Глава 11. Композиция. Единство и разнообразие. Ритмическое построение.. Ритм и темп.
Глава 11. Композиция
Термин «композиция» означает порядок следования сцен и их соединение. Эта задача может быть сложной, ведь, все больше углубляясь в свой предмет, мы замечаем, как история начинает жить собственной жизнью и устремляется в выбранном ею самой направлении. И здесь на помощь приходят каноны композиции: единство и разнообразие, ритмическое построение, ритм и темп, социальная и личная прогрессия, символическое и ироническое усиление, а также принцип перехода.
Единство и разнообразие.
История, даже если она отражает хаос, должна быть целостной. Предложение «Данное побуждающее происшествие стало причиной появления этой кульминации» обязано сохранять логику в применении к любому сюжету. Волшебный пендель — наиболее глубокая причина действия истории, и ее финальный результат, кульминация, должен восприниматься как неизбежный. Основным скрепляющим материалом является ось истории или сильное желание главного героя восстановить жизненное равновесие. Но единство истории - недостаточное требование. В рамках этого единства необходимо создать максимальное разнообразие. Ключом к этому является исследование. Поверхностные знания позволяют создать только заурядный, монотонный рассказ. Обладая серьезными профессиональными знаниями, мы можем подарить аудитории настоящий праздник. Или, по крайней мере, добавить в историю юмор.
Ритмическое построение.
Если от сцены к сцене мы будем медленно «закручивать гайки», постепенно повышая напряжение, то утомим зрителей задолго до конца фильма. Они совершенно ослабнут, и сил для восприятия кульминации не останется.
Поскольку история является метафорой жизни, мы ждем, что обладать ее ритмом. Этот ритм формируют два желания. С одной стороны, мы стремимся к гармонии и отдыху, но, получая это в избытке, начинаем скучать. В результате начинаем мечтать об испытаниях, напряжении и опасности. Однако, встречаясь с этим каждый день и в большом количестве, перегораем. Жизнь ритмично перемещается между этими полюсами - переход от напряжения к расслаблению и обратно образует пульс существования, ритм дней и даже лет. У каждого фильма собственный ритм, но он никогда не появится в случае скучных, повторяющихся событий или навязчивого действия. Мы начинаем первый акт со слабого напряжения, затем усиливаем его от сцены к сцене до кульминации акта. Принимаясь за второй акт, придумываем сцены, которые ослабляют это напряжение, переключаем зрителей на другое настроение, позволяем им перевести дыхание и собраться с силами. После замедления темпа мы строим прогрессии акта, пока не превзойдем предыдущую кульминацию по интенсивности и смыслу. И так далее, акт за актом. Финальная кульминация доводит зрителей до опустошения, оставляя их эмоционально вымотанными, но удовлетворенными. Затем нужна короткая сцена развязки, которая восстановит силы, чтобы можно было добраться до дома. Это похоже на секс. Умелый рассказчик знает, что мы способны на огромную отдачу... если он подведет нас к этому.
Ритм и темп.
Ритм определяется продолжительностью сцены и задает то, как долго мы находимся в одном месте и времени. Обычный двухчасовой фильм включает в себя от сорока до шестидесяти сцен. Это означает, что в среднем сцена длится две с половиной минуты. Но продолжительность может варьироваться в достаточно больших пределах, и правило здесь одно: на одну короткую сцену нужна одна длинная. Это позволит сохранить ритм истории. Средняя продолжительность определена природой кинематографа, ведь камера успевает показать все визуально выразительное в рамках одного места за две-три минуты. Если сцена длится дольше, кадры начинают повторяться, и монтажеру приходится возвращаться к одному и тому же кадру, снятому разными планами. При повторении пропадает экспрессивность (а зрители любят экспрессивность); фильм становится визуально скучным, и вы рискуете потерять аудиторию.
Темп — это уровень активности в рамках сцены, выраженный через сочетание диалога и действия. Темп сцены зависит от сюжета и характеров персонажей. В хорошей истории прогрессия сцен и эпизодов приводит к ускоренному развитию действия. Двигаясь к кульминациям актов, мы используем ритм и темп для постепенного сокращения продолжительности сцен и одновременно ускоряем происходящие в них действия. Все это для того, чтобы дать зрителям резкий толчок к кульминации, потому что сцены, в которых происходят важные изменения, как правило, отличаются большой продолжительностью, медленным темпом и слабым напряжением. Понятие «кульминационный момент» не означает «короткий и взрывной» - оно предполагает глубокое изменение. Такие сцены нельзя бегло просматривать. Поэтому мы раскрываем их, позволяем им «дышать», замедляем их темп, а в это время зрители гадают о том, что произойдет дальше. И помните про закон снижения эффективности: чем чаще мы делаем паузу, тем менее действенной она становится. Если сцены, предшествующие главной кульминации, длинные и медленные, то большая сцена, предназначенная для создания напряжения, потеряет свою силу. Надо заслужить право на паузу за счет замедления ритма при одновременном повышении темпа, чтобы в момент наступления кульминации мы могли притормозить, растянуть действие, и тогда удастся сохранить напряжение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|