Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся ..




Х класс

Учащиеся должны знать:

основные сведения о системности мира, потребностях челове­ка и общества, их глобальных и частных (индивидуальных) проб­лемах;

зависимость развития техники (техносферы) от потребностей человека;

перспективу развития техники;

влияние техники на интеллектуальное и духовное развитие человека;

устройство технического объекта как системы, понятие подси­стемы, надсистемы и элемента системы;

законы и закономерности строения и развития техники;

модели технических систем;

функции технического объекта и его элементов;

требования к техническому объекту;

недостатки технического объекта;

понятие технической задачи;

понятие технического творчества как вида технологии;

методы технического творчества;

виды и структура технологических процессов.

Учащиеся должны уметь:

провести анализ технического объекта;

определите его функции, структуру, сформулировать требо­вания и найти недостатки;

сформулировать техническую задачу совершенствования или создания нового объекта техники;

применять методы технического творчества;

разработать конструкцию несложных объектов техники;

разработать технологический маршрут изготовления техниче­ского объекта и определить необходимые средства технологиче­ского оснащения;

изготовить несложные технические объекты.

XI класс

Учащиеся должны знать:

стадии и процедуры проектирования объектов техники;

методы решения задач проектирования;

последовательность информационного поиска и источники ин­формации;

сущность экспериментальной проверки результатов техниче­ского творчества;

основы патентного закона Российской Федерации;

порядок разработки заявки на изобретение;

структура описания изобретения;

основы лицензионной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

провести информационный поиск;

разработать элементы технического задания и эскизного про­екта на новое' техническое решение;

определить существенные признаки нового технического ре­шения и подготовить материалы для заявки на изобретение,

оформить техническое описание нового технического объекта;

провести эксперименты по проверке нового технического ре­шения;

изготовить и испытать технические объекты простые и сред­ней сложности.


Тематический план

№ п./п. Тема Количество учеб­ных часов
                X класс (3 – 4-я четверти) Введение в техническое творчество. Человек и техника. Устройство (морфология) техники. Техническое творчество как вид технологии. Технология изготовления объектов техники. Выполнение технического проекта и его защита. Итого XI класс (1 – 2-я четверти в вариативной части учебного плана). Развитие и закрепление творческих способностей и навыков. Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формулирование технической задачи. Поиск оптимального варианта решения задачи. Оформление технического описания нового (усовершенствованного) объекта техники и технологии его изготовления. Изготовление объекта техники. Подготовка и участие в выставке (конкурсе) технического творчества Итого XI класс (3 – 4-я четверти) Основы проектирования изделий Последовательность проектирования. Информационная база технического творчества. Основы изобретательской деятельности. Выбор темы проекта и проведение экспериментов. Работа над проектом и его защита. Итого                

 

ПРОГРАММА

X класс

Введение в техническое творчество

Человек и техника (2ч)

Естественная и искусственная среда.

Системность мира и материи. Человек и система «природа – человек – техника».

Потребности человека и общества. Глобальные и частные проблемы человека. Способы удовлетворения потребностей.

Понятие техники. Системность техники. Техносфера. Зависимость развития техники от потребностей человека. Перспективы развития техники.

Зависимость интеллектуального и духовного развития челове­ка от уровня техники. Изменение жизни с развитием техники и усложнения социально-технических проблем и задач.

Устройство (морфология) техники (4ч)

История техники. Технический объект как система. Понятия подсистемы и надсистемы. Иерархия подсистем и надсистем. Классификация технических объектов.

Законы и закономерности строения и развития техники.

Модели технических объектов. Виды моделей и их назначе­ние. Интуитивно-логические, математические, физические и тех­нические модели.

Анализ технического объекта. Функции, результаты действия технического объекта и потребляемые ресурсы. Формирование требований и определение аналогичных технических объектов с подобными функциями, выявление недостатков существующих объектов. Формирование (составление) технической задачи по совершенствованию существующего или созданию нового объек­та техники.

Техническое творчество как вид технологии (10 ч)

Понятие технологии. Понятие творчества как вида деятельно­сти человека, связанной с его интеллектуальной и духовной сущ­ностью. Творчество как процесс создания чего-либо нового, не бывшего ранее. Виды творчества. Творчество в системе общече­ловеческих ценностей. Соотношение понятий «наука» и «техни­ка», «творчество» и «искусство». Техническое творчество как це­ленаправленная деятельность по уточнению и решению исходной технической задачи. Социальные, физические и технические про­тиворечия в системе «человек – природа – техника».

Методы технического творчества как методы преодоления психологической инерции и активизации потенциальных творче­ских способностей человека. Классификация методов техниче­ского творчества. Методы: индивидуальные и коллективные; слу­чайного (ассоциативного), интуитивного и систематизированного поиска; автоматизированного поискового конструирования.

Метод гирлянд ассоциаций и метод мозгового штурма. Их разновидности.

Метод морфологического анализа и синтеза технических объ­ектов.

Методы типа «Список контрольных вопросов».

Основные принципы и правила алгоритма решения изобрета­тельских задач (АРИЗ).

Области применения методов технического творчества.

Технология изготовления объектов техники (4 ч)

Виды и структура технологических процессов. Последователь­ность выполнения, типовые правила, приемы и операции.

Метод формообразования (обработки) деталей и сборки, ре­гулировки и испытания машин. Механизмов и других изделий.

Средства технологического оснащения: инструменты, приспо­собления, оснастка и оборудование.

Практическая часть (16 ч)

Выполнение, технического проекта и его защита (16 ч).

 

XI класс

Развитие и закрепление творческих способностей и навыков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...