Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тунгусо-маньчжурские народы. Расселение, хозяйственно-культурные характеристики




Елена М.

Алтайская языковая семья, тунгусо-манчжурская языковая группа. Монголоиды.

Территория расселения тунгусо-маньчжурских народов в XIX - XX вв. охватывает обширный ареал в пределах Восточной Азии и Сибири. Этот регион Дальнего Востока Китая и России, объединяет Маньчжурию, Приамурье, Приморье, о.Сахалин, Охотское побережье, Якутию, Забайкалье, бассейн Енисея до притоков Оби.

У большинства народов православие.

Нанайцы – 12 тыс.

Нижний Амур, правые притоки реки Уссури в Хабаровском крае и Приморский край.

Говорят на нанайском языке. Письменность на русской графической основе.

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

Основные традиционные занятия — рыболовство и охота (зимой — пушной промысел). Содержали ездовых собак.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища — большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже — рубленые избы, в тайге и на рыбалках — шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники — маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды — юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Основная традиционная пища — рыба; лосося заготавливали впрок.

В конце XIX — начале XX вв. существовали роды численностью от 20—30 до 600—900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).

Ульчи – 3,2 тыс.

Нижний Амур, Хабаровский край.

Говорят на ульчском языке. Письменность создана в 1970—80-е гг. на основе русской графики. Верующие ульчи — православные.

Ульчи как этнос сформировались в процессе длительных и тесных контактов с нанайцами, нивхами, маньчжурами, негидальцами, эвенками и др.

Традиционные занятия — круглогодичное рыболовство (кета, горбуша, осетровые и др; охота — на морского зверя (нерпа, сивуч, тюлень); на лося, оленя, медведя, пушного зверя. Средствами передвижения служили собачьи нарты.

Ульчи жили семьями, преобладали простые, малые (80% семей); полигамных было 8%. Родов насчитывалось около тридцати. Семьи каждого рода жили дисперсно. Основной социальной единицей была сельская община. Община регулировала отношения внутри селений.

Ульчи вели оседлый образ жизни; по данным XVII—XIX вв. возраст некоторых селений насчитывал многие десятки и даже сотни лет. Зимники — зимние жилища обычно тянулись вдоль берега Амура. В доме проживало от 2 до 4 семей; дома — большие, четырёхугольные, однокамерные, со столбовым каркасом, бревенчатыми стенами. Двускатную крышу крыли травяными снопами, дом отапливали двумя-тремя очагами.

Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно, чаще из ткани, зимние — на вате, праздничные — иногда сплошь вышитые и украшенные аппликацией. Под халатом штаны, нагрудник (мужской — малый меховой, женский — длинный, отделанный бисером, металлическими бляшками). Мужские юбки из нерпичьих шкур, фартуки охотничьи, фартуки праздничные, с орнаментом, охотничьи куртки из лосиных шкур, малые меховые шапочки, надевавшиеся с тканевыми шлемами и т. п. Обувь в виде сапожка с отдельной пришивной подошвой — из ровдуги, камусов; другой тип — с отдельно кроеной головкой — из рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож с множеством украшений и без них. Теплые шапки орнаментированные.
В пище преобладала рыба. Её употребляли в сыром, варёном, жареном, печёном, сушёном, вяленом видах. изготовление юколы (вяленных на ветру и солнце длинных и тонких пластин рыбы).

Негидальцы – ок600 чел

Нижний Амур, хабаровский край.

Часть негидальцев в значительной степени ассимилирована ульчами и нивхами. Говорят на негидальском языке

Основу традиционного хозяйства составляли рыболовство и охота. Из рыбы делали юколу. Были распространены пушной промысел, охота на дикого оленя, лося, птиц. Нек-рые негидальцы имели оленей, на которых ездили верхом, либо впрягали в нарты. Низовские негидальцы держали ездовых собак.

Существовало несколько типов жилищ: летник — небольшой (на одну семью) корьевой домик с двускатной крышей, конический чум, шалаш, зимник — большое каркасное жилище с кановым отоплением.

Одежда (мужская и женская) — распашной халат из рыбьей кожи или ткани, женщины носили нагрудники. Мужчины надевали халат из оленьей замши или меховую шубу, при езде на собачьих нартах или на зимнюю рыбалку — короткую юбочку из нерпичьей шкуры поверх шубы. Головной убор — меховой капор, шапка с наушниками. Обувь — из оленьих и нерпичьих шкур, замши.

Сохранялось родовое деление. Роды жили дисперсно, некоторые объединялись в экзогамные группы доха, в которые включались также нивхи, нанайцы, эвенки. Большое социальное значение имели территориально-соседские общины, регулировавшие жизнь в селениях и семьях.

Негидальцы официально были обращены в православие; сохраняли анимистические традиционные верования, шаманство.

Ороки – 180 чел.

Сахалин (преимущественно его восточная часть/

Говорят на орокском языке. Язык бесписьменный. Верующие ороки — православные.

Предполагают, что этническую основу ороков составили местные и тунгусские (эвенкийские) этнические элементы, смешавшиеся с группами ульчей и нивхов.

Основные традиционные занятия — оленеводство (вьючное, верховое, нартовое), летом — добыча морского зверя (нерпа, тюлень), рыболовство, зимой — кочевая охота на пушного и крупного зверя. Южные ороки были оседлы, держали упряжных собак, занимались рыболовством и морским промыслом.

Жилище — двускатный чум, крытый корой или рыбьими шкурами.

Традиционная одежда (мужская и женская) — распашной халат, под ним нагрудник. На охоту мужчины надевали короткую куртку, шубу из оленьих шкур, юбку из нерпичьих шкур.

Для традиционной пищи характерны «дары моря», юкола.

Существовали патрилинейные роды.

Ороки сохраняли традиционные верования (анимизм, культ медведя, шаманство и др.).

Орочи – 915 человек

Говорят на орочском языке.
Орочи имеют смешанное происхождение — в их состав вошли местные и пришлые, главным образом тунгусские (эвенкийские), этнические элементы. Почти все орочи жили оседло.
Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, и рыболовство. Рыбачили круглый год.

Зимнее жилище (конца XIX века) — срубная полуземлянка; летник — корьевой домик с двускатной крышей, промысловое жилище — двускатный шалаш, чум.
Одежда (мужская и женская) — распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у охотников — юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой мужчины надевали поверх (женщины под халат) кожаный передник. Летний головной убор (мужской и женский) — большая берестяная в форме невысокого конуса шляпа, зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками, женщины — ватную или меховую шапку. Обувь — унты из рыбьей кожи поверх ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур.
К началу XX века сохраняли пережитки патриархально-родового строя. Жили небольшими селениями по 2—7 патрилинейных рода. Существовала коллективная собственность на промысловые охотничьи и рыболовные угодья.
Христианство было воспринято орочами формально. Сохранялись традиционные верования (анимизм, шаманство).

Удэгейцы – 2 тыс.

Живут в Хабаровском и Приморском краях. Говорят на удэгейском языке. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования — анимизм, шаманизм.

В этногенезе северных групп удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных удэгейцев — древнекорейские, тюркские, тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру удэгейцев. До настоящего времени удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность.

Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; последнее было второстепенным. Промысел пушнины.

Селения удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. В районах расселения удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами. Летние жилища: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.
По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили дисперсно — одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах.
Женская и мужская одежда удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом — штаны с ноговицами, у женщин — длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.
В пище жителей притоков Амура и у приморских удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури — мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира.

Эвенки - 30,2 тыс.

распр. От бассейна Оби до Охотского побережья и от Забайкалья до Ледовитого океана. Эвенкийский язык. Православие

Эвенки сложились на основе смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с конца 1-го тысячелетия нашей эры. С XVII века эвенки вытесняются якутами, русскими и бурятами со среднего Вилюя, Ангары, Бирюсы, верхней Ингоды, нижнего и среднего Баргузина, левобережья Амурапереселились в Северный Китай. В XIX веке эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине, часть эвенков с Енисея ушла на Таз и Обь. В процессе контактов эвенки были частично ассимилированы русскими, якутами (особенно по Вилюю, Оленёку, Анабару и нижнему Алдану), монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.

Охотники (таежные) (на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др.). Также распространено рыболовство, оленеводство (транспортное значение). Кочевники.
Основа традиционной пищи — мясо (диких животных, у конных эвенков — конина) и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печёный хлеб: к западу от Лены пекли в золе колобки из кислого теста, на востоке — пресные лепёшки. Основной напиток — чай, иногда с оленьим молоком или солью.

Зимние стойбища состояли из 1—2 чумов, летние — до 10, во время праздников и более. Чум имел конический остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-нюками из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). При перекочёвках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним — горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье — бурятская юрта. Традиционная одежда состоит из ровдужных или суконных натазников, ноговиц, распашного кафтана из оленьей шкуры, полы которого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Женский нагрудник украшался бисером, имел прямой нижний край, мужской — углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины — с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлическими бляшками, бисером. Распространились элементы русской одежды.

Эвены – 17,2 тыс.

В ряде районов северной Якутии, на Охотском побережье и Камчатке.

Эвенский язык. Православие

Расселение тунгусских племён (предков эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения эвены включили в себя часть юкагиров, впоследствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. С началом контактов с русскими в XVII веке эвены испытали их сильное влияние. С 20-х гг. XX века большинство эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры эвенов. В 1931 была создана письменность на основе латинского, в 1936 — на основе русского алфавита.

Оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназвание — мэнэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В XVIII веке у якутских и камчатских эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов. Кочевали.
Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочёвки совершались на 10—15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк, а еще на них верхом охотились.

У эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум, крытый шкурами, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное жилище. Оседлые эвены до XVIII века жили в землянках с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища.
Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя — из ровдуги. Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок. Традиционная пища эвенов — оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

У эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды.
Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многожёнство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.

 

13. Традиционные хозяйственно-культурные типы коренного населения Сибири
Скотоводы и земледельцы

Егор К.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...