Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины и масштабы миграционных процессов




Современные миграционные процессы вызваны фундаментальными изменениями:

а) нарастанием противоречий в сфере международных отношений в условиях глобализации;

б) стремлением ряда государств сохранить традиционные границы государств и национальную идентичность;

в) ошибками в принятии решений руководством отдельныхгосударств.

Для России коренные перемены в миграции отражают как далекие, так и современные события. Отголоски миграций начала XX в. и позже сказываются до сих пор. Образовались и «свежие» раны, сопровождаемые тяжелыми социальными травмами. Ученые Совета по миграции РАН (Ж. Зайончковская) и Центра Карнеги (Г. Витковская) говорят о миграции как о социальном феномене, четко обозначая рубеж 1990-х гг. Дезинтеграция и распад СССР оставили за пределами исторической родины около 26 млн соотечественников. Институционализация новых межгосударственных отношений как с ближним, так и с дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе, резкий переход к политике открытых дверей при одновременном снижении иммиграционного контроля создали немало проблем.

Размах советской (российской) трансформации конца 1980-х — начала 1990 гг. отразился и на других странах. В Германию переехали почти 2 млн чел., примерно столько же — в Израиль. С 1991 по 2002 г. в Россию въехало около 8 млн чел., выехало более 3 млн. По объемам иммиграции в 1990-х гг. Россия занимала сначала 3-е место в мире, затем перешла на 2-е. Наибольшее число иммигрантов (общее количество всех видов иммигрантов) приняли США (35 млн), Россия (13,3 млн) и Германия (7,3 млн)[23]. В процентном отношении к количеству населения значительна иммиграция в Канаду, предполагающая натурализацию и получение канадского гражданства (при населении 30 млн Канада принимает в год от 225 до 245 тыс. чел.).

Масштабы современной международной миграции (включая транзитную) впечатляющие. В 2005 г. численность мигрантов в мире составила от 185 до 192 млн чел., т. е. почти 3% населения выезжало из страны своего проживания. Для сравнения в 1980 г. в мире насчитывалось около 80 млн международных мигрантов. Сейчас мигранты составляют 7,7% населения Европы (включая европейскую часть бывшего СССР — Молдавию, Украину, страны Балтии) — всего 56,8 млн чел., в Северной Америке — 40,8 млн (12,9% населения региона), в Азии — 49,9 млн (1,4%), в Африке — 16,3 млн (2%), в Латинской Америке — 5,9 млн (1,1%), в Австралии — 5,8 млн (18,7%). Например, в Андорре, Катаре, ОАЭ, Ватикане, мигранты составляют более 60% населения. Больше всего людей выехало из Китая (китайская диаспора — хуацяо — составляет 35 млн чел.), Индии (20 млн) и Филиппин (7 млн). При этом международные мигранты не всегда приживаются в государстве пребывания. Например, из каждых четырех мигрантов, прибывших в США, один впоследствии уезжает.

Эти масштабы не обходятся без социально-гуманитарных последствий. С одной стороны, миграционные процессы «вырывают» людей из родной почвы и переносят в новые места, где приходится нередко все начинать заново — изучение языка, местного окружения, выбор школы, работы, профессии. С другой стороны, структуры территориальной идентичности местности, из которой выбывают мигранты, теряют часть своей субстанции — людей (населения); структуры духовной идентичности — носителей местной культуры; предприятия и учреждения (основа агентной идентичности) - кадры работников, а также клиентов. Изучение и нормализация этих процессов - огромное поле для социальной политики, а также для социономов.

Миграция в современном мире представляет собой неизбежный процесс, проявляющийся постоянно[24]. Уровни миграции бывают нормальными, превышающими нормы или недостаточными. Миграция отражает состояние экономики, социальной сферы, духовности стран исхода и принимающих стран. Вклад миграционных процессов в изменение благосостояния населения и демографической ситуации может быть значительным. В то же время высокий уровень как эмиграции, так и иммиграции вызывает целый ряд проблем: если иммиграция превышает допустимые пределы — увеличение безработицы, потенциальный рост социальной напряженности на этнической почве; если преобладает эмиграция — сокращение рабочей силы, в том числе в ключевых секторах экономики.

Если рассматривать показатель приема граждан относительно количества населения (со знаком «+» — иммиграция или «—» — эмиграция), то картина в начале 2000-х гг. была следующая. Россия, сохраняя показатель «чистой иммиграции», т. е. со знаком «+», занимала 61-е место в мире (+0,91 мигранта на 1000 граждан). Из государств бывшего СССР выше всех в этом списке поднялась Белоруссия — 36-е место (+2,66 мигранта на 1000 граждан), т. е. самое иммиграционное из всех стран бывшего СССР. Самым эмиграционным (откуда больше всего уезжают) оказался Азербайджан — 207-е место (-5,16 на 1000 граждан). Вообще в мире самой эмиграционной страной оказались Федеративные Штаты Микронезии (группа островов в северной части Тихого океана) — 224-е место и показатель -20,98. На эту величину в расчете на 1000 чел. число уезжающих из страны превышало число въезжающих в нее.

Значение миграционной политики в России отражается в том повышенном внимании, которое уделяют ей органы государственной власти. Российскую миграционную политику буквально лихорадило. В 2001 г. Совет безопасности РФ обратился к проблеме национальной безопасности в связи с увеличением притока нелегальной миграции и сделал вывод об ужесточении миграционного контроля. Это в конце концов привело к принятию законов о гражданстве и правовом положении иностранцев, включающих дискриминационные моменты, в том числе депортации мигрантов. Значительно снизился приток мигрантов. Затем В.В. Путин провел 9 июля 2005 г. заседание Совета безопасности РФ, на котором специально обсуждался вопрос о стимулировании миграции. Маятник миграционной политики качнулся в другую сторону.

Имелось снижение вынужденной миграции. Количество беженцев, состоящих на учете в органах миграционной службы: на 1 января 1998 г. — 239,4 тыс.; 1 января 2003 г. — 13,8 тыс.; 1 января 2004 г. — 8,7 тыс.; 1 января 2005 г. — 614 чел.; 1 июля 2005 г. — 584 чел. Количество вынужденных переселенцев, состоящих на учете в органах миграционной службы: на 1 января 1999 г. — 978,3 тыс.; 1 января 2003 г. — 491,9 тыс.; 1 января г. — 352,1 тыс.; 1 января 2005 г. — 238,0 тыс.; 1 июля г. — 192,87 тыс. Признаны вынужденными переселенцами: в 1996 г. - 225,5 тыс., 2001 г. — 36,3 тыс.; 2002 г. - 18,2 тыс.; 2003 г. — 3,0 тыс.; 2004 г. — 2,1 тыс.; за первое полугодие 2005 г. — 59 чел. В период 1992—2004 гг. государственную поддержку в постоянном жилищном обустройстве получили более 450 тыс. чел. (около 180 тыс. семей) вынужденных переселенцев. На жилищном учете в органах миграционной службы состояли на 1 июля 2005 г. — 119,98 тыс.чел. (44,2 тыс. семей) вынужденных переселенцев, из них в льготной очередности 38,2 тыс. чел. (12,3 тыс. семей). По сравнению с финансированием в 2002 г. объемы средств, выделяемых из федерального бюджета на обустройство вынужденных переселенцев, ежегодно сокращаются: в 2002 г. — 991,6 млн руб.; 2003 г. — 775,4 млн руб.; 2004 г. — 535,8 млн руб.; 2005 г. — 326,0 млн руб.; 2006 г. — 250,0 млн руб.

Такое снижение частично объясняется сокращением военных конфликтов, а отсюда естественным уменьшением числа беженцев и вынужденных переселенцев. Тем не менее желающих переселиться из стран СНГ в Россию (репатрианты) все еще немало (по ряду оценок, около 5 млн). Однако собственных средств для переселения у многих не хватает. Необходимы контейнеры, транспорт, значительные денежные средства. А выгодно продать квартиру, например в странах Центральной Азии, переселенцам, уезжающим в Россию, невозможно. В России для приема мигрантов условия оставались неблагоприятными, поэтому репатрианты попадали в тяжелые ситуации. Это вынужден был признать в ряде публичных выступлений Президент РФ. Косвенное свидетельство нереализуемости желаний репатриации — всплеск количества обратившихся в посольство РФ в Киргизии из числа русского населения после парламентских выборов 2005 г. Люди активизировались не только в связи с опасностью проживания, но также, узнав, что в России их могут признать вынужденными мигрантами и помочь выехать, предоставив статус беженцев или вынужденных переселенцев. В спокойной обстановке они на это не надеялись, а случились беспорядки — появился шанс, они начали обращаться в посольство РФ. Поэтому снижение финансирования вынужденных переселенцев и беженцев означает также недостаточное внимание властей России к репатриации потенциальных граждан, обустройству и социальной помощи тем, кто уже переехал ранее.

В 2001 г. были завышены оценки рисков миграции. Проблема нелегальных мигрантов прибавляла забот миграционным службам, но ее обостряли и сами чиновники, а также законодатели, да и страх перед миграцией был преувеличен. На территории России, по разным подсчетам, находится до 5 млн нелегальных мигрантов. Часть из них занимается нелегальным бизнесом, вокруг этих людей создаются нелегальные общественные отношения. Существуют проблемы некоторых приграничных территорий, где увеличивается число мигрантов. Но только запретительными мерами, как пытались это делать в 2001—2004 гг., проблему решить невозможно.

Сдвиги в динамике миграционных потоков во многом спровоцированы кризисом переходного периода в развитии России. Однако экономический рост в России в начале 2000-х гг. многое изменил. Пространственная структура миграционных потоков будет и дальше адаптироваться к переменам, происходящим в России и в странах СНГ. По мере экономической и политической стабилизации привлекательность России для мигрантов будет возрастать, что можно будет использовать для исправления демографической ситуации и экономического роста российской экономики. Все это диктует необходимость разработки и принятия новой концепции и программ государственной миграционной политики РФ, обеспечения системы мер по интеграции и адаптации мигрантов. Предстоит разработать механизмы переселения мигрантов на Дальний Восток и в Сибирь, другие регионы с дефицитом рождаемости и трудовых ресурсов. Для регулируемой иммиграции необходимо создание определенных минимальных социальных стандартов комфортных условий для натурализации, аккультурации, профессиональной адаптации в российском сообществе.

Но сами мигранты порой понимают миграционную ситуацию как свободу передвижения и поселение в тех районах, которые им нравятся больше всего. Это разное видение путей миграционных процессов порождает общественный конфликт, который можно избежать или разрешить при адекватной социальной политике и правильной социальной работе с мигрантами. Мигранты, их организации и государственные структуры должны быть вовлечены в институционализацию эффективных взаимодополняющих форм взаимодействия — социальное партнерство, где наиболее важным вопросом является развитие человеческого потенциала в условиях достойного существования человека, соблюдение его прав, а также интересов социальных партнеров. Без этого Россия может лишиться благоприятно настроенного контингента мигрантов. Уже сейчас часть потока мигрантов из Молдавии и Украины переориентировалась, например, на Италию, Грецию и другие страны, испытывающие дефицит рабочих рук.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...