Замещающая миграция и оздоровление естественно-антропологической сферы
Наряду с улучшением естественно-антропологической сферы «коренного» для России населения важнейшим направлением становится обеспечение условий для замещающей миграции. Замещающая миграция рассматривается в двух аспектах: а) замещение выбывающих из России и умирающих граждан соотечественниками и другими иммигрантами, переезжающими в Россию на постоянное или преимущественное место жительства и получение гражданства, т. е. предполагающими в той или иной степени интеграцию в российское общество; б) замещение недостающих работников в различных сферах народного хозяйства, в том числе и для обслуживания естественно-антропологической сферы — строительства жилья, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, дошкольных учреждений. Регулирование замещающей миграции — чрезвычайно сложная задача. В этих условиях необходимость разработки современной иммиграционной политики диктуется требованием решить накопившиеся проблемы, связанные с целым рядом внутренних и международных факторов, в том числе и фактором глобализации. Сложившиеся демографические тенденции делают экономически целесообразным создание комплементарных условий для замещающей миграции, компенсирующей сокращение численности всего или отдельных групп населения. Без замещающей миграции, даже с учетом возможного повышения уровня рождаемости, численность населения России сократится, по прогнозам В. Ионцева, к 2025 г. как минимум на 20 млн чел., а в 2050 г. будет составлять около 100 млн чел. В результате демографического старения доля лиц в возрасте старше 60 лет увеличится с 18% в 2000 г. до 26% — в 2025 г. Изменение количественных соотношений между поколениями в пользу пожилых людей окажет сильное влияние на состояние рынка труда, систему социального обеспечения и здравоохранения, на экономическое развитие в целом. Приток мигрантов может затормозить процесс демографического старения. М.В. Ломоносов еще в 1761 г. в трактате «О сохранении и размножении российского народа» предлагал привлекать в страну иммигрантов, «ежели к тому употреблены будут пристойные меры». Тогда такая необходимость диктовалась не столько демографическими проблемами, замещающей миграцией, сколько необходимостью развития ремесел, науки и государственного управления. В то время население России увеличивалось, поскольку одна женщина в среднем рожала до 7 детей. Сейчас же призывы М.В. Ломоносова стали чрезвычайно актуальными, так как этот показатель составляет уже всего 1,3 вместо необходимых 2,2 рождений на одну женщину. Население России продолжает сокращаться. Сельские районы в России пустеют. Состав работников агропромышленных предприятий приблизился к предпенсионному показателю. Демографический кризис в первую очередь ударит именно по этим регионам, а также по Сибири, Дальнему Востоку, Северу.
Все это стимулирует замещающую миграцию в Россию и соответственно актуализирует необходимость социальной работы с мигрантами. Однако для того чтобы принимать замещающую миграцию, России необходимо серьезно подумать о развитии естественно-антропологической сферы. Поскольку Западная Европа также нуждается в миграции, в том числе и замещающей, а естественно-атропологические и другие условия принятия мигрантов там более привлекательные, то России трудно будет выдержать эту конкуренцию. Если в США нуждаются в основном в трудовой миграции, то Европа при серьезном уменьшении коренного («старожильского») населения в ближайшие годы не сможет обойтись без замещающей миграции. Необходимо учитывать и опыт интеграции иммигрантов в Европе (в Германии на интеграцию отводится до 8 лет). Там довольно развиты миграционная политика и инфраструктура, социальная работа по интеграции мигрантов. В России такие направления социальной политики и социальной работы пока только формируются.
Даже в тех регионах России, куда иммигранты продолжают прибывать, миграционному пополнению по-прежнему придается большое значение. Но замещающая миграция распределяется стихийно и очень неравномерно. Уже в Москве, на Кубани, в Ставрополье на уровне региональных правительств и глав субъектов РФ говорят об ограничении иммиграции. Быстрый рост численности населения Москвы идет на фоне его быстрого уменьшения в большинстве регионов России. Городское население страны за межпереписной период сократилось на 1,5 млн чел., тогда как в Москве оно выросло на 1,8 млн чел. Только за 2004 г. из районов Сибири и Дальнего Востока выехало 37,4 тыс. чел. За это же время в Москву и Московскую область приехало более 80,9 тыс. чел. В Центральном федеральном округе живет и работает 28,4% всех трудоспособных россиян[39]. Концепция демографического развития Москвы принимает во внимание отрицательную динамику развития соседних регионов, и в первую очередь Тверской, Владимирской, Ярославской, Калужской и Тульской областей. Оголяется российский Восток: население приграничных районов от Читинской области до Приморского края в межпереписные 1989-2001 гг. сократилось на 740 тыс. чел. (11,4%), и это — с учетом замещающей миграции. Население Центрального федерального округа (без Московского региона) сократилось на 1,5 млн чел. За межпереписной период 1989-2002 гг. численность населения в 7 субъектах РФ, примыкающих к Московской области, уменьшилось более, чем на 0,8 млн чел. (8,1%). В 7 областных центрах «Золотого кольца» численность жителей сократилась за это время почти на 6%. В Концепции демографического развития г. Москвы отмечено, что в столице возросла рождаемость, и Правительство Москвы будет ориентироваться на то, чтобы сдерживать иммиграцию в город[40]. Но само повышение рождаемости в городе в немалой степени связано с тем, что мигранты, въехавшие в Москву, рожают детей больше, чем коренные жители. Благодаря иммигрантам, в частности из Азербайджана, удается остановить не только снижение общей численности москвичей, но и старение населения[41].
Следует также отметить, что даже применение техники и повышение производительности труда не снимет проблемы замещающей трудовой миграции, для которой необходимо создавать приемлемые естественно-антропологические условия (проживание, санитарно-гигиенические условия, питание). В Концепции отмечается необходимость создания нормальных условий проживания для приезжающих. Ранее в Московской городской программе регулирования миграции на 2002—2004 гг. от 31 июля 2Ю01 г. уже намечалось обеспечение охраны здоровья мигрантов: организация централизованной системы медицинского освидетельствования всех подлежащих учету категорий мигрантов, осуществление надзора за санитарно-гигиеническим содержанием мест размещения и проживания мигрантов, своевременностью и полнотой проведения профилактических, предварительных и периодических медицинских осмотров, развитием медицинского страхования иностранной рабочей силы. К сожалению, даже в Москве это в полной мере не удается реализовать. К тому же принятие Федерального закона № 122 создало новые трудности в социальной защите мигрантов, поскольку некоторые направления социальной защиты были перенесены на федеральный уровень, но это не было обеспечено необходимым финансированием. На основе Концепции демографического развития Москвы должны формироваться программные и нормативные правовые документы по вопросам естественного воспроизводства населения, поддержки молодых семей, ипотечного кредитования приобретения жилья молодыми семьями с детьми, укрепления здоровья москвичей, увеличения продолжительности жизни, миграции и иных направлений регулирования демографического развития. Процессы замещающей миграции приобретут еще «большее значение в ближайшей перспективе в связи с дальнейшим сокращением численности населения России. По прогнозам Федеральной службы государственной статистики, к началу 2011 г. население России составит 138 млн, а к началу 2016 г. — 134 млн чел. Значение интеграционной работы с мигрантами также озрастать. Об этом свидетельствуют происходящие сдвиги в этнической структуре населения Краснодарского и Ставропольского краев, г. Москвы, Московской, Белгородской, Воронежской, Калининградской областей. Речь в данном случае идет о постоянном населении (натурализующихся мигрантах), т. е. в данные расчеты не входят внешние и внутренние трудовые мигранты. В Краснодарском крае доля мигрантов достигла 20%, при этом серьезно изменилась этническая структура. В Москве за 1989—2002 гг. доля русских сократилась с 89,7 до 84,8%, а вместе с украинцами и белорусами соответственно с 93,0 до 87,8%. В свою очередь в населении Москвы возросла доля представителей народов Северного Кавказа с 0,2 до 0,5% (в том числе ингушей увеличилась в 5,9 раза, чеченцев — в 6,9 раза), Закавказья — с 1 до 2,8%, Центральной Азии с 0,3 до 0,8%. Особенно выросла численность корейцев — в 2,3 раза, армян и грузин — в 2,8 раза, арабов — в 2,9 раза, азербайджанцев — в 4,6 раза, молдаван — в 5,2 раза, таджиков — в 12,2 раза, вьетнамцев — в 14,1 раза и китайцев — в 35 раз. На этом фоне сократилась численность представителей прибалтийских народов, евреев, поляков, белорусов, чехов. Таким образом, происходят не только этнические, но и этнокультурные изменения. Поэтому работа по интеграции должна снимать противоречия, разрешать конфликты, которые могут возникнуть между принимающим населением и мигрантами.
В Концепции демографического развития Москвы учитываются последствия затяжной депопуляции в стране и определенная инерционность, асимметричность демографических процессов. Цели демографического развития фокусируют в себе воздействия социальной, в том числе и миграционной политики. Концепция учитывает демократические принципы, определяющие характер деятельности органов государственной власти Москвы в регулировании воспроизводственных и миграционных процессов. Среди принципов, изложенных в Концепции, есть важные для миграционной политики и работы по обеспечению адаптации и интеграции мигрантов: · недопущение дискриминации людей по признаку расы, языка, принадлежности к определенной этнической, социальной, политической группе, в любой сфере жизнедеятельности города; · сочетание федеральных приоритетов с этнокультурными особенностями населения Москвы в соответствии с нормами Конституции и законодательством России; · предоставление равного доступа к системе правовой, социальной и медицинской защиты, действующей в России, для населения Москвы; · содействие в реализации права на свободу перемещения, выборе места жительства и места пребывания;
· баланс интересов мигрантов, прибывающих в Москву и получивших соответствующий правовой статус, с геополитическими, демографическими и социально-экономическими интересами жителей Москвы в части их расселения, обустройства и использования городской инфраструктуры, а трудовых легальных мигрантов в части их временного проживания и трудоустройства; · сочетание прав и законных интересов жителей Москвы и мигрантов, обустраивающихся на ее территории; формирование дифференцированного подхода к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами структурной политики социально-экономического и демографического развития Москвы. Эти принципы, наряду с принципами социальной работы, соответствуют и многим положениям Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), посланий Президента РФ, решений Совета безопасности РФ 2005 г., они должны лечь в основу адаптации и интеграции мигрантов не только в Москве, но и других территориях. С этой целью необходимо снять преграды, искусственно создаваемые миграционными службами в разных регионах. О таких препонах, в частности, свидетельствует Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т. Мерзлякова, откликнувшаяся на публикацию о несправедливой депортации из России иммигрантки Журавлевой, прибывшей из Туркмении, у которой в России остались муж и ребенок[42]. Из-за этих позиций миграционных служб, посольств и других чиновников не реализуются указания Президента РФ. Рассмотрение дел мигрантов, готовящихся к переезду в Россию, постоянно откладывается, не решаются дела о предоставлении гражданства, когда это можно осуществить в упрощенном порядке. Все это снижает возможности замещающей миграции, в том числе репатриации, а в конечном счете и интеграции мигрантов. Т. Мерзлякова предложила наряду с «разблокированием чиновничьих заторов» создание адаптационных центров для мигрантов в городах. В Национальной программе демографического развития России, разработанной в 2006 г., важное место отводится также замещающей миграции, особенно в малонаселенные районы Восточной Сибири, Дальнего Востока, Севера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|