Особенности психологизма «Записок из подполья» Достоевского.
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Особенности развития русской литературы в последней трети 19 века. Эпоха с реформами Александра 2 (19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, также реформы касались самоуправления, армии, суда, образования). Время, когда русский роман на Западе популярен. Интеллигентский расцвет. Вторая треть – разночинцы (Белинский «Натуральная школа»). Реалистические основы. Стремление не отделять философию от литературы, нужна идея – как сделать, чтобы было хорошо. Дворянство как активная сила, чувство собственной значимости. Функции социологии, идеологии, а не только художественная функция важны в литературе. Действовала цензура. Психологизм – важная черта русского романа. Идея детерминизма – среда заела (причина > следствие). 2. Русская поэзия последней трети 19 века. Тенденции, представители, индивидуальные стили (см творчество Апухтина, Случевского, Фофанова и тд внизу). Творчество Достоевского до 1865. Обзор, анализ 2-3 произведений. Бедные Люди 44-45. Эпистолярная форма, характерная для сентиментализма, а не для социального романа. ГГ читает Пушкина, Гоголя: Макар –(Гоголь - Шинель) Акакий оставлен сам на себя, нет смысла жизни, не нравится - Вырин в центре чувства и отношения между ним и дочерью, нравится. Болезненная эволюция героя, он не хочет быть униженным и ничем. Он любит другого человека, поднимает его над средой. Белинскому важно было, что среда задушила, но это не совсем верно. Девушкину нужна Варенька, он ради нее живет и выживает. Майков: Д. – мыслитель нового склада, возможно, станет родоначальником нового направления. Фигура типизированная персонажи писателей натуральной школы, а у Д. оригинальны, не стремятся быть типами.
Тип человека с раздвоенным сознанием. Человек не равен самому себе. У Д. есть надежда, что действительность может преобразиться положительно. Ранний Д. своего героя познает не через быть и идеи, а через движение души. Но пока нет панорамности образов, но тенденция есть. Принцип отталкивания, бунта героя, идеи двойника. Варя – жертва обстоятельств, в настоящем и будущем. Обреченность. Предмет интереса ГГ - я и другое я. Неточка 1848—1849. В «Отечественных записках». 1849. Изначально состояла из 3 частей. Детство, новая жизнь и тайна. Не стал заканчивать, переработал начало, убрал деление на части, ввел нумерацию глав, исключил несколько эпизодов. «Будет исповедь, как Голядкин, хотя в другом тоне и роде». В ранней редакции повествование шло от лица автора. Овров там играет значительную роль. Это в журнальной версии. Д. думал создать роман, как ГНВ: 5-6 самостоятельных глав, романтические новеллы. Параллельно шла работа над Житием великого грешника. «Двойни́к. Петербургская поэма» — длинная повесть 24-летнего Достоевского, классическое воплощение темы допельгангера (двойника). Впервые опубликована в 1846 году в журнале «Отечественные записки» с подзаголовком «Приключения господина Голядкина». Спустя десятилетия в «Дневнике писателя» 1877 года Достоевский отмечал: «Повесть эта мне положительно не удалась, но идея её была довольно светлая, и серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил. Но форма этой повести мне не удалась совершенно <…> если б я теперь принялся за эту идею и изложил её вновь, то взял бы совсем другую форму; но в 46 г. этой формы я не нашел и повести не осилил».
Преступление и наказание» Достоевского: история создания романа, поиск автором сути конфликта. Время действия после реформы 1864-65. Система двойников. Порфирий Петрович – приближается к сознанию и идее Раскольникова. Идеи он тоже воспринял, возможно, был подвержен искушению, но не переступил черту.
Критики финал не воспринимают: искусственная часть. Финал символичен, другой тон, пейзаж, минута преображения, морального равновесия.
История создания
Летом 1865 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в июле 1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием «Преступление и наказание». На тему же убийства Достоевского натолкнуло дело Пьера Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.
Роман печатался по частям с января по декабрь 1866 года. Достоевский много работал над романом, торопясь добавить к каждой очередной книжке журнала свежие главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Для этого издания Достоевский сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, изменено частично и деление на главы.
Родион Романович Раскольников — главный действующий персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
Согласно сюжету романа, Раскольников решает, что люди делятся на обычных людей, плывущих по течению, и людей, подобных Наполеону, которым дозволено все. Относя себя ко второй категории, он планирует убить мешающую ему старуху-процентщицу. В итоге Раскольникову удается осуществить свой план,зарубив топором пожилую женщину,и изъяв часть ее ценностей. Попутно он убивает сестру старухи Лизавету, ставшую свидетельницей его преступления. Раскольников смог скрыться от правосудия, но он не может заставить себя воспользоваться украденными деньгами и спокойно жить дальше. В итоге он признается в двойном убийстве и его приговаривают к 8 годам каторги. Следует заметить, что Раскольников ни в коем случае не раскаивается в совершенном преступлении, совесть его чиста, единственно о чем он сожалеет, так о том, что так "глупо и глухо пропал".
«Преступление? Какое преступление? то что убил гадкую старуху-процентщицу, за которую сорок грехов простят... Преступлееение... совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться.. он стыдился только того, что пропал так глупо и глухо и принужден смириться пред бессмыслицей какого-то приговора.. Злодеяние? Пролита кровь? Конечно, сделано уголовная преступление, нарушена буква закона, ну и возьмите мою голову за эту букву и довольно».
Особенности психологизма «Записок из подполья» Достоевского. «Записки из подполья» — повесть Достоевского, изданная в 1864 году. Повествование ведется от лица бывшего чиновника, который проживает в Петербурге. По своей проблематике предвещает идеи экзистенциализма
Исповедуется герой перед самим собой, бунтует против себя. Герой в своем унижении возвышается над толпой. Человек, который хотел бы быть героем, но съедается собственным я. Испытывает свою душу, но бунт безобидный. Болезнь – отчуждение, замкнутость, только собственное я, и это трагедия. Истина не может быть нравственность, но спасение – отстаивание нравственной правды.
«Подполье» — аллегорический образ. Герой не имеет никакого отношения к революционной деятельности, поскольку считает деятельную волю «глупой», а разум безвольным. После некоторых колебаний «Подпольный человек» склоняется, скорее, к интеллигентному, рефлектирующему безволию, хотя и завидует людям нерассуждающим, но просто и нагло действующим. «Подполье» — иное название для атомарности. Ключевая фраза: «Я-то один, а они все». Мысль о личном превосходстве над остальными, как бы ничтожна ни была жизнь, как бы ни пресмыкался интеллигент, — квинтэссенция этой исповеди русского интеллигента. Герой, вернее антигерой, как он сам себя называет в конце, несчастен и жалок, но, оставаясь человеком, получает удовольствие от того, что мучает себя и других. Эту склонность человека вслед за Достоевским, Кьеркегором и Ницше открывает современная психология.
«Хрустальный дворец» — олицетворение грядущего гармонично устроенного общества, всечеловеческого счастья, основанного на законах разума. Однако герой уверен, что найдутся люди, которые по совершенно иррациональным причинам отвергнут эту всеобщую гармонию, основанную на рассудке, отвергнут ради беспричинного волевого самоутверждения. «Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда дело доходит до арифметики, когда, будет одно только дважды два четыре в ходу? Дважды два и без моей воли четыре будет. Такая ли своя воля бывает!»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|