Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать: особенности научно-технической революции второй половины XX века; глобальные проблемы человечества в конце XX века: рост народонаселения, проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды; вредные воздействия на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий; виды загрязнения атмосферы. «Парниковый эффект», кислотные дожди, утоньшение озонного слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы; загрязнение гидросферы и методы борьбы с этими загрязнениями; причины опустынивания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель; законодательные и экономические меры по охране природы; принципы и виды мониторинга; принципы экологической экспертизы проектов; возможности переработки отходов; пути экономии энергии и материалов; возможности экологически устойчивого развития человечества; особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здоровый образ жизни. Учащиеся должны уметь: учитывать экологические соображения при решении технологических задач; учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач; измерять уровень радиоактивности и оценивать опасность радиоактивного излучения в данном месте; измерять уровень шума в местах проживания и работы и оценивать опасность в случае его превышения; измерять количество нитратов в продуктах питания и оценивать связанную с ними опасность для здоровья человека; оценивать качество питьевой воды; оценивать кислотность дождя;
оценивать качество окружающего воздуха – запыленность и загазованность. ПРОГРАММА Биологические основы экологии (2.ч) Экология как часть биологии. Социальная экология и экология человека. Биосфера. Поступление энергии от Солнца и круговорот веществ в природе. Пищевые цепи. Экосистемы. Ноосфера. Практическая работа. Моделирование на ПЭВМ вторжения в жизнь экосистемы. Тематический план
Научно-техническая революция второй половины XX века (2 ч) Использование ядерной энергии. Взрывы ядерных бомб. Чернобыльская катастрофа. Создание ЭВМ. Возникновение' информационного мира. Моделирование на ЭВМ «ядерной зимы». Рост мирового промышленного и сельскохозяйственного производства. Практическая работа. Оценка уровня шума. Глобальные проблемы человечества (2 ч) Демографический взрыв и обеспеченность человечества продовольствием и питьевой водой. Минеральные ресурсы Земли. Практическая работа. Оценка загрязнения воздуха (запыленности, загазованности). Энергетика и экология (2ч) Потребности человечества в энергии и возможности получения энергии от разных источников: путем сжигания углеродосодержащих видов топлива и атомного топлива, использование солнечной энергии, гидроэнергии и альтернативных источников энергии (ветра, приливов, течений, геотермальной энергии). Достоинства и экологические недостатки разных способов получения энергии. Тенденции развития мировой энергетики. Экономия энергии.
Практическая работа. Оценки уровня радиации. Загрязнение атмосферы (2ч) Влияние промышленности и транспорта на окружающую среду Выбросы в атмосферу. Кислотные дожди. «Парниковый эффект». Озонные дыры. Методы защиты атмосферы. Практическая работа. Оценка наличия кислотных дождей. Загрязнение гидросферы (2 ч) Особенности загрязнения океанов, морей, рек, озер. Методы защиты гидросферы. Практическая работа. Оценка качества пресной воды. Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства (2ч) Сокращение площади, лесов. Роль химизации сельского хозяйства. Нитраты, нитриты, диоксиды и пестициды. Экологически чистые продукты. Охрана, рациональное использование лесов и пахотных земель. Сохранение биологического разнообразия на планете. Практическая работа. Посадка кустарников и деревьев около школы. Лабораторная работа. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах (выполняется вместо практической, работы). Природоохранная деятельность (2 ч) Виды природоохранной деятельности. Мониторинг. Экологическая экспертиза, проектов. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Малоотходные и, безотходные технологии. Экологически устойчивое развитие человечества. Практическая работа. Уборка, мусора около школы или в лесу. Экологическое мышление и экологическая мораль (2 ч) Необходимость экологического мышления современного человека. Экономия, ресурсов и энергии, в том числе в быту. Ограничение потребностей человека. Любовь к природе – источнику красоты и основе жизни, людей. Практическая работа. Определение мощности падающего электромагнитного излучения. ЭЛЕМЕНТЫ ДОМАШНЕЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Этот раздел состоит из двух больших частей: «Элементы домашней экономики» – изучается в VII классе (8 ч) и «Основы предпринимательства» – изучается в VIII (10 ч) и X классах (18 ч). Кроме этого, учащиеся выполняют 10 проектов, в которых обязательна экономическая часть. Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому освоив домашнюю экономику учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики, а также основы предпринимательства.
Изучение раздела преследует следующие цели: вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации; воспитать уважение к собственности, ответственность; экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления; подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина; сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности и первоначальные умения применения этих знаний в повседневной деятельности. Изучение раздела решает следующие задачи: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств; развить целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои н традиции; раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства; научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.; подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора; сформировать качества рачительного хозяина и покупателя; раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства и его роль в экономической жизни общества, вооружить знаниями о предпринимательстве; сформировать первоначальные умения участия в предпринимательской деятельности; освоить некоторые методики и приемы выбора своего дела, принятия решений, умения анализировать и оценивать экономическую ситуацию; сформировать экономическую культуру, экономическое мышление; воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Следует иметь в виду, что сплав знаний и умений по основам предпринимательства, а также по обработке различных материалов и оказанию услуг будет способствовать формированию настоящих российских предпринимателей. Поэтому одна из важных задач раздела научить учащихся честно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты, сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги. Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу; диспут, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить ЭВМ, моделирующим различные этапы предпринимательской деятельности и производственные ситуации.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: цели и значение домашней экономики; общие правила ведения домашнего хозяйства; составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей; возможность рационального использования средств и пути их увеличения; экономические связи семьи с рыночными структурами общества; элементы семейного маркетинга и самоменеджмента; роль членов семьи в формировании семейного бюджета; экономическую взаимосвязь семьи, предприятии, государства и общества; необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена; цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования; порядок создания предприятий малого бизнеса; условия прибыльного производства; роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей Учащиеся должны уметь. анализировать семейный бюджет; определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося; анализировать рекламу потребительских товаров; осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности; выдвигать деловые идеи; изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
Тематический план
ПРОГРАММА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|