Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.5. Повышенная эмоциональная истощаемость и депрессия




Сам термин " депрессия" употребляют в разных смыслах: научном, общежитейском, литературном. М. И. Буянов определяет депрессию как " сильную тоску, сопровождающуюся чувством отчаяния и тревоги" [6].

Поддержание организма в активном (стеническом) состоянии обеспечивается постоянной стимуляцией эмоционального тонуса. В норме у человека существует баланс между тонизированием внешней средой и аутостимуляцией. В условиях; когда окружающая среда бедна, однообразна, возрастает роль аутостимуляции, и, наоборот; эта роль снижается в условиях разнообразных внешних эмоциональных стимулов. Явления гипер- и гиподинамии дезорганизуют эмоциональную регуляцию, лишают ее устойчивости и избирательности. Нарушения нейродинамики отражаются на настроении, на протекании всех переживаний.

При явлении гипердинамии патологические эмоции имеют стенический характер (проявление гнева, ярости, агрессии, бурной радости и т, д. ). В крайних вариантах энергия как бы " отнимается" у других психических систем. На первый план выступает повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к аффективным реакциям. Вспышки возбуждения в этом случае непродолжительны, и аффект не достигает большой силы. Характерно и " смещение аффекта"; когда вспышка направлена на случайных людей.

Слабость нейродинамческого процесса появляется прежде всего в виде эмоциональной лабильности, быстрой истощаемости. Реакция на затяжную психогенную ситуацию развертывается тогда по известному механизму дистресса: первоначально наблюдается рост напряжения, стимулирующий привычные схемы решения проблем, а в случае их малой эффективности наблюдается мобилизация всех внутренних и внешних источников; при неуспехе возникает тревога, депрессия. Явления тяжелого эмоционального истощения могут иметь катастрофические последствия для жизнедеятельности организма.

Депрессия затрагивает практически все сферы жизни: изменяется аппетит (от резкого усиления до полной потери), изменяется сон (от значительного увеличения продолжительности сна до его потери), теряется интерес к жизненным удовольствиям, снижается жизненная активность, уменьшается способность концентрировать внимание, снижается продуктивность мышления, развивается чувство собственной ненужности, бесполезности, появляются суицидальные мысли и попытки. Снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии, называют субдепрессией. В состоянии депрессии


человек часто чувствует себя на грани слез. Депрессия приводит к резкому снижению самооценки, нарушению Я-концепции в целом; представление о себе и восприятие себя становится полностью отрицательным: постоянное внутреннее состояние " Я хуже всех". При депрессии человек не способен испытывать положительные эмоции. 20 % женщин в Европе и Америке хотя бы один раз переживают состояние депрессии, для мужчин эта цифра - 10 %. Состояние 6 % женщин и 3 % мужчин достигает той степени тяжести, когда необходима госпитализация [35].

Существуют различные виды депрессий: классическая (основное проявление которой – глубоко сниженной настроение); тревожная или тревожно-депрессивное расстройство, когда проявляется симптоматика как тревоги, так и депрессии и т. д. По данным исследований, проведенных в последние десятилетия, до 9% населения страдает сезонным аффективным расстройством или сезонной депрессией, которая возникает обычно осенью или зимой и проходит весной. Это серьезная форма депрессии, которая значительно чаще встречается в северных районах, где сезонные изменения погоды выражены сильнее.

У детей мы часто имеем дело с маскированной депрессией, когда снижение настроения не очень заметно, но наблюдается снижение активности, общая вялость, обеднение интересов и, что очень важно, - соматические симптомы, не имеющие явной физиологической причины.

В состоянии депрессии человек быстро становится зависимым от других людей, так как он ищет у окружающих эмоциональную поддержку. Такой зависимый стиль поведения вызывает внутренний дискомфорт у партнеров по общению. В 1982 году Дж. Коин провел следующий эксперимент: 45 эмоционально стабильных мужчин и женщин разговаривалипо телефону с людьми, которых можно разделить на 3 группы: те, кто получал помощь по поводу депрессии; те, кто получал помощь по поводу других проблем, и те, кто не нуждался в какой-либо помощи. Оказалось, что наименее приятным было общение с собеседниками из первой группы. После телефонного разговора с ними у эмоционально здоровых людей повышалась тревожность, появлялась враждебность, подавленность, гораздо реже, чем после бесед с представителями двух других групп, появлялось желание поговорить еще.

ЭкспериментДж. Коина интересует нас, в первую очередь, с точки зрения грамотной организации психологической помощи. Проблема связана с тем, что депрессия затрудняет общение даже с теми, кто готов оказать эмоциональную поддержку, так как это требует и больших психических затрат, и некоторых знаний. В свою очередь каждая ситуация, когда страдающий человек переживает состояние " непонятости", ненужности, собственной отчужденности от других, только усугубляет депрессию.

До недавнего времени многие специалисты отрицали возможность настоящего депрессивного состояния у подростков. Сейчас это ни у кого не вызывает сомнения. У детей и подростков чаше всего встречается невротическая депрессия и специфические депрессии. Смысл невротической депрессии в том, что человек испытывает неблагоприятное психическое воздействие (оно может быть неблагоприятным лишь для данного человека и оставаться для большинства людей совершенно нейтральным) в сочетании с нарушениями сна, аппетита, внимания и др. [28, 31].

В подростковом и юношеском возрасте крайне редко открыто выражаются чувства печали, безнадежности, которые характерны для депрессивных состояний. Многие из них скрывают депрессию за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, капризами или отклоняющимся поведением вплоть до совершения преступлений. При этом депрессивные переживания девочек-подростков ближе к депрессивным переживаниям взрослых, чем к переживаниям их сверстников – мальчиков. Также как и для взрослых, для девочек характерна внутренняя враждебность, тенденция к самообвинению, низкая самооценка. Однако, они чаще, чем взрослые переживают эмоцию гнева. Истинная депрессия у детей и подростков - не редкость. По некоторым данным около 40 % молодых людей испытывали сильное чувство грусти, никчемности жизни, пессимизма, 8-10 % юношей и девушек думали о самоубийстве [29].

Содержание юношеской и подростковой депрессии может быть 2-х видов. Первый - это безразличие и чувство пустоты. При этом возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Такое состояние очень напоминает чувство утраты, скорби но ушедшему человеку. Депрессия такого рода обычно непродолжительна и хорошо поддается воздействию.

Второй вид значительно тяжелее по своим последствиям, он возникает как реакция депривации и чаще всего наблюдается у подростков 12-16 лет. Депривация проявляется стойким угнетением эмоциональной активности, потерей интересов к прежним увлечениям и занятиям, погружением в негативно окрашенные переживания. В этом случае высока вероятность суицидального поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...