Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Переживание ребенком и подростком болезни




Любое заболевание, даже такое, как простуда или грипп, делает человека эмоционально-лабильным. В более серьезных случаях наблюдаются соответственно и более глубокие личностные изменения. Переживание болезни всегда индивидуально и в значительной мере зависит от многих факторов:

- болезни;

- специфики медицинского лечения;

- возраста ребенка;

- личности самого ребенка;

- особенностей родительского воспитания. Что касается специфики самого заболевания, его симптоматики, то слабость, сонливость, снижение общего тонуса переносится детьми гораздо легче, чем такие симптомы, как тошнота, рвота, боли, затруднения дыхания. Поэтому часто достаточно тяжелые заболевания с невыраженной симптоматикой переносятся эмоционально гораздо легче, чем сильный насморк.

При хроническом заболевании периоды ремиссии и обострения сменяют друг друга, и каждый из них несет определенную психологическую нагрузку. В период ремиссии дети чувствуют себя относительно хорошо, и все же этот период омрачается ограничениями в режиме, ожиданием лечения в больнице или осознанием серьезности заболевания.

При обострении и необходимости госпитализации эмоциональное состояние ухудшается из-за ожидания медицинских процедур, расставания с близкими, ограничения свободы и интересов. Неблагоприятный опыт предыдущего пребывания в больнице может усугублять все симптомы заболевания. К сожалению, серьезность этого недооценивается, хотя исследования немецких психологов показали, что даже взрослые боятся профилактических обследований или заблаговременного визита к врачу (при первых признаках заболевания), если в детстве и юности они приобрели неприятный опыт медицинского лечения и не «переработали» его.

Для ситуации длительного либо хронического заболевания характерно формирование внутренней картины болезни, которая включает в себя несколько уровней отражения болезни в психике человека, это - чувственный уровень ощущений; эмоциональный уровень, который связан с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия; интеллектуальный или когнитивный, который связан с представлением, знанием о собственном заболевании, с размышлениями о его причинах и возможных последствиях, то есть это собственная концепция болезни; и уровень мотивационный, связанный с отношением человека к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в ситуации болезни и с актуализацией деятельности по сохранению внутренней картины здоровья (25). Элементы внутренней картины болезни подвижны, в ее структуре могут одновременно существовать отличающиеся друг от друга модели. Иногда эта картина перестает выполнять адаптационную функцию и сама становится источником стресса, способствует развитию тревоги и сама становится сверхценностью. Такая ситуация может быть связана как с церебральной патологией, но, что встречается чаще, по крайней мере в детском и подростковом возрасте, - с информационными искажениями на личностном уровне.

В литературе выделены следующие типы отношений к болезни:

1. Нормальное отношение соответствует объективной тяжести болезни.

2. Пренебрежительное отношение связано с недооценкой тяжести болезни.

3. Отрицающее отношение приводит к игнорированию факта болезни.

4. Для нозофобного отношения характерно понимание того, что опасения преувеличены, но человек нуждается в помощи, чтобы их преодолеть.

5. Ипохондрическое отношение характеризуется уходом в болезнь, при котором подавляется идеал здоровья.

6. Нозофильное отношение проявляется в получении удовлетворения в связи с тем, что болезнь освобождает от обязанностей.

7. При утилитарном отношении к болезни человек получает от нее выгоду – моральную или материальную (если речь идет о ребенке, то это возможность безнаказанно проказничать, получать любые подарки, манипулировать родителями и т. п. ).

Изменения личности в связи с болезнью носят самый разнообразный характер. Они могут проявляться как депрессия или эйфория; как апатия, бездушность; как изменения отношения к себе и к окружающим; как нарушение активность

Наряду с индивидуальными наблюдается и ряд возрастных особенностей эмоционального реагирования на болезнь и госпитализацию. Дети до 3-х лет тяжело переносят непривычность ситуации: чужие люди вызывают страх, что приводит к беспокойному состоянию и нарушениям сна, непривычный режим питания (а у малышей это и непривычная техника кормления) может вызывать отказ от приема пищи, рвоту и тому подобное, тяжелые переживания может вызвать даже привыкание к другому горшку. После возвращения домой моментальной стабилизации не происходит, что проявляется, в первую очередь, в некоторой регрессии - исчезают ранее приобретенные навыки, может появиться энурез, сосание пальцев, нарушения сна (беспокойный сон с ночными кошмарами). То, что дома состояние ребенка не улучшается, объясняется страхом снова быть покинутым.

По сравнению с малышами дошкольники обладают более широким кругом общения, более устойчивыми навыками, привычками и социальными умениями. Это и помогает им достаточно легко переносить недолгую разлуку с родителями (до нескольких дней). Высокая тревожность связана у них с медицинскими процедурами. Медицинская процедура вызывает страх, если ребенок получил о ней неясную информацию (как правило, от других детей) или сам наблюдал, как проводилась аналогичная процедура с другими детьми, не понимая смысла той или иной медицинской манипуляции. В этом случае ребенок " достраивает" недостающие звенья, основываясь на воображении, фантазии, осмысливая таким образом то, что было ему непонятно Частой реакцией ребенка на болезнь в условиях длительного лечения в больнице является синдром " госпитализма", так как ребенок оказывается в самом низу иерархической лестницы, он не становится активным участником собственного выздоровления.

Младшие школьники проявляют интерес к информации о своем заболевании, к ходу медицинских процедур к медицинской технике. Если взрослые сумели объяснить все происходящее с ним младшему школьнику (соответственно его возрасту), то он, как правило, готов переносить ограничения, связанные с болезнью, - постельный режим, диету, диагностические и терапевтические процедуры. В этом возрасте проявляется умение критически оценивать свое поведение: ребенок может сожалеть о том, что вел себя неспокойно и плакал. Очевидны и другие возрастные особенности: мальчики стремятся терпеть боль и высоко оценивают это качество в своих друзьях, девочки опекают младших детей.

У подростков с хроническими заболеваниями, также как и у младших детей, наблюдается высокая личностная тревожность, сензитивность, повышенная ранимость. В то же время нельзя не обратить внимания на специфику переживания именно этого возраста. Остановимся на отношении подростка к болезни и к процессу лечения. Если младший школьник воспринимает болезнь и все, что с ней связано, как нечто само собой разумеющееся, то подросток стремится сам оценить ситуацию. Из-за недостаточного жизненного опыта его оценка может быть очень далека от реальности, что затрудняет лечение. Легкое заболевание может восприниматься как невыносимое, особенно если оно временно изменяет внешность. Серьезное заболевание, не вызывающее субъективных трудностей, часто недооценивается, и необходимые предписания и ограничения не соблюдаются. Сам процесс лечения может быть затруднен вследствие выраженных симпатий (вплоть до влюбленности) либо антипатий к медицинскому персоналу.

С другой стороны, подростки могут постепенно осознавать тяжесть болезни, этому способствует вся внешняя обстановка: тяжелые процедуры, неосторожные слова медперсонала, поведение родителей. В некоторых случаях это приводит к тяжелейшим депрессивным состояниям. Часто первым внешним проявлением депрессии является то, что подросток говорит о себе только в прошедшем времени: " Я делал", " Я любил" и т. д. В то же время у подростков значительно реже, чем у взрослых, встречается " отрицание" болезни. В качестве защитной реакции развивается '" уход от болезни" в прошлое, в фантазии, в будущее (с признанием временного характера преграды). Для ухода в прошлое типичны такие высказывания, как " хочется заниматься уроками, вымыть полы" и так далее, то есть прошлое воспринимается как эталон счастья. С другой стороны, подростки могут постепенно осознавать всю тяжесть ситуации.

В условиях болезни у подростков наблюдается стойкая астения, снижающая общий психический тонус, сужение интересов, раздражительность и обидчивость. При этом большую роль играют и личностные особенности самого подростка: большей травмой болезнь оказывается для детей с высоким уровнем притязаний, лидеров. Более успешно адаптация к болезни протекает у подростков, тесно связанных с родителями и до болезни, а также у подростков с достаточно узкой сферой потребностей. В свою очередь любое хроническое заболевание имеет свои тенденции личностных изменений, так, например, у детей и подростков с врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической дизентерией, как правило, развивается инфантилизм, в том числе и эмоциональный.

Проблеме здоровья ребенка психологами уделяется недостаточно внимания. Мы часто остаемся на уровне констатации факта, что с каждым годом все меньше здоровых детей приходит в школу, и называем основные причины, вызывающие такую ситуацию. Всегда ли психолог строит свою работу с ребенком, свои взаимоотношения с ним с учетом состояния здоровья последнего? Всегда ли состояние здоровья учитывается при постановке диагноза и соответственно при разработке коррекционной программы и рекомендаций? И наконец, всегда ли психолог использует каждую возможность для разъяснения родителям, что даже такие " обычные" отклонения в состоянии здоровья, как кариес, нарушение осанки, частые ангины, отиты или насморки при неграмотном воспитании могут стать причиной серьезных нарушений в психическом состоянии и развитии ребенка.

Своей относительной самостоятельностью концепция кризисов обязана не только теоретическим основам, но и тому, что она является составной частью интенсивно развивающейся во многих странах практики психолого-психиатрической помощи человеку, оказавшемуся в тяжелой ситуации, доступной всем слоям населения. К настоящему времени в мире накоплен огромный опыт участия социальных работников в обеспечении и поддержании психологического здоровья людей, находящихся в неблагоприятной ситуации. Несмотря на то, что социальные работники не используют специальные психотерапевтические приемы, их деятельность чрезвычайно эффективна, в особенности тогда, когда помощь оказывается своевременно. Именно поэтому такое широкое распространение получили " Crusial Intervention Team" (у нас нет соответствующей реалии, на русский язык ее можно передать как " команда кризисного вмешательства" ), которые создаются при церквях, медицинских и учебных заведениях, при различных ассоциациях и фондах. Членами команд становятся социальные работники, педагоги, медики, добровольцы, прослушавшие специальные курсы и регулярно посещающие специальные практические семинары. Эти люди появляются в семьях, переживающих потерю близкого человека, в школьных классах, где умер либо погиб учащийся и т. п., в первые дни и даже часы после случившегося.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...