Поэзия Надсона: проблематика, устойчивые образы, язык (о поэтических штампах)
Семён Я́ковлевич На́дсон (26 декабря 1862, Санкт-Петербург — 31 января 1887, Ялта) — русский поэт. Творчество Надсона относится к так называемой эпохе «безвременья» конца XIX века. Современники поэта, а также и позднейшие исследователи его творчества отмечали, что лирика Надсона испытала заметное влияние М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. Этих поэтов сам Надсон очень ценил. «Что ни говорите, а лучше Лермонтова нет у нас поэта на Руси. Впрочем, я, может быть, думаю и говорю так оттого, что сам сочувствую ему всей душой, что сам переживаю то, что он пережил и великими стихами передал в своих творениях», — записал Надсон в своём дневнике в 1878 году. С Лермонтовым Надсона роднит мотив романтического страдания личности, которая пришлась не ко времени и чужда обществу. С Некрасовым — гражданское направление, лишенное, однако, признаков какой-либо конкретной доктрины и слишком отвлеченное. В своих стихах Надсон скорее оправдывал разочарованность и унылое бессилие современников. По словам В. В. Чуйко, «он просто „воспевал“ себя и свое поколение». Это отчетливо проявилось в стихотворениях «Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней…»(1883), «С тех пор, как я прозрел, разбуженный грозою…»(1883), «Наше поколение юности не знает…» (1884), «В ответ» (1886). Некрасовские традиции, ощутимые уже в ранней лирике Н., особенно чувствуются в стихотворениях «Похороны» (1879), «Старая сказка» (1881), «Святитель» (1882), «Как каторжник влачит оковы за собой…» (1884) и др. Характерной чертой поэзии Надсона была интонация личного, дружеского, приятельского обращения к современнику. Свои взаимоотношения с читателем поэт строил на полном доверии. Традиции Некрасова явственно сказались в обращении самого Надсона к крестьянской теме. Внимание молодого поэта привлекают образы матери-крестьянки, нарисованные Некрасовым в таких стихотворениях, как «В деревне», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и других. В неопубликованном стихотворении «Мать» (1878) Надсон создает образ крестьянки-вдовы, оставшейся с малолетними детьми без кормильца-мужа:
Спите, ребятки; умаялись ноженьки: Шутка-ль семь верст отхватать? Вон уж и то износились сапоженьки; Новых-то негде достать. Холодно? Нате, закройтесь, родимые... Дров ни полена — беда! Трудно мне, детушки, трудно, любимые, Давит злодейка — нужда. Мужа сегодня на денежки медные Скрыли в могиле сырой; Завтра с зарей, мои птенчики бедные, Завтра пойду я с сумой.2
Не без влияния Некрасова появляется в стихотворении Надсона «Похороны» (1878) образ труженика-крестьянина, который Долго родимую землю с тревогой Потом и кровью поил.
Следует отметить и незаконченное стихотворение «Святитель» (1882), которое Надсон назвал «народным преданием». В нем ощущается влияние стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская». В первом варианте этого стихотворения поэт рисует образы матери-крестьянки и ее сына Вани, отданного в солдаты за то, что он не снял шапки перед барином и его гостями, ехавшими с охоты. Интересно, что в одном из черновых набросков стихотворения «Святитель», названном «Угодник», эпизод, предшествовавший отдаче Вани в рекруты, был изображен в социальном плане более остро: Да беда с ним случилась, — из леса зимой Возвращался он как-то с дровами, Вдруг навстречу наш барин опушкой лесной... Крут наш барин, немилостив с нами. Грохот, шум, суета...и сосед-генерал, Егеря, доезжачие — хваты... Однако на некоторых стихотворениях, посвященных этой теме, несомненно лежит печать раздвоенности, обусловленной окружающей обстановкой эпохи реакции. С одной стороны, Надсон воспевает поэта-борца, каким он представляется ему в идеале, с другой — изображает реальный облик поэта 80-х годов — периода самой тяжелой реакции — со всеми его противоречиями.
Образы двух братьев-борцов, поклявшихся «не уступать до гроба священной вольности родимой стороны», Надсон рисует в стихотворении «Мрачна моя тюрьма...» (1882).
Я песнею владел — и каждый стон народа В лицо врагов его с проклятьями бросал: А он владел мечом и с возгласом «свобода!» За каждую слезу ударом отомщал —
говорит один из братьев, поэт, утверждая, что обоих их ждет в будущем слава
За жизни честный путь, тернистый и кровавый, И гибель на пути, в бою с гнетущим злом!..
Певец, песня которого
...и томила, и жгла, И вперед, всё вперед неустанно звала...
изображен в стихотворении «Певец». Спеша в «золотые чертоги», чтобы пропеть там «о страданьях забытого брата», «о голодной нужде», «о суровой борьбе и суровом труде», «о подавленных гибнущих силах», певец не соблазняется отдыхом, когда изнуренный он проходит мимо тенистой рощи.
Идея общественного служения поэта ярко выражена и в стихотворении «Грезы», которое является одним из наиболее известных и популярных в творчестве Надсона. Он провозглашает здесь свой разрыв с романтическими фантазиями детства и заявляет: Я стал в ряды борцов поруганной свободы, Я стал певцом труда, познанья и скорбей! Программным произведением, как бы подводящим итоги размышлений Надсона на тему о поэте, о его роли в общественной жизни, является стихотворение «В ответ». Здесь поэт изображает свою родину в эпоху 80-х годов, когда кругом «всё глохнет и молчит». Он обращается к родной стране. У Надсона есть два стихотворения под названием «Поэзия» (1880 и 1883). Тема обоих стихотворений одна и та же. Поэт считает, что прошли времена, когда поэзия, сойдя в мир, «любовь и радости венчала» (1880), что напрасно было бы искать ее теперь в «дыхании цветов» или «мерцаньи ярких звезд». Ныне это — Поэзия борьбы, и мысли, и свободы; Поэзия в стенах кипучих городов, Поэзия в труде за лампою ночною... Поэзия Надсона не была поэзией активной революционной борьбы, тесно связанной с жизнью и борьбой народа. Но в мрачную эпоху 80-х годов стихотворения Надсона, наполненные гражданской скорбью и верой в будущее, выражали думы и чаяния поколения, оказывали огромное влияние на современную молодежь. В адресе, поднесенном поэту киевским студенчеством в 1886 году, содержались следующие слова: «Всё, чем мы живем и волнуемся, всё, что нас мучит и увлекает, все наши скорби, терзания и надежды чудной силой таланта воплощены в Ваших стихотворениях. В них черпаем энергию и любовь, встречаем отклик наших дум, слышим ободряющее слово, и поэтому говорим, что Ваша поэзия будит в нас всё честное и святое».1 В последующие годы поэзия Надсона оказала известное влияние на творчество некоторых рабочих поэтов-революционеров, выступавших с 90-х годов XIX века и до Великой Октябрьской социалистической революции в подпольной партийной прессе. Этим поэтам были созвучны гражданские призывы, свойственные лирике Надсона. Об огромной популярности Надсона среди самых широких слоев русских читателей свидетельствует и тот факт, что к 1908 году его стихотворения выдержали двадцать два издания и разошлись в 110 тысячах экземпляров.
Хорошо знал его поэзию В. И. Ленин. Ставшую афоризмом строку из стихотворения Надсона «Завеса сброшена...» (1882) — «Как мало прожито, как много пережито» — В. И. Ленин процитировал в статье «Задачи революции» (1917)2. Своими лучшими сторонами связанное с традициями русской гражданской поэзии, в частности с лирикой Некрасова, творчество Надсона сохраняет значение и интерес и для современного советского читателя. Однако не следует преувеличивать приверженность Надсона к трафаретным поэтизмам и сентенциям. Многие из них («страдающий брат», «бесстыдное торжество», «больные дни» и т. д.) были расхожими, но не превратились еще в ходячие штампы, которыми их в конце 80-х гг. сделали поэты-эпигоны. Привычная для поэзии этих лет образность была подчинена у Надсона столь живому чувству гуманизма, столь полна скорби о страданиях людей, что читатель забывал о «неискусности» его стихотворений. Следует отметить также, что Надсон не только «заимствовал». Ему удалось обогатить литературную фразеологию дооктябрьской поры. Он создал немало афоризмов, ставших «крылатыми»: «Как мало прожито — как много пережито!»; «Блажен, кто в наши дни родился в мир бойцом»; «Пусть жертвенник разбит, — огонь еще пылает», «Я не раздумывал, я не жил, — а горел»; «Только утро любви хорошо» и многие другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|