Управляющая идеи в кульминации
Управляющая идеи в кульминации
Управляющая идея может быть выражена в одном предложении, которое описывает, что и почему происходит между началом и концом фильма. У нее две составляющие — ценность истории и причина ее появления. Ценность окончательно формируется в жизни персонажа в результате финального действия – именно в кульминации она получает свой заряд, позитивный или негативный. Причина ее появления обнаруживается на протяжении фильма внутри характера героя, его окружения или общества. В сложной истории причин изменений много, но, как правило, есть одна, доминирующая над остальными. Развитие истории происходит за счет динамичного движения между позитивными и негативными зарядами ценностей, представленных в истории. Эпизод за эпизодом, а нередко и сцена за сценой, позитивная идея и негативная контридея сходятся в споре, то отступая, то снова продвигаясь вперед, порождая тем самым драматическую полемику.
Эмоции управляющей идеи?
По эмоциональному заряду идей истории можно поделить на три большие категории. Идеалистические. Эти идеи присутствуют в фильмах с «хорошим концом», выражающих оптимизм, надежды, мечты человечества и позитивное представление человеческой души; они говорят о том, что жизнь такая, какой мы хотим ее видеть. Пессимистические. Это истории с «плохим концом», выражающие скептицизм, чувство утраты и горя, показывающие упадок культуры и темные стороны личности человека — жизнь, которой мы страшимся, но знаем, что зачастую так и бывает. Иронические. Это истории с «хорошим/плохим концом», отражающие наше ощущение сложной, двойственной природы существования и показывающие одновременно позитивное и негативное отношение к жизни, которая предстает в наиболее сложном и реалистичном проявлении. Вот два примера:
· Позитивная ирония: «Непреодолимое стремление к обретению современных ценностей — успеха, богатства, славы, секса, власти — разрушит вас, но если вы вовремя поймете, в чем истинная правда, и откажетесь от своей навязчивой идеи, то сможете спастись». · Негативная ирония: «Если вы не откажетесь от навязчивой идеи, то сможете добиться исполнения своего желания, но потом это вас уничтожит». Cреди трех возможных эмоциональных зарядов кульминации самым сложным оказывается выражение иронии. Она требует наибольшей мудрости и высочайшего мастерства. Во-первых, довольно трудно создать яркий идеалистический финал или сдержанную пессимистическую кульминацию, которые будут убедительными. А ироническая кульминация содержит в себе и позитивное, и негативное утверждение. И от вас требуется совместить два в одном. Во-вторых, и то, и другое необходимо выразить ясно и понятно. Ирония не предполагает двусмысленности – должно быть четко заявлено о том, что приобретено в это время и что утрачено. И никаких случайностей – истинная ирония должна быть мотивирована. Истории, завершаемые по воле случая, бессмысленны, а не ироничны. В-третьих, если в кульминации жизненная ситуация героя носит одновременно позитивный и негативный характер, вы должны сделать так, чтобы оба заряда не смешивались и не свели на нет воздействие друг друга на аудиторию. В противном случае созданный вами финал ничего не скажет зрителям.
Глава 14. Развязка.
Развязка — последний элемент структуры истории — представляет собой любой материал, который остается после кульминации и может быть использован тремя способами. Во-первых, логика повествования не всегда позволяет представить кульминацию подсюжета до или во время кульминации основного сюжета, поэтому для нее нужна самостоятельная сцена в самом конце фильма. Сложность тут в эмоциональном интересе. Зрители выплеснули все в основном сюжете, а им приходится смотреть сцену, которой уготован второстепенный интерес.
Во втором случае развязка может быть использована для того, чтобы более широко показать эффект кульминации. Если в фильме есть расширение влияния действий героев на общество, а кульминация показывает только главных персонажей, то в развязке можно показать, как изменилась жизнь второстепенных героев. Даже если два первых варианта не будут применяться, развязка необходима всем фильмам для вежливого обращения с аудиторией. Если кульминация затронула чувства зрителей, и они безудержно смеются, содрогаются от ужаса, переполнены возмущением, рыдают, то нельзя грубо прерывать показ черным экраном и бегущими по нему титрами. Фильму требуется то, что в театре называют «медленным закрытием занавеса». Это строчка с описанием в конце последней страницы сценария – медленный отлет камеры на общий план или непродолжительное отслеживание образов, чтобы люди имели возможность перевести дыхание, собраться с мыслями и покинуть зрительный зал с достоинством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|