Место и роль КПК в современном обществе
Ведущая роль КПК в обществе и государстве четко закреплялась во всех четырех Конституциях страны. Поскольку КПК, с ее точки зрения, это единственная организация, которая имеет адекватное представление о том, куда и как вести общество, то она монополизировала право судить о том, что есть интересы народа. В Китае в политической системе уже давно нет организованной оппозиции, оспаривающей прерогативы компартии. По тому, какое место занимала и занимает Китайская коммунистическая партия в государстве и обществе, можно говорить о наличии в КНР классической модели коммунистического партийного государства. Ведущими принципами, которыми руководствовалась КПК в прошлом, и не отказывается от них ныне, возглавляя страну, это: 1) патернализм; 2) иерархия и 3) «линия масс». Как подчеркивает М. Мэнион, патернализм определяет суть взаимоотношений партии и общества. Партия доказывает законность своих притязаний на власть, основываясь не на воле большинства, высказываемой в ходе свободных выборов, а на том, что она представляет истинные интересы народа и выражает его насущные чаяния. В Китае патернализм имеет ряд особенностей, определяемых так называемой «линией масс». Предполагается, что КПК реализует свою деятельность с учетом мнения народа. Считается, что работники партаппарата на всех уровнях поддерживают постоянный контакт с рядовыми гражданами, благодаря чему есть возможность несистематизированные и разрозненные идеи народа превратить в «верные идеи» и пропагандировать их до тех пор, пока массы не воспримут их как свои собственные. В КПК широко распространена практика встреч партийных руководителей с народом, которая особо интенсифицировалась после прихода к власти Ху Цзиньтао. В частности, китайские и иностранные СМИ много пишут о регулярных посещениях Генсеком и Председателем КНР различных регионов страны, причем, преимущественно в «глубинке», менее выигравших от реформ. При этом конкретные места для поездок выбираются таким образом, чтобы, по замечанию В.Я. Портякова, сделать политическую символику визитов предельно акцентированной и понятной, в том числе и массам.
Собственная структура коммунистической партии выстроена иерархично от нижнего до высшего уровня. Нижестоящие органы подчинены вышестоящим, а каждый член партии – той организации, где он стоит на учете. Внутрипартийные правила принятия решений основаны на принципе демократического централизма, сформули-рованном в свое время В.И. Лениным. В самой КПК принцип демократического централизма трактуется следующим образом: 1) член партии подчиняется партийной организации, меньшинст-во – большинству, нижестоящие организации – вышестоящим, а все члены партии и все парторганизации – Всекитайскому съезду и Центральному Комитету; 2) все руководящие органы партии являются выборными; 3) вышестоящие парторганизации прислушиваются к голосу ни-жестоящих парторганизаций и членов КПК. Нижестоящие парторганизации, с одной стороны, обращаются к вышестоящим за указаниями и отчитываются перед ними о своей работе, с другой стороны, самостоятельно и со всей ответственностью разрешают вопросы, входящие в их компетенцию; 4) партийные организации различных органов обращаются в ЦК КПК со своими предложениями, они не вправе самовольно принимать решения и публично высказывать свои взгляды; 5) печать и другие средства пропаганды парторганизаций пропа-гандируют линию, курс, политику и решения партии. Как видно, демократизм в данном случае реализуется в том, что партруководство обязано предоставить рядовым членам возможность дискутировать, критиковать, высказывать свои предложения. Таким образом нормализируются и легитимируются и процесс принятия решений, и сами партийные решения. Централизм же требует соблюдение дисциплины по всей вертикали партийной власти: решения, принимаемые высшим звеном обязательны для выполнения низшими структурами партии и всеми членами. Централизм представляет для партий подобного рода, включая и КПК, гораздо более значимую ценность, чем демократизм. Коммунист может иметь собственное мнение, противоположное принятому решению, и даже голосовать за него, но он не имеет право агитировать за него и создавать вокруг себя группу единомышленников. По Уставу КПК, любые фракции и «групповщина» наказуемы. Иерархическая структура компартии и требование строго соблюдать дисциплину являются организующими элементами и служат гарантиями того, что партия, руководящая обществом и направляющая его, выступает как единая сила, которая подчиняется своему высшему руководству, являющемуся одновременно высшим государственным руководством.
Не случайно, организация политической власти в КНР построена по «образу и подобию» коммунистической государственной партии. На каждом уровне государственной власти институты и носители исполнительной и законодательной власти, госчиновничество дублируются соответствующими институтами и структурами компартии. На практике партийные структуры и партийные функцио-неры руководят соответствующими правительственными ведомствами и их сотрудниками. Помимо дублирования государственных органов, КПК реализует свою руководящую и направляющую роль и другими способами. Важнейшим механизмом, с помощью которого компартия управляет госслужащими и контролирует их, выступает система номенклатуры, которая, по сути, является основой всей политической системы КНР. Ее содержание сводится к тому, что все кадровые решения (назначения на должности, повышение, перевод, увольнение), касающиеся партийных функционеров и правительственных чиновников (в том числе, и сотрудников госпредприятий), занимающих более-менее ответственное положение, согласуются с партийными комитетами соответствующего уровня. Эта система управления строится на иерархических принципах и заключается в том, что существуют списки официальных должностей (это и есть номенклатура), охватывающих к началу 1990-х гг. около 8 млн человек.
Современные китаеведы выделяют три компонента организационной структуры, обеспечивающие преобладание Центра над местами. Во-первых, именно высшие чиновники, работающие в столице, составляют список претендентов на членство в высших органах партии, который представляется делегатам партсъездов. Во-вторых, все основные вопросы текущей политики разрешаются в соответствующих отделах ЦК, его секретариате и Политбюро. В-третьих, по-прежнему сохраняется значение номенклатуры. Местные руководители жизненно заинтересованы не только в получении должностей в Пекине, но и перемещении из более бедных в более богатые провинции, в занятии престижных должностей. Таковое может произойти только по благосклонности чиновников в Пекине, которую нужно завоевать… (См.: Социальные и гуманитарные науки за рубежом «Востоковедение и африканистика». – 2006. – №2.). Другим эффективным средством подчинения чиновников партийной власти выступает их членство в партии. Собственно, попасть в номенклатуру и занять значительное место в тех или иных органах и структурах практически невозможно, не будучи членом КПК. Все ответственные работники стоят на учете в первичных парторганизациях по месту работы. И там они участвуют в партсобраниях, других общественных мероприятиях, платят членские взносы и отчитываются о своей работе. Вот как, например, осуществляется непосредственное руководство Компартией законодательной и исполнительной ветвями власти. Перед началом сессии ВСНП партийные лидеры проводят так называемые «совещания партгрупп», на которых встречаются со всеми депутатами ВСНП, являющимися членами КПК (а таковых бывает не менее 80 %), обсуждают будущую повестку дня сессии и высказывают свои «пожелания» относительно будущей сессии, включая даже такие тонкости, как насколько бурно должно проходить обсуждение вопросов на заседаниях ВСНП. Право ВСНП утверждать или не утверждать кандидатов на высокие правительственные посты практически обесценивается и формализуется предварительным контролем партструктур за процессом выдвижения претендентов и почти полным отсутствием альтернативных кандидатур.
В последние годы в практику партруководства вошли встречи высших государственно-партийных руководителей из числа членов Постоянного комитета Политбюро ЦК с различными делегациями депутатов, участвующими в работе ежегодных сессий Всекитайского Собрания народных представителей. Так, уже почти ритуалом стала ежегодная встреча Ху Цзиньтао с делегациями Шанхая и Народно-освободительной армии Китая (считалось, что именно здесь – в Шанхае и НОАК продолжает оставаться сильным влияние бывшего лидера Цзян Цзэминя). На таких встречах обычно озвучиваются важные мысли по поводу развития страны, общества, партии, армии и т.д. Таким образом демонстрируется видимость того, что партруководство советуется с избранниками всего китайского народа. Важным рычагом влияния КПК на государственную и общественную жизнь является кадровая и контрольная политика. Согласно редакции Устава КПК (2002 г.), усиливаются контрольные функции парткомов на всех партийных уровнях и во всех структурах власти. Расширяются функции действующих в государственных органах управления «партийных групп руководства», в ведении которых теперь официально включаются и кадровые вопросы. Обеспечивая видимость проведения реформы политсистемы, КПК предпринимает ряд усилий по перестройке собственной работы. Так, она пытается создать единую систему «ухода на пенсию» и «срока полномочий» для руководящего состава партии и таким образом способствовать «структуризации, нормализации и упорядочению партийного и государственного руководства». В 2004 г. были приняты новые документы о кадровой политике: «Временные правила работы по открытому выдвижению партийных и государственных руководящих кадров», «Циркуляр о ликвидации совмещения партийными и государственными кадрами должностей на предприятиях», «Временное постановление о работе по конкурсному замещению должностей в партийных и государственных органах», «Рекомендации по вопросам, связанным с увольнением партийных и государственных руководящих кадровых работников и осуществлением ими экономической деятельности» и др. Сами названия документов говорят об их антикоррупционной направленности. Центральный и соответствующие нижестоящие аппараты КПК никогда не забывают и о воспитательной работе среди коммунистов, чему служат как организационные, так и пропагандистские мероприятия. В последнее время в рамках реализации идеи «тройного представительства» активизировалась работа по созданию парторганизаций на тех частных предприятиях, где имелось не менее трех коммунистов, были выявлены и укреплены свыше 156 тыс. низовых «слабых» парторганизаций, восстановлены связи с более двумя миллионами членов КПК, которые покинули партийные организации в связи со сменой места работы.
В русле одной из последних кампаний по формированию «передового характера» коммунистов канцелярией ЦК КПК было принято несколько документов: «Мнения об усилении постоянной воспитательной работы с членами партии», «Мнения об укреплении и совершенствованию работы по управлению членами партии, находящимися в отрыве от своих парторганизаций», «Мнения о надлежащем ведении работы по обеспечению связи членов партии с массами и служению им». В 2006–2007 гг. проводилось целенаправленное, плановое обновление руководящего звена парткомов провинций, городов, уездов и волостей. Это мероприятие призвано было сократить повсеместно количество заместителей секретарей парткомов и привести к руководству парторганизациями кадры, которые способны претворять в жизнь «научную концепцию развития». При этом специально было отдано распоряжение относительно недопустимости «продажи и покупки должностей» в ходе проводившейся ротации. В противном случае, как звучало в предупредительной инструкции, последует наказание со всей строгостью партийной дисциплины и государственных законов. Другой целью смены кадров являлось их омоложение. Например, предписывалось, что в новом составе парткомов провинций должно быть три человека не старше 50 лет, один из которых – не старше 45 лет. «Временное постановление о сроках служебных полномочий партийно-административных руководящих кадровых работников» определило такой срок в 5 лет и разрешило находиться на одной должности не более двух сроков подряд с перемещением на другую должность в течение одного срока не чаще одного раза. В ходе данной кадровой кампании стала вводиться практика направления кадров из приморского пояса в центральные и западные районы. В принятой VI-м пленумом ЦК КПК 16-го созыва (октябрь 2006 г.) стратегии строительства «гармонического общества» вновь особо подчеркивалось, что именно партия является «ключевым звеном» процесса этого строительства. Именно она призвана «обеспечить действенные политические гарантии» построения такого общества. А для этого надо повышать способности руководящих партийных кадров к выполнению данной задачи, готовить кадровых работников для социальной работы с населением, активизировать деятельность низовых парторганизаций, охватывающих предприятия и учреждения по всему Китаю и ведущих непосредственную идеологическую и политическую работу с населением. Особое внимание уделяется борьбе за чистоту партийных рядов и искоренению коррупцию среди них. Вместе с тем очевидно, что КПК не собирается уступать хотя бы сколько-нибудь и хотя бы кому-нибудь своих властных полномочий. Правда, отдельные наблюдатели находят признаки трансформации КПК в современную политическую партию. К таковым Н.Л. Мамаева, например, относит следующие: 1) расширение ее социального состава за счет приема представи-телей предпринимательских кругов; 2) попытки преодолеть корпоративность управленческих кадров через ротацию и перемещения; 3) постепенное формирование новой системы принятия решений; 4) усилия по созданию механизма смены власти на правовой основе. Но одновременно с этим наблюдается очередной виток централизации власти, возрождение практики совмещения партийных и государственных постов, ужесточение внутри- и внепартийного контроля, ограничение дискуссий о политической реформе и демократизации. Устав КПК в редакции XVI-го съезда очевидно демонстрирует неприятие компартией многопартийной системы по западному образцу. Расширяя свой социальный состав (идея «трех представительств»), партия отдает дань новым китайским реалиям, но, одновременно это означает, что она стремится взять процесс расширения социального состава под строгий контроль, не допуская его развития в социал-демократическом направлении. Вместе с тем остается ряд вопросов, на которые КПК так или иначе надо давать ответы: является ли ныне партия представителями тех сил, от имени которых она взяла и удерживает власть? В состоянии ли она обеспечить стабильность и дальнейший прогресс страны? Общепризнанно, что КПК удалось внедрить в обществе разветвленную систему мифологем, легитимирующих ее единоличное господство. Главная из них та, что именно «она привела Китай на путь национальной независимости, международного признания и экономического успеха». Сегодня подавляющее большинство китайцев просто не способно представить альтернативную ситуацию, вообразить политическую систему без коммунистического руководства. Партийное руководство осознает серьезность вызовов и пытается им противостоять. Характерна в этом отношении стратегия «созидания духовной цивилизации», ответственность за которую КПК возлагает на себя. Подпитка духовности включает и призывы по воссоединению Тайваня с «родиной-матерью», и проведение Олимпийских игр, и вывод пилотируемого спутника в космос. Другая линия заключается в практике «зачистки» политического поля от любых сил и настроений, ставящих как-либо под сомнение право КПК на властную монополию: здесь и разгон Фалуньгуня, и репрессии против его членов, жесткая цензура в СМИ, и контроль за доступом в Интернет. То, как долго КПК удастся сохранять роль единоличного руководителя страны, зависит от внутренних и внешних обстоятельств, среди которых – обеспечение стабильности, снятие социальной напряженности, сохранение темпов экономического роста, способность партии к выдвижению новых идей и программ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|