Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и методы социальной работы с мигрантами




Предмет. Предметом данной учебной дисциплины можно считать рассмотрение некой совокупности общественных отношений в рамках определенного сегмента социальных знаний. Вопрос о предмете социальной работы с мигрантами сложен прежде всего потому, что в России это направление и в практическом, и в теоретическом смысле находится еще в начальном состоянии. Специалисты стран с более развитой и дифференцированной системой социальной работы устранили данный пробел. В ряде стран, имеющих опыт приема значительных потоков иммиграции, уже осваиваются виды деятельности, обозначаемые понятиями «абсорбция», «адаптация», «интеграция», «аккультурация» мигрантов. Это способствует становлению направления социальной работы с мигрантами.

В пользу отнесения работы с мигрантами именно к области социальной работы можно привести такие аргументы. В этот предмет входит изучение и приложение знаний социального работника к отношениям «человек — человек», «человек — местное сообщество», «человек — государство». Во многих странах мира эта деятельность становится важной частью реализации задач социальной политики, в том числе миграционной и демографической. Социальные работники помогают в сложной жизненной ситуации, смягчают состояние дезадаптированности мигрантов, поддерживают социальную солидарность, снимают на персональном и групповом уровне социальную напряженность, облегчают поиск персональной, групповой и национально-государственной идентичности.

Вспомним также, как формировалась социальная работа. Она по своему происхождению во многих странах является преемницей первоначальных форм общественной и государственной благотворительности, филантропических движений, опекающих социально незащищенных людей[18]. Сначала так формировалось и направление работы с мигрантами, что хорошо видно по опыту России, где, например, бесправных нелегальных мигрантов взялся защищать профсоюз строителей. Происхождение социальной работы с мигрантами показывает ее близость к содержанию понятий «социальная помощь», «социальная защита», а также способствует отнесению работы с мигрантами к числу направлений социальной работы.

Представляется, что работа с мигрантами играет и такую интересную роль, как сближение социальной педагогики и социальной работы. Социальная педагогика, включающая работу с детьми и со взрослыми, также находит свой интересный материал в работе с мигрантами. Социальная работа и социальная педагогика во взаимодействии представляют собой, по мнению германского специалиста И. Нойфельда, особую форму государственного и общественного воздействия на человека с целью обеспечения соответствующего культурного, социального и материального уровня жизни населения[19]. Социальная работа и социальная педагогика в некоторых странах обозначают близкие, но самостоятельные виды деятельности, например в ФРГ. Они значительно сблизились. Причем работа с мигрантами сыграла в этом сближении важную роль.

В сопоставлении с другими понятиями («социальная помощь», «социальное обслуживание» и т. д.), где необходимо исходить из практического наполнения деятельности с дезадаптированными лицами, социальная работа с мигрантами — это и складывающееся научное направление. Правда, понятие «социальная защита», наполняясь смыслом перераспределения благ с выделением определенных средств для незащищенных слоев населения, стало более широким по объему и нередко сближается с объемом понятия «социальная работа». Все же, несмотря на некоторое совпадение в понятиях «социальная защита», «социальная помощь», «социальное обслуживание», следует признать понятие «социальная работа» родовым, а другие — видовыми понятиями.

Развитие социальной работы в России находится еще на уровне, когда не прошла ее достаточная дифференциация на различные виды. Но и эта широта родового понятия вполне обоснованно способствует отнесению работы с мигрантами к направлениям социальной работы. Работа с дезадаптированными мигрантами не сможет стать самостоятельным направлением вне рамок социальной работы, несмотря на некоторые искусственно воздвигаемые административные перегородки. То, что специфические методы помощи социального работника мигрантам пока слабо отдифференцированы, также говорит в пользу этого тезиса. Для многих стран проблема мигрантов (особенно это показали события во Франции в 2004—2006 гг.) становится все более актуальной темой не столько экономической, сколько социальной политики. В пользу тезиса выделения работы с мигрантами как отдельного направления социальной работы говорит следующее. Мигранты находятся в ситуации маргинализации, которая, однако, отличается от ситуации одинокого, или пожилого человека, инвалида, безработного, лица, освободившегося из мест отбывания уголовного наказания. Мигранты — люди, которым необходимо помочь найти себя в новых территориальных, социально-демографических, духовно-культурных и профессиональных условиях, как правило, неблагоприятных, обеспечить формирование новых личных и общественных связей взамен утраченных. Дезинтегрированность мигрантов, особенно вынужденных, существенно отличается от таковой у других слабых слоев населения, в силу чего необходимо выделять отдельное направление (предмет) в рамках социальной работы.

Методы социальной работы с мигрантами. Дифференциация научного или профессионального направления предполагает определения не только предмета, но и методов — способов приближения к истине, к познанию сущности данного рода деятельности. Как и у других видов общественной деятельности, методы социальной работы делятся на методы познания и методы действия. Метод познания — описание рационального отношения к объекту исследования, определения адекватных способов познания объекта, выработки понятий и категорий. Методы действия — составная часть социальной работы как непосредственной деятельности социономов по оказанию помощи определенным категориям лиц. И. Нойфельд рассматривает методы действия как часть социальной работы, отвечающую на вопрос: «Как это делается?». Будет не лишним уточнить формулировку вопроса: «Как это делать наиболее приемлемым, гуманным и эффективным образом?».

Концепцию методов можно понимать как потенциальную направленность деятельности, в соответствии с которой должны определяться применение своих знаний и навыков, находиться критерии эффективности работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющих при осуществлении социальной работы разумно и гуманно воздействовать на людей и условия. Методы познания и действия развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием субпрофессий социального работника и социального педагога. Метод познания, используемый в социальной работе с мигрантами, является междисциплинарным. Поэтому наиболее адекватным представляется метод социальной и юридической антропологии, рассматривающий мигрантов не как «объектов», а как специфических субъектов, обладающих активностью, определяемой в немалой степени социальным окружением, правами и социокультурными характеристиками человека и общества. Антропологизм подчеркивает нормосообразность усилий институционально консолидированных людей[20].

Методы познания невозможны без выделения категорий: последние выделяются как раз для организации процесса познания[21]. Две центральные категории («социальная работа» и «мигранты») сотносятся с социально-культурными, философско-антропологическими, философско-правовыми категориями «смысл и ценности жизни», «жизнедеятельность», «родовой человек», «телесность», «территориальность», «духовность», «агентность», «жизненная среда», «социокультурный процесс», «социальная идентификация», «достоинство». Понятие «социальная работа», претендуя на универсальный (в смысле родовой) характер, соотносится с организационными принципами всеобщности, комплексности, а также с общественными принципами посредничества, солидарности, взаимопомощи, субсидиарности и гуманности.

Из социологических и психологических категорий, объясняющих суть социальной работы с мигрантами, наиболее интересны «социальная идентификация» и «идентичность». Не случайно Э. Эриксон назвал идентичность «всеобщей и универсальной категорией», рассматривая ее как состояние, а также образ, набор социальных ролей, с помощью которых человек осознает и оценивает свое равенство или неравенство с другими, а также отношение других людей к его равенству (неравенству). Важными также являются гуманитарно-правовые категории «достоинство человека», «права человека», в том числе «социальные права человека», «социальное правовое государство», «социальные услуги», «социальная эксклюзия».

Идентификация и мигранты. Идентификация позволяет осмыслить миграцию, а также социальную работу с мигрантами как некий целостный, многофакторный процесс применения социальных технологий для социальной адаптации и интеграции. Идентификация мигрантов, как и остальных людей, структурируется по нескольким основным жизненным сферам. Человек идентифицирует себя и свои группы (сообщества) в ходе самоорганизации как естественный индивид, духовная личность и деятельный агент. Другими словами, человек идентифицируется в трех жизненных сферах:

1) в повседневной естественной сфере семьи, жилища, природной среды, местного сообщества, родственников, соседей. Здесь для иммигранта возникает наиболее сложная ситуация;

2) в жизненной сфере духовной культуры — образования, творчества, моральных и философских размышлений, религиозных и нравственных переживаний. Поиск духовно-культурной идентичности является неотделимой частью процесса самоорганизации мигрантов. Так, осознается духовное достоинство человека, его самоуважение, преодолеваются трудности сохранения духовно-культурной идентичности в новых условиях, особенно барьеры дискриминации;

3) в агентно-профессиональной — в сфере труда, производственной, деловой, где люди выражают себя как производители определенных благ, необходимых для других людей. Эта сфера особенно важна для самоидентификации трудовых мигрантов. Необходимость зарабатывать деньги для себя и своей семьи прямо связана с агентной идентичностью, без которой человек не может чувствовать себя полноценным[22].

Социальная идентификация проявляет общность, включенность человека в социальные группы (инклюзия) или выключенность из них (эксклюзию). Для работы с мигрантами тема сохранения, восстановления, изменения социальной идентичности является, на наш взгляд, ключевой. Социальный работник помогает поддерживать и восстанавливать утерянную идентичность человека, меняющего территорию, окружающую среду, соседей, а часто также культуру, профессию. Восстановление и поддержка самоидентичности связаны с созданием определенных связей на новом месте, что влияет на материальное положение, здоровье, трудоустройство, укрепляет веру в себя, в справедливость и человеческое достоинство.

Отталкиваясь от идентификации, некоторые исследователи вводят понятие «миграционный антропоток» (С. Градировский, А. Пятигорский, С. Дахин). Интересно в этом плане также понятие «трансграничность» (М. Ведяшкин). Другие авторы сравнивают миграцию с переносом энергии, энергогенезом (В. Моденов, А. Носов), исходя из системного интегрального подхода. Антропоток (антропоток) определяется как социокультурный процесс, ведущий к изменению набора базовых идентичностей в обществе и, как следствие, к «трансформации социокультурного ядра» (С. Градировский). По мнению С. Градировского, антропоток может менять базовые социальные структуры, а с ними и базовый набор идентичностей (телесно-территориальные, духовно-культурные, социально-профессиональные).

Базовый набор идентичностей — это совокупность восприятий базовых социальных структур, нормальное функционирование которых необходимо для того, чтобы человек или группа могли «быть собой», в том числе на конкретной территории, в конкретном коллективе. В состоянии идентичности человек или группа рассматривают себя причастными к социальным структурам, которые можно назвать структурами идентичности. Идентичности поддерживаются в процессе идентификации себя с той или иной социальной структурой, с определением позиции (места) в этой структуре. То или иное общество для сохранения, поддержания в нормальном состоянии нуждается в базовых структурах идентичности.

Если для поддержания уже существующих структур идентичности нынешний базовый антропоток недостаточен, то общество прибегает к его восполнению с помощью внешней миграции. Таким образом, антропоток — это процесс, способный обеспечить наличие в России достаточно людей, которые идентифицируют себя с обществом, занимаются полезной деятельностью, тем самым поддерживая структуры идентичности. Социальная работа позволяет поддерживать низовые структуры самоорганизации, адаптации мигрантов к новым общностям, их идентификацию и интеграцию. В Европе (особенно в России и Германии) базовый антропоток все больше приостанавливается и для его наполнения необходим дополнительный внешний антропоток из других стран, вовлекающий людей с другими идентичностями. Как показали события во Франции 2005-2006 гг., эти другие идентичности Дают себя знать. И в такой ситуации предстоит много потрудиться социальным работникам и представителям смежных специальностей (психологам, педагогам, социологам, специалистам ювенального права, криминологам).

Поддержание в нормальном состоянии окружающей среды, резервного жилищного фонда, благоприятное состояние толерантности и духовности населения, развитие производства и создание рабочих мест с привлекательными условиями труда — вот основа для формирования структур естественной, духовной и агентной идентичностей мигрантов. Плюс к этому нормальные соотношения государственных, коллективных и приватных структур идентичности, т. е. возможностей нормальной жизни в семье, коллективе, сообществе, цивилизованного взаимодействия с социальными и миграционными службами. Тогда мигранты приобретут необходимый набор социокультурных качеств в стране пребывания и будут стремиться интегрироваться в нее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...