Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество Соловьева. Основные темы, образы символы. Роль иронии в поэтическом мире Соловьева.




Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) как поэт выступил в печати в конце 70-х годов. В общественно-философской и литературной жизни России конца XIX века большую роль сыграла разработанная Владимиром Соловьевым доктрина религиозного преображения действительности.

В основе ее лежит почерпнутое в «Евангелии» учение о кризисе жизни и близящемся апокалипсическом конце мира. Не принимая крайних жестокостей самодержавия, философ вместе с тем отвергает и революционный путь изменения существующего правопорядка.

Надежды на возможное переустройство мира он связывает с духовным его обновлением (революция духа), с Новым Пришествием. Главное место в его учении занимает образ Жены, Облаченной в Солнце, воплощение красоты, добра и справедливости, дарующей миру нового Бога.

В поэзии имя Владимира Соловьева обычно связывают со школой русского символизма. Хотя сам Владимир Соловьев символистом не был и во многом не принимал эстетики символистов, его идеалистическая доктрина была популярна у «младших» символистов — А. Блока, А. Белого, С. Соловьева, которые считали его своим «духовным отцом».

Собственное поэтическое творчество Владимира Соловьева невелико по объему и интересно главным образом как художественная иллюстрация его мистических исканий.

Как поэт он был сторонником «чистого искусства», большое влияние оказал на него А. А. Фет.

Поэтов-символистов прежде всего привлекало в учении Соловьева его неортодоксальное для христианства решение космической темы — на почве платоновского мифа об эротическом восхождении. В трактате «Смысл любви» (1892 — 1894) Соловьев развивает мысль о том, что совершенная любовь между полами способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистическая и эволюционистская идея, присущая космологии Соловьева, роднит его концепцию с космически-преобразовательными идеями Н. Ф. Федорова и К. Э. Циолковского.

Но любопытно, что сам Соловьёв к первым опытам символистов, когда они открыто заявили о себе, отнёсся безжалостно: раскритиковав в рецензиях 1894–1895 гг. на первые символистские сборники и добив злыми блестящими пародиями. Грустные мысли свои он предпочитал заглушать иронией. Как поэт Соловьёв сверх-ироничен, и не только к другим, но и к себе безжалостен, и к жизни вообще.

Века бегут, а всё, как встарь,

На вышке гордый витязь ходит

И яму чистит золотарь.

И вдруг начинаешь сомневаться в его пафосе: ведь многое у Соловьёва звучит слишком пародийно.

Так что же: отказаться от прежнего восприятия и всё переиначить в ироническом ключе? Нет. Нужно лишь понять, что поэзия Соловьёва несомненно амбивалентна в значительной своей части. Он и серьёзен и ироничен одновременно. Всесокрушающая ирония его не щадит никого и ничего. Он и себя самого уничтожающе высмеивает.

Всё двоится у Соловьёва чаще именно тогда, когда он касается предметов самых важных и серьёзных. Амбивалентность — двоение, но не раз-двоение. Целое не распадается на противоположные начала, в нём заключённые, но удерживает их в себе неразрывно: как полюса в магните: сколько его ни дроби, а любой кусочек всегда будет иметь оба полюса.

Но ирония опаснейшее средство. Всё вдруг начинает рушиться в ироничной перевёрнутости взгляда на мир. Она угрожает не только поэзии, но и самой философии, всей поэтической мистике. Ирония — всегда средство борьбы. С несовершенством мира, с его нелепостями, с его пороками. Она есть средство заслониться от них, попытка уничтожить их, хотя бы в сознании своём. Но она грозит распространиться и на всё, что попадает в поле её внимания. Не страх ли смерти прежде всего рождает её? Ирония и признак слабости. Поэт пребывает в вечном споре с самим собой, в разладе.

 

Поэзия Апухтина.

Апухтин был гомосексуалом, и отчасти на этой почве у него сложились очень тесные отношения с Чайковским. В семье Чайковского считали, что именно Апухтин «развратил» Петрушу в 13-летнем возрасте (сам Апухтин к тому моменту был уже любовником классного наставника Шильдер-Шульднера)[5]. В 1862 г. Апухтин и Чайковский попали в какой-то гомосексуальный скандал в петербургском ресторане «Шотан», в результате которого они, по выражению Модеста Чайковского, «были ославлены на весь город в качестве бугров.

1854 — первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854—55 гг.).

1858 — 61 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).

1860 — 62 гг. публиковался в журналах демократического толка («Искра», «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.

1865 — выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой бы то ни было политической борьбы.

1872 — в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».

1884 — Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.

1886 — вышел первый сборник стихотворений Апухтина

В последние годы жизни Алексеем Николаевичем написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Из Архива графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет только после его смерти. Проза Апухтина высоко ценилась Михаилом Булгаковым.

Апухтина считали эпигоном "светского" стиля поэзии, ведущего свое происхождение от литературы эпохи Пушкина. В сборнике стихотворений Апухтина встречаются типичные для этого стиля классические мотивы ("Греция", "Подражание древним" и др.), идиллическое изображение деревни ("Вечер", "Проселок"), патриотические и исторические темы, послания к друзьям, стихи на разные случаи, эпиграммы и пародии. Довольно часто Апухтин обращался к теме о призвании поэта, являясь горячим поклонником "чистого искусства" и врагом "гражданского" служения в поэзии ("К поэзии", "Музе", "Дилетант"). Но главной темой лирики Апухтина является интимная тема неудачной, разбитой любви, определившей собою меланхолическую настроенность поэта. Крупнейшее произведение этого рода - поэма "Год в монастыре". На слова стихов "Ночи безумные", "Забыть так скоро", "День ли царит" и др. П.И. Чайковский написал романсы. Чувство одиночества, надвигающейся старости и смерти, грусть воспоминаний проникают лучшие по искренности и простоте стихотворения Апухтина Музыкальные по форме, часто снабженные рефренами, стихи Апухтина иногда приближаются к песне, и не случайно многие из них положены на музыку. Слабее более длинные стихотворные произведения, своего рода психологические этюды, рассказы в стихах, не чуждые сентиментальности и мелодраматизма (например: "Перед операцией", "Из бумаг прокурора" и др.). В прозе Апухтин писал мало. Центральные фигуры его повестей - светские люди, неудачники в личной жизни, понявшие ничтожество окружающей их среды и ищущие спасения в глуши родовых усадеб - "Дневник Павлика Дольского" (опубликована 1895 г. посмертно), "Неоконченная повесть" и др. Умер Алексей Апухтин 17 августа 1893 г. в Петербурге. Похоронен в родном селе Фадеево.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...