Колодич Е. Н. Введение. 1. Эмоциональные проблемы у детей и подростков. Ребенок живет полнее, сосредоточеннее. 1. 1. Общая характеристика эмоциональных нарушений.
Стр 1 из 23Следующая ⇒
УДК 37. 04: 159. 922. 8 ББК 88. 8 К61 Рецензенты: Н. Т. Ерчак, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Минского государственного лингвистического университета; О. С. Попова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии профессионального образования Республиканского института профессионального образования Ответственный за выпуск 3. A Aнюшина, методист Республиканского института профессионального образования Рекомендовано к изданию экспертным советом Республиканского института профессионального образования Колодич Е. Н. К61 Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов — Мн.: РИПО, 1999 — 94 с. ISBN 985--6079-58-6 Пособие содержит теоретический анализ развития эмоциональных проблем у детей и подростков, соответствующие диагностические материалы, а также рекомендации по оказанию психологической помощи. Особое внимание уделяется специфике переживаний критических ситуаций в детском и подростковом возрасте. Пособие предназначено для студентов и слушателей психологических факультетов, психологов-практиков. УДК 37. 04: 159. 922. 8 ББК 88. 8 ISBN 985--6079-58-6 ©Е. Н. Колодич, 1999 © Республиканский институт профессионального образования, 1999 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ...................................... 4 Ребенок живет полнее, сосредоточеннее.................................................................................... 4 1. 1. Общая характеристика эмоциональных нарушений........................................................... 4
Возрастные и половые закономерности..................................................................................... 4 1. 2. Тревожность............................................................................................................................ 8 1. 3. Страхи и фобии.................................................................................................................... 12 1. 4. Злость и агрессия.................................................................................................................... 6 1. 5. Повышенная эмоциональная истощаемость и депрессия................................................ 10 1. 6. Трудности общения................................................................................................................ 3 2. ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 4 2. 1. Общая характеристика........................................................................................................... 4 2. 2. Переживание ребенком и подростком болезни.................................................................. 8 3. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ................................................. 12 3. 1. Требования к проведению диагностического этапа........................................................ 12 Человек никогда не совпадает с самим собой......................................................................... 12 К нему нельзя применить формулу тождества А есть А........................................................ 12 3. 2. Методы диагностики эмоциональных нарушений.......................................................... 14 4. ГРУППОВАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ......................................................................................................... 18 4. 1. Цели и задачи....................................................................................................................... 18 4. 2. Эмоциональные проблемы и отношение к себе............................................................... 22 4. 3. Проблема доверия................................................................................................................ 28 4. 4. Самораскрытие..................................................................................................................... 32 4. 5. Осознание н понимание собственных чувств.................................................................. 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 1....................................................................................................................... 45 Утверждения................................................................................................................................ 70
ВВЕДЕНИЕ Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему, и нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление соматических расстройств. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в детском и подростковом возрасте. В эти периоды психика человека наиболее сензитивна как к травмирующим воздействиям, так и к усвоению тех или иных способов эмоционального реагирования и поведения. Предлагаемое пособие представляет собой попытку анализа и обобщения опыта индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с детьми и подростками. Эта работа базировалась на богатом практическом и теоретическом материале, накопленном в отечественной и зарубежной психологии и психотерапии. Наиболее близкими автору направлениями являются школа К. Роджерса (направленность на формирование у человека чувства защищенности и безопасности) и Адлеровская психотерапия, направленная на развитие самоуважения, помощь в поиске новых альтернатив, обучение. Значимость последнего трудно переоценить: обучение является эффективным способом профилактики рецидивов. В работе использовались также техники эмотивно-рациональной терапии, гештальттерапии, арттерапии, психодрамы. Эта эклектичность оправдывает себя тем, что все техники и методики использовались обоснованно и целенаправленно, они соответствуют профессиональной позиции и личности автора, эффективность предлагаемого подхода подтверждается практикой. Хотелось бы предостеречь от прямого копирования схем, которые обсуждаются в пособии. Использование психологом схем и сценариев, не соответствующих его профессиональным и личностным особенностям; может оказать негативное воздействие не только на клиента, но и на личность самого психолога. Интересная точка зрения на эту проблему представлена в статье А. Ф. Бондаренко [24]. 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Ребенок живет полнее, сосредоточеннее и трагичнее взрослого. М. Волошин " Откровения детских игр"
1. 1. Общая характеристика эмоциональных нарушений. Возрастные и половые закономерности Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия, дистресс [6, 21]. Следующие детерминанты в общих чертах ограничивают актуальное переживание и направление чувств: 1. Состояние всего организма, соматотип, особенности развития и функционирования органов чувств и двигательного аппарата (недостаточность или ограниченность этих функций в раннем возрасте зачастую необратимо поражают эмотивность). 2. Соответствие умственного развития возрасту. 3. Экономическое положение, питание, биоклиматические условия, социальная структура, культурный уровень среды и воспитание. 4. Положение ребенка среди братьев и сестер и в детском коллективе. 5. Характер преобладающей деятельности ребенка. Группуриска в плане появления эмоциональных нарушений составляют дети и подростки, склонность к тревожности у которых проявляется уже на 1-2 году жизни. Ранними проявлениями склонности к тревожности являются эмоциональная лабильность в сочетании с общим сниженным фоном настроения, плаксивость, ослабление аппетита, сосание пальцев и предметов. Ощущение беспокойства, которое постоянно испытывает такой ребенок, усиливает эмоциональную чувствительность, приводит к высокой ранимости и обидчивости. В целом для детей и подростков, входящих в группу риска, характерны высокая сензитивность, непосредственность (наивность), выраженность чувства" Я", инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций), латентность (более постепенное раскрытие возможностей личности), неравномерность психического развития, обусловленная предшествующими факторами. Согласно результатам исследований определенные страхи начинают развиваться у младенцев в возрасте 8-12 месяцев, что, возможно, связано с развитием познавательных процессов, в первую очередь, с развитием памяти. Так, ребенок может расплакаться, если мама надела новую шляпу или папа сбрил усы. Возникновению страха в этом возрасте, как правило, предшествует переживание неопределенности, неспособности разобраться в том или ином явлении. В то же время имеются все основания полагать, что предпосылки появления боязливости закладываются еще раньше в связи с неудовлетворением базовых потребностей ребенка (когда взрослые не реагируют на плач младенца, независимо от того, в чем его причина: в том ли, что он мокрый, голодный, либо он просто не хочет быть в одиночестве). Самым распространенным страхом в конце первого года жизниявляется страхперед незнакомыми людьми. Особенно остро переживает ребенок в этомвозрасте отсутствиеэмоционального контакта сматерью. Если мать сдержанна, редко берет ребенка на руки, мало разговаривает с ним, у него возникает беспокойство и страх. К этому же результату приводит инеоправданно строгая позиция родителей. Достаточно часто такую позицию занимает отец, и это способствует невротизации привязанности ребенка к матери и боязни разлуки с ней. Третий фактор, определяющий появление страхов у детей раннего возраста, - излишняя заботливость родителей. Ребенок чутко улавливает их эмоциональное состояние и на их обеспокоенность реагирует беспокойством и страхом. Излишняя заботливость часто связана с личностной тревожностью матери, которая в подобном случае устанавливает симбиотические отношения с ребенком и пытается оградить его от всех жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» ребенка к себе. В результате у ребенка развиваются пассивность и зависимость, оставшись без матери, он испытывает чрезмерное беспокойство и страх. Так, по мнению А. И. Захарова, если мальчики 5-7 лет в воображаемой игре «Семья» выбирают роль не отца, а матери, это означает, что страхов у них больше, чем обычно встречается у их сверстников. Но наиболее травмирующим является четвертый фактор – неспособность родителей признать свое раздражение по отношению к ребенку, что является следствием существующих в обществе культурных норм и установок. У ребенка же эта ситуация вызывает чувство собственной неполноценности из-за неспособности разобраться в рассогласовании между тем, ЧТО говорит родитель и КАК он это говорит.
Г. М. Бресслав описал ряд специфических проявлений эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые вызывают особую озабоченность, так как являются показателями отклонения в личностном развитии (4). В младенческом возрасте это: - отсутствие «комплекса оживления» в возрасте 4-х месяцев, так как ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями;
- отсутствие к 3 месяцам четких мимических реакций, улыбки; - неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого (например, плач в ответ на поглаживание матери; - апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком, в частности, с матерью. На втором году жизни к эмоциональным нарушениям Г. М. Бреслав относит: - отсутствие эмоционального заражения (или синтонии), которое появляется еще в младенческом возрасте; - высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, «застревание» эмоционального процесса; - отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на других людей; - отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек; - боязнь безопасных предметов и чрезмерная осторожность (в целом, осторожность не свойственна маленьким детям, поэтому они и нуждаются в контроле за их действиями со стороны взрослого); - эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, игрушке); - подавленность, возникшая в ответ на воздействие другого человека и несоответствующая по длительности силе этого воздействия, т. е. небольшое неприятное событие на долго погружает в эмоционально негативное состояние; - амбивалентное поведение (оно считается нормальным, если связано с ситуациями социальных ограничений); - апатия ребенка, которая может быть следствием эмоциональной депривации. В дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями являются: - отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни в воображаемой; - отсутствие синтонии, под которой понимают способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека; - отсутствие специфического для дошкольного возраста феномена эмоциональной регуляции - чувства вины; - множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих различные ситуации. В 2—3 года дети обычно боятся животных; некоторых людей, в том числе и пьяных; наказаний; врачей; уколов; боли; высоты (мальчики значительно чаше, чем девочки); внезапных звуков (например, при задергивании шторы или раскрытии автоматического зонтика). После 3-х лет значительно возрастает число детей, боящихся воды (опять-таки чаще у мальчиков), часто встречается боязнь закрытого пространства, темноты и крови; смерти. Важно отметить, что появлению и закреплению этих страхов способствует неправильное воспитание в семье. Е. Волкова показывает интересные закономерности: угрозы и наказания типа " не слушаешься - папа придет и нашлепает" или " позову доктора - пусть он тебе 100 уколов сделает" - приводят к появлению у малыша страха перед волком, а строгое и равнодушное поведение матери провоцирует появление страха перед Бабой Ягой [9]. Как бы каждый из нас ни отнесся к этой гипотезе, надо признать ее оригинальность и актуальность, а возможность ее проверки есть у каждого практикующего психолога. Достаточно часто встречается и такая ситуация: мать, помня о своих детских страхах, непроизвольно ограждает ребенка от соответствующих объектов (собак, пауков и т. д. ), тем самым вызывая у него настороженность и тревогу. С 6-7 лет дети могут бояться пожара, животных, несчастий с близкими, катастроф. После 8 лет некоторые дети боятся умереть сами либо боятся смерти близких. Бессознательно " заражаться" эмоцией страха ребенок может очень рано, а вот осознавать, что другому страшно, он способен лишь, примерно, с 5 лет. В целом у детей примерно до 8 лет преобладают страхи, связанные с воображением, например, страх перед ведьмами, приведениями) и некоторые реальные страхи, а с началом пубертата на первый план выступает страх перед авторитарными личностями, социальными ситуациями и ситуациями, связанными с высокими требованиями. Но многие специфические страхи и фобии возникают уже в детском возрасте (особенно страх перед животными). Надо отметить наличие у детей «немых» и «невидимых» страхов (14). »Немые» страхи отрицаются самими детьми, но признаются их родителями. Это прежде всего ситуативные страхи опоздания у дошкольников, страхи животных и неожиданных звуков. «Невидимые» страхи не замечаются родителями, но признаются самими детьми. В первую очередь это страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств, скелетов, призраков, черной руки, т. е. различных мифических персонажей. Перейдем теперь к половым закономерностям эмоциональных переживаний. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. На это можно было обратить внимание, еще когда мы говорили о возрастных особенностях и указывали, что тот или иной страх возникает только у мальчиков, но при этом не находили ни одного чисто девичьего страха. В 9-11 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается; после 12 лет общий уровень тревожности у девочек возрастает, а у мальчиков снижается (10, 40). При этом у девочек не только больше число страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, т. е. в большой степени влияют друг на друга и это типично как для дошкольного, так и школьного возраста. Интенсивность этих связей и у мальчиков, и у девочек наиболее высока в 3-5 лет. Максимум страхов, с точки зрения А. И. Захарова, приходится на возраст 8 лет. По содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков, причем, чем старше дети, тем заметнее эта разница. Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми: их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними. В 11-12 лет девочки чаще опасаются фантастических страшилищ, чудищ, а также испытывают беспокойство в ситуациях, традиционно тревожных для людей. Эти ситуации называют «архаическими», потому что они пугали еще наших далеких предков: высота, темнота, пожар, гроза. В 15-16 лет острота подобных переживаний резко снижается. Основной причиной тревоги девочек 15-16 лет становится страх за родных и близких, опасение доставить им неприятности, переживание за их здоровье, душевное состояние. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом - насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, наказаний. Их в равной мере пугает насилие физическое и моральное. При этом источником наказания являются либо родители, либо авторитетные люди вне семьи: учитель, директор школы, милиционер. В ситуации оценивания, проверки девочки боятся плохо проявить себя, не справиться с заданием. Мальчики же гораздо больше волнуются по поводу грядущего наказания. Можно предположить, что жизненный опыт мальчиков мало способствует развитию у них чувства личной ответственности за свои неудачи. Возраст человека отражает не только уровень его физиологической зрелости; но и характер связей с окружающей реальностью, особенности внутреннего мира, специфику переживаний. Интенсивность тревоги от первого к десятому классу возрастает более чем в 2 раза. По мнению ряда исследователей, уровень тревоги начинает резко повышаться после 11 лет, достигая апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается (второй пик наблюдается после 60 лет). У детей и подростков, так же как и у взрослых, страхам больше подвержены лица женского пола, это различие становится более отчетливым с наступлением пубертатного возраста. Национально-культурные особенности - третий фактор, влияющий на характер тревожных переживаний. К сожалению, пока не было проведено серьезного исследования национально-культурных особенностей психологии белорусского подростка, поэтому возможна лишь ссылка на те данные московских психологов, где речь идет о культуральных характеристиках советского подростка. Несмотря на то, что СССР больше не существует, вряд ли это может вызвать серьезные возражения, так как ни система школьного воспитания, ни система воспитания в семье не претерпели каких-либо изменений. Итак, в отличие от подростков других стран в тревожных переживаниях наших детей чрезвычайную роль играют родители: тревогу вызывает их состояние, самочувствие, настроение. У девочек эта особенность выражена в большей степени, чем у мальчиков. Интересно, что разлука с родителями не упоминается московскими школьницами как причина тревоги, вероятно, ока просто представляется им нереальной. Наказание и здесь рассматривается как один из источников страха, но в качестве причины наказания подростки не упоминают собственные ошибки. В целом наши дети редко осознают свою вину в собственных неприятностях и огорчениях близких, находя источники этих бед вовне [9, 10, 33]. Эти результаты подтверждаются наблюдениями психологов, родителей, педагогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|