Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поэзия Надсона: проблематика, устойчивые образы, язык (о поэтических штампах)




Семён Я́ковлевич На́дсон (26 декабря 1862, Санкт-Петербург — 31 января 1887, Ялта) — русский поэт.

Творчество Надсона относится к так называемой эпохе «безвременья» конца XIX века. Современники поэта, а также и позднейшие исследователи его творчества отмечали, что лирика Надсона испытала заметное влияние М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. Этих поэтов сам Надсон очень ценил. «Что ни говорите, а лучше Лермонтова нет у нас поэта на Руси. Впрочем, я, может быть, думаю и говорю так оттого, что сам сочувствую ему всей душой, что сам переживаю то, что он пережил и великими стихами передал в своих творениях», — записал Надсон в своём дневнике в 1878 году. С Лермонтовым Надсона роднит мотив романтического страдания личности, которая пришлась не ко времени и чужда обществу. С Некрасовым — гражданское направление, лишенное, однако, признаков какой-либо конкретной доктрины и слишком отвлеченное. В своих стихах Надсон скорее оправдывал разочарованность и унылое бессилие современников. По словам В. В. Чуйко, «он просто „воспевал“ себя и свое поколение». Это отчетливо проявилось в стихотворениях «Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней…»(1883), «С тех пор, как я прозрел, разбуженный грозою…»(1883), «Наше поколение юности не знает…» (1884), «В ответ» (1886). Некрасовские традиции, ощутимые уже в ранней лирике Н., особенно чувствуются в стихотворениях «Похороны» (1879), «Старая сказка» (1881), «Святитель» (1882), «Как каторжник влачит оковы за собой…» (1884) и др.

Характерной чертой поэзии Надсона была интонация личного, дружеского, приятельского обращения к современнику. Свои взаимоотношения с читателем поэт строил на полном доверии.

Традиции Некрасова явственно сказались в обращении самого Надсона к крестьянской теме. Внимание молодого поэта привлекают образы матери-крестьянки, нарисованные Некрасовым в таких стихотворениях, как «В деревне», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и других. В неопубликованном стихотворении «Мать» (1878) Надсон создает образ крестьянки-вдовы, оставшейся с малолетними детьми без кормильца-мужа:

Спите, ребятки; умаялись ноженьки:

Шутка-ль семь верст отхватать?

Вон уж и то износились сапоженьки;

Новых-то негде достать.

Холодно? Нате, закройтесь, родимые...

Дров ни полена — беда!

Трудно мне, детушки, трудно, любимые,

Давит злодейка — нужда.

Мужа сегодня на денежки медные

Скрыли в могиле сырой;

Завтра с зарей, мои птенчики бедные,

Завтра пойду я с сумой.2

 

Не без влияния Некрасова появляется в стихотворении Надсона «Похороны» (1878) образ труженика-крестьянина, который

Долго родимую землю с тревогой

Потом и кровью поил.

 

Следует отметить и незаконченное стихотворение «Святитель» (1882), которое Надсон назвал «народным преданием». В нем ощущается влияние стихотворения Некрасова «Орина, мать солдатская». В первом варианте этого стихотворения поэт рисует образы матери-крестьянки и ее сына Вани, отданного в солдаты за то, что он не снял шапки перед барином и его гостями, ехавшими с охоты. Интересно, что в одном из черновых набросков стихотворения «Святитель», названном «Угодник», эпизод, предшествовавший отдаче Вани в рекруты, был изображен в социальном плане более остро:

Да беда с ним случилась, — из леса зимой

Возвращался он как-то с дровами,

Вдруг навстречу наш барин опушкой лесной...

Крут наш барин, немилостив с нами.

Грохот, шум, суета...и сосед-генерал,

Егеря, доезжачие — хваты...

Однако на некоторых стихотворениях, посвященных этой теме, несомненно лежит печать раздвоенности, обусловленной окружающей обстановкой эпохи реакции. С одной стороны, Надсон воспевает поэта-борца, каким он представляется ему в идеале, с другой — изображает реальный облик поэта 80-х годов — периода самой тяжелой реакции — со всеми его противоречиями.

 

Образы двух братьев-борцов, поклявшихся «не уступать до гроба священной вольности родимой стороны», Надсон рисует в стихотворении «Мрачна моя тюрьма...» (1882).

 

Я песнею владел — и каждый стон народа

В лицо врагов его с проклятьями бросал:

А он владел мечом и с возгласом «свобода!»

За каждую слезу ударом отомщал —

 

говорит один из братьев, поэт, утверждая, что обоих их ждет в будущем слава

 

За жизни честный путь, тернистый и кровавый,

И гибель на пути, в бою с гнетущим злом!..

 

Певец, песня которого

 

...и томила, и жгла,

И вперед, всё вперед неустанно звала...

 

изображен в стихотворении «Певец». Спеша в «золотые чертоги», чтобы пропеть там «о страданьях забытого брата», «о голодной нужде», «о суровой борьбе и суровом труде», «о подавленных гибнущих силах», певец не соблазняется отдыхом, когда изнуренный он проходит мимо тенистой рощи.

 

Идея общественного служения поэта ярко выражена и в стихотворении «Грезы», которое является одним из наиболее известных и популярных в творчестве Надсона. Он провозглашает здесь свой разрыв с романтическими фантазиями детства и заявляет:

Я стал в ряды борцов поруганной свободы,

Я стал певцом труда, познанья и скорбей!

Программным произведением, как бы подводящим итоги размышлений Надсона на тему о поэте, о его роли в общественной жизни, является стихотворение «В ответ». Здесь поэт изображает свою родину в эпоху 80-х годов, когда кругом «всё глохнет и молчит». Он обращается к родной стране.

У Надсона есть два стихотворения под названием «Поэзия» (1880 и 1883). Тема обоих стихотворений одна и та же. Поэт считает, что прошли времена, когда поэзия, сойдя в мир, «любовь и радости венчала» (1880), что напрасно было бы искать ее теперь в «дыхании цветов» или «мерцаньи ярких звезд». Ныне это —

Поэзия борьбы, и мысли, и свободы;

Поэзия в стенах кипучих городов,

Поэзия в труде за лампою ночною...

Поэзия Надсона не была поэзией активной революционной борьбы, тесно связанной с жизнью и борьбой народа. Но в мрачную эпоху 80-х годов стихотворения Надсона, наполненные гражданской скорбью и верой в будущее, выражали думы и чаяния поколения, оказывали огромное влияние на современную молодежь. В адресе, поднесенном поэту киевским студенчеством в 1886 году, содержались следующие слова: «Всё, чем мы живем и волнуемся, всё, что нас мучит и увлекает, все наши скорби, терзания и надежды чудной силой таланта воплощены в Ваших стихотворениях. В них черпаем энергию и любовь, встречаем отклик наших дум, слышим ободряющее слово, и поэтому говорим, что Ваша поэзия будит в нас всё честное и святое».1 В последующие годы поэзия Надсона оказала известное влияние на творчество некоторых рабочих поэтов-революционеров, выступавших с 90-х годов XIX века и до Великой Октябрьской социалистической революции в подпольной партийной прессе. Этим поэтам были созвучны гражданские призывы, свойственные лирике Надсона. Об огромной популярности Надсона среди самых широких слоев русских читателей свидетельствует и тот факт, что к 1908 году его стихотворения выдержали двадцать два издания и разошлись в 110 тысячах экземпляров.

Хорошо знал его поэзию В. И. Ленин. Ставшую афоризмом строку из стихотворения Надсона «Завеса сброшена...» (1882) — «Как мало прожито, как много пережито» — В. И. Ленин процитировал в статье «Задачи революции» (1917)2.

Своими лучшими сторонами связанное с традициями русской гражданской поэзии, в частности с лирикой Некрасова, творчество Надсона сохраняет значение и интерес и для современного советского читателя.

Однако не следует преувеличивать приверженность Надсона к трафаретным поэтизмам и сентенциям. Многие из них («страдающий брат», «бесстыдное торжество», «больные дни» и т. д.) были расхожими, но не превратились еще в ходячие штампы, которыми их в конце 80-х гг. сделали поэты-эпигоны. Привычная для поэзии этих лет образность была подчинена у Надсона столь живому чувству гуманизма, столь полна скорби о страданиях людей, что читатель забывал о «неискусности» его стихотворений.

Следует отметить также, что Надсон не только «заимствовал». Ему удалось обогатить литературную фразеологию дооктябрьской поры. Он создал немало афоризмов, ставших «крылатыми»: «Как мало прожито — как много пережито!»; «Блажен, кто в наши дни родился в мир бойцом»; «Пусть жертвенник разбит, — огонь еще пылает», «Я не раздумывал, я не жил, — а горел»; «Только утро любви хорошо» и многие другие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...