Особенности правового положения человека на различных этапах соц. развития.
В первобытном обществе понятия личности не было, т.к. условия жизни не позволяли жить людям отдельно (это было не безопасно). Человек был полностью зависим от коллектива. Основные теории происхождения права. И.: 1.Теологическая теория (сформулировал в 13 веке Фома Аквинский). Суть: право возникло по воли божьей. Теория не раскрывает конкретный путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечн6ости государства, необходимости всеобщего подчинения гос-ой воле как власти от бога, но вместе с тем и зависимости самого гос-ва от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Теорию нельзя доказать и опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вмести с вопросом о существовании бога, высшего разума и т.п., т.е. в нее можно только верить. 2.Теория естественного права: право возникает с момента рождения человека. Человек рождается с правом. Эту теорию подтвердить нельзя. Без человека права не существует, не даруется человеку. Сам факт человеческого рождения свидетельствует о существовании права. 3.Юридический позитивизм (основатель – англ. ученный Дж.Остин): право создается органами гос. власти. Право, создаваемое органами гос. власти появилось раньше, чем право, как соц явление (м.б. антиподом деятельности). 4. Историческая школа права (разработали: Карл Савиньи, Георг Пухта, Герман Гуго в 18-19 в.): право возникает в результате естественного развития человеческого общества. Оно не устанавливается договором, а возникает и развивается постепенно, стихийно. Наука не согласна этой теорией, сторонники не связывают возникновение с экон., соц. сферами.
Р.: 1.Естественно-правовая теория. В науч литер она нередко называется договорной теорией. Наиболее логически завершенную форму она получила в 17-18вв. Представители: Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, в России – Радищев. Основные положения: естественное право вытекает из самой природы человека, но не создается людьми, а возникает естественным путем само по себе; наряду с законами, принимаемыми гос-вом, существует так называемое неписанное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право; справедливость, свобода, равенство, к которым неосознанно стремиться человек с момента рождения, составляют ядро права. «+»: Для своего времени эта концепция являлась прогрессивной доктриной, под знамение которой на смену отжившим феодальным отношениям пришел новый, более свободный строй, открывший людям нравственно больше возможностей свободного труда и созидания. «-«: Теория оставляет без ответа ряд вопросов: как могли люди, находясь на низком уровне развития, возвыситься до общих и отвлеченных понятий, как естественное право, договор, защита естественных прав? Как могли они прийти к соглашению относительно защиты естест прав, если в одном поколении представлены разные люди, порой враждующие между собой? 2.Историческая школа права. Получила распространение в конце 18 – нач 19вв. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др. Основные положения: право не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно, как и язык. Право – историч явление; Право – это прежде всего правовые обычаи. Законы же производны от права; представители этой теории отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.
«+»: правильное утверждение о том, что право – это объективное явление, а не чье-то произвольное творение; верно утверждение, что право – явление историческое и развивается вместе с обществом, а не стоит на месте; в ней справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению. «-«: право имеет национальные особенности, но в истории существует много примеров, когда закон или обычай другого народа был воспринят определенной страной благодаря завоеванию или мирному проникновению; историч теория гиперболизирует роль одной стороны жизни общества – общественного сознания; эта концепция носит мистический характер, ведь она не представляет доказательства существования народного духа. 3.Нормативистская теория. Логически завершенную форму теория получила в 20 в. Представители: Остин, Кельзен, Бентам. Согласно этой теории, право является продуктом целенаправленной гос дея-ти, актом воли, выраженным в виде определенных правил, приказом суверена. Правила поведения, не получившие формально-юридического выражения, правовыми не являются. Правотворческая дея-ть гос-ва может осуществляться в форме как непосредственного (создание гражданских прав и обязанностей), так и санкционированного правотворчества (признание юр значимых правил поведения, сложившихся в ходе естественного развития общества). «+»: подчеркивается определяющее свойство право – нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юр силы. «-«: представители теории недооценивают связь права с соц-экономическими, политич и духовными факторами, т.е. излишне «отчищают» от них право. 4.Марксистская теория (историка-материалистическая). Основоположники: Маркс, Энгельс, Ленин. Основные идеи: право – возведенная в закон воля господствующего класса; его содержание определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых являются классы собственников, державшие в своих руках гос власть; право –соц явление, в котором классовая воля получает гос-нормативное выражение и право устанавливается и охраняется гос-вом; право только в той мере правильно, насколько оно соответствует тем или иным потребностям экономического базиса, а законодатель лишь протоколирует требования экон жизни.
«+»: теория одна из самых логич построенных и аргументированных правовых концепций. Показана зависимость происхождения права от наиболее существенно влияющих на него соц-экономич факторов, обращает внимание на тесную связь права с гос-вом. «-«: преувеличивает роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, огранивая жизнь права историческими рамками классового общ-ва. Она слишком жестко связывает право с материальными факторами, с экон-им детерминизмом. 5.Психологическая Т: сформулирована в 20в в трудах Петражитского, Росса, Рейснера. Основные положения: психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, гос-во; понятие и сущность права выводятся не через дея-ть законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей. «+»: теория впервые обращает внимание на психологические процессы. Отсюда, нельзя издавать законы без учета соц психологии и, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида. Это повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общ-ва. «-«: в теории существует сильный акцент в сторону психологических факторов в ущерб другим от которых тоже зависит природа права. В связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от гос-ва и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. 6.Примирительная Т. Популярна на западе. Ее поддерживают англ. ученый Берман и швед Аннерс. Суть: право зарождается не для регулирования отн-ий внутри рода, а для упорядочения отн-ий между родами. Внутри рода обязанность и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный индивид еще не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту. Конфликты между рода являлись делом обычным. Именно из договора о примирении возникло примирительное право. Со временем договор примирения, в силу повторения ситуаций однородного характера, перерос в правила, правовые нормы. Постепенно правила стали дифференцироваться, возникла целая система правовых норм, стала оформляться в форме законодательства.
«+»: теория основана на многочисленных исторических фактах; примирительные договоры носили устный и символический характер; практически весь объем первых письменных источников заполняется нормами уголовно-правового характера. «-«: теория не учитывает, что право возможно не только для примирения, но и для регулирования общественной жизни. 7.Регулятивная Т. Она распространена в азиатских странах, в евроазиатской России. При осмыслении вопроса о происхождении права ученые опирались в основном на условия, в которых находятся страны Азиатского континента. Жесткие климатич и географич условия в данной части планеты обусловили особую роль гос-ва. С самого начала она была огромной и заключалась в обеспечении порядка и стабильности, которые были крайне шаткими в таких трудных условиях. Суть: право возникло из необходимости урегулировать общественную жизнь, чтобы поддерживать единый порядок для всей страны. Многие вопросы, возникающие на первых этапах человеч жизни, требовали упорядочения посредствам правовых норм (например, важно было договориться о порядке проживания на определенной территории, о пользовании водоемом, следовало запретить негативные поступки). По многим вопросам древние люди умели договариваться и делали это весьма удачно. По мере необходимости все сферы жизни людей регулируются нормами права все шире и шире, в этом и состоит причина появления права. «+»: теория согласуется не только с историческими фактами, но и со всем ходом исторического развития. В первых письм источниках доминируют нормы угол права, но обобщение типичных, противоправных ситуаций и установление за них санкций – это тоже регулирование – превентивное. Кроме того, уже и в этих источниках есть нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договора, просматриваются семейные, наследственные и др номы права. «-«: представители считают, что все вопросы соц жизни были урегулированы с помощью права, но права очень долго не могло урегулировать вопрос о политическом властвовании. Экономика развивалась по законам саморегулирования, и лишь в 20 в. началось обуздание ее негативных свойств с помощью права. Право – не единственное средство регулирования, помимо его, жизнь людей упорядочивается и с помощью др соц норм (обычаи).
8.Теологическая (божественная) Т. Подробно представлена в 13 в. в трудах известного философа Ф.Аквинского. Суть: учения обосновывают появления права, как и гос-ва, «божьим промыслом», в силу чего юр предписания – это нравственные догматы, первоначально исходящие от Бога для направления жизни человека. Право даруется людям через посланника (пророка, например, в исламе) или государя (правителя). «+»: авторы теории впервые связали такие понятия, как право и справедливость. В дальнейшем эта идея будет развита естественно-правовой теорией. «-«: теория требует веры в какое-либо божественное начало; нет универсально приемлемой концепции бога; теория позволяет лицу, которое интерпретирует, уточняет и применяет законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение, поскольку естественно, что созданное в результате этих действий право является божественным правом, а не продуктом его собственных действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|