Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические средства машинной графики (6 ч)




Графический вывод. Печатающее устройство, арифметиче­ское печатающее устройство (АПУ). Графопостроители (плотте­ры) – планшетные и барабанные. Основные части графопостроителей. Главные характеристики: точность и скорость вычерчи­вания, четкость, контрастность и размер изображения. Матрич­ные печатающие устройства. Дисплеи. Электронно-лучевые трубки (ЭЛТ). Графические дисплеи. Основные параметры дисп­леев и их характеристики Оптические фотозаписывающие устройства.

Графический ввод Функциональная клавиатура «Световое перо», «мышь», джойстик – основные принципы работы. Считы­вание информации на кодировочных планшетах.

Основные правила работы с ПЭВМ в режиме графики

Графические редакторы (12 ч)

Знакомство с графическим редактором (например, PAINTBRUSH) Вход в редактор, начало рисования, проба пера, генерация рисунка, запись картинки на диск. Выход из редак­тора.

Инструменты редактора. Меню. Раскраска рисунка. Работа с фрагментами, их копирование и Перемещение; запись и чтение.

Графические примитивы. Оформление текста. Выбор типа и размера шрифта. Работа с символами.

Изменение масштаба. Редактирование рисунка. Удаление с экрана и восстановление управляющих полей. Выбор кисти и толщины линии. Сохранение и установка режимов работы ре­дактора.

Работа с палитрой. Цветовые эффекты. Редактирование цве­та или узора. Запись палитры на диск и считывание, с диска. Подбор оттенков и использование полутонов. Вывод картинки на принтер.

Понятие о графическом обеспечении в системах автоматизированного проектирования, (САПР).

Понятие об автоматизированных обучающих системах (АОС); примеры обучающих и контролирующих программ, в систе­ме АОС.

Программное обеспечение машинной графики (12 ч)

Языки и команды. Понятие об алгоритмических графических языках (последние версии языков Бейсик, Паскаль и др.). Пра­вила кодирования графической информации в системах машин­ной, графики. Графический вывод простейших геометрических элементов, (примитивов). Основные управляющие команды.

Простейшие фигуры. Генерация на экране ПЭВМ ломаных линий, прямоугольников. эллипсов н плоских геометрических фигур, составленных из них. Закрашивание областей. Построение обводов я контуров технических деталей и художественных изде­лий. Сопряжения и лекальные кривые.

Преобразования. Примеры использования простейших преобразований на плоскости: гомотетия (масштабирование), перенос, симметрия, поворот, инверсия. Построение с помощью преобра­зований узоров, орнаментов, обводов и контуров различных из­делий.

Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Просмотр работ уча­щихся на экранах дисплеев ПЭВМ. Анализ и оценка работ. Вы­ставка работ учащихся, выведенных на твердый носитель; их анализ и оценка.

Примерный перечень индивидуальных графических работ по машинной графике

1. Шрифт и шрифтовая композиция, выполненная с использо­ванием графического редактора.

2. Произвольная композиция в цвете, выполненная на базе меню графического редактора.

3. Геометрические узоры и орнаменты, выполненные: а) на базе примитивов графического редактора; б) средствами псевдо­графики, в) программными средствами.

4. Линии чертежа.

5. Чертежи стандартных деталей (гайки, болты и др.).

6. Условные графические обозначения на электрических схе­мах; электрические принципиальные схемы простейших изделий (например, электронных игрушек).

7. Условные графические обозначения на архитектурно-строительных чертежах; фрагменты архитектурно-строительных чер­тежей (например, фасад домика или его фрагмент – оформле­ние оконного или дверного проема; деталь плана жилой комнаты).

8. Библиотека элементов учебного САПР (машиностроение; радиоэлектроника; строительство и архитектура; художественное конструирование изделий и др.).

 

Вариативная часть. Раздел «Графический дизайн»,

Тематический план

(1 ч в неделю, всего 68 ч в IX—Х или X—XI классах)

№ п./п. Тема Количество учебных часов Примечание
              Введение   Дизайн-техника гра­фики     Шрифты и шрифтовые работы   Перспектива     Обобщение знаний Цветоведение               На этом этапе особенно велика роль ярких увлекательных при­меров. Обратить особое внимание на подбор и качество индивидуаль­ного набора инструмента каждо­го учащегося. Постараться, чтобы каждый уча­щийся освоил написание хотя бы одного вида шрифта на уровне навыка. Наиболее просты в усвоении спо­собы перспективной сетки и прием «делительных масштабов». Выставка работ учащихся и их обсуждение. Желательно сделать акцент на выработке умения в подборе гармоничного сочетания цветов
          Композиция   Форма и формообразование     Дизайн как после­довательно развиваю­щийся творческий про­цесс проектирования Обобщение знаний           Наиболее существенные темы – свойства и средства композиции. Необходимо опираться на знание базовых тем курса графики – «Образование поверхностей», «Понятие формы» и т.д. На примере художественных и технических изделий, изготовле­ние которых посильно для уча­щегося. Выставка работ учащихся и их обсуждение.  
           

ПРОГРАММА

Введение (2 ч)

Знакомство с графическим дизайном; что такое графический дизайн? Краткая история развития графического дизайна. Сфе­ры применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.

Дизайн-техника графики (14 ч)

Краткий обзор простейших приемов дизаин-техники графики, общие понятия о дизайн-технике графики и ее определение.

Основные инструменты, используемые графическими дизай­нерами: карандаши, рейсфедеры (прямой и циркульный), перо рапидограф, мягкие и жесткие кисти, губки, аэрограф. Основ­ные материалы графика-дизайнера бумага, тушь, акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и материалами в дизайн-технике.

Виды графики Черно-белая линейная графика: линии, штри­хи, точки. Тоновая графика – отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета и текстуры материала. Ап­пликация.

Шрифты и шрифтовые работы (8 ч)

Краткая история шрифта Основные виды шрифтов и их классификация.

Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по ха­рактеристикам. Требования, предъявляемые к шрифту удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием плакатов и таблиц с различными видами шрифтов – антиква, рубленые, бруско­вые, чертежные и другие шрифты).

Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакат­ное), кистью, с использованием трафаретов.

Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функцио­нальные требования к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет: шрифт и оптические иллюзии. Исторические и на­циональные особенности шрифтовых надписей и композиций.

Перспектива (8 ч)

Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы. Основные способы построения перспективы: спо­соб архитекторов, способ перспективной сетки, способ следа лу­ча. Основные приемы построения перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов. Выбор наибо­лее рационального приема или способа построения перспективы в зависимости от вида объекта.

Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного восприятия изображения и перспективные искажения.

Классификация перспективных изображений, в зависимости от высоты, горизонта и ракурса.

Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.

Обобщение знаний (2 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Об­суждение, анализ и оценка работ учащихся (в том числе и твор­ческих).


Цветоведение (8ч)

Свет и цвет – основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические. Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гёте; по Оствальду).

Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Допол­нительные цвета. Цветовая гармония – правила определения гармоничных цветов (двух, трех, четырех). Цветовой тон, насы­щенность и светлота.

Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизио­логическое воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.

Композиция (12 ч)

Основные понятия и определения Главные законы компози­ции. Свойства и качества композиции Средства композиции Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Гармонические прогрессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение.

Роль композиции в эстетическом восприятии объектов мате­риального мира вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и художественных изделий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...