Миграция и социально-демографические проблемы
Демография изучает закономерности развития народонаселения, его воспроизводство, смертность, продолжительность жизни, брачность и разводы, рождаемость, половозрастные структуры, связь населения и экономики региона. Изучение миграции — один из разделов демографии. Демография касается и такой категории, как «качество населения», т. е. характеристики, непосредственно связанной с естественно-антропологической жизненной сферой — здравоохранением, обеспечением жильем, коммунальными и бытовыми услугами, качеством продуктов питания, состоянием экологии, семейно-брачными отношениями. От этого зависит репродуктивное здоровье в семье, возможность рожать детей, растить, лечить, учить их, что создает в конечном счете нормальную социально-демографическую ситуацию в городе, селе, регионе и стране в целом. В этой сфере реализуются естественно-антропологические права, создаются механизмы охраны и защиты прав. Состояние семей, здоровья и самочувствия людей, их настроения выражаются в совокупности результатов — демографической ситуации. Возникает своеобразная «цепная реакция», отражающаяся на общем духовном настрое населения, трудоспособности, семейно-брачных и репродуктивных ориентациях, желании создавать семью и иметь детей, сохранять семью в последующих поколениях. Если сфера деградирует, то это (вместе с ситуацией в образовании и трудоустройстве) в первую очередь влияет на отток населения из этого региона в другие с более благополучной естественно-антропологической сферой. Это все имеет непосредственное отношение к социальной политике и социальной работе с мигрантами, поскольку определяет условия натурализации и адаптации мигрантов.
Во-первых, демографическая ситуация как в регионе (государстве) исхода, так и в принимающей местности (государстве), являясь средоточием общественных отношений, отражает баланс (или дисбаланс) различных выталкивающих или привлекающих мигрантов факторов. Нередко эти факторы прямо или опосредованно определяют отсутствие возможностей для создания семьи[35], могут стать побудительной причиной выбывающей миграции. Во-вторых, территория, чтобы быть компонентом государства, всегда с необходимостью требует установленного числа живущих на ней людей. Государственная территория предполагает определенную плотность населения, чтобы возникла и существовала конкретная нация, народ (синтез наций, народностей). Если естественное воспроизводство населения в какой-то местности значительно снижается, то образуются демографические «пустоты». Это создает или усугубляет демографическую асимметрию в стране. Россия — государство с ярко выраженной асимметрией расселения, которая в 1990-х — начале 2000-х гг. значительно усугубилась. Такие «пустоты» требуется заполнять, выправлять симметрию, иначе государство как комплексный институт потеряет эти территории. В таких условиях роль миграции и социальной работы с иммигрантами, которых необходимо натурализовать, значительно возрастает. В-третьих, эта жизненная сфера является принимающим пространством, в котором мигранты натурализуются. Если естественно-антропологическая сфера окажется достаточно гостеприимной, комплементарной, то будут приезжать мигранты, которые способны поддерживать или даже повышать качество населения. И они будут натурализоваться и интегрироваться в принимающую среду. При обратной ситуации мигранты, не рискуя подорвать свое здоровье, не задержатся в России. Им необходимы определенные стандарты натурализации: жилищные условия (резервное муниципальное жилье, сначала хотя бы в благоустроенных общежитиях, ссуды для строительства жилья), санитарно-гигиенические условия, медицинские услуги, возможность отдыхать и восстанавливать силы в благоприятной экологической обстановке. Все это влияет на привлекательность (непривлекательность) образа региона (страны) пребывания. Социальные работники, обеспечивая социальную помощь мигрантам, в определенной степени влияют на становление и реализацию стандартов натурализации, комплементарность среды.
В этой сфере концентрируется множество естественно-антропологических рисков (жилищные, экологические, санитарно-гигиенические, медицинские, вредные привычки, в том числе наркомания, насильственная преступность). Демографическая угроза в конечном итоге суммирует все эти риски, вызывая депопуляцию. Потребность России в приеме иммигрантов значительна. Прогноз ООН — с 20J 0 г. прием 2 млн иммигрантов в год, по всей видимости, оправдается, что подтверждается такими цифрами[36]. В 2006 г. на 32 млн пожилых людей (число пенсионеров больше, чем пожилых) приходился примерно 31 млн детей. Если рождаемость в России в начале 2006 г. составляла 9,95 чел. на тысячу, то смертность — 16,4 чел. на каждую тысячу. Усилилась асимметрия расселения. За 1990-2005 гг. из восточных и северных регионов выехало около 12,5% жителей. Плотность населения на них в среднем достигает 2—2,5 чел. на 1 кв2, в том числе в Восточной Сибири — менее 2,2, а на Дальнем Востоке — 1,2 чел.[37] К 2006 г. из Сахалинской области выехала четверть населения. В. Ионцев, зав. кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ, отметил, что, в отличие от стран Западной Европы, у нас не просто депопуляция, а настоящий демографический кризис — катастрофически падает не только количество, но еще и качество населения. В России 8 млн женщин не могут стать матерями по медицинским показаниям. Число абортов превышает число рождений. В стране 2 млн беспризорников, 9 из 10 школьников больны. Только в Москве больше сотни тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет. По официальным оценкам, в стране 4 млн наркоманов. Каждый год преждевременно умирают 450 тыс. трудоспособных мужчин; 300 тыс. россиян в год погибают от болезней, связанных с табакокурением; 70 тыс. в основном молодых людей умирают от наркотиков[38]. 35-40 тыс. чел. гибнут, а несколько сотен тысяч становятся инвалидами в автокатастрофах. Около 60 тыс. россиян кончают жизнь самоубийством. Много детей рождаются с патологиями. На эти факторы депопуляции накладывается ослабление ориентации иметь семью и детей, в связи с чем социальное сиротство достигло угрожающих масштабов. В стране идет процесс «дебилизации» молодежи, общей деградации населения. 2007 г. может стать определенным критическим «водоразделом», за которым начнется серьезное ухудшение демографической ситуации. В таких условиях иммиграция в Россию становится стратегическим ресурсом.
В Программе социально-экономического развития России (2005—2008 годы) отмечено, что рождаемость в России не будет значительно уступать среднеевропейскому уровню. Число рождений на одну женщину в России чуть ниже, чем в развитых странах, хотя в большинстве этих стран указанный показатель не превышает 2,15 (уровень простого воспроизводства населения). Возможности семейной политики в противодействии демографическому спаду, как показывает опыт многих стран, ограничены. Достигается незначительный краткосрочный эффект, но принципиально ситуация с рождаемостью не меняется. Но вот снижать смертность можно в более короткие сроки. Показатели смертности населения России имели некоторую тенденцию к росту, начиная с 1960-х гг., но серьезно возросли в 1990-е гг. Общий коэффициент смертности увеличился с 7,4 умерших (на 1 тыс. чел.) в 1960 г. до 10,7 - в 1989 г.; 14,7 - в 1999 г.; 16,4 - в 2005 г. По показателям смертности Россия значительно превышает европейские государства. В России, хотя и снизились, но остаются высокими показатели младенческой смертности, смертности мужчин трудоспособного возраста. Здесь есть ресурсы снижения, хотя и они не так велики. Идет старение населения, что негативно влияет на показатели смертности, приводит к росту демографической нагрузки на работников. За последние 40 лет доля населения в возрасте старше трудоспособного увеличилась с 11,8% в 1959 г. до 20,3% - в 2004 г. и 20,5% - в 2005 г.
Сложившиеся тенденции свидетельствуют, что потенциал преодоления депопуляции за счет естественного прироста населения ограничен, даже по факторам снижения смертности. Комплекс мер, направленных на сокращение смертности, прежде всего младенческой (в 2006 г. — 11 случаев на 1 тыс. родившихся), и улучшение репродуктивного здоровья населения, а также на повышение рождаемости, предусмотрен в разделах Программы, связанных с развитием человеческого капитала и в первую очередь с реформированием здравоохранения, сокращением масштабов бедности, формированием рынка доступного жилья. Но в среднесрочной перспективе естественно-антропологическая сфера России не сможет обойтись без замещающей миграции, т. е. миграции людей из других государств на постоянное место жительства, в том числе с обретением гражданства в Российской Федерации. А для этого необходимо совершенствовать развитие естествено-антропологи-ческой сферы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|