Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся ..
Х класс Учащиеся должны знать: основные сведения о системности мира, потребностях человека и общества, их глобальных и частных (индивидуальных) проблемах; зависимость развития техники (техносферы) от потребностей человека; перспективу развития техники; влияние техники на интеллектуальное и духовное развитие человека; устройство технического объекта как системы, понятие подсистемы, надсистемы и элемента системы; законы и закономерности строения и развития техники; модели технических систем; функции технического объекта и его элементов; требования к техническому объекту; недостатки технического объекта; понятие технической задачи; понятие технического творчества как вида технологии; методы технического творчества; виды и структура технологических процессов. Учащиеся должны уметь: провести анализ технического объекта; определите его функции, структуру, сформулировать требования и найти недостатки; сформулировать техническую задачу совершенствования или создания нового объекта техники; применять методы технического творчества; разработать конструкцию несложных объектов техники; разработать технологический маршрут изготовления технического объекта и определить необходимые средства технологического оснащения; изготовить несложные технические объекты. XI класс Учащиеся должны знать: стадии и процедуры проектирования объектов техники; методы решения задач проектирования; последовательность информационного поиска и источники информации; сущность экспериментальной проверки результатов технического творчества; основы патентного закона Российской Федерации;
порядок разработки заявки на изобретение; структура описания изобретения; основы лицензионной деятельности. Учащиеся должны уметь: провести информационный поиск; разработать элементы технического задания и эскизного проекта на новое' техническое решение; определить существенные признаки нового технического решения и подготовить материалы для заявки на изобретение, оформить техническое описание нового технического объекта; провести эксперименты по проверке нового технического решения; изготовить и испытать технические объекты простые и средней сложности. Тематический план
ПРОГРАММА X класс Введение в техническое творчество
Человек и техника (2ч) Естественная и искусственная среда. Системность мира и материи. Человек и система «природа – человек – техника». Потребности человека и общества. Глобальные и частные проблемы человека. Способы удовлетворения потребностей. Понятие техники. Системность техники. Техносфера. Зависимость развития техники от потребностей человека. Перспективы развития техники. Зависимость интеллектуального и духовного развития человека от уровня техники. Изменение жизни с развитием техники и усложнения социально-технических проблем и задач. Устройство (морфология) техники (4ч) История техники. Технический объект как система. Понятия подсистемы и надсистемы. Иерархия подсистем и надсистем. Классификация технических объектов. Законы и закономерности строения и развития техники. Модели технических объектов. Виды моделей и их назначение. Интуитивно-логические, математические, физические и технические модели. Анализ технического объекта. Функции, результаты действия технического объекта и потребляемые ресурсы. Формирование требований и определение аналогичных технических объектов с подобными функциями, выявление недостатков существующих объектов. Формирование (составление) технической задачи по совершенствованию существующего или созданию нового объекта техники. Техническое творчество как вид технологии (10 ч) Понятие технологии. Понятие творчества как вида деятельности человека, связанной с его интеллектуальной и духовной сущностью. Творчество как процесс создания чего-либо нового, не бывшего ранее. Виды творчества. Творчество в системе общечеловеческих ценностей. Соотношение понятий «наука» и «техника», «творчество» и «искусство». Техническое творчество как целенаправленная деятельность по уточнению и решению исходной технической задачи. Социальные, физические и технические противоречия в системе «человек – природа – техника». Методы технического творчества как методы преодоления психологической инерции и активизации потенциальных творческих способностей человека. Классификация методов технического творчества. Методы: индивидуальные и коллективные; случайного (ассоциативного), интуитивного и систематизированного поиска; автоматизированного поискового конструирования.
Метод гирлянд ассоциаций и метод мозгового штурма. Их разновидности. Метод морфологического анализа и синтеза технических объектов. Методы типа «Список контрольных вопросов». Основные принципы и правила алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). Области применения методов технического творчества. Технология изготовления объектов техники (4 ч) Виды и структура технологических процессов. Последовательность выполнения, типовые правила, приемы и операции. Метод формообразования (обработки) деталей и сборки, регулировки и испытания машин. Механизмов и других изделий. Средства технологического оснащения: инструменты, приспособления, оснастка и оборудование. Практическая часть (16 ч) Выполнение, технического проекта и его защита (16 ч).
XI класс Развитие и закрепление творческих способностей и навыков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|