Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения.
Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью фактов коллективного сознания, толкающих индивида на те или иные поступки. Факты коллективного сознания способны оказывать на индивида внешнее давление и имеют свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, функционирующие независимо от него, существующие объективно. Механизм регуляции социального поведения по Дюркгейму – это «социальное принуждение», состоящее из: - внешних ограничительных правилах - и интериоризированных социальных нормах (представления человека о том, что правильно и что не правильно) В социальном принуждении обнаруживается превосходство общества над индивидом. Общество: Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании. Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным.
Тоталитарное общество — сужает диапазон свободы действий; все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать. Понятие коллективных представлений, его роль в системе категорий анализа общественной жизни. Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов: - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, - и коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания.
Коллективное сознание — психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования; оно существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Факты коллективного сознания: общие у членов одного и того же общества интересы, верования, убеждения, чувства, ценности и стремления. Они способны существовать независимо от их индивидуальных выражений. Именно коллективные представления особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества, они связывают людей и формируют саму социальную ткань. Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов». Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов. Габриэль Тард (G.Tarde) – 1843-1904 Основывал свои теории на статистических данных (как и Дюркгейм), интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Основа развития общества - социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (копирования и повторения одними людьми поведения других). Процессы подражания касаются всех существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение, что способствует сохранению целостности общества.
Объяснение развития общества через «изобретение» - процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды: все новое (идеи или материальные ценности) есть результат творческой деятельности одаренных личностей-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Изобретатели по Тарду – это всегда одиночки; за тем, что они изобрели далее последует подражание. Полемика Г.Тарда с Э.Дюркгеймом (Позиции Дюркгейма см. также ответ на 4 вопрос)
В социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида (как Дюркгейма), а не наоборот (как у Тарда) Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов. Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Взаимодействия индивидуальных сознаний происходит через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, намерений и т. д.
В этом действии одного человека на другого из которых один подражает другому и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь. Все сходства, существующие в мире, обусловлены, по его мнению, повторением, которое представляет собой универсальный мировой закон. Подражание существует уже в индивидуальном сознании, в том, что человек с помощью памяти и привычки воспроизводит сам себя, повторяет свое прошлое. Затем при соприкосновении двух или более людей подражание становится главным механизмом социального поведения. Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества. "Общество - это подражание, а подражание род гипнотизма". Поэтому общественное развитие он сводит к тому, что отдельные выдающиеся люди изобретают что-то новое, а затем массы, подражая, закрепляют это новое. Социальные конфликты объясняются им различными направлениями подражания. Встречные потоки подражания вступают в единоборство - повторение сменяется оппозицией, и начинается "логическая дуэль" подражаний. Частными случаями этого могут быть любые конфликты, от теоретического спора до войны. Важным выводом из анализа Тардом процессов подражания является косвенное признание и постановка им проблем социализации, в обществе, интернализации социо-культурных норм посредством социального взаимодействия. Подражание являлось теоретической основой, исходя из которой Тард пытался анализировать и объяснять одну из главных социологических проблем - как индивиды объединяются в социальные группы и общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|