Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

- апатия;. - агрессия и деструкция;




- апатия;

- агрессия и деструкция;

- стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

-регрессия, которая может проявляться либо как обращение к поведенческим моделям более ранних периодов жизни индивида, либо как " примитивизация" поведения, либо как снижение " качества" поведения.

В период, когда наступает самая быстрая дифференциация чувств, т. е. между первым и третьим годом жизни, мы встречаемся также и с возрастанием удельного веса фрустрационных переживаний, которые реализуются у малышей в аффекте злости Аффект приводит в этом случае к желанию устранить предмет, вызывающий фрустрацию, или к плачу.

У подростков реакции на фрустрирующую ситуацию более разнообразны. Это могут быть фантазии (как одно из проявлений агрессии), стереотипность восприятия и мышления (так проявляется фиксация, или привлечение к фрустратору; которая считается противоположностью агрессии), страх, депрессия, регрессия поведения.

Различия в фрустрационной устойчивости, толерантности, проявляются уже в детстве. Это качество можно охарактеризовать как «способность индивида переносить в течение длительного времени фрустрацию без особенного усилия, т, е. без ослабления напряжения посредством прямых или косвенных средств»[34, с. 173]. Незначительная фрустрация в пределах индивидуальной устойчивости полезна, т. к. она может способствовать повышению мотивации деятельности, в том числе и учения.

Определить психологическое понятие конфликта сложно. В рамках психодинамических концепций конфликт определяется как одновременная актуализация двух или более мотивов. В исследованиях бихевиористских школ утверждается, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. С точки зрения когнитивной психологии, в конфликте сталкиваются идеи; желания, цели, цепкости - феномены сознания. Однако сторонники различных направлений едины в одном: конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего мира и при актуализации этой сложности. Здесь Ф. Василюк [7] видит теоретическую границу между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации может создаваться как внешними, так и внутренними преградами (например, запретом на осуществление некоторой деятельности). Если такие запреты воспринимаются как нечто самоочевидное, то они являются психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации. Но если запрет перестает быть самоочевидным и становится внутренне проблематичным, тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную, т. е. конфликт всегда связан только с внутренним запретом.

Проблемы кризиса индивидуальной жизни давно находятся в поле внимания гуманитарных наук. К идейным истокам психологической теории кризисов относятся психоанализ (в первую очередь, такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), некоторые идеи К. Роджерса и теория ролей.

К событиям, которые могут привести к кризису, большинство авторов относят:

- смерть близкого человека;

- тяжелое заболевание;

- расставание с родителями, семьей, друзьями;

- изменения во внешности;

- смена социальной обстановки;

- женитьба / замужество;

- резкое изменение социального статуса.

Следует отметить, что в некоторых случаях хроническая психотравма может иметь не меньшее патогенное воздействие, чем острые психотравмы. Так, работая с детьми, страдающими серьезными хроническими заболеваниями (хроническая психотравма), мы сталкивались с симптомами " сверхвозбуждения" (нарушение сна, внимания, наличие «лишних» движений и навязчивых мыслей), с потерей веры в будущее, комплексом вины, страхом. Кроме того у детей наблюдается тенденция переживать острую психотравму по хроническому типу, что создает зачастую у взрослого иллюзию того, что та или иная ситуация не оказалась для ребенка психотравмирующей.

Типичны случаи, когда, с точки зрения взрослого, ребенок «неадекватно» реагирует на смерть близкого человека. Понимание взрослым поведения ребенка в этом случае формулируется как " ему все равно", " он еще ничего не понимает" и т. д. В действительности же мы имеем в этом случае дело с реакцией на хроническую психотравму. Так, потеря матери в пятилетнем возрасте оставляет более глубокий след в психике человека, чем в зрелые годы, в то время как картина внешних проявлений располагает к прямо противоположному выводу: у взрослых эти проявления более яркие и бурные.

В психологической литературе выделяются два типа кризисных ситуаций. Первый тип: кризис может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при этом сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Тогда это испытание, из которого человек может выйти сохранившим свой жизненный замысел и самотождественность. Кризис второго типа - собственно кризис - делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания такой невозможности - перерождение личности, принятие нового замысла жизни, новых ценностей. Э. Кюблер-Росс [38], анализируя переживания смертельно больных, выделила и описала 5 стадий переживаний жизненного кризиса. В последующем этот ряд был расширен другими исследователями до нескольких десятков, однако для практика подход Э. Кюблер-Росс может оказаться наиболее " рабочим", так как, с одной стороны, небольшое количество стадий позволяет быстро анализировать информацию и удерживать в поле внимания много факторов, с другой стороны, существование стадий, выделенных Э. Кюблер-Росс, подтверждается и теми авторами, кто расширил этот ряд. Итак, речь идет о следующих стадиях: отрицание (иммобилизация), злость (агрессия), сомнение (внутренняя " сделка" или стадия " вот если бы... " ), депрессия, принятие (" жизнь с изменениями" ). Как и всякая другая, данная схема является весьма условной, однако она помогает определить конкретные психотерапевтические задачи в зависимости от переживаемого этапа. Даже если не выделять иммобилизацию как отдельную стадию переживания кризиса (психотравмы), необходимо учесть, что в начальный период основным внутренним мотивом поведения является поиск подтверждения того, что человек еще " живет и функционирует". Так, женщина, узнавшая о смерти отца, обнаруживает себя через 3 часа после этого за уборкой в ванной комнате. В силу индивидуально-психологических особенностей период переживания той или иной стадии может быть различным, кроме того, это не " движение по прямой", возможны " возвращения" на ту или иную стадию, когда, например; после депрессии человека вновь охватывает злость и агрессия и т. п.

Результаты психологических исследований позволяют выделить ряд возрастных закономерностей переживания наиболее типичных кризисов ребенка и подростка. В возрасте 3-6 лет, в ситуации, когда отец ушел из семьи, а мать находится в эмоционально нестабильном состоянии, личностная тревожность у ребенка может быть настолько устойчива, что не будет снижаться даже в процессе игры. Наиболее часто встречающиеся нарушения поведения в подобной ситуации — это беспокойный; прерывистый сон; регрессивное поведение, могут исчезнуть те навыки, которые казались достаточно устойчивыми; отказ разговаривать; повышенная физическая агрессивность (драчливость, стремление испортить то, что делают другие дети); чрезмерные требования привязанности и любви. Такое поведение является нормальной реакцией на сложившуюся ситуацию. Эмоциональные переживания могут стать еще более глубокими в связи с выраженной тенденцией принимать на себя вину за развод родителей. Выраженность этой тенденции связана с тем, что многие дети, переживая " эдипов комплекс" и ревность к одному из родителей, реализуют свои мечты в воображении, представляя себе жизнь без одного из родителей, даже воображая себя мужем мамы или женой папы. Так как в этом возрасте дети верят в магическую силу собственных фантазий, то все последующие события воспринимаются ими как реализация собственных желаний. Именно поэтому многие психологи считают, что возраст от 3 до 6 лет является наиболее тяжелым в плане переживаний ребенка в связи с разводом родителей или смертью одного из них, так как именно на этом этапе психического развития присутствие и внимание обоих родителей крайне необходимы для того, чтобы в дальнейшем у ребенка развивались здоровые установки по отношению к другим людям.

У 7-10-летнего ребенка нестабильная семейная ситуация вызывает страх перед будущим. Достаточно часто этот страх проявляется в желаниях и стремлениях, которые трудно удовлетворить, ребенок часто целиком и полностью погружается а мир фантазий. Примерно у половины из таких детей наблюдается изменение поведения в школе, часто снижается успеваемость в связи с нарушением внимания. Личностно значимым, а следовательно, и наиболее травмирующим, в этом возрасте является тот факт, что семья с одним родителем отличается от большинства других семей.

Наиболее типичной эмоциональной реакцией 11-14-летних подростков на развод родителей является злость. Связано это с тем, что в этом возрасте внутренняя боль и напряжение переживаются и актуализируются как злость и гнев, при этом злость, как правило, направлена либо на обоих родителей, либо на одногоиз них. Кроме того, подростки в подобной ситуации часто переживают стыд из-за происходящего в семье, а также страх, что близкие люди оставят и забудут его. Появление этого страха часто имеет под собой не только эмоциональную, но и когнитивную основу — потеря одного из родителей связывается со снижением безопасности и поддержки, что сопровождается чувством одиночества, возникающим в результате того, что в подобной ситуации родители уделяют ему и его интересам мало внимания. Подростки озабочены эмоциональным и физическим состоянием обоих родителей, возникающими в связи с разводом финансовыми вопросами, а также тем, что думают по этому поводу другие люди.

В возрасте 15-18 лет проблемы в родительской семье воспринимаются остро и часто вызывают выраженную отрицательную реакцию. Иногда в качестве компенсации развивается потребность в дорогих вещах. В целом переживания сходны с переживаниями предыдущей возрастной группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...