Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика социального обеспечения. Основные приоритеты социальной политики государства




Курс на ускоренное экономическое развитие в течение более 20 лет в Китае осуществлялся, в том числе, и за счет постоянного недофинансирования социальной сферы. Так, удельный вес расходов на социальное развитие в 2003 г. продолжал оставаться на уровне 1980-х гг. и не превышал 10 %. Бюджетные расходы на образование в течение длительного времени составляли только 2 % ВВП и лишь в последние годы повысились до 3 %, что намного ниже мирового уровня (5 %).

Согласно решениям ХVI съезда КПК, «основным показателем и фундаментом всестороннего строительства общества «сяокан» является достаточный уровень образования». Китай стремится превратить фактор избыточности населения из демографической ноши в сравнительное ресурсное преимущество – огромный человеческий капитал – путем создания в стране самой грандиозной в мире по объему и насыщенности системы образования. Это позволит встать Китаю в ряды держав, поставляющих на мировой рынок знания в сфере новых технологий. Но пока КНР остается страной с низкой по мировым меркам плотностью знаний (8 классов образования в среднем на человека).

Хотя все же за годы реформ модернизация системы образования достигла значительных успехов. Как и планировалось, сократилась доля неграмотных и малограмотных. К 2000 г. она составляла чуть выше 5 % среди лиц от 15 до 50 лет. Валовой охват неполной 9-летней школой (с 1986 г. она стала обязательной) достиг почти 90 % населения. С 1999 г. в КНР значительное внимание стали обращать на развитие системы высшего образования. Но, тем не менее, проблемы здесь еще значительные, начиная от недостаточного финансирования этой сферы. Китайское правительство планировало еще в 9-ой пятилетке отпускать на образование не менее 4 % ВВП, но не достигло этих показателей и в 11-ой пятилетке. В 2005 г. расходы на образование составили 2,79 % ВВП (в Индии – 3,9 %, Малайзии – 4,1 %, Бразилии – 5,1 %). Постоянно растет плата за получение образования, причем так, что доходы значительного количества китайцев не успевают соответствовать этому росту. Правительство и общество озабочены состоянием дел в средней и высшей школах и предпринимают определенные усилия по исправлению положения. Согласно объявленной программе, государ-ство в 2007 г. освободит сельские семьи от уплаты платежей за обязательное образование и будет дотировать проживание их детей в общежитиях. К 2010 г. планируется добиться полного осуществления бесплатного обязательного образования в сельских районах по всей стране, а к 2015 г. завершить его распространение в целом по всей стране.

Медленно развивается в Китае и другая социально значимая сфера – здравоохранение. Высокая стоимость лечения затрудняет повышение качества жизни населения и в городе, и в деревне. Государственные вложения в общественное здравоохранение в 2003 г. составляли всего лишь 0,9 % ВВП, или в среднем 82 юаня на человека. При этом до 80 % всех расходов осуществляется в городе, а на лечение сельского жителя выделяется примерно 12 юаней на человека. В деревне практически разрушена система кооперативного лечения. Бедность и болезнь – это спутники подавляющего большинства крестьянства.

На фоне означенных выше социальных проблем возникает закономерный вопрос о реакции китайского общества на такие значительные издержки. Понять это можно, обратившись к особенностям менталитета китайцев. По замечанию В. Корсуна

(к. и. н., ИДВ), в роли амортизатора и анестезатора, сдерживающих изъяны перехода к рынку, выступают факторы культурного наследия. Такие, как дисциплинированность и организованность, высокое чувство долга, умение неустанно трудиться, почтение к традиции, старшим, вышестоящим, аскетизм. Именно традиционные морально-этические ценности, императивом которых выступает стремление к гармонии и бесконфликтности, помогают китайцам смягчить действие «слепых» сил рынка и снизить социальные издержки реформ… (См.: Корсун В. Модернизация с «китайской спецификой»…)

Но китайцы не столь безропотно реагируют на свое положение, особенно на фоне социальной несправедливости и разговоров об экономических успехах страны. По данным соответствующих органов, число массовых протестных акций выросло с 10 тыс. в 1993 г. до 60 тыс. в 2004 г. Расширились и их масштабы. Численность принимавших в массовых акциях людей увеличилась с 730 тыс. человек до 3 070 тыс. Число нападений на партийные и административные органы увеличилось с 2700 в 2000 г. до 3700 в 2003 г. В 2003 г. в 3100 случаях перекрывалось движение на автомобильных и железнодорожных трассах. В подавляющем большинстве эти массовые инциденты были непосредственно связаны с несправедливым отношением к слабым социальным группам. Более всего – трудовых конфликтов: по поводу нарушений соглашений по оплате труда, возмещению ущерба и социальному страхованию.

Китайские специалисты по социальным отношениям выделяют шесть основных типов трудового протеста. Первый – жесткие и простые – голодовки, самоубийства, задержание или убийство нанимателя. Второй – остановка работы и забастовки. Поскольку профсоюзы в КНР к такой работе не подключаются, то акции по преимуществу носят стихийный, неорганизованный характер и проходят чаще не на государственных предприятиях. Третий тип выражения протеста – демонстрации, петиции. Распространен на государственных и городских коллективных предприятиях. Четвертый тип – перекрытие дорог, общественно не одобряемый. Пятый способ выяснения трудовых отношений – собрание представителей работающих и служащих, применяется при смене собственника предприятия. Шестой тип протеста – объединенные забастовки, в ходе которых рабочие соединенными усилиями пытаются отстоять свои требования.

В КНР, хотя и медленно, но осуществляется реформа социального обеспечения, основная цель которой состоит в повышении благосостояния населения. Главным направлением здесь является реформирование систем страхования, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, страхования по безработице.

Система социального обеспечения в КНР включает 4 уровня социальной защиты.

Первый уровень представлен социальной помощью. Она предоставляется только беднякам и их семьям с целью гарантировать их минимальные жизненные потребности. Основанием для ее предоставления является категория «прожиточный минимум», которая идентична понятию «черта бедности». Правда, в разных районах Китая предельная норма этого уровня различна.

Второй уровень называется социальным страхованием. В него входят страхование рисков при рождении ребенка, старости, болезни, потере трудоспособности, безработице и смерти. Во всех этих случаях должны быть обеспечены основные жизненные расходы. Уже к 1999 г. социальное страхование включало пенсионное страхование, страхование медицинского обслуживания, производственных травм, материнства и детства, безработицы. Социальное страхование предоставляется основным группам городского населения.

Третий уровень социальной защиты определяется как социальное благосостояние. Его назначение заключается в том, чтобы частично или полностью покрывать расходы на образование, жилье и т.д. Фактически, это – «социальная зарплата», еще один дополнительный доход, способствующий повышению жизненного уровня. На подобное обеспечение имеют право и городские, и сельские жители.

Четвертый уровень – специфический и именуется он «социальной заботой». Предоставляется она исключительно военнослужащим и их иждивенцам, особой группе граждан, пользующихся уважением общества. Состоит в предоставлении разного рода льгот, скидок, пайков, устройстве после мобилизации и др.

Для выбора пути реформирования системы пенсионного страхования Китай изучал опыт других стран. В 1997 г. правительством было принято постановление «О формировании единой системы пенсионного страхования на предприятиях». Эта система распространяется на все городские предприятия (всех форм собственности) и всех жителей города. Страхователь и его предприятие должны отчислять взносы ежемесячно по фиксированному проценту отчислений от фонда заработной платы, но не более 20 %. Отчисления работников тоже фиксированы (от 4 до 8 %). Фонд пенсионного страхования формируется предприятиями, самим работником, государством и рынком. В Китае введены и индивидуальные пенсионные счета, на которые работник перечисляет деньги по фиксированному проценту из ежемесячной зарплаты.

Пенсионные пособия в КНР, таким образом, состоят из двух частей. Первая часть – «основная пенсия» – назначается местными органами и не зависит от уровня зарплаты работника и его страховых взносов. Определяется она в размере 20 % от среднемесячной зарплаты в данном регионе. Вторая часть – «пенсия индивидуального счета» – эквивалентна общей сумме накоплений на индивидуальном счете работника, включая процент по вкладу.

На начало 2000-х гг. границы пенсионного возраста в КНР составляли для мужчин 60 лет, 55 лет для женщин (на вредных и тяжелых работах – 55 и 45 лет соответственно).

Нынешнее партийно-государственное руководство КНР крайне обеспокоено состоянием большинства социальных сфер. Известно, что лозунгом постцзяньминевского правительства стала ориентация на человека («человек – превыше всего»). Планируется увеличить государственные расходы на социальную сферу.

Состоявшаяся в марте 2004 г. вторая сессия Всекитайского Собрания народных представителей, по сути, утвердила новую концепцию социально-экономического развития Китая на ближайшие годы. Данная концепция отталкивается от принципа, провозглашенного Ху Цзиньтао, – «ставить во главу угла человека» – и означает в качестве цели развития страны всестороннее совершенствование человеческой личности, удовлетворение коренных интересов, материальных и культурных потребностей народа, целенаправленное обеспечение его экономических, политических и культурных прав. Отныне новая трактовка развития означает идею «пяти единых планирований»: экономического и социального развития, города и деревни, регионов, гармоничного развития человека и природы, внутреннего развития и внешней открытости.

Для деревни этот курс означает отказ от мобилизационной модели, упоминавшейся выше. В соответствии с решениями пленума КПК (декабрь 2003 г.), в деревне активизируется углубление системных реформ по 4-м направлениям:

1) реформа системы отторжения пашни и возмещения за нее;

2) реформа налоговой системы и денежных выплат для снижения крестьянского «бремени»;

3) реформа системы обращения зерна, а именно: переход к его закупкам по рыночным ценам;

4) реформа денежной системы с тем, чтобы сделать доступными для крестьянских дворов кредиты.

Главными установками, характеризующими отказ от мобилизационной системы, стали 3 следующие.

1. Проводить курс в деревне с целью «меньше брать, больше давать, оживлять».

2. Ликвидировать двухосновную структуру общества и экономики (с ее принципом «двух политик в одном государстве» и изоляцией деревни) как основы механизма внеэкономического принуждения на селе.

3. «Единое комплексное планирование социально-экономического развития города и деревни».

Новый курс на селе нашел отражение в принятом в конце 2005 г. документе ЦК КПК и Госсовета КНР «Некоторые положения о продвижении дела строительства новой социалистической деревни», который по партийной традиции стал активно освещаться печатной и устной пропагандой.

В принятой пленумом ЦК КПК (октябрь 2006 г.) концепции строительства «социалистического гармонического общества предус-мотрены, в частности, следующие направления такого строительства:

1) создание новой социалистической деревни и достижение скоординированного развития города и деревни;

2) обеспечение ускоренного социально-экономического развития села, гарантии всех прав крестьян на землю для осуществления семейного подряда;

3) реформирование и развитие различных форм организации производственной деятельности и социальной жизни крестьянства, усиление помощи бедным, развитие инфраструктуры села и сферы социального обеспечения деревни;

4) проведение целостной стратегии регионального развития, призванной ликвидировать возникшие диспропорции между внутренними районами и приморским поясом, обеспечив освоение запада страны, возрождение старой промышленной базы на северо-востоке, подъем центральной части Китая при одновременном стимулировании развития восточных районов;

5) активизация политики в сфере обеспечения занятости населения, «развитии и гармонизации трудовых отношений»;

6) совершенствование системы социального обеспечения, прио-ритетное совершенствование сферы образования и обеспечения равных возможностей в его получении;

7) расширение системы здравоохранения и улучшение состояния здоровья населения;

8) развитие культуры и совершенствование деятельности, направленной на удовлетворение культурных потребностей населения;

9) усиление охраны окружающей среды и достижение «гармонии между человеком и природой»;

10) совершенствование механизмов и стандартизация порядка распределения доходов.

Как считают специалисты, значение смены модели развития далеко выходит за рамки деревни. Это одновременно означает отказ от политики преимущественного развития отдельных сфер, регионов и переход к пропорциональному, сбалансированному развитию как основы социально-экономической стабильности, гарантии устойчивого роста.

 

Вопросы и задания:

1. Назовите основные социальные проблемы в современном Китае, как они взаимосвязаны между собой?

2. Определите объективные и субъективные причины социальных «разрывов» в КНР.

3. Чем чревато замедленное разрешение социальных проблем для судеб дальнейшего реформирования Китая?

 

Использованная и рекомендуемая литература:

Бергер Я. М. Социально-экономическое развитие и углубление рыночных реформ // ПДВ. – 2004. – № 1.

Бергер Я.М., Михеев В.В. Китай: социальные вызовы развитию // Общество и экономика. – 2005. – № 1.

Бергер Я. М. Синие книги как источник для изучения социальных процессов в Китае // ПДВ. – 2005. – № 4.

Берстайн Т.П., Лю Сяобо. Обложение налогами без права контроля: отношение крестьянства с центральными и местными властями. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2003. – № 2.

Джонстон М.Ф., Ли Хуйминь. Оценка уровня безработицы в городах Китая. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2004. – № 1.

Корсун В.А. Модернизация с «китайской спецификой»: опыт трансформации китайского социума в ХIХ–ХХ вв. // Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. – М.: МГИМО, 1999.

Ли Цзинвэнь. Экономическая реформа и социальные проблемы в Китае // ПДВ. – 1998. – № 4.

Наумов И.В. Понятие «сяокан» и проблемы подъема народного благосостояния // ПДВ. – 1997. – № 6–7.

Пивоварова Э.П. Современная социально-экономическая ситуация в КНР // Китай и Россия: общее и особенное в социально-экономическом развитии. – М., 2005.

Пивоварова Э.П. Усиление социальной ориентации как необходимое условие углубления рыночной реформы в КНР // ПДВ. –2006. – № 3.

Смирнов Д. 6-й пленум ЦК КПК 16-го созыва // ПДВ. –2007.– №1.

Социальные изменения в КНР в ходе реформ. Материалы «круглого стола» редакции журнала ПДВ // ПДВ. –2004. – № 5.

Социальные последствия рыночных преобразований в КНР (1978–2002 гг.) – М.: ИДВ РАН, 2004.

Хоу Вэньжо Реформа системы социального обеспечения в Китае // ПДВ. – 2001. – № 1.

Экономические преобразования в КНР и их социальные последствия. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2006. – № 1.

 

Тема 4

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КНР

1. Основные характеристики политической системы КНР. Этапы ее развития.

2. Подходы к реформированию политической системы.

3. Коррупция как политическая и социально-экономическая проблема.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...