Метод минимального тарифа (ММТ)
При построении опорного плана этим методом сначала заполняется ячейка таблицы с минимальным тарифом(если таковых несколько, то можно начинать с любой из них; обычно по порядку – слева направо сверху вниз). При этом либо удовлетворяется заявка соответствующего потребителя, либо исчерпывается запас поставщика. Далее ячейки заполняются в порядке возрастания стоимостей. Пример 2. Рассмотрим применение ММТ на решении той же ТЗ, что в п.2.1 (табл. 2 и 3), и будем поэтапно заполнять табл. 4. Этап 1. Начинаем, например, с ячейки (4,1), в которой мы имеем одну из наименьших стоимостей перевозки (с 41=0): х 41=min(а 4 ,b 1)=min(10,45)=10. Закрыта 4-я строка. Переходим в следующую ячейку (табл.5). Этап 2. Среди оставшихся ячеек заполняем ячейку (1,2), имеющую наименьшую стоимость (с 12=1): х 12=min(а 1 ,b 2)=min(40,35)=35. Закрыт 2-й столбец. Переходим в следующую ячейку.
Этап 5. Среди оставшихся ячеек заполняем ячейку (2,1), имеющую одну из наименьших стоимостей (с 21=3): х 21=min(60,35)=35. Закрыт 1-й столбец. Переходим в следующую ячейку стоимостей, с 21=3,. х 21=min(а 2, b 1 -а 4)=min(60,35)=35. Закрыт 1-й столбец. Переходим в следующую ячейку. Этап 6. Среди оставшихся ячеек заполняем ячейку (2,4), имеющую наименьшую стоимость (с 24=3): х 24=min(25, 50)=25. Закрыта 2-я строка. Переходим в следующую ячейку.
Этап 7. Осталась ячейка (3,3): х 33=min(25, 25)=25. За к рыты 3-я строка и 3-й столбец. Заполнение таблицы закончено. Число заполненных (базисных) клеток равно m+n -1=7, т.е. действительно построен опорный план перевозок. Получен начальный опорный план с матрицей перевозок Х н.ст= (фиктивный поставщик в матрице перевозок не указан). По этому плану из пункта А 1 завезено 35 ед. груза в В 2 и 5 – в В 4, из А 2 –35 ед. груза в А 1 и 25 – в В 3, из А 3 – 25 ед. груза в В 3 и 65 – в В 4. Те 10 ед. груза, «завезённые» из фиктивного пункта А 4, на самом деле не довезены в В 1. Затраты по плану Х н.ст составляют zн.ст= 1×35+2×5+3×35+3×25+5×25+2×65=480 (ден. ед.), что на 100 ед. меньше, чем в МСЗУ. Для МНС также справедливо замечание 2 (о нулевом базисном элементе), только здесь изменяется понятие соседней ячейки. Ячейкой, соседней с данной, считается любая открытая ячейка в данной строке и в данном столбце.
2.3. Определение оптимального плана перевозок Методом потенциалов При решении ТЗ, как и при решении любой задачи ЛП, осуществляется последовательный переход от одного опорного плана (если оно не оптимально) к другому. Для проверки оптимальности полученного плана воспользуемся теорией двойственности. Составим к ТЗ двойственную и запишем их в табл. 6. Таблица 6
Переменные ДЗ называются: ui – потенциал поставщика Ai, i= 1¸ m; vj –потенциал потребителя Bj, j= 1¸ n. Сформулируем в терминах потенциалов критерий оптимальности плана перевозок. Теорема 4. Пусть Х* = { } – план перевозок ТЗ. Для того, чтобы этот план был оптимальным, необходимо и достаточно, чтобы существовали потенциалы поставщиков ui, i= 1¸ m, и потенциалы потребителей vj, j= 1¸ n, удовлетворяющие условиям: – сумма потенциалов каждого поставщика и каждого потребителя не превосходит соответствующей стоимости перевозки единицы груза, т.е.
; (6) – если по плану Х* имеет место перевозка от поставщика Ai потребителю Bj, то сумма их потенциалов равна соответствующей стоимости перевозки единицы груза, т.е. если >0, то Т.о., чтобы выполнить проверку оптимальности плана перевозок, необходимо для всех занятых ячеек составить систему уравнений относительно потенциалов: ui+vj=сij. (7) Т.к. занятых ячеек (а, значит, и уравнений (7)) т + п- 1, а неизвестных потенциалов т + п, то одному из неизвестных нужно придать произвольное значение (обычно полагают u 1=0), и тогда остальные потенциалы определяются однозначно. Затем для свободных ячеек проверяются условия (6), или D ij = ui+vj-сij≤ 0 (6¢) (D ij называется оценкой соответствующей ячейки). Если все эти неравенства выполняются, то, согласно приведённому выше критерию (теор. 4), план перевозок оптимальный. Если хотя бы одно из неравенств (6¢) не выполняется, то план не является оптимальным. В этом случае из свободных ячеек с положительной оценкой выбирается та, для которой эта оценка является наибольшей. Если наибольших оценок несколько, то выбирается та из ячеек, где меньше тариф. В транспортной таблице для выбранной свободной ячейки проводится замкнутая ломаная прямая, звенья которой лежат только в строках или столбцах и соединяют какие-либо две ячейки, а вершины (кроме начальной) расположены в занятых ячейках. Такая ломаная прямая называется циклом. Для каждойячейки можно построить только один цикл. Вершинам цикла приписываются чередующиеся знаки «+» и «-», причём свободная ячейка снабжается знаком «+». В ячейках, соответствующих отрицательным вершинам цикла, отыскивается наименьшее значение объёма перевозок, α =min , которое перераспределяется по ячейкам цикла, т.е. прибавляется к переменным в ячейках со знаком «+» и вычитается от переменных в ячейках со знаком «-». В ячейках, не вошедших в цикл, переменные остаются неизменными. Ячейка «-», по которой определялась величина α (для неё хij = α), остаётся пустой. Если таковых ячеек несколько, то одна из них (желательно с большим тарифом) остаётся пустой, а в остальных проставляются нули. В результате перераспределения перевозок по циклу получается новый план с меньшими затратами. Примеры некоторых циклов показаны на рисунке 1.
производится проверка плана на оптимальность. Когда среди оценок не окажется больше положительных, полученный план будет оптимальным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|