Особенности движения автомобиля на кривой
При движении автомобиля по кривой все четыре его колеса двигаются по дугам окружности разных радиусов, при этом продолжение передней и задней осей колес автомобиля пересекается в одной точке (рис. 13). Поскольку разница между углами и невелика, то в расчет принимается средний для обоих колес угол поворота α, который может быть определен по простейшей формуле .
Рис.13 Схема поворота автомобиля
Очевидно, угол поворота , следовательно, и угловое ускорение тем больше, чем меньше радиус поворота. Движение автомобиля по кривой весьма сложно, так как, кроме положения осей, на движение оказывают значительное воздействие колебания рессор, распределение нагрузок между колесами, скорость поворота передних колес, деформации шин и другие причины. Рассмотрим условие устойчивости движущегося автомобиля по наклонной поверхности проезжей части дороги на кривой (рис. 14).
Рис. 14 Силы, действующие на автомобиль, движущийся по кривой
На автомобиль в поперечной плоскости к направлению движения действуют следующие силы: вес автомобиля G, направленный вертикально, и центробежная сила С, направленная горизонтально. Центробежной силе, стремящейся сдвинуть или опрокинуть автомобиль во внешнюю сторону от центра кривой, противодействует сила трения (сцепление между покрытием дороги и шиной автомобиля). Если центробежная сила меньше сил сцепления, то поперечного скольжения не будет и устойчивость обеспечивается. Условие устойчивости автомобиля при прохождении его по кривой получим, проектируя все найденные силы на наклонную поверхность покрытия, разделяя силы на сдвигающие и препятствующие сдвигу. Для этого разложим вес автомобиля на две составляющие: перпендикулярную к поверхности проезжей части Gcosα и параллельную поверхности Gsinα. Последняя при двускатном профиле будет иметь разные направления: внутрь кривой при движении автомобиля по внутренней полосе проезжей части и во внешнюю сторону кривой при движении автомобиля по внешней полосе, т. е. сила будет иметь один из знаков - плюс или минус.
Разложим также и центробежную силу на перпендикулярную к поверхности проезжей части С sinα и параллельную ей Ccosα. Условие устойчивости автомобиля на кривой
Ccos G sin (G cos + Csin ) n, где п - коэффициент поперечного сцепления, который по опытным данным составляет часть от общего коэффициента; п = 0,3 .
Разделив обе части неравенства на cos α и выразив через поперечный уклон i, после преобразований получим
C . ппппппппп
Последним членом С ввиду его малости пренебрегаем. Тогда условие устойчивости автомобиля при прохождении его по кривой с учетом двускатного поперечного профиля примет вид
(). (11)
Пользуясь данным выражением, легко получить расчетные формулы для определения минимального радиуса кривой, поперечного уклона проезжей части или допустимой скорости движения автомобиля на кривой. Подставляя в полученное выражение значение центробежной силы С получим ппппппп Отсюда R (12)
где R— радиус кривой в плане, м; — скорость движения автомобиля м/с; g— ускорение свободного падения, м/с2; i— поперечный уклон проезжей части.
Знак плюс перед поперечным уклоном принимается при прохождении автомобиля по внутренней полосе проезжей части, минус — при прохождении его по внешней полосе. В первом случае поперечный уклон противодействует центробежной силе, во втором способствует скольжению или опрокидыванию автомобиля во внешнюю сторону кривой. Заменяя в формуле (12) размерность (м\с) на (км\ч), получим
. (13)
Пользуясь полученной формулой, можно просле дить, как изменяется ра диус кривой, обеспечива ющий безопасное движение автомобиля с расчетной скоростью в зависимости от того, по какой полосе двускатной проезжей части перемещайся автомобиль. Обычно в дорожных расчетах принимают продольный коэффициент сцепления =0,2, соответствующий неблагоприятным условиям, мокрому и грязному покрытию.
Пример Если принять расчетную скорость движения автомобиля равной 100 км/ч (дорога III технической категории) и поперечный уклон проезжей части i= 0,02, то наименьший радиус кривой при движении автомобиля по внешней полосе движения: ; То же, по внутренней полосе: ппппппп Очевидно, в этих условиях расчетный радиус кривой принимается равным 2000 м.
При особо неблагоприятных условиях, т. е. при гололеде, когда φ=0,1, разница в радиусах для рассмотренных двух случаев будет еще большей. Очевидно и водителям, и работникам дорожной службы необходимо принимать меры по обеспечению безопасности движения, водители должны снижать скорость движения автомобилей, а работники дорожной службы повышать шероховатость поверхности дорожной одежды. Решая основное выражение (13) относительно скорости, получим формулу, по которой можно определить наибольшую скорость движения автомобиля на кривой определенного радиуса
мммммм (14)
Пример При R= 1000 м, i=0,03 и φ =0,2 наибольшая скорость движения автомобиля по внешней полосе движения ограничивается мммммммммммммммм На этом участке дороги работники дорожной службы должны установить знак ограничения скорости движения.
Лекция 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|