Проблема неожиданности. Проблема совпадений.. Проблема комедии.
Проблема неожиданности.
Когда зрители идут в кино, то ждут чего-то неожиданного. При этом когда персонажи появляются на экране, зрители ждут, что «это» может случиться, «то» должно измениться, мисс А получит деньги, мистер Б познакомится с девушкой, миссис В будет страдать. И если ожидания действительно оправдаются или, хуже того, все произойдет именно так, как представлялось, публика почувствует себя несчастной. Мы обязаны удивлять. Существует два типа неожиданности: дешевая и истинная. Истинное удивление возникает в результате внезапного появления бреши между тем, что предвиделось, и результатом. Оно истинное, потому что далее следует вспышка понимания правды, скрытой под оболочкой вымышленного мира. Дешевая неожиданность выигрывает за счет уязвимости аудитории. Эмоциями зрителей распоряжается рассказчик. Мы всегда можем шокировать их, вдруг добавить то, чего никто не мог предсказать, или перейти к другой теме, отказавшись от необходимого, по их мнению, продолжения сюжетной линии. Мы всегда можем «встряхнуть» людей, без объяснений прервав повествование. Но, как утверждал Аристотель, «нет ничего хуже, чем приготовиться к действию и отказаться от него. Это шокирует, но лишено трагизма».
Проблема совпадений.
История формирует смысловое содержание фильма. Поэтому совпадение можно считать врагом сценариста, так как это случайное, абсурдное и лишенное смысла стечение обстоятельств. Но в нашей жизни они возникают регулярно и даже иногда оказывают важное влияние. Следовательно, мы должны не избегать совпадений, а при помощи драматургии показывать, как они могут случайно возникнуть в нашей жизни, но со временем обрести смысл.
Во-первых, включайте совпадения в свой сценарий как можно раньше, чтобы оставалось достаточно времени для придания им значения. Практика подсказывает, что не следует использовать совпадения во второй половине рассказа. Наоборот, начиная с этого момента необходимо все больше передавать судьбу истории в руки персонажей. И совпадение не может неожиданно возникнуть в истории, повернуть действие, а затем так же неожиданно исчезнуть. Во-вторых, никогда не используйте совпадения для создания финала. Это «бог из машины» — самый великий грех сценариста. В древних амфитеатрах тех актеров, кто изображал богов, спускали на сцену сверху — на платформе, приводимой в движение с помощью веревок и подъемного блока – визуальное воплощение сошествия богов с Олимпа. Если творческие возможности иссякали, и настоящая кульминация не получалась, неожиданно появлялись Аполлон с Афродитой и все разруливали. Боги решали, кто будет жить, кто умрет, кто на ком женится, а кто будет навечно проклят. За две тысячи лет ничего не изменилось, только богов заменили проявления высших сил.
Проблема комедии.
Любой вид комедии представляет собой еще одну форму рассказывания историй. И здесь есть важные моменты, которые берут свое начало в глубоком различии между комическим и трагическим восприятием жизни. Драматург восхищается людьми: даже в самых тяжелых обстоятельствах человек сохраняет величие духа. Комедия показывает, что даже в самых благоприятных обстоятельствах люди находят способ потерпеть неудачу. Драматурга очаровывает внутренний мир людей, их страсти и грехи, безумства и мечты. Автора комедий привлекает социальная жизнь — глупость, высокомерие и жестокость, существующие в обществе. Он выбирает определенную группу людей, которые, по его мнению, все пропитаны лицемерием и глупостью, а затем вступает с ними в бой. Нередко мы можем понять, кто именно является целью его нападения, уже по названию фильма.
Комедия, по сути, является злым, антисоциальным искусством. И для того, чтобы решить проблему слабой комедии, ее автор должен сначала понять, что же злит его самого. Тогда он найдет тот аспект жизни общества, неприятие которого заставляет закипать кровь, и пойдет на штурм. В драме зрители постоянно пытаются прогнозировать будущее и на протяжении всего фильма хотят узнать, чем все закончится. Комедия позволяет сценаристу приостановить развитие действия и включить в повествование сцену, у которой нет специального предназначения. Она присутствует в сценарии просто ради смеха. Комедия допускает больше совпадений, чем драма, и даже может заканчиваться появлением «бога из машины», — но только при соблюдении двух условий. Аудитория должна чувствовать, что, во-первых, комический главный герой испытывает невероятные страдания, а во-вторых, он никогда не отчаивается и не теряет надежды — и тогда зрители могут подумать: «Господи, да дайте же ему то, что он хочет». Резкое отличие между комедией и драмой заключается в следующем: в обоих жанрах поворот в сцене происходит благодаря неожиданности и пониманию, однако в комедии удивление, которое зрители испытывают в момент возникновения бреши, вызывает у них оглушительный смех. Проще говоря, комедия — это смешная история, или тщательно продуманная, развернутая шутка. Вы сможете понять, получилась ли у вас настоящая комедия, следующим образом. Возьмите человека, который не в курсе вашей работы и перескажите сюжет, не цитируя диалоги и не описывая комические ситуации. Он должен смеяться каждый раз, когда в сцене происходит поворот действия; новый поворот — и снова смех, и так до тех пор, пока к концу рассказа он не упадет со стула от хохота. Это значит, что вы написали настоящую комедию. Если вы рассказываете, а люди не смеются, то вы сочинили не комедию, а что-то другое. При правильном подходе шутки возникают естественным образом. Ваша задача - сосредоточить внимание на поворотных пунктах. Рассматривая каждое действие, старайтесь найти для него противоположное, а затем ищите ответ на следующий вопрос: «Что в этом необычного? ». Открывайте бреши с помощью комических неожиданностей, и тогда получится смешная история.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|