Основоположник позитивизма в социальных науках - Огюст Конт (1798-1857)
Стр 1 из 22Следующая ⇒ Вопросы по курсу «История социальной Психологии» 1. Общество как самостоятельный предмет научного исследования. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений. 2. Представления О. Конта о предмете, объекте и структуре социологической теории. Понятие “социального порядка”. Основные закономерности “социальной статики” и “социальной динамики”, закон трех стадий общественного развития. 3. Г. Спенсер о закономерностях социальной эволюции, структуре и функциях основных социальных институтов, механизмах социального контроля поведения человека. “Первые правила социологического метода” как попытка постановки этических проблем социально-психологического исследования. 4. Основные положения концепции Э. Дюркгейма. Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения. Понятие коллективных представлений, его роль в системе категорий анализа общественной жизни. 5. Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов. 6. «Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В.Вундта. 7. “Психология масс” как одна из первых социально-психологических концепций. 8. Работа Г.Лебона «Психология масс» 9. Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века. 10. Вопросы лидерства и внутригрупповой структуры в работе З. Фрейда “Массовая психология и анализ человеческого “Я”. 11. Необихевиористская ориентация в социальной психологии: общая характеристика
12. Социальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера 13. Теории «агрессии и подражания» и подкрепления Миллера и Долларда. 14. Подход А. Бандуры к анализу социального поведения. 15. Работа А.Бандуры «Теория социального научения». 16. Теории межличностного взаимодействия как обмена 17. Когнитивистская ориентация в социальной психологии: источники и основные понятия 18. Теория структурного баланса Ф. Хайдера 19. Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома 20. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера 21. Работа Л.Фестингера «Теория когнитивного диссонанса» 22. Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума. 23. Вторая версия когнитивного подхода 24. Общая характеристика психоаналитической ориентации в социальной психологии 25. Проблема личности и общества в концепциях А.Адлера, Э.Фромма, К.Хорни, Г.Салливена 26. Работа К.Хорни «Невротическая личность нашего времени» 27. Динамическая теория функционирования группы В.Байона 28. Теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда 29. Теория интерперсонального поведения В.Шутца 30. Общая характеристика интеракционистской ориентации в социальной психологии 31. Символический интеракционизм Дж.Г.Мида 32. Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма 33. Теории референтной группы 34. Общая характеристика ролевых теорий 35. Работа И.Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» 36. Развитие критических тенденций в социальной психологии во второй половине ХХ века 37. «Внутриамериканская» критика ситуации в социальной психологии второй половины ХХ века 38. Европейская критика ситуации в социальной психологии второй половины ХХ века Общество как самостоятельный предмет научного исследования. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений. 1830-е – 1840-е года. Западная Европа переживала индустриальную революцию.
В политической и социальной сфере – появление бюрократов (чиновники становятся отдельной соц. группой) – со своими порядками и иерархиями В их задачи входит управление. Окончательно оформляются партии. Встает вопрос политической борьбы. В интеллектуальной сфере наблюдается доминирование эпохи просвещения. Человек рационален – он мыслящее существо. Еще в почете Вальтер, Русо, жив Сен-Симон. Жива идея свободы личности – как творческого самовыражения. Но в тоже время присутствует эксплуатация детского труда, огромная продолжительность рабочего дня и т.д. Начинал формироваться запрос на возникновение новой науки, которая бы занималась всеми этими проблемами общества: - Человеческая солидарность. Как удается договариваться? - Что дает объединение? - Что могут и не могут большие группы, что им можно противопоставить? - Как деформируется личность под влиянием больших групп? - и т.д. Ответов на эти вопросы у философии не было – Философия Бэкона не могла удовлетворить своими ответами: силой социального развития – является страх и угроза насильственной смерти. Нужна была новая наука, которая бы занималась именно проблемами общества.
Из вышеописанного положения дел принялся творить - Огюст Конт (1798-1857) Автор слова «социология» (за него презирали современники – соединение двух корней – один латинский, другой греческий)
Конт сформировал новую науку социологию, которая потом породила социальную психологию.
Но определение «Общества» дал Гербер Спенсер (1820 – 1903) (у Конта такого понятия не было). Подробнее об их подходах см. ответ на 2-й и 3-й вопросы.
Три основных этапа в развитии социальной психологии: 1. Развитие преимущественно в русле европейской традиции 2. Почти безраздельное господство американской социальной психологии в социально-психологической мысли Запада (с 1908 г. – первая половина 20-го века) 3. Ч асть работ демонстрирует укрепление американской традиции, другие исследования вносят много существенно нового (период после второй мировой войны по настоящее время)
Прагматизм и позитивизм, традиционные для американской философии течения, в специфическом, подчиненном особенностям психологического знания виде, превратились в основу большинства социально-психологических исследований.
Основоположник позитивизма в социальных науках - Огюст Конт (1798-1857) «Курс позитивной философии» (1830-1842) – начала социологии (социальной физики) Позитивный метод: • Основная задача позитивного метода - отделение науки от метафизики и теологии • Согласно О.Конту, слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (новая философия по своей природе должна не разрушать, а организовывать) • Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов (т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений); ее задачей является открытие законов (т.е. постоянных, повторяющихся связей между явлениями) Социология как позитивная наука должна быть противопоставлена теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке (развитие общества исторично и подчиняется естественным законам, человек не есть создание божественное)
Неопозитивистский методологический комплекс, на который объективно ориентирован необихевиоризм, включает следующие основные принципы: - абсолютизацию стандарта научного исследования, сложившегося в естественных науках, — в этом смысле все науки должны развиваться по образу и подобию естественных наук; - верификацию (или фальсификацию) и операционализм; - натурализм, т.е. игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого; - отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности; - принципиальный разрыв связей с философией.
Каждый из разработанных здесь принципов, взятый сам по себе, в его неабсолютизированном виде, может и не вызвать сомнений. Это относится к таким принципам, как уважение к точным данным, необходимость совершенствования математических процедур, требование строгого построения и проверки выдвигаемых гипотез. Однако сущность позитивистской методологии заключается не в том, что здесь выдвигаются эти принципы, а в том, что каждый из них абсолютизируется и тем самым исключается какой бы то ни было иной образ науки, кроме науки, построенной по моделям точного знания, прежде всего по модели физики. Это приводит к переоценке значения контролируемого лабораторного эксперимента и к отрицанию необходимости исследования социального поведения в естественных условиях.
При анализе этого методологического движения внутри социальной психологии нельзя абстрагироваться от социального фона, на котором оно происходит. Усиление позиций прагматизма и позитивизма в США в 20-е и 30-е годы было своеобразным ответом на запросы, которые американское буржуазное общество адресовало наукам о человеке, будь то психология, социология или уже набирающая силу в качестве самостоятельной дисциплины социальная психология. Требование разработки способов управления человеческим поведением, его предсказания, стремление к получению «немедленных» рекомендаций, обеспечивающих сиюминутный выигрыш для бизнеса, пропаганды или армии, как будто наиболее полно реализовывалось при проведении исследований в ключе философских принципов прагматизма и позитивизма. В таком контексте атеоретичность исследователя начинала представляться особого рода ценностью, она как бы гарантировала меру его действительного включения в решение ad hoc проблем. В период максимального пика экспериментальной ориентации вопрос о теориях вообще не ставился или высказывалась мысль о невозможности (или несовершенстве) теоретического знания в этой области в то время как теория и эмпирический материал должны тесно взаимодействовать. Доминирование экспериментальной традиции в социальной психологии плохо не потому, что эксперимент как метод непригоден, а потому, что на уровне экспериментального исследования утрачивается возможность видеть связь изучаемой проблемы с социальным контекстом. Поэтому задача заключается отнюдь не в том, чтобы ликвидировать экспериментальную практику в социальной психологии, а в том, чтобы сконцентрировать нужное внимание и на разработке теорий. Представления О. Конта о предмете, объекте и структуре социологической теории. Понятие “социального порядка”. Основные закономерности “социальной статики” и “социальной динамики”, закон трех стадий общественного развития.
Огюст Конт (A.Comte) 1798-1857 Конт сформировал новую науку социологию (которая потом породила социальную психологию) 30-40е годы 19 столетия. Представления о социологии: • Предмет социологии: «развитие человеческого разума под воздействием общественной жизни» • Объект социологии: общество • Социология разделяется на социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития)
Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. «Прогресс есть развитие порядка». Объект первой из них - общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения» Социальный порядок – это структура и условия существования общества (эти условия касаются индивида, семьи, общества): Индивид естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим. Общество – образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. Разделение труда - самое главное условие нашей социальной жизни. Разделение труда лежит в основе социальной солидарности Социальная солидарность - социальный консенсус (согласие). Консенсус - «основная идея социальной статики».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|