Суть жизненных поисков главных героев романа «Война и мир»: развитие образов Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
«Война и мир» (рус. дореф. «Война и миръ») — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах.
Андре́й Никола́евич Болко́нский - Внешность: «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее…»
Первый раз читатель встречает этого героя в Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер с беременной женой Лизой. После званого обеда он едет к отцу в деревню. Оставляет свою жену там на попечении отца и младшей сестры Марьи. Отправляется на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова. Участвует в Аустерлицком сражении, в котором был ранен в голову. По приезде домой Андрей застаёт роды своей жены Лизы.
Родив сына Николеньку, Лиза умирает. Князь Андрей винит себя в том, что был холоден со своей женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа — роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского. Он мечтает вызвать Курагина на дуэль. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине князь Андрей полностью посвящает себя службе.
Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает осколочное ранение в живот. При переезде раненый случайно встречается с семьей Ростовых, и те берут его опеку на себя. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея, в доме у Ростовых (см. дом Болконского). История сложения персонажа[править | править исходный текст]
По мнению ковровского краеведа и журналиста Николая Фролова, одним из двух прототипов князя Андрея Болконского был молодой офицер гвардейского полка Петр Михайлович Волконский, который в решающий момент Аустерлицкого сражения возглавил атаку резервного батальона.
Второй прототип - князь Дмитрий Николаевич Голицын. Состоявший на гражданской службе, обер-камергер Голицын, при вторжении наполеоновской армии, поступил в Ахтырский гусарский полк майором. В генеральном сражении получил смертельную рану и после операции отправлен во Владимир. Он умер 20 сентября 1812 года 31 лет от роду. Был похоронен при Вознесенской церкви.[1]
Пьер Безухов – Внебрачный сын графа Кирилла Владимировича Безухова (его прототип — канцлер Российской империи граф Александр Безбородко), одного из богатейших людей Российской империи.
Молодой Пьер Безухов возвращается в Россию из-за границы, где он получал образование, незадолго до начала событий «Войны и мира». В первых главах романа описывается вечер в салоне Анны Павловны Шерер, на котором Пьер впервые появляется в петербургском высшем обществе. Живёт он к этому времени у родственника своего отца князя Курагина. Простота его манер и прямодушие вызывают нарекания у представителей высших кругов. Лучший друг Пьера — Андрей Болконский.
Внешность:...массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках… Пьер был несколько больше других мужчин в комнате… умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной… Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения...
Вскоре умирает Кирилл Владимирович Безухов; перед смертью он признаёт Пьера своим законным сыном и передаёт ему всё своё состояние. Пьер становится одним из самых выгодных женихов России, и вскоре женится на Елене Васильевне (Элен) Курагиной. Когда жена начинает открыто изменять Пьеру, тот вызывает на дуэль её любовника Долохова, после чего выгоняет Элен из дома, становится франкмасоном и уезжает в Москву. Через некоторое время, в 1808 году, Пьер становится главой петербургских масонов, но потом разочаровывается в идеалах этой организации.
Пьер присутствует на поле битвы во время Бородинского сражения, после оккупации Москвы остаётся в городе и решает, что должен стать убийцей Наполеона. Воплотить замысел ему не удаётся, Безухов попадает в плен, где проводит некоторое время и знакомится с солдатом Платоном Каратаевым, в результате общения с которым постигает народное мироощущение.
В финале романа Пьер делает предложение Наташе Ростовой, в эпилоге они женаты и имеют четырёх детей, Безухов изображён счастливым отцом семейства, а Наташа изображена наседкою. История сложения персонажа[править | править исходный текст]
Канцлер Александр Андреевич Безбородко, — вероятный прототип отца Пьера Безухова, графа Кирилла Владимировича. Портрет работы австрийского художника Иоганна Батиста Лампи.
Персонаж, аналогичный Пьеру, присутствует в первоначальном замысле романа — повести о вернувшемся из Сибири декабристе[1].
Из набросков и ранней редакции романа видно, что Толстой сменил много имен своего героя, прежде чем «окрестить» его Пьером, — князь Кушнев, Аркадий Безухий, Петр Иванович Медынский[1].
В отличие от многих других персонажей романа, точного прототипа Пьер не имеет. Отмечают его внутреннее сходство с самим писателем, а также с его более ранним персонажем Дмитрием Нехлюдовым, который, в свою очередь, основан на друге молодости Дмитрии Алексеевиче Дьякове (1823—1891), крестном дочери Толстого Татьяне, толстом и добром человеке. Однако в итоговом персонаже все эти черты очень сильно переработаны и изменены[2]. Возможно, Петр Андреевич Вяземский, свидетель Бородинского сражения, послужил Толстому одним из источников[3].
Наташа Ростова
В начале романа Наташа предстаёт 13-летней девочкой. Она влюблена в Бориса Друбецкого, который живёт со своей матерью поблизости от Ростовых. Чуть позднее близким другом Наташи становится Пьер Безухов, который иногда приезжает к Ростовым. Когда Борис поступает на службу к Кутузову, Наташа охладевает к нему. Вскоре Пьер знакомит Наташу с князем Андреем Болконским, в которого Наташа влюбляется. Однако князь Болконский — отец князя Андрея — считает Наташу неподходящей парой для своего сына. Он уговаривает сына отложить брачные дела на год и отправиться на войну. Во время его отсутствия Наташа влюбляется в Анатоля Курагина. Анатоль намеревается сбежать с Наташей и тайно обвенчаться, но об этом узнаёт Соня, двоюродная сестра Наташи, и предотвращает это.
Так как Наполеон начал своё наступление на Россию, Ростовы вынуждены переместиться в своё московское поместье. Во время приближения Наполеона к Москве многие раненые солдаты размещаются в доме Ростовых. Когда Ростовы планируют эвакуироваться из Москвы, Наташа просит своих родителей использовать их повозки для транспортировки раненых, а не для домашнего скарба. Увидев среди раненых князя Андрея, Наташа заботится о нём. Однако раны столь серьёзны, что князь Андрей умирает.
После оставления Наполеоном Москвы Наташа сближается с сестрой князя Андрея, княжной Марьей, которая очень благодарна Наташе за её заботу о князе Андрее. Горе объединяет их, и они становятся подругами. Также в ту пору Наташе стал близок Пьер Безухов, уже ставший вдовцом. В конце концов Наташа и Пьер вступили в брак, впоследствии у них родилось четверо детей.
Частичными прототипами Наташи послужили жена писателя Софья Толстая и его свояченица Татьяна Берс — музыкальная, с редким по красоте голосом женщина. Толстому приписывается такой отзыв о «моделях» Наташи: «Я взял Таню, перетолок её с Соней, и вышла Наташа»[1][2].
Внешность Наташи в начале романа описывается так: Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...
По мере развития событий романа Наташа Ростова превращается из живущей в атмосфере постоянной влюбленности непосредственной девочки, в обаятельную и чутко реагирующую на все происходящее девушку. Её естественное обаяние, проживание полноты жизни, внутренняя красота, — противопоставляется в романе холодной красоте светских дам. В молодой Наташе Толстой воплотил свое понимание идеальной женской натуры, как гармонии духовного и телесного. Её образ несет отпечаток неприязни Толстого к новым тогда идеям женской эмансипации.
Наташа — любимая героиня Толстого[3]. Мир Наташи исполнен живости и очарования молодости, но и ограничен[4].
По данной в романе характеристике, Наташа «не удостаивает быть умной», её отличительные черты — эмоциональность, естественность, непосредственность, отзывчивость вплоть до самозабвения, интуитивное и внерациональное понимание жизни «умом сердца». Она — любящая дочь, заботливая сестра. Во многих сценах романа она помогает окружающим, знакомым и незнакомым, представляя собой пример действенной любви к ближнему. «Сущность её жизни — любовь» — так характеризует свою героиню Толстой. Писатель подчеркивает, что то истинное понимание жизненных ценностей, причастность к народному чувству, которое достигается Пьером Безуховым и Андреем Болконским в результате сложнейших нравственных исканий, для Наташи является врожденным, естественным; в романе она служит его воплощением. Самые точные характеристики других героев зачастую исходят именно от Наташи. В то же время Наташе, как и другим героям Толстого, свойственно ошибаться. Её естественное, инстинктивное стремление к счастью делает Наташу эгоистичной, что выражается в увлечении Анатолем Курагиным.
В эстетике Толстого сложность испытаний сама придает духовные силы героям. На примере Наташи, описывая её духовный кризис после смерти князя Андрея, Толстой описывал силу её переживаний как причину её нравственного выздоровления: «И все три причины упадка её духа носили в себе причины возрождения»[1]. В характере Наташи Толстым показана большая внутренняя сила.
В конце романа Наташа показана как жена и мать семейства, полностью погруженная в его заботы.
В русском культурном сознании образ Наташи Ростовой связан прежде всего с такими сценами из романа, как первый бал Наташи, русская пляска в гостях у дядюшки и эпизод с ранеными, которым Наташа отдала все подводы во время эвакуации из Москвы.
После премьеры фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» образ Наташи Ростовой послужил основой для многочисленных анекдотов, вторым героем которых стал поручик Ржевский.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|