Другие подходы к пониманию права
2. С точки зрения теорий происхождения права: - естественная теория - юр.позитивизм - теологическая теория - историческая школа права - договорная теория 3. Сущность права: - право – это справедливость(нравственный подход); - П – это свобода(философский подход); - классовый подход (чья воля); - Общесоциальный; - П – это приказ суверена - теологический подход. 4.Мировозренчиский критерий (идеологический): - диалектический - идеалистический - метафизический - материалистический Р: 1.Норматив подход (право – правила поведения. Суть: государство) Особенности: Право выражается в норматив. актах; право – это воля государство; право не разграничивается с понятием закон; обеспечивается и гарантируется государством; право представляет собой систему актов. «+»: дает четкое понимание системы законодательства (создаются условия для систематизации законодательства); позволяет говорить о законности (строгое неукоснительное соблюдение норматив актов); обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко определить права и обязанности; иерархичность: нижестоящие нормы должны подчинятся вышестоящим, что обеспечивает правопорядок. «-«:игнорирует нравственные начала; абсолютизация гос влияния на право; исключение из системы права канонического и международного права; преувеличение роли гос-ва в эффективности юр норм. 2.Социологический (право – это отношения. Суть: правопорядок) Право, которое не реализуется не м.б. правом, это письменный текст. Соц. подход сформировался во 2 пол 19 века. Право – это «живое» право, т.е. то, которое действует. Оно возможно и без нормы права. Право – это порядок обществ отношений в соответствии с государственно выраженной волей.
Особенности подхода: источником права является должн. лицо, прежде всего, судья (право – это акты применения); Различают право и закон (закон – это часть права. НА – это закон, а его реализация – право). «+»: рассматривает право и общество как целостные, взаимосвязанные явления; акцентирует внимание на реализацию права; приоритет обществ отношений над правом; возвышается роль судеб власти. «-«:отрицает нормативность; недооценивает в праве нравственно-гуманистические начала; нет четкого разграничения правомерного и неправомер поведения; увеличивает опасность произвола со стороны должн лица. 3.Нравственный (естественно-правовой) подход (право – это справедливость. Суть: справедливость) Право – норматив закрепленная справедл-ть. Особенности: разделяет понятия права и закон (правом считаются нормы справедливые по содержанию, если нормы не справедливы – закон); отождествляется право и мораль; источником права является сама человеческая природа (нравств право стоит выше позитивного); естественное право одинаково у всех народов, поэтому оно индивидуально. «+»:признание неотъемлемых прав и свобод, потом закрепляются в конституции; разграничиваются право и закон; соединяет право и мораль (мораль более сильный регулятор чем право, т.к. обеспечивается внутр. убеждением). «-«: нельзя отождествлять право и мораль, т.к. право – внешний регулятор, мораль – внутренний; преувеличивается роль неписанного права; понятие справед-ти противоречиво. 4.Философский подход.(право – это свобода. Суть – свобода) Право – это норматив закрепленная свобода. Свобода – это не только понятие философское, но и понятие нравственности, поэтому некоторые объединяют нравственный и фолософ подходы. Вывод: 1)нормы права есть везде, поэтому существует один подход к понятию права, но разные идей выходят на первый план. Существует интегративный подход, который объединяет идеи каждого из подходов.
2)Выделяются узкий и широкий подходы к понятию права. Узкий: П – это НПА; широкий: подключение к норматив подходу других элементов (НПА+ правоотношения + правосознание)
Проблема признаков права. И: Система признаков любого явления зависит от того, с чем мы ее будем сравнивать (сравниваем с другим соц. регулятором).Право- это регулятор общественных отношений. Говоря о признаках права, мы говорим о регуляторах человеческого поведения. Признаки права, как регулятор чел. поведения: 1.Нормативность:юр.нормы и принципы распространяются на неперсонифицированный круг лиц; они рассчитаны на неоднократную реализацию и действуют до тех пор, пока они официально неотменены. 2 .Общеобязательность: Нормы и принципы распространяются на все участников общественных отношений, независимо от их согласия; все субъекты должны строго и неуклонно этим предписаниям следовать; в случае конкуренции между правовыми предписаниями и другими предписаниями, реализовываться должны требования права. 3. Формальная определенность: нормы и принципы закреплены, изложены в тех источниках, которые официально установлены(признаны) гос-вом (письменные – законы, указы, договоры; неписьм. – обычаи); требования, предъявляемые правосубъектом четко сформулированы, определены (нести юр.ответственность – нести отв-ть в том объеме, который четко регламентирован) 4. Гос.гарантированность: в случае их не соблюдения к нарушителям применяются меры гос.принуждения; гос-во создает условия для реализации правовых предписаний. Общим признаком для права, религии, морали, политики и др. является нормативность. Специфические признаки права: общеобязательность, гос.гарантированность, формальная определенность. Негативные признаки права – это признаки, которые свидетельствуют об отсутствии какого-либо признака. Право – это не закон (это негатив. признак). Р.: Признаки права выражают его качество, то есть то, что отличает его от других общественных явлений. 1.Нормативность (многие считают осн признаком). Н-ть – способность быть регулятором общ отношений. Особенности нормативности:
- отличается неперсонифицированностью адресата норм; - неопределенность случаев применения нормы права; - регулирование определенного вида общ отношений. Эти особенности характерны для любых регуляторов (соц норм). Н-ть ни есть отличительное свойство права, оно характерно для всех соц норм. 2.Системность: право – это структурно оформленные правила поведения. Право как система складывается из таких элементов, как отрасли и институты (субинституты) права. Эти элементы выступают как части единого целого, они взаимосвязаны и взаимодействуют. Этот признак подчеркивает: неоднородность правового материала, деление его на определенные части (отрасли, институты, нормы); слаженность, взаимодействие элементов права; единство права, обеспечиваемое принципами права. Системность а праве привносится законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юр нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими. 3.Общеобязательность. Право- это беспрекословное правило поведения. О-ть позволяет осуществлять нормативное регулирование, формировать правомерное поведение. Поэтому право можно рассматривать как соц-психологический «канал» воздействия на сознание и действия людей. Нормы права распространяют свое действие на территории сей страны, на все население. Данный признак подчеркивает: властность, неприкасаемость правового указания; распространение его на все население; распространение на всю территорию государства. 4.Формальная определенность. Формализованность – это внешняя выраженность. Нормы права объективируются во вне, закрепляются в определенных официальных формах (источниках права в формальном смысле): НПА, правовых обычаях, юр прецедентах и др. 5.Гарантированность права. Этот признак иногда называют принудительность права. Принудительность проявляется в связи с государством в обеспеченности возможности гос принуждения. П-ть права, его опора на силу гос-ва как раз и призвана обеспечить общеобязательность права. Другие признаки права:
- Часто говорят, что для права характерен государственно-волевой характер. В этом состоит специфика, т.к. именно этот регулятор исходит от гос-ва, гарантируется гос-вом. Если право выходит из стен гос-ва, оно прошло контроль гос-ва, отвечает его воли и желаниям. Если мы говорим, что сущность права – возведенная в закон воля гос-ва, то можно этот признак считать основным. - специфический предмет отражения. Предметом регулирования права выступает власть, политика, гос-во. Предметом своего отражения право отличается от других форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики и т.д. - процедурность. Процедура касается как реализации, так и издания юр норм. 1.процедурность принятия НПА подчинена определенным правилам. В одних случаях процедура четко прописана, в других – нет. 2.процедурность реализации НПА (осуществление прав гражданами). Наиболее заметна на уровне правоприменительной деятельности. - динамизм. Право с развитием общества не остается неизменным, вводятся новые правовые нормы, отменяются старые, излагаются иначе. Динамизм проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социальных экономических и политических преобразований. - критерий правомерности поведения. Право всегда имеет дело с отклоняющимся поведением. Право прежде всего является критерием правомерно дозволенного или недозволенного поведения. И этот критерий должен содержаться в законах, иных признаваемых гос-вом источниках. Как только поведение становится неправомерным, появляется охранительная функция права. - действие через дозволения и предписания. Только юр нормы специальн6о нацелены на то, чтобы быть основой, критерием поведения, который обществом признается и государством обеспечивается в качестве правомерного, то есть совершаемого «по праву». - масштаб свободы. Право – мера свободы человека. Любое правило поведения – это определение свободы, рамки. Как только мы ставим рамки, мы ограничиваем других лиц в свободе, запрещая нарушать права. - право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Право имеет психологический механизм: оно не может регулировать поведение иначе как через сознание и волю. В учеб литературе предлагается разграничивать особенности права как соц феномена и как позитивного права. Как своеобразному соц феномену праву присущи общие признаки. Оно: состоит из нормативных установок; выражает идей справедливости и свободы; имеет свой предмет отражения; регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства; имеет специфическую форму выражения – законодательство.
Позитивное право – это та часть права, которая вовне выражается в законодательстве. Оно приобретает специфические признаки, нередко приписываемые праву в целом: возведение воли в закон; формальную определенность; системность; динамизм; закрепление равного масштаба по отношению к разным людям. Проблема сущности права. И: Сущность права – это такой соц.регулятор, который обеспечивает упорядочение общественных отношений, поведение на основе разграничения и согласования групповых и общих соц.интересов. По мере изменения права изменяется его сущность. Нет однозначного ответа на вопрос о сущности права. Сущность нужно рассматривать через волю. Есть несколько подходов: 1.Теологический: Сущность права – это выражение божественной воли. 2.Классовый: СП- это воля экон. и политич. господствующего класса или группы классов. 3.Общесоциальный:СП- общая воля, которой руководствуются все соц. классы. 4.Этнический: СП – выражение воли господствующей науки, этноса. Любое право всегда выражает волю и интересы господствующего класса. Но с другой стороны всегда присутствуют интересы любой группы. Сущность права на каждом этапе развития общества – результат взаимодействия групповой, классовой и общесоциальной воли. Сущность права заключается в том, что оно является формой разграничения и согласования общих и групповых классовых интересов. Р.: Сущность – главное свойство явления. Отсутствие этого свойства приводит к отсутствию существования явления. Сущность права – главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Сущность права определяется через выраженную в нем волю господствующего класса или всего народа. Учеб литература дает неоднозначные ответы на вопрос о сущности права: возведенная в закон воля экономически господствующего класса; справедливый и равный масштаб свободы; средство компромисса; средство защиты свободы человека и т.д. Выделяют следующие подходы к сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и иные. Классифицировать существующие подходы к сущности права можно по следующим критериям: 1.Волевое содержание права: сущность права – государственная воля. Но только тогда, когда эта воля выражена в нормах права, она становится признаком права, законом для всех, становится государственной волей. Воля м.б. различна: воля гос аппарата, воля народа, воля класса, согласованная воля участников отношений, общая воля как сочетание частных и специфических интересов. Исходя из этого можно выделить волю меньшинства и большинства т.е. классовая и общесоциальная сущность. 2.Соц назначение права: назначение права – быть регулятором общ отношений. М.б. сделан акцент на различные направления регулирования: на общ отношения в целом (право – это классовый или общесоциальный регулятор); на закрепление свободы человека (право – это мера, масштаб свободы); на регулирование различных интересов, на закрепление компромисса различных слоев населения. 3.Подход к понятию права: Сущность – это правопорядок (соц подход). Сущ-ть – это справедливость (нравственный подход). 4.Типовой критерий. Право можно рассматривать как явление, присущее всем этапам политического развития, и как конкретное явление. С этой позиции сущ-ть имеет несколько иные проявления: всеобщая, типовая, конкретная. 5.Взгляды мыслителей: - анализ содержания и сущности права с точки зрения взглядов крупнейших мыслителей (Канта, Гегеля и др.); - с позиции различных правовых учений (школа естественного права, юр позитивизма, социологической юриспруденции, психологической концепции права). Принципы права. Иванов - Принципы права -система основных суждений, положений, идей. Принципы права-основополагающие идеи, в концентрированном виде выражающие сущность права, в соответств.с которыми осущ.прав-ое регулир-е обществен.отношений. Выдел.принцип юридич.равенства и пр-п юридич.прав и обязан-ей. Прав.п-пы облад высш.юр.силой. Функции пр-ов права-1)правотворческая, т.к. юр.пр-пы-база,на основе кот.созд-ся все действующ.прав.нормы.2)непосредственно регулир.правотнош-я при пробелах в системе юридич.норм Классификация 1)в завис-ти от содерж-я – общесоциальные (отраж-ие в своем содерж-ии закономерности,кот.присущивсем сферачеловеч.деят-ти,поэт.они для права не специфичны и их можно встретить в др.социальн.регуляторах(гуманизма, демократизма, соц.солидарности)) и специально юридические (отраж-ие специфич.закономерности права и показ.его особен-ти как особенного регулятора человеч.деят-ти.) 2)по сфере распространения- общие (распростран-ся на люб.прав.поведение(принцип свободы,справедливости и пр.)), межотраслевые (касс-ся неск-их взаимосвяз- отраслей прав.поведения(принцип состязат-ти), отраслеые (одна конкретн.область прав.поведения, т.е. те,кот.присущи 1 принципу(уголовн.,административн., гражданск.принципы)) 3)по способу их изложения – те,кот. прямо зафиксир.в юр.нормах (принцип законности) и те,кот. получ.косвен.закрп-е и их содерж-е вывод-ся путем толкования различн.юр.норм (принцип свободы) Рыбаков: Принципы права - это основополагающие идеи и требования права, определяющие и выражающие его сущность. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного. Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть устремлено, ориентировано. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени. Признаки принципов права. Принципы права представляют собой: 1) правовые идеи, мысли о праве; 2) правовые идеи, закрепленные в праве; 3) универсальные правовые идеи, которые пронизывают всю правовую систему; 4) руководящие, императивные правовые идеи; 5) объективные правовые идеи, существование которых обусловлено природой права. Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. В правовых идеях концентрируется и формируется содержательная сторона, их сущность - справедливость, равенство, свобода. Без этих идейных стержней права нет (Р.З. Лившиц). Принципы универсальны. Они пронизывают (должны пронизывать) всю структуру права, всю юридическую материю - нормы, правоотношения, правосознание, правоприменительную практику и, конечно, правотворчество (Н.С. Малеин). Принципы права императивны, обязательны. Принцип права не только идея. Принципы выходят за пределы только идеи и обретают нормативное и правоприменительное содержание. Принципы права -это прежде всего идеи, но также нормы и отношения. Каждый из принципов права имеет довольно сложное строение и состоит из разнообразных юридических императивов, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой. Так, принцип законности (строгого и неукоснитель ного соблюдения закона) в российской правовой системе образуют следующие императивы: - Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; - законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ; - Конституция РФ, федеральные законы, конституционные законы имеют прямое действие на всей территории РФ; - федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; - субъекты правотворчества и реализации права, все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и основанные на законах правовые акты и т. д. Формы существования принципов права. Принципы права могут быть выражены, закреплены: - в статьях нормативных правовых актов (прямое закрепление); - в содержании и смысле законодательства, выводятся из них (косвенное закрепление); - в юридической практике, сформулированные ею (В.И. Гойман). Принципы права, закрепленные в статьях (нормах) законодательства, представляют собой четкие правила. Например, в ст. 6 Конституции РФ записано, что «гражданин не может быть лишен своего гражданства», в ст. 15 - «неопубликованные законы не применяются». Нормы-принципы не допускают неоднозначного толкования и понимания, они могут и должны непосредственно применяться при разрешении конкретных дел всеми судьями. К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принцип ответственности за вину, принцип неразрывной связи прав и обязанностей. Принципы, сформулированные практикой: «никто не может передать другому больше прав, чем сам имеет»; «бремя доказывания возлагается на сторону, предъявившую иск»; принцип «незлоупотребление правом». Принципы и нормы права. Принципы права отличаются от норм права тем, что они: 1) не содержат санкции, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезы, диспозиции); 2) обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носит фундаментальный характер; 3) выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных предписаниях; 4) являются основой формирования систем права, отраслей институтов права. Принципы права и правосознание. В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований, они являются важнейшими элементами системы права. Роль п ринципов права в правовом р егули ровании. В механизме правового регулирования принципы права являются активными центрами, своего рода «командным отсеком». Они играют важные роли: 1) систематизирующую, 2) правотворческую, 3) регулятивную, 4) интегративную. Некоторые авторы говорят об адаптирующей роли принципов. Систематизирующая роль. Вместе с предметом и методом правового регулирования принципы права играют важную системообразующую роль в системе права и правовой системы общества. На их основе формируются те или иные системы, отрасли институты права. Они обеспечивают существенную, устойчивую необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации права. Принципы права, по мнению С.С. Алексеева, являются той «жизненной силой», которая «связывает его подразделения в единый организм»1. Правотворческая роль. Принципы права - направляющие конструкции правотворческой деятельности государства. Они обеспечивают единообразное формулирование норм права, определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Регулятивная роль. Принципы права играют и непосредственно регулятивную роль, направляя применение юридических норм, намечая общую линию решения того или иного юридического дела. Они как бы направляют функционирование права, определяют линию судебной и иной юридической практики, помогают устранению пробелов в праве. По мнению В.И. Гоймана, принципы права действуют (воздействуют) двояко: опосредственно - через конкретные предписания, присутствуя в них, так сказать, «незримо» и непосредственно, выступая ориентирами по поведению конкретных участников правоотношений. Нередко принципы выступают важным средством установления пробелов, противоречий и других недостатков в праве. Например, Конституционный суд РФ со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ (она устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административного законодательства, согласно которым возможно было по инициативе администрации предприятия увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания. Конституционный Суд РФ защитил также право на сохранение жилой площади и на получение пенсии гражданами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Принципы права являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы. Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Виды принципов права Принципы права классифицируются по следующим основаниям: 1) масштабу, объему исследования; 2) историческому типу права; 3) характеру принципа; 4) сфере действия принципа права; 5) степени конкретности принципа права. В зависимости от масштаба, объема исследования различаются: - межтиповые принципы, присущие всем правовым системам в целом; - типовые принципы - они характерны для определенного типа права, исторического типа права (рабовладельческого, феодального и т. д.); -родовые принципы - характерны для одного вида, семейства, правовой семьи (романо-германской, англосаксонской т. п.); - отраслевые принципы данной правовой системы (Л.С. Явич) В зависимости от исторического типа права принципы права классифицируются на принципы: - рабовладельческого права, - феодального права, - буржуазного права, - социалистического права, - переходного права от одного типа к другому. В зависимости от своего характера принципы права делятся на: - общесоциальные (экономические, политические, идеологические, религиозные); - специально-юридические (законности, правосудия, гуманизма, равноправия). Строго говоря, специально-юридические принципы права - это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения. В зависимости от сферы действия принципы права подразделяются на: - общие (основные), - межотраслевые, - отраслевые. Общеправовые принципы имеют и самостоятельное значение в отраслевом правовом регулировании. Они не только реализуются в специальных отраслевых принципах, но и дополняют и объединяют в систему принципы той или иной отрасли. При этом одни и те же общеправовые принципы в разных отраслях права определяются не одинаково, исходя из конкретных, специфических для отрасли задач. Например, содержание принципа законности в уголовном праве не ограничивается указанием на верховенство закона. Основной характеристикой принципа законности является идея установления преступности деяния и наказания за него только в соответствии с законом, без применения аналогии. Принцип законности предполагает также, что единственным источником законных норм может быть закон, и никто не вправе давать ему расширительное толкование. Принцип равенства граждан перед уголовным законом не абсолютен. Он прежде всего предполагает равенство оснований для уголовной ответственности и ее неотвратимость, а также общие пределы наказания лиц, совершивших преступление, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения. Вместе с тем процесс назначения наказания в основном подчинен иному специфическому для уголовного права принципу - индивидуализации уголовной ответственности, который как раз допускает при назначении наказания учет половой, а в соответствующих случаях и социальной принадлежности лица. Принцип гуманизма, не характерный в целом для уголовного права, имеет назначением ограничение принуждения уголовного, что отражается в целях уголовного наказания и в правилах его назначения. Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижения человеческого достоинства. Лицу должно быть назначено минимальное наказание, достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Принцип гуманизма в уголовном праве предполагает также и возможность смягчения уголовного наказания несовершеннолетних, престарелых, беременных женщин и женщин, имеющих много малолетних детей. Особенности общ их принципов п рава. В отличие от отраслевых, межотраслевых и других видов общие принципы права: 1) являются исходными, отправными идеями для права в целом, это несущие конструкции всего правового здания; 2) закрепляются в основном в Конституции, а не в преамбулах общих статей законодательных актов; 3) получают дальнейшее развитие в других принципах; 4) являются разновидностью источников права. В качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах, хотя далеко не в одинаковой мере. Законодательство, сформировавшаяся практика (правовые традиции) стран как общего, так и континентального права допускают в процессе правоприменительной деятельности при отсутствии в законе конкурентного юридического предписания, а также правового обычая или прецедента ссылаться на общеправовые принципы: справедливости, доброй совести, общих начал права и т. п. В законодательстве ряда стран (к примеру, в Гражданском кодексе Испании) содержится прямое указание об отнесении общих принципов к источникам права. Виды общих принципов права. Ученые практически единодушны в общей характеристике правовых принципов, отмечая, что это не результат субъективного усмотрения законодателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общеправовых принципов, то каждый автор имеет здесь свое мнение. Чаще всего к ним относят: 1) принцип справедливости, 2) принцип уважения прав человека, 3) принцип равноправия, 4) принцип законности, 5) принцип правосудия. Реже называют принципы: - уважение прав человека, правосудия (В.И. Леушин, В.Д. Перевалов); - сочетания убеждения и принуждения, демократизма (О.И. Цыбулевская); - ответственности за вину, социальной свободы (В.Н. Хропанюк); - верховенства закона над другими нормативными правовыми актами, примата (первенства) международного права над внутригосударственным; - закрепления правовой охраны разнообразных форм собственности (государственной, муниципальной, частной) (А.Ф. Черданцев). Некоторые авторы предлагают отказаться от этой традиционной классификации принципов права, так как общие принципы действуют через отраслевые, тем самым специальные (отраслевые) принципы конкретизируют общеправовые положения. Отказ от дифференциации принципов приведет к утрате концепции их взаимодействия, ради которой авторы призывают отказаться от традиционного деления принципов права. В зависимости от сферы действия принципы права делятся на: 1) принципы юридической практики, 2) принципы правового статуса, 3) принципы юридической ответственности и т. п. (В.Н. Карташов). По степени конкретности, нормативности принципы права, закрепленные в Конституции, делятся на: 1) принципы-нормы, 2) принципы-законоположения. - представляют собой четкие правила поведения; - они не допускают неоднозначности толкования и понимания; - могут и должны непосредственно применяться при разрешении конкретных дел всеми судами. Например, ст. 2 ч. 2 Конституции РФ: «Конституция РФ и федеральный закон имеют верховенство на всей территории РФ». Или ст. 6: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства»; ст. 15: «Неопубликованные законы не применяются». Принципы-законоположения отличаются тем, что: - не представляют собой четких правил поведения; - не обладают четкой формальностью; - реализуются обычно в сочетании с другими правовыми актами; - содержатся во многих статьях. Например, ст. 38 ч. 1 Конституции РФ: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»; ст. 58: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду». На основании концепции единства и взаимопроникновения естественного и позитивного права общеправовые принципы можно подразделить на: 1) морально-этические, или нравственные; 2) организационные. Первые из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа принципов непосредственно воздействует на нормативное содержание права. Морально-этические принципы: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ - источник власти, человек - высшая ценность, охрана прав человека - цель и обязанность государства. Организационные принципы российского права: принцип федерализма; связь между общими принципами права и межотраслевыми и отраслевыми принципами; сочетание убеждения и принуждения; принцип сочетания стимулирования и ограничений. В зависимости от того, составляют ли принципы права основу системы права в целом либо отдельных ее компонентов, В.Н. Карташов подразделяет их на следующие группы: 1) исходные начала, отражающие природу отдельных институтов права (принципы институтов права); 2) межинституционные нормативно-руководящие положения (межинституциональные принципы); 3) принципы подотраслей права; 4) отраслевые принципы права; 5) межотраслевые нормативно-руководящие начала; 6) принципы, отражающие особенности той или иной правовой семьи; 7) принципы международного права. Некоторые авторы полагают, что в праве существуют и неписаные принципы. Они образуют две большие группы: - принципы действующего права; - иные правовые принципы, которые порой именуются «правовыми аксиомами» (Г.В. Назаренко). Принципы действующего права либо закреплены в конкретных правовых нормах (прямая фиксация), либо логически вытекают из совокупности норм (косвенная фиксация). Писаные принципы посредством юридических норм закрепляют основополагающие правовые требования и, в сущности, являются правовыми средствами-стимулами. Неписаные принципы (правовые аксиомы) как элемент правосознания выражают исходные правовые идеи и воздействуют на характер и степень реализации правовых средств. Функции права Иванов- Функции права- основные направления воздействия прав на обществен.отношения. Признаки: 1)это воздействие правовое,юридическое,оно осущ-ся юридическими средствами 2)это воздействие направленное 3)это воздействие на определен.сферу обществен.отнош-ий 4)это воздействие на социально-значимую деят-ть суб-ов 5)это воздействие,производное от сущности права 6)это воздействие волевое, воздействие воли гос-ва, кот.подчиняет волю индивида даже в субъективном праве Ф-ии взаимосвязаны и представл.систему.В завис-ти от того, представл.ли они специфич., выделяют общесоциальные и специальные\специфич. Общесоциальн.ф-ии права-те, кот.характеризуют его как регулятор в отдельных сферах человеч.деят-ти. Выделяют- экономическую,политическ., социальн.ф-ии права и др. Специальные ф-ии права характеризуют его регулятивн.особен-ти и выдел 2 ф-ии – 1)регулятивную, кот.делится на регулятивно-статическ.(право с помощью норм и принципов закрепл.сложн.систему прав.отнош-ий. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.) и регулятивно-динамическую(определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.) Основной задачей права как средства воздейств.на человеческ.общ-во – регулирование Особенности регулятивной по Рыбакову: Она заключ-ся в установлении позитивных правил поведения -для нее характерны фиксация субъктивн.состава -включ.в себя жизнен.обстоят-ва(юр.факты) -осущ-ся ч/з права и обязан-ти 2)охранительная (с помощью юр.норм и принципов закреп-ся сложн.система правопорядка. И вытесн-ся те вредн.варианты, препятств.нормальн.развитию человеч.общ-ва) Особен-ти охранит.по Рыбакову: Связана с воздействием на неправомерн.поведение людей. Санкция регулир., охраняеи и наоборот -реализ-ся в нормах-запретах.Регулятивн.м.б. динамичн.и статичн. Динамич.отраж-ся на обязыв-их функциях(уплата налогов) -выражается в санкциях -служит информацией для суб-ов – какие ценности взяты под охрану гос-ва Рыбаков- Виды функций права: Если мы рассматриваем право как самостоятельн.институт общ-ва, то
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|