3.2. Методы диагностики эмоциональных нарушений
3. 2. Методы диагностики эмоциональных нарушений Возвращаясь к содержанию предыдущего параграфа, еще раз отметим, что большую часть информации, о которой шла речь выше, мы получаем посредством беседы. Клиническая беседа часто более предпочтительна, чем стандартизированная. В современной психологической литературе (особенно после работ Ж. Пиаже) понятия «клинический метод», «клинический подход», «клиническая беседа» употребляются в гораздо более широком значении, чем «ориентированный на патологию». Клинический подход направлен на качественное и целостное исследование отдельных, индивидуальных случаев. Клиническая беседа, делая акцент на качественном анализе, предполагает у психолога активное и гибкое отношение к происходящему, а не нейтральное отношение, необходимое при использовании тестовых процедур. При проведении клинической беседы широко используется изменение инструкций, их пояснение и уточнение, практикуется отказ от временных ограничений при включении каких-либо заданий, ребенок обычно получает обратную связь от психолога, который подбадривает его, уточняет, помогает и т. д. Использование обратной связи в этом случае является важным способом получения психологической информации. Важно отметить, что общая направленность беседы, формулировки вопросов всегда отражают теоретическую позицию психолога. В приложении 4 предлагается пример ключевых положений, которые могут быть использованы как для клинической, так и для стандартизированной беседы. Не менее важную роль играет и наблюдение, при этом единственным инструментом психолога являются его знания. Для фиксации результатов наблюдения за состоянием ребенка в процессе индивидуальной работы хорошо использовать таблицу, разработанную Й. Шванцарой [34].
Проявления ребенка при психологическом исследовании Имя и фамилия ……………………………………. Дата рождения……………………
* - проявления следует описать более точно, указать ситуацию, обратить внимание на мотивацию и интенсивность.
Оценка: 0 - проявление ненаблюдалось 1 - проявление выражено умеренно 2 - выразительное " -" - оценить нельзя Комментарии, которые делает ребенок в процессе выполнения заданий психолога, А. Л. Венгер делит на 3 группы: оценочные, автобиографические и «отношенческие». Эти замечания очень информативны. Положительная оценка своих результатов (« посмотрите, как красиво получилось») может быть проявлением гиперкомпенсации низкой самооценки, неуверенности в себе. Отрицательная оценка своих результатов типична для тревожного ребенка или подростка, который привык к неуспеху. Речь часто идет об относительном неуспехе, о несоответствии между достигаемыми результатами и очень высоким уровнем притязаний. Негативные «отношенческие» высказывания могут быть проявлением защитной реакции на ожидаемую низкую оценку со стороны взрослого, что свидетельствует о большом опыте неуспеха тревожного ребенка, а также общего негативизма. О повышенной тревожности могут говорить также частые уточнения инструкции, интерес к оценке взрослого, попытки отказаться от выполнения задания из-за неспособности к данной деятельности (« не умею рисовать»), медлительность вследствие многочисленных исправлений и уточнений. Проявлениями астении может быть отказ выполнять задание из-за усталости, снижение темпа деятельности. Отказ выполнять задание без мотивировки может сигнализировать либо о трудностях в общении у ребенка (стеснительность, замкнутость), либо о том, что психологу не удалось установить контакт с ребенком.
Наблюдение может быть также и опосредованным, когда мы имеем дело с поступками и иными проявлениями внутреннего состояния, зафиксированными другими участниками ситуации - учителями, родителями, воспитателями и т. д. Этой информации недостаточно для формулирования функционального диагноза, но она очень полезна как для выработки гипотез, так и для их проверки. Задача психолога заключается в том, чтобы вовремя обратить внимание на " сигналы" той или иной проблемы, получить наиболее полную и глубокую информацию. Начнем с особенностей поведения, обусловленных психотравмирующейсемейной ситуацией, связанной с унижением, подавлением личности. В подобном случае для дошкольника наиболее типичны: - постоянные жалобы на недомогание (головные боли, боли в желудке, быстрое утомление, при этом с точки зрения взрослых, втом числе и врачей, эти жалобы совершенно необоснованны; - нарушения сна; - возрастающий страх темноты; - прямой или косвенный отказ ложиться спать; - сниженный общий тон настроения. Младшие школьники в возрасте от 6 до 12 лет, как правило: - становятся либо манипуляторами, либо, наоборот, чрезвычайно послушными, " ведомыми"; - обращают на себя внимание близких тем, что подолгу бесцельно бродят по дому; - страдают от различного рода фобий; - чрезвычайно боятся гневных, агрессивных проявлений со стороны окружающих; - испытывают различные трудности в связи с приемом пищи: едят слишком много; - постоянно недоедают, глотают пищу не пережевывая.
В подростковом возрасте, наряду с уже названными симптомами, могут появиться и еще более тяжелые отклонения в поведении: - уход от действительности при помощи алкоголя и наркотиков; - побегииз дома; - уход от ситуации в беременность или ранний брак; - включение в криминальную деятельность (наиболее типично воровство и вымогательство); - суицидальные мысли и поступки. В диагностике эмоциональных особенностей личности широко применяются проективные методы: CAT, сказки Дюсс, тест Розенцвейга, тест Люшера. При этом в детской практике особое место занимают рисуночные – тест «Дом – дерево – человек», кинетический и статический рисунки семьи, рисуночный тест «Семья животных» и т. д. Хотелось бы обратить внимание на методику «Красивый рисунок»: для работы необходим лист бумаги, простой карандаш и набор цветных карандашей всех основных цветов. Ребенку предлагается нарисовать цветными карандашами любой красивый рисунок. Характер используемой ребенком цветовой гаммы несет информацию о его эмоциональном состоянии. Во время рисования психолог беседует с ребенком о его рисунке, выборе тех или иных цветов и отмечает в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов, что тоже может оказаться информативным. В приложении 1 представлены стандартизированные методики диагностики эмоциональных нарушений с комментариями по их использованию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|