Объективная необходимость модернизации Китая
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Л. И. СОСКОВЕЦ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КНР Учебное пособие
Издательство Томского политехнического университета ТОМСК- 2008 УДК 323(510)(075,8) ББК: Ф3(5КИТ)Я73 С66
Социально-политическая система КНР: учебное пособие / Л.И. Сосковец. – Томск: Издательство Томского политехнического универ-итета, 2008. – 177 с.
Учебное пособие представляет собой значительно расширенный курс лекций, читаемых автором студентам специальности «Регионо-ведение» Томского политехнического университета в рамках дисциплин «Социально-политическая система АТР» и «Социально-политическая система КНР». В представленном учебном пособии освещены практически все наиболее важные и принципиальные аспекты организации и функционирования социально-политической системы Китайской Народной Республики, ее институциональная, нормативно-регулятивная, коммуникативная, культурно-идеологическая подсистемы. Пособие может быть использовано студентами, специализи-рующимися по «востоковедению», «китаеведению», «политологии», «истории», а также преподавателями.
УДК 323(510)(075,8) ББК: Ф3(5КИТ)Я73
Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета
Рецензенты
Доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета ТГУ В.П. Зиновьев
Доктор политических наук, профессор, зав. кафедрой политологии ТГУ А.И. Щербинин
© Томский политехнический университет, 2008 © Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………….... 4
Тема 1. Реформирование китайского общества: итоги и
перспективы ……………………………………………………………...... 5
Тема 2. Социальная структура китайского общества ……………….. 17
Тема 3. Социальное развитие и социальные проблемы Китая ……… 25
Тема 4. Политическая система КНР …………………………………... 41
Тема 5. Партийная система КНР …………………………………….... 57
Тема 6. Организация государственной власти ………………………. 82
Тема 7. Конституционная система КНР ……………………………… 96
Тема 8. Правовая система КНР ………………………………………. 104
Тема 9. Избирательная система КНР ………………………………... 114
Тема 10. Политическая активность и политическое участие ……… 125
Тема 11. Политическая культура КНР ………………………………. 136
Приложение 1. Политические лидеры КНР ………………………. 148
Приложение 2. Вооруженные силы КНР ………………………..... 168 ВВЕДЕНИЕ В представленном пособии освещены практически все основные (базовые) проблемы состояния и функционирования социально-политической системы Китайской Народной Республики. В нем дается характеристика и акцентируется внимание на особенностях представительной, партийной, конституционно-правовой, избиратель-ной системах китайского общества, анализируются его социальная структура, политическая культура, показаны механизмы формирования и порядок работы основных институтов власти в КНР, практика принятия политико-властных решений, раскрываются формы участия граждан в общественно-политических процессах. Сквозной темой практически всех разделов является проблема модернизации различных сфер жизнедеятельности общества, реформирования основных социально-политических институтов в КНР. В учебном пособии также анализируются факторы, обусловливающие необходимость обществен-ных преобразований в современном Китае, характеризуются основные подходы к реформированию, приводятся оценки позитивных и негативных последствий модернизации, определяются перспективы и пути дальнейшего развития социально-политической системы с учетом имеющихся рисков и угроз.
Курс лекций и составленное на их основе учебное пособие явились результатом использования, глубокого изучения, проработки и авторской интерпретации широкого круга литературы и источников, представленных, прежде всего, научными публикациями (статьями, монографиями) ведущих отечественных китаеведов из Института Дальнего Востока РАН, Института стран Азии и Африки при МГУ, МГИМО (У) и др. В работах таких известных специалистов по Китаю как В.Я. Портяков, Я.М. Бергер, Л.М. Гудошников, А.В. Островский, В.М. Михеев, А.Б. Ломанов, Н.Л. Мамаева, Л.С. Переломов, И.В. Наумов, М.Л. Титаренко и др. глубоко и всесторонне раскрыты различные аспекты исторического развития и современного состояния китайского общества. Автор представленного пособия предприняла попытку впервые систематизировать и обобщить имеющиеся в современном китаеведении научные наработки и представить их в виде комплексного, тематически выстроенного учебника. При этом мы корректно даем библиографические ссылки на всю используемую нами литературу, публикуем ее полный список (который одновременно рекомендуется студентам для самостоятельного изучения), а также в тексте всего учебника представляем мнения и оценки авторитетнейших профессионалов в деле изучения китайского общества, как российских, так и зарубежных. В Приложениях дан дополнительный, не авторизованный биографический материал по политическим лидерам КНР, насыщенная фактологичность которого призвана расширить и дополнить представ-ление студентов обо всех вышеперечисленный проблемах в развитии СПС КНР. Столь же полезен материал и о состоянии вооруженных сил и НОАК. Работа написана с учетом того, что в результате усвоения предыдущих учебных курсов (в соответствии с учебным планом специализации) студенты овладели основным понятийным материалом, разбираются в категориях анализа общественно-политического разви-тия. Вместе с тем мы полагаем, что данный курс не только способствует углублению уже имеющихся знаний по истории, экономике, культуре, социальной и политической сферам китайского общества, но и формирует новые.
Тема 1 РЕФОРМИРОВАНИЕ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
1. Объективная необходимость модернизации Китая. 2. Основные этапы реформирования китайского общества, их содержание и итоги.
Объективная необходимость модернизации Китая Реформы, которые в течение 29 лет осуществляются в Китае – это повод для многочисленных дискуссий. Заинтересованные специалисты, аналитики, политики по-разному оценивают их характер, успехи и неудачи, способы осуществления, цели, а самое главное – перспективы. Недостатка в прогнозах нет: крайними проявлениями их являются, с одной стороны, утверждения о том, что Китай в ближайшем будущем – в течение 20–25 лет – окончательно превратится в самую могучую державу мира. С другой стороны, встречаются и заявления (Г. Чана и др.), предрекающие Китаю экономический коллапс тоже в ближайшее время. Что все-таки будет в результате продолжающегося реформи-рования? Этот вопрос волнует практически всех. Приобщится ли Китай к капиталистическому миру западного образца? Или он достигнет-таки торжества социализма, претворит коммунистические идеалы в жизнь? Тем более, что пока в самой КНР никто еще официально не отказывался от идеи социализма. Известнейший отечественный специалист по Китаю, академик М.Л. Титаренко (доктор исторических наук – далее д. и. н., директор Института Дальнего Востока Российской Академии наук – далее ИДВ РАН) оценивает китайскую модернизацию исключи-тельно с точки зрения всемирно-исторического опыта достижений в социалистическом строительстве. При этом можно сколько угодно спорить, осталось ли в сегодняшнем Китае хоть что-то от социализма, кроме лозунгов. Возможно, что современным китайцам и не важны «вывески», на которых написано «социализм», «капитализм». Главное для них – не как будет называться система, которая формируется в процессе реформ, рассчитанных на несколько поколений, а сила и богатство государства, благополучие граждан и общества, позиция страны на мировой арене.
Феномен развития китайского общества и государства тем более поразителен, что: 1) колоссальные изменения произошли за сравнительно корот-кий по историческим меркам срок; 2) движение к успеху было начато от слишком низкого уровня развития; 3) Китаю пришлось самостоятельно решать основные задачи, ибо никакой иной опыт модернизации (ни постсоветский вариант, ни пример НИС) не мог быть им в полной мере заимствован. Признано, что социально-экономические преобразования в КНР не вписываются ни в рамки классического марксизма/ коммунизма/социализма, ни в рамки буржуазной/западной модернизации. В процессе модернизации в Китае идет интенсивный поиск своего национального пути развития. Заимствуя любой положительный опыт, китайцы стремятся сохранить свою национальную самобытность, не утратить те традиции, которые, по их мнению, составляют суть китайской цивилизации и идентичности. Надо иметь в виду, что идея своего пути всегда была ведущей в рефлексии китайских политических и интеллектуальных элит. Мао Цзедун тоже акцентировал внимание на ней. В итоге это привело его к желанию «перепрыгнуть» через исторически необходимые этапы социально-экономического развития общества, что поставило Китай к 1970-м гг. на грань национальной катастрофы, завело страну в тупик, показав с ужасающей очевидностью утопичность маоистских поисков самобытного пути. Кризис социалистического государства и общества в Китае к середине 1970-х гг. был масштабным и системным. Главным и очевидным его проявлением стала низкая управляемость государством, развал экономики, резкое ухудшение и без того невысокого уровня жизни подавляющего большинства населения. Например, ужесточилось нормирование почти всех потребительских благ, начиная от самых простых и насущных (мука, растительное масло, мясо) и кончая промышленными товарами. Положение горожан в среднем было получше, а крестьянство, составлявшее свыше 80 % населения, находи-лось за чертой бедности. Среднедушевой годовой доход составлял около 220 долл. и был тогда одним из самых низких в мире, а для сельских жителей он вообще фиксировался на отметке около 80 долл. По официальным данным в стране насчитывалось 20 млн полностью безработных, 8 млн. человек, «искавших работу», 100 млн жителей голодало. По сути, Китай представлял тогда «колосса на глиняных ногах». («Колосса» потому, что Китай: 1) обладал ядерным оружием; 2) был третьей по величине территории страной в мире; 3) насчитывал свыше полумиллиарда населения).
Острый политический кризис в стране со всей очевидностью обнаружился со смертью Мао Цзедуна, которая последовала в 1976 г., когда «кормчему» было уже 83 года. Некоторое время после этого продолжалась чехарда в партийно-государственном руководстве, пока на первые роли в нем окончательно не выдвинулся Дэн Сяопин, вошедший в историю как «архитектор» китайских реформ. По его инициативе на III Пленуме ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) было принято официальное решение о проведении широкомасштабных реформ в КНР. Еще раньше, в начале 1978 г. сессия Всекитайского Собрания народных представителей (ВСНП) приняла директивное указание о разворачивании программы 4-х модернизаций: 1) промышленной; 2) сельскохозяйственной; 3) научно-технической; 4) военной. Осуществлять эти «четыре модернизации» намеревались при соблюдении 4-х принципов верности: 1) социалистическому пути; 2) диктатуре пролетариата; 3) руководящей роли КПК; 4) марксистко-ленинским идеям и идеям Мао Цзедуна. «Четыре модернизации» планировалось осуществлять при помощи политики «трех позитивных факторов» – социальная справедливость, региональное равновесие и контроль государства во внешних сношениях. Как считает А. Самир, был и есть еще и четвертый фактор, негативный. Правящий класс Китая полагает, что реализацию трех «позитивных факторов» можно обеспечить только силами государства и партии (КПК), а привлекать для этого широкие народные массы совсем не следует. Но такой подход, по мнению А. Самира, – «иллюзия», что было наглядно продемонстрировано в истории СССР (См.: Амин Самир. Послемаоистский Китай: сравнение с посткоммунистической Россией…). Изначально предполагалось не форсировать процесс, а «идти через реку, ощупывая каждый камень». Тогда же Дэн Сяопином была высказана идея поэтапного обогащения: пусть сначала обогатится часть людей, часть районов с тем, чтобы повести весь народ к всеобщему изобилию. Он подчеркивал, что начальное строительство социализма может растянуться на 100 лет. (Как здесь не вспомнить знаменитый лозунг Мао Цзедуна: Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья). В 1979 г. Дэн Сяопин говорил о необходимости «в соответствии с китайскими условиями открыть китайский путь модернизации». Модернизация китайского типа, по его оценке, должна была осуществляться при учете следующих особенностей: слабой экономической основы и огромного населения при ограниченности пахотной площади. Модернизация китайского типа также должна носить социалистический характер. В этом, как подчеркивал Дэн, будет заключаться ее коренное отличие, как от капиталистической модернизации, так и от модернизации советского типа. Авторы раздела «Политическая система КНР», помещенного в сборнике «Сравнительная политология», называют три особенности китайского общества, которые, как они полагают, остаются в целом неизменными, какие бы трансформации оно не претерпевало. Первой особенностью является огромная численность населения. Только за последние 50 лет оно выросло в два с лишним раза. При этом по-прежнему большая часть китайцев проживает в сельской местности. Вторая особенность Китая – его географическое положение. Страна занимает третье место в мире по размеру территории после России и Канады. Но его население сконцентрировано в основном в восточной части, т.е. на 1/3 всей площади Китая. Только четверть всей земли является пахотной. Более того, имеет место сокращение пахотных площадей. Среди причин этого следующие: деколлекти-визация и возвращение к единоличному хозяйствованию (земля на границах-межах отдельных владений не обрабатывается); возобновле-ние практики похорон умерших в земле, а не путем кремации; рост благосостояния китайцев приводит к строительству более обширных жилищ, что тоже изымает дополнительные площади из сельхозобработки. Третья особенность Китая – мультиэтничный характер населения. Это при том, что 92 % являются собственно китайцами- ханьцами, в стране 55 официально признанных национальных меньшинств, численность которых колеблется от нескольких тысяч до 15 млн. Хотя меньшинства составляют малый процент населения – они занимают до 60 % земель в стратегически важных районах – пограничные области Тибет, Синцзян, где в течение десятилетий наблюдались сепаратистские брожения. (См.: Мэнион М. Политичес-кая система Китая…). На первом этапе реформ (1978–1991 гг.) шла не столько радикальная перестройка административно-командной системы, сколько дополнение ее децентрализацией управления народным хозяйством, элементами рыночного регулирования, многоукладностью, привлечением иностранного капитала. Новые формы экономической жизни внедрялись не комплексно, а выборочно и со значительным разрывом во времени, по отраслям, укладам, территориям. Мероприятия реформ никогда не проводились сразу по всей стране, а сначала отрабатывались в экспериментальном порядке на отдельных предприятиях, отраслях, уездах или провинциях. Реформы велись волнообразно, резкое продвижение вперед, сопровождавшееся некоторой дестабилизацией народного хозяйства, сменялось периодом упорядочения, когда нововведения закреплялись, смягчался дисбаланс в экономике, разрабатывались и апробировались очередные новшества. Затем следовал новый рывок. Доктрину экономического реформирования, принятую в Китае, можно было назвать вырастанием из плана. Вообще-то тогда в КНР не ставилась цель и не разрабатывалась программа скорого создания социалистической рыночной экономики, скорее, рассчитывали, что процесс реформирования будет постепенным. Тогдашние лидеры первоначально отводили рыночной экономике вторичную, вспомогательную роль, уподобляя ее «птице в клетке» планового хозяйства. Но уже к середине 1990-х гг. китайская экономика по многим параметрам переросла его. Модернизация Китая осуществлялась в несколько этапов, на каждом из которых решались определенные стратегические задачи, корректировались намечавшиеся ранее мероприятия. В целом можно говорить о творческом и научно-продуманном подходе китайского руководства не только к определению целей и задач преобразований, но и умелом, гибком характере выбора основных средств и механизмов достижения целей.
2. Основные этапы реформирования китайского общества, их содержание и итоги
Реформы в КНР, как известно, начались с сельского хозяйства, а именно с внедрения семейного подряда. Видоизменялась система коллективного землепользования. При сохранении коллективной собственности на землю, она распределялась между отдельными крестьянскими дворами для хозяйственного использования. Условия передачи земли фиксировались в подрядном договоре, подписанном каждым двором и коллективным органом. В соответствии с договором крестьяне должны были: 1) уплачивать определенный сельхозналог государству; 2) производить отчисления в коллективный фонд. Все, что оставалось после этих выплат, находилось в полном распоряжении семей, которые ставились перед пониманием того, что их материальное положение зависит от конечного производственного результата. Таким образом, введение семейного подряда вызывало два мощных стимула для производительного труда: 1) экономическую заинтересованность; 2) чувство самостоятельности и хозяина, т.е. психологическое стимулирование. Одновременно с подрядом сельхозтехника стала передаваться в личную собственность, а также были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию. Уже первые итоги сельскохозяйственной реформы принесли положительные результаты всему китайскому обществу. Главные из них: - улучшилось материальное положение крестьян, была обеспечена стабильность в китайской деревне, что, учитывая ее 800-миллионное население, имело решающее значение для стабильности страны в целом; - была решена продовольственная проблема. В сравнительно исторически короткие сроки удалось накормить людей; - импортера продовольствия Китай стал превращаться в его экспортера; - надежно были обеспечены сырьем легкая и пищевая промыш-ленность. Таким образом, можно было приступать к реформам в городе и промышленности, которые в массе своей начались только с конца 1984 г. Основными направлениями преобразований в промышленности стали следующие: 1. Предприятия получили больше экономической самостоятельности. 2. Была разрешена частнопредпринимательская деятельность. 3. Ослаблялось директивное планирование. 4. Создавались свободные экономические зоны с участием иностранного капитала. 5. Партийные комитеты отстранялись от деятельного вмешательства в хозяйственные вопросы предприятий. Первые положительные результаты реформирования китайской экономики обнаружились уже в ходе 6-й пятилетки (1981–1985 гг.). Темпы роста экономики стали возрастать ежегодно в среднем на 11 %. Доходы населения увеличились примерно в 2 раза. Правда, к середине 1980-х гг. темпы роста сельскохозяйственного производства замед-лились, начался рост цен, увеличилась и инфляция. В ситуации резкой ломки общественно-экономического уклада, смены типов хозяйствования не могли не возникать разного рода трудности, как в экономике, так и в социальной сфере. В таких условиях роль интегратора и стабилизатора играл авторитарный политический механизм, который активно вмешивался в экономические процессы даже в самых маркетизированных секторах. Он позволял проводить реформы с временным лагом в разных отраслях, наделять льготами избранные отрасли, регионы и уклады, создавать замкнутые экономические анклавы с особым режимом, быстро перебрасывать ресурсы в зоны намечаемых прорывов, передавать средства в неприбыльные сферы, в том числе социальную. На государство же легло бремя поддержки базовых отраслей, транспорта и других сфер, которые требовали огромных инвестиций, но отличались низкой отдачей, и потому были непривлекательны для частного и иностранного капитала или «неподъемными» для местных властей. Этим решалась и социальная задача: сохранение рабочих мест, предотвращение массовой безработицы. С этой же целью государство сохранило запрет на миграцию крестьян в город и в административном порядке запретило увольнение избыточной рабочей силы на городских предприятиях. Осенью 1987 г. состоялся ХIII съезд КПК. На нем была сформулирована теория о начальной стадии социализма в КНР. Согласно этой теории, строительство социализма в КНР должно было пройти три этапа. Первый этап рассчитан был до 1990-го г. За это время намечалось удвоение ВВП (относительно показателей 1980 г.). Население должно было быть обеспечено продовольствием и одеждой без использования карточной системы. На второй этап также отводилось около 10 лет, т. е. он был рассчитан до 2000 г. За это десятилетие вновь должно произойти увеличение ВВП в 2 раза, но уже от показателей 1990 г. Это позволило бы населению достичь средней зажиточности. Третий этап – самый продолжительный, планировался до 2049 г. (100-летие КНР). Он должен привести страну к среднеразвитому по мировым меркам уровню развития. Все это вместе взятое и означало строительство социализма с китайской спецификой. Выступая на ХIII съезде КПК, Дэн Сяопин подчеркивал: суть социализма – в освобождении и развитии производительных сил, ликвидации эксплуатации, устранении поляризации и достижении, в конечном итоге, всеобщей зажиточности. Главное, подчеркивал он, – это экономическое развитие, тем более что плановая экономика отнюдь не равнозначна социализму, равно как рыночная – капитализму. Вообще, на решение задач модернизации Китаю понадобились усилия пяти пятилеток: 6-я пятилетка – 1981–1985 гг.; 7-я пятилетка – 1986–1990 гг.; 8-я пятилетка – 1991–1995 гг.; 9-я пятилетка – 1996–2000 гг.; 10-я пятилетка – 2001–2005 гг. Сейчас в КНР осуществляется 11-я пятилетка. В октябре 1992 г. ХIV съезд КПК провозгласил начало нового этапа преобразований: превращение КНР в богатое, мощное, демократическое, цивилизованное государство. А ХV съезд (1997 г.) уже состоялся без вдохновителя реформ – Дэн Сяопина, под руководством которого они осуществлялись почти 20 лет. Но КПК подтвердила верность избранному курсу. Это же продемонстрировал и ХVI съезд КПК (2002 г.), заявив о необходимости «всесторонне вести строительство среднезажиточного общества и создавать новую обстановку для дела социализма с китайской спецификой». Состоявшийся в октябре 2007 г. ХVII съезд КПК также уверенно высказался за продолжение реформ. На современном этапе решается задача всестороннего, согласованного, длительного развития китайского общества. Нынешнее руководство страны, обобщив опыт и уроки экономических реформ, пришло к выводу, что односторонний экономический рост, не согласованный и не увязанный с решением кардинальных социальных, экономических, региональных, национальных, экологических проблем, не может носить здоровый характер. Экономический рост должен, прежде всего, учитывать человеческий фактор и согласовываться с интересами комплексного развития и качества жизни населения, с ресурсами и состоянием окружающей среды. Таким образом, состоявшимися и безусловными достижениями китайской реформы стали: 1. Устойчивые темпы экономического роста. Уже к 1995 г. досрочно была осуществлена задача учетверения ВВП, которая ставилась на период с 1980 по 2000 гг. К 2010 г. стоит цель очередного удвоения ВНП относительно показателей 2000 г. 2. Существенным образом повысился жизненный уровень населения. 3. Обеспечена социально-политическая стабильность страны. 4. Достигнуто увеличение экономической роли и повышение авторитета КНР на международной арене. Китайской модернизации практически нет исторических аналогов. Как считают специалисты, успехи КНР связаны не столько с новоиндустриальной моделью, сколько со специфическими особенностями КНР. Сложившаяся в Китае экономическая модель сочетает рынок и его регулирование, включая сильное политическое вмешательство по схеме «рынок управляет предприятием – государство – рынком». Особенностью страны является высокая непосредственная роль государства в хозяйственной жизни. Доля госсектора по-прежнему велика. В 2001 г. он давал около 50 % ВВП, около 70 % финансовых доходов, обеспечивал работой более 1/3 занятого населения. По оценке Л.И. Кондрашовой (доктор экономических наук – далее д. э. н., ИДВ РАН), данной ею в 2004 г., многие моменты свидетельству-ют о незавершенности реформы, об ее просчетах и отрицательных последствиях. Если суммировать все «плюсы» и все «минусы», можно сделать вывод, что Китай до сих пор был занят увеличением «экономического пирога», и эта сверхзадача оттеснила на второй план социальную справедливость. В погоне за экономическим ростом Китай пожертвовал не только социальной справедливостью, но и естественной средой, многими традициями (традициями семьи, клановости, нравственности). Помимо «вечных проблем», решение которых может затянуться, существуют сложности самой реформы, в том числе, естественная асинхронность ее проведения в жизнь, и проблема самого выбранного пути развития, т. е. те издержки, которые необходимо присущи собственно рыночной экономике. Китай все еще не вышел за пределы так называемой «азиатской модели развития», при которой высокие темпы роста достигаются за счет мобилизации экстенсивных факторов, но смена экстенсивной модели на интенсивную повлечет за собой осложнение проблемы занятости, удорожание экономического роста за счет дополнительных вложений в человека и исчезновения преимуществ в виде низкооплачиваемого труда (См.: Первый год нового руководства КНР: итоги, проблемы, перспективы…). В последние несколько лет, а именно с приходом к управлению страной и партией Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао, стратегия развития КНР приобрела новую направленность и официально получила наименование «строительства гармоничного социалистического общества». Считается, что эта стратегия направлена на преодоление ключевой проблемы современного состояния, заключающейся в сохранении нарастающего разрыва в социально-экономическом развитии между городом и деревней, между различными регионами и социальными слоями. Для этого должен произойти поворот от упора на темпы экономического роста к приоритету качества роста на базе согласованности и скоординированности в развитии всех сфер жизнедеятельности китайского общества. Будущее покажет, насколько выполнима эта установка. Сегодня, как отмечалось, в мировой синологии идут бурные дискуссии по поводу того, как называть общественную систему в Китае, возникшую за годы реформ. Как известно, в самом Китае с подачи Дэн Сяопина современную общественно-политическую и экономическую систему именуют как «социализм с китайской спецификой». Активно используется и термин «специфически китайский социализм». По мнению Я.М. Бергера (д. и. н., ИДВ) и В.В. Михеева (д. э. н., член-корреспондент РАН), первое понятие – «социализм с китайской спецификой» – имеет вполне конкретное содержание и означает создание рыночной экономики, интегрированной в мировые хозяйственные связи и мировой научно-технический прогресс, при сохранении политической власти в руках коммунистической партии Китая. Согласно Л.И. Кондрашовой, наиболее подходящей характеристикой существующей системы было бы ее обозначение как «рыночного социализма», если иметь в виду совмещение рыночного хозяйственного механизма, заменившего директивное планирование, с руководящей ролью КПК и повышением благосостояния населения при идеологической ориентации на социалистические идеалы в виде социальной справедливости, сокращения эксплуатации, социальной защищенности граждан. Вместе с тем, она полагает, что очевидны внутренняя противоречивость термина «рыночный социализм», его переходный характер и заложенная в нем тенденция перерастания в «нормальный капитализм». Как считают Я.М. Бергер и В.В. Михеев, с точки зрения рыночной среды, созданной в КНР, и ее интеграции в глобальную экономику, Китай, очевидно, не является «социалистической страной» в старом, советском понимании социализма. Однако, с точки зрения авторитарного характера политической власти и сохраняющихся в официальной пропаганде идеологических табу, Китай вполне отвечает прежним критериям социализма. Отсюда, как они полагают, возможность и допустимость множественности, неоднозначности в оценках общественно-политического строя КНР. Тем не менее, современное китайское руководство ищет способы показать и китайскому, и мировому сообществам свою приверженность все-таки делу социализма. По оценке В.Я. Портякова (д. э. н. ИДВ), активно пропагандируемые в последнее время установки на обеспечение социальной справедливости и утверждение ключевого положения в обществе социалистических ценностей, являются отнюдь не дежурной формальностью, а реальной попыткой укрепить базовую социалистическую идентичность Китая, остановить ее размывание и выхолащивание (См.: Портяков В.Я. Китайская Народная Республика в 2006 году…).
Вопросы и задания: 1. Назовите основные причины, которые требовали проведения неотложных реформ в КНР? 2. Как определялись важнейшие цели реформирования КНР? 3. Оцените роль субъективного фактора в деле реформирования китайского общества. 4. Вспомните материалы соответствующих курсов и найдите общие и особенные черты в процессах модернизации в КНР и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Использованная и рекомендуемая литература: Амин Самир. Послемаоистский Китай: сравнение с посткоммунистической Россией. Реферат // Социальные и гуманитар-ные науки за рубежом «Китаеведение». – 2002. – № 1. Бергер Я., Михеев В. Общественный строй Китая: «постсоциалис-тический капитализм»? // Общество и экономика. – 2005.– № 7–8. Буров В.Г., Федотова В.Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика // Вопросы философии. – 2007. –№5. Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. – М.: «Муравей», 2003. Китай на пути модернизации и реформ. 1949–1999. – М.: Восточная литература РАН, 1999. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В.В. Михеева. – М.: Московский Центр Карнеги, 2005. Китайский рывок: оценки на Западе // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Реферативный сборник. «Востоковедение и африканистика». – 2005.– –№ 1. Кулик Т.Б. Строительство социализма с китайской спецификой // Новая и Новейшая история. – 2003. –№5. Михеев В.В. Эволюция социально-экономической модели развития Китая // Общество и экономика. – 2000. – № 3–4. Михеев В.В. «Инновационная экономика», «социалистическая демократия», «глобальная ответственность». (К итогам 17 съезда КПК) // Общество и экономика. – 2007. –№10. Мэнион М. Политическая система Китая // Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. Первый год нового руководства КНР: итоги, проблемы, перспективы. Материалы «круглого стола» редакции журнала «Проблемы Дальнего Востока // Проблемы Дальнего Востока (далее – ПДВ). – 2004. – № 3–4. Перспективы социально-экономического развития Китая до 2010 г. // ПДВ. – 1996. – № 1. Портяков В.Я. Концепция экономической реформы в КНР: формирование и эволюция // ПДВ. – 1996. – № 6. Портяков В.Я. Китайская Народная Республика в 2006 году // ПДВ. – 2007. – № 2. Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой: итоги теоретического и практического поиска. – М.: Химия и бизнес, 1999. Салицкий А.И. Экономика и политика в современном Китае // Восток. – 2002. – № 4. Смирнов Д. Дэн Сяопин и модернизация Китая // ПДВ. – 2004. – № 5. Титаренко М. О международном значении китайского опыта модернизации // ПДВ. – 2004. – № 5.
Тема 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|