья или цветы (сильный, как дуб, или цветущая,


198 Групповая работа с детьми и подростками

как фиалка), на кинозвезд (громкая, как Мадонна), еду (сладкий, как шоколад, или кислый, как лимон), песни или стихи, цвета или тек­стуры (наждачная бумага, шелк, зеленовато-желтый) или природные объекты (гора, ледник, пруд или степь).

Мне нравится в тебе

В этом упражнении каждый член группы говорит кому-то из детей все, что он думает о его достоинствах. Все высказывания фиксиру­ются на бумаге. Ребенок может взять этот листок с собой на па­мять. Вы можете поработать только с одним ребенком, а можете и провести это упражнение с каждым в группе. Например, можно ска­зать: «Мне хотелось бы, чтобы каждый сегодня услышал про свои сильные качества. Кто хочет быть первым?» Проведите упражнение так, чтобы каждый получил возможность услышать, что в нем ценят остальные.

Я желаю тебе

Corey и др. (1992) предложили использовать незаконченное пред­
ложение «Я желаю тебе____________» для того, чтобы помочь

членам группы предоставить обратную связь должным образом. Этот метод хорошо работает с детьми средней школы и старше. Например, если ребенку трудно научиться справляться со своей агрессивностью, вы можете сначала привести пример высказы­вания и затем попросить остальных детей сказать что-нибудь, используя ваше высказывание как образец.

Пол, я желаю тебе продолжать работу над своим поведени­ем, и ты скоро увидишь, что результат стоит таких усилий. Пол, я желаю тебе поверить, что ты можешь это сделать!

Пол, я желаю тебе и дальше уходить всякий раз гулять, когда ты чувствуешь сильное раздражение, как ты и поступал на этой неделе. В этом случае никто не будет на тебя обижен. Пол, я желаю тебе, чтобы твои мама и папа увидели, что ты на самом деле пытаешься стать хорошим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...