Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формулирование технической задачи (2 ч)
Выбор объекта техники, подлежащего усовершенствованию. Анализ этого объекта техники, формулирование требований и выявление недостатков. Анализ и определение наиболее существенных недостатков. Анализ причин, препятствующих устранению недостатков. Формулирование исходной технической задачи. Поиск Оптимального варианта решения задачи (6 ч) Поиск возможных вариантов решения задачи с помощью методов гирлянд, ассоциаций, мозгового штурма и морфологического анализа. Анализ и сравнение вариантов. Уточнение исходной задачи. Выбор оптимального варианта, в том числе экспертным путем. Оформление технического описания нового объекта техники и технологии его изготовления (6ч) Составление описания нового объекта техники в такой последовательности: название, назначение, состав (перечисление основных функциональных узлов), технические требования, новизна. Разработка эскизов нового технического объекта. Разработка технологического маршрута изготовления объекта техники и определение необходимых средств технологического оснащения. Изготовление (доработка) объекта техники (32 ч) Подготовка и участие в выставке или конкурсе технического творчества (2ч) XI класс Основы проектирования изделий Последовательность проектирования (3 ч) Стадии проектирования: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект; технический проект, рабочий проект. Процедура проектирования: определение потребности проектирования, определение цели, определение основных признаков, поиск вариантов технических решений, принятие и анализ решений, выбор параметров и режимов действия технического объекта, конструирование технического объекта (изделия, сборочных единиц, деталей).
Методы решения задач проектирования: моделирование, обработка статистических данных, методы оптимизации, отработка на технологичность, стандартизация и унификация. Информационная база технического творчества (3 ч) Понятие информации и информационного поиска, решаемые задачи. Классификация источников информации. Последовательность проведения информационного поиска. Литературные источники информации. Газеты, журналы, научно-технические сборники, реферативные сборники, рекламная продукция фирм и др. Патентная информация. Опыт разработки, испытаний и эксплуатации объектов техники. Отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках. Типовые решения, стандарты. Фонды технического творчества. Фонд типовых технических противоречий и эвристических приемов их разрешения, фонд физико-технических эффектов, фонд технических решений, список типовых требований. Основы изобретательской деятельности (6 ч) Патентный закон Российской Федерации. Понятие изобретения, промышленного образца, полезной модели. Сущность патентной защиты. Порядок разработки, оформления и подачи заявок на объекты промышленной собственности. Научно-техническая экспертиза. Описание изобретения Структура описания, формула изобретения, требования к оформлению Требования к оформлению заявок на другие объекты промышленной собственности. Классификация изобретений. Структура международного классификатора изобретений (МКИ) и порядок работы с ним. Бюллетень изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Результат технического творчества как товар определенного свойства. Понятие лицензионного договора, виды договоров, по рядок подготовки и заключения.
Выбор темы проекта и проведение экспериментов (8 ч)
Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формирование технической задачи, определение, требований и выявление недостатков, поиск оптимального варианта, решения задачи, проведение экспериментов, разработка эскизов нового технического решения. Работа над проектом и его защита (6 ч) Разработка технологического маршрута изготовления или модернизации объекта техники, выбор и назначение средств технологического назначения. Оформление технического описания, изготовление, испытание и защита объекта техники. ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою очередь способствует закреплению равнодушного отношения школьников к уродливому и нефункциональному. Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить, их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий. В дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала. Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими проектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению трудового обучения в целом.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ Х класс Учащиеся должны знать: общие сведения о народных ремеслах;
о единстве красивого и функциональною в народном искусстве; историю зарождения и развития дизайна; принципы формообразования и композиции; роль цвета. Учащиеся должны уметь: составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов; выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму; использовать цветовое оформление изделий. Тематический план
XI класс Учащиеся должны знать: последовательность выполнения проекта; технику выполнения проекта; принципы объемного проектирования (макетирования). Учащиеся должны уметь: выполнять графический проект изделия, рассчитанного на изготовление в школьных учебных мастерских. изготовлять проекты изделий с учетом требований художественного конструирования. ПРОГРАММА X класс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|