Глава 9. Структура сцены. Поворотный пункт. Завязка и развязка.. Эмоциональные изменения.
Глава 9. Структура сцены.
Сцена — это история в миниатюре. Иначе – это обусловленное конфликтом и связанное единством времени и места действие, которое способствует изменению важных для персонажа жизненных обстоятельств. Теоретически продолжительность сцены и количество мест съемок не ограничены. Сцена может быть и предельно малой. В правильном контексте единственный кадр, где рука переворачивает игральную карту, может выразить колоссальное изменение. И наоборот, десять минут показа десятков позиций поля боевых действий произведут гораздо меньший эффект. Вне зависимости от частоты смены декораций и отведенного ей экранного времени сцену объединяют желание, действие, конфликт и изменение. Есть известное изречение: «Сцену сценой делает конфликт». Реализация этого возможна через структурные элементы: поворотный пункт, завязка и развязка, динамика эмоций и выбор. Об этом и поговорим.
Поворотный пункт.
Персонаж стремится к своей цели на протяжении всей истории. Поэтому в рамках сцены у него должна быть цель, являющаяся частью суперцели или стержня истории. Иначе говоря, в каждой сцене должен быть сделан очередной шаг, небольшое изменение, сила действия которого напрямую зависит от близости к кульминации. Естественно, кульминационная сцена должна быть самой сильной. Если сцена – это безжизненный и статичный показ экспозиции, то на ней история начинает буксовать. Стремитесь к идеалу, когда каждая сцена становится поворотным пунктом той или иной степени важности. Эффект от воздействия поворотного пункта проявляется четырежды: удивление, возросшее любопытство, понимание и новое направление:
· Брешь, возникающая между ожиданиями и результатом, заставляет зрителей удивляться. Мир реагирует не так, как ожидают персонаж и аудитория. · Это порождает любопытство и вопрос «Почему? ». Зрители начинают вспоминать уже увиденное, стараясь найти ответы. В истории с правильно разработанной структурой они обнаруживаются достаточно легко. · Ответы приходят, благодаря вспышке понимания. Вопрос «Почему? » уводит к началу истории, и все увиденное ранее приобретает новые очертания: зрители иначе оценивают характеры и их мир, углубляясь в истинную суть происходящего. Понимание усиливает любопытство. · Возникают новые вопросы: «Что произойдет дальше? » и «Чем все обернется? ». Теперь писатель должен удовлетворить интерес, который сам же и вызвал. При любом изменении ценности он должен направлять историю в новом направлении, чтобы создавать следующие поворотные пункты.
Завязка и развязка.
Брешь между ожиданием и реальностью не существует сама по себе, и когда зрители видят разницу между ожиданиями и результатом, они обращаются к началу действия в поисках ответов. Результат их поисков зависит от того, насколько хорошо сценарист сделал завязки. Завязки требуют острожного обращения. Их надо выстраивать так, чтобы при первом просмотре, они указывали на что-то одно, а позже, в момент озарения, приобретали другое, более важное, значение. Бывают случаи, когда одна-единственная завязка может иметь несколько значений, спрятанных в глубине третьего или четвертого уровня понимания. И здесь есть очень тонкий момент. Мысленно возвращаясь к началу, зрители должны сразу вспомнить выстроенную вами завязку. Если она слишком расплывчата, то аудитория ее не заметит. Если чересчур явная, зрители увидят поворотную точку задолго до ее появления, и она окажется бесполезной. А, кроме того, завязку необходимо создавать, ориентируясь на целевую аудиторию. Чем она моложе, тем выразительнее должна быть завязка.
Развязка закрывает брешь. Когда зритель доходит до понимания заложенного в завязку смысла, происходит событие, которое отвечает на следующий вопрос: «как эта ситуация разрешится? ». Или, в наших терминах, «что сделает герой, чтобы закрыть брешь? ». И если все сделано правильно, то развязка с большой вероятностью станет завязкой новых событий. Занимаясь таким «жонглированием», не бойтесь вернуться к тому, что уже написано, и внести изменения. Ваша задача - максимально проявить творческие способности, поэтому не отбрасывайте идеи, которые поначалу кажутся безумными. Да, 9 из 10 таких идей останутся бесполезными. Но десятая окажется тем бриллиантом, который вы сможете развернуть и показать зрителю нечто удивительное. Нужно лишь вернуться к уже написанному и сделать так, чтобы идея обрела смысл в рамках истории.
Эмоциональные изменения.
Первое, что следует понимать, выстраивая эмоциональные моменты, это то, что существует только два вида эмоций — удовольствие и боль. У каждого из них множество вариаций, зависящих от уровня энергетики, но, по сути, мы испытываем либо то, либо другое. Второй момент заключается в том, что мы испытываем душевное волнение в момент изменения заряда ценностей истории. Но для того, чтобы это произошло, необходимо: · сочувствовать персонажу; · знать, чего он хочет, и желать, чтобы он это получил; · понимать, какими жизненными ценностями он рискует. При соблюдении всех этих условий изменение вызывает у нас определенные чувства. Выше говорилось о том, что правильно – делать изменение заряда между позитивным и негативным. Суть в контрасте, который и влияет на зрителя. Поэтому допускается изменение от позитивного к позитивному или от негативного к негативному, но только если контраст такой, что прошлое приобретает противоположный оттенок. Пример. Влюбленные спорят и расстаются - негатив. Затем один из них убивает другого. Негатив настолько силен, что ссора начинает оцениваться положительно: «Тогда они хотя бы разговаривали друг с другом». Однако помните, что повторение эмоции, пусть и на разных уровнях энергетики оказывает вдвое меньшее воздействие. А при еще одном повторении заряд меняется на противоположный. Увы, это закон снижения эффективности, который применим практически ко всему в нашей жизни.
Когда изменение заряда вызывает у зрителя эмоцию, возникает чувство. Не путайте, это разные понятия. Эмоция — кратковременное переживание, которое быстро достигает своей высшей точки и исчезает. Чувство может не покидать нас на протяжении дней, недель и лет и даже имеет шансы стать для человека доминирующим. Именно в этом следует искать ответ на вопрос, какой оттенок эмоции должны пережить зрители - в области тех чувств, которые ее сопровождают. В кинематографе под чувством подразумевают настроение, которое создается с помощью всех доступных визуальных и аудиальных приемов. Как и завязка, оно является формой предопределения, способом формирования зрительских ожиданий. Если динамика сцены определяет выбор позитивного или негативного заряда эмоции, то настроение кадр за кадром придает ей специфические особенности. Запомните важное! Настроение не должно замещать эмоцию. В сценах, эпизодах и актах его задача - придавать эмоциям своеобразные черты. Да, вы можете идеально создать настроение, но без эмоций ваш фильм превратится в художественную фотографию или музейную экспозицию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|