Социальная работа с безработными
Социально-экономическая сущность безработицы в условиях рыночных отношений Переход России к рыночным отношениям повлек за собой специфические проблемы социально-трудовой сферы. Дефицит рабочей силы сменился нехваткой рабочих мест, что привело к возникновению безработицы. В связи с этим особенно актуальным | гаповится изучение современных процессов, происходящих на рынке труда, а также последствий роста безработицы и особенно- (н й социальной работы с безработными гражданами. Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости слу- | пт Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» щ 19 апреля 1991 г. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии госу- ллрства по реализации конституционных прав граждан на труд и ·оциальную защиту от безработицы. Согласно ст. 1 занятость — по деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и | 'Ищиственных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Безработица (ст. 3) — это сложное социально-экономическое явление, не позволяющее части экономически активного населения, желающего работать на условиях найма или создания собственного дела, реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишенной вследствие этого основного дохода (заработной платы). В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) безработица рассматривается как потеря заработков в связи с тем, что человек, способный и готовый трудиться и действительно ищущий работу, не имеет возможности получить подходящую должность. Безработными являются лица в возрасте экономической активности населения (15 — 72 года), не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода и соответствующие во время обследования трем критериям: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском работы в течение четырех недель, предшествующих неделе обследования, используя разные способы; в) готовы приступить к работе в течение двух недель с момента проведения обследования.
В нашей стране безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории России, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие ее и готовые приступить к ней. Безработными не могут быть признаны: ·граждане, не достигшие 16-летнего возраста; ·граждане, которым в соответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости или инвалидности, кроме инвалидов III группы; ·те, кто в течение 10 дней после обращения в службу занятости отказался от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющие специальности (профессии) — после двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том числе временного характера; ·лица, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения для признания их безработными; ·трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения. Последствия безработицы как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно. Отношение к безработице с течением времени менялось. В начале XX в. ее рассматривали как социальное зло, в середине столетия — как закономерное явление для стран с рыночной экономикой. В настоящее время безработица является устойчивой социально-экономической категорией. Вместе с тем негативный характер последствий безработицы как для отдельного человека, так и для общества в целом не вызывает сомнений. Рассмотрим экономические и социальные последствия безработицы.
На национальном уровне безработица в первую очередь приводит к снижению объема производства валового внутреннего продукта (ВВП), что влечет за собой существенное сокращение налогов в государственную казну. Вместе с тем для предотвращения последствий безработицы нужны значительные финансовые вливания, что может привести к экономическому кризису. Для конкретного человека незанятость означает потерю регулярного дохода, необходимого для его жизнедеятельности. Вынужденная бездеятельность ведет к появлению социальной напряженности в обществе, к снижению моральных устоев, приводит к потере профессиональных навыков и т.д. Анализ статистических данных показывает, что наиболее незащищенной на рынке труда оказывается молодежь. Высокий уровень безработицы среди молодежи отрицательно влияет на социальный климат в стране сегодня, а ее последствия в будущем трудно просчитать. В то же время безработица является одним из важнейших условий эффективного функционирования рыночной экономики, она способствует формированию резерва рабочей силы, развивает социальную активность человека во время поиска подходящей рабо- I i.i. Последствия безработицы можно прогнозировать как для отдельного человека, так и для общества в целом. Виды и формы безработицы Явление безработицы неотъемлемо связано с рынком труда. Рынок труда — динамичная система социально-трудовых отноше- иий, определяющих условия найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм ее самореализации на основе информации, поступающей в виде изменений цены груда (заработной платы). Экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Определены основные виды безработицы по сущностным характеристикам — причинам возникновения и продолжительности. Причины возникновения позволяют выделить фрикционную, структурную и циклическую безработицу.
Фрикционная безработица — это незанятость в период перехода грудящегося с одного места работы на другое, носящая времен- характер. Данный вид безработицы объективен и определяется свободой выбора рода деятельности и места работы человека. ·то может быть запланированный переход, когда человек добровольно в связи с определенными личными потребностями меняет род деятельности. На рынке труда фрикционная безработица является определенным балансом между спросом и предложением, когда уровень профессиональной подготовки работников, находящихся в положе
нии таких безработных, отвечает запросам производства и работодателей. Чаще всего инициатива увольнения исходит от самого человека, т.е. по существу фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом незанятость не вызывает психологического дискомфорта. Она дает возможность к более рациональному распределению трудовых ресурсов и при этом повышает уровень благосостояния. Структурная безработица — это отсутствие достаточного спроса на данный труд в данной отросли хозяйственной деятельности. В определенный период времени в структуре потребительского спроса происходят существенные изменения, которые влияют на структуру общего спроса, в том числе и на работников. Развитие экономики влечет за собой внедрение более прогрессивных технологий, создание новых товаров и услуг, а значит, и соответствующие структурные изменения производства. Структурные безработные вряд ли смогут получить работу без соответствующей переподготовки. Работодатель осуществляет набор и обучение кадров, занимается повышением квалификации имеющихся работников, хотя часть сотрудников может быть не востребована. Технический прогресс на определенных стадиях развития экономики и производства вытесняет ряд профессий с рынка труда, что вполне закономерно. В данном виде безработицы предложение не отвечает спросу, что и приводит к определенному дисбалансу между ними. Люди, медленно реагирующие на потребности рынка, чаще всего попадают в состав безработных. Инициатором увольнения в структурной безработице чаще всего выступает работодатель.
Следовательно, можно определить существенное различие между фрикционной и структурной безработицей: в первом случае безработный имеет все возможности для будущего трудоустройства, тогда как во втором — безработные нуждаются в обязательной подготовке, переподготовке или переобучении. По мнению большинства ученых, совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет уровень естественной безработицы, т.е. гот минимальный критерий, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. Циклическая безработица — это отсутствие достаточного спроса на труд вообще, она обусловлена спадом производства товаров. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают своего пика при кризисе экономики и минимальны при ее подъеме. Данная безработица создает серьезные проблемы на рынке труда, так как в условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, уровень занятости сокращается, а безработица растет. Снижение ее влечет за собой существенные финансовые вливания со стороны государства. Наиболее эффек
тивной была бы разработка и принятие специальной программы но обеспечению занятости населения, субсидированная государством и носящая комплексный характер. Одной из разновидностей безработицы является сезонная незанятость, которая связана с временным характером выполнения определенных видов деятельности. По форме проявления она схожа с циклической, когда в определенный период (сезон) происходит большой набор кадров, а в случае свертывания работы — их массовое увольнение. Вместе с тем она похожа и на фрикционную, так как носит добровольный характер. Уровень показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, так как она повторяется каждый сезон; регулярный анализ поможет минимизировать ее последствия. К сезонной занятости (п I юсят: рыболовство, сбор ягод, грибов, сплав леса и многое другое. Работник или предприятие интенсивно трудятся несколько недель, месяцев в году и резко сокращают или прекращают свою деятель- i юсть в остальное время. Неэффективное использование человеческого капитала ведет к появлению частичной, или скрытой, безработицы, когда для сохранения кадров работодатель дает им возможность работать неполный рабочий день или неделю. Для измерения безработицы как явления существуют два показателя:
1)уровень безработицы — отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения (в процентах); 2)продолжительность безработицы — время пребывания в качестве безработного. Учетом безработных в нашей стране занимаются Госкомстат и Государственная служба занятости. Численность безработных определяется на основе их добровольной регистрации в районных и юродских отделениях Государственной службы занятости. Госком- ciai делает заключение на основе выборочного обследования занятости населения, исходя из его общей численности. Для измерения уровня безработицы, определения статуса безработного создаются нормативные акты. К данной категории безработных относят незанятых граждан, которые ищут работу, готовы приступить к ней и являются клиентами службы занятости. Специалисты отмечают, что почти треть рабочей силы в мире ||ибо являются безработными, либо работают неполное рабочее время. Однако в службу занятости обращаются, как правило, 25 — И) % граждан, не имеющих работы. Основная масса людей стремится трудоустроиться самостоятельно, поэтому уровень реальной безработицы определить очень трудно. Следовательно, и по- м«uni. может быть оказана только тем, кто обратился в службу ипятости.
Исходя из сказанного сделаем вывод: на возникновение вынужденной безработицы влияет экономический фактор, естественной безработицы — личностный, сезонной, скрытой безработицы — социально-культурный фактор. § 3. Методы и формы социальной работы с безработными Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно-самостоятельной службы на территории России. Ее территориальные представительства не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входят: выработка активной политики занятости, управление федеральной системой службы по труду и занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью системы службы по труду и занятости и др. Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует: ·свободу выбора рода профессиональной деятельности; ·охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; ·бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; ·защита от безработицы. Безработным гражданам гарантируются: ·бесплатное получение услуг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости; ·обеспечение социальной поддержки; ·компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; ·бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
·возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте, от 14 до IS лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам. Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. I осударство гарантирует безработным: выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; ·выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; ·возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов службы занятости. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она снимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетенцию службы занятости входят: содействие поиску подходящего рабочего места как временного, так и постоянного; повышение конкурентоспособности граждан на рынке трупа, также организация профессионального образования безработных; квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан; информирование населения, работодателей, государственных н негосударственных структур о состоянии рынка труда; территориальное перераспределение работников; помощь в развитии предпринимательства и самозанятости Iраздан; обеспечение социальной поддержки безработных; сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;
·совершенствование механизма финансовой поддержки работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществляющих переподготовку персонала. Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов. 1.Первичная регистрация безработных граждан осуществляется в целях учета общей численности безработных, обратившихся в службу занятости за консультацией. В регистрационных документах указываются анкетные данные клиента, его профессия и причины обращения в службу занятости. 2.Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Для этого безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца и следующие документы: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; б) трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; в) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реабилитации. Специалисты службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации граждан должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии, два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую вакансию безработному может быть предложена профессиональная подготовка (переподготовка). На каждого клиента, зарегистриро
ванного в целях поиска подходящей работы, заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы. 3. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется на основании решения органов службы занятости населения о признании гражданина безработным, которое принимается не позднее 11календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является принятие решения службы занятости о признании его безработным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторное обращение. В случае несогласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратиться с иском в суд. 4. Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы занятости обязаны не реже 2 раз в месяц проходить перерегистрацию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информировать органы службы занятости в случае поиска работы. 5. Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется в следующих случаях: если гражданин признается запятым в соответствии с трудовым законодательством; если он проходит профессиональную подготовку или переподготовку, повышает квалификацию по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; если он не является без уважительной причины в течение 10 дней со дня регистрации в качестве безработного; при неявке в органы службы занятости без уважительной причины; при переезде в другую местность; в случае назначения гражданину пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет; когда устанавливаются нарушения со стороны безработного. По мнению некоторых специалистов, нормализации ситуации и области занятости населения будет способствовать развитие малого предпринимательства, особенно в небольших городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, повышает деловую активность граж- лан, их конкурентоспособность на рынке труда. Другим вариантом увеличения занятости является привлечение. раждан к оплачиваемым общественным работам. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не получающие пособия, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для следующих категорий граждан: ·впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); ·уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; ·прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; ·стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных по их вине; ·отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; ·состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; ·обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью: ·повышения конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда; ·сокращения уровня безработицы; ·изменения профессионально-квалификационного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики; ·минимизации финансовых издержек государства. Данный вид деятельности службы занятости — один из главных элементов активной политики занятости, так как он способствует преодолению основной причины безработицы — несоответствия
качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработных граждан. В соответствии с законом эта работа ведется в тех случаях, если: гражданин не имеет профессии (специальности); ·невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; ·необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданин утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости. 11раво в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также I раждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при пом не имеющие профессии (специальности). Профессиональное обучение призвано решать следующие задачи: 1)предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения; 2)содействовать трудовой активности населения, развитию предпринимательства и самозанятости; 3)повышать конкурентоспособность определенных категорий I раждан; 4)формировать социальный заказ на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей. Для того чтобы все эти требования четко выполнялись, необхо- лимо создать целостную концепцию профессионального образования безработных граждан. Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании: ·документов об образовании; документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; ·записей в трудовой книжке.
Эффективность системы профессионального образования подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения. Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы определяется временем, в течение которого человек не может найти работу. Безработица может быть: кратковременной (до 4 месяцев); длительной (более 1 года). В России число людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, с каждым годом увеличивается. Среди таких безработных мужчины составляют 38 %, женщины — 62 %. Длительная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, так как они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительно безработным гражданам необходимы, во-первых, комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы и, во-вто- рых, активный поиск работы (формирование новой активной позиции). Анализ ситуации на рынке труда показывает, что разные категории граждан имеют неодинаковые возможности для трудоустройства. Это граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; молодежь (особенно до 18 лет); женщины; граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы. Основной целью работы с данными категориями является недопущение застойной и хронической безработицы средствами активных форм трудоустройства, таких как: ·организация и проведение общественных работ; ·содействие самозанятости и предпринимательской деятельности; ·организация временной занятости подростков; ·реализация программы «Молодежная практика» для выпускников учебных заведений; ·квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите; ·осуществление компенсационных выплат работодателям при трудоустройстве этих категорий граждан. В целях оказания гражданам дополнительных услуг по трудоустройству служба занятости совместно с работодателями организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в непосредственном общении с работодателем определить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежь, инвалиды, специалисты в
определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированные работники и т.д.). Социальная адаптация безработных граждан осуществляется в «Клубах ищущих работу», создаваемых при службах занятости. Участие в деятельности клуба позволяет им преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активнее вести самостоятельный поиск работы. Работая с инвалидами, служба занятости предпринимает меры для привлечения их в сферу предпринимательства и самозанятости, ведет переговоры с работодателями по квотированию рабочих мест, осуществляет сотрудничество с общественными объединениями инвалидов. Высокий уровень безработицы среди молодежи (граждане в возрасте до 30 лет) влияет на социальную напряженность в обществе. Для решения проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах с 1 января 1995 г. на территории РФ была введена в действие программа орга- пизации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика». Эта форма работы позволяет повысить конкурентоспособность молодых людей на рынке труда, способствует их дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами службы занятости и молодежными биржами труда создаются региональные программы трудоустройства несовершеннолетних. Важнейшие задачи в работе с данной категорией граждан: информирование о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг; проведение активной профориентационной работы; ·психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабочие места; обучение типовым моделям трудоустройства. Для России актуальной остается проблема сохранения кадрового потенциала, особенно среди женщин, она требует определенных мер со стороны государства. Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с безработными. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и психотерапию. Таким образом, наиболее эффективен комплексный подход к решению проблем занятости и безработицы с учетом экономических
и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда. Вопросы и задания для самоконтроля 1.В чем вы видите социально-экономическую сущность безработицы в условиях рыночных отношений? 2.Какие виды безработицы существуют, дайте их характеристику? 3.В чем заключается негативный характер безработицы? 4.Назовите методы и формы социальной работы с безработными в центрах занятости населения. Рекомендуемая литература Буланов В. С. Современные проблемы занятости и безработицы: Учеб. пособие. — М., 1996. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032 - I (Ред. 31.12.2005). Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю. В. Колесникова. — М., 1996. Заславский И. Е. Труд. Занятость. Безработица. — М., 1992. Плакся В. И. Безработица в рыночной экономике. — М., 1996. Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие. — М., 1998. Рынок труда: Учебник / Под ред. B.C.Буланова, Н.А.Волгина. — М., 2000. Старовойтова JT. М., Золотаева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие. — М., 2001. ГЛАВА 9 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ § 1. Сущность современных миграционных процессов Миграция — относительно новое слово в русском языке, хотя явление, обозначаемое им, известно каждому. Миграция — это все виды движения населения, имеющие социальную значимость. В более узком, научном, смысле — процесс перемещения людей, пересекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства, навсегда или на срок более 6 месяцев. В современном значении слово «мигрант» имеет негативный оттенок. Кто такие мигранты? Беженцы, спасающиеся из «горячих точек» или вынужденные покинуть обжитые места из-за межнациональной вражды; северяне, лишившиеся льгот; офицеры, уволенные из армии. Превратиться в мигранта — это большое несчастье. И мало того что эти люди мучаются сами, они ухудшают положение жителей тех территорий, куда устремляется миграционный поток.
В то же время миграция — это естественная, зачастую необходимая часть человеческой жизни. В основе миграции лежит нормальное человеческое желание улучшить свою жизнь. Миграция как социальное явление порождает массу проблем. С одной стороны, большие миграционные потоки ведут к перенаселению отдельных районов, что может вызвать социальные осложнения (увеличение безработицы, рост преступности, возрастание конфликтности и др.). С другой — при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека: перемещение из одной природной и социальной среды в другую приводит к болезненному разрыву множества естественно-антропологических связей и их искусственному созданию на новом месте. Отсутствие жилья, сложности с трудоустройством, падение уровня жизни осложняют социальную адаптацию мигрантов. Единый миграционный поток можно условно разделить на несколько течений. В зависимости от направления движения выделяют эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция — это выезд за пределы страны на постоянное место жительства или длительное проживание. Иммиграция — въезд в данную страну на постоянное место жительства или длительное проживание. Эмигранты — граждане России, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического ха- рлктера, а также по личным мотивам (воссоединение с семьей, вступление в брак); лица, ранее прибывшие на территорию РФ и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с территории России. Иммигранты — иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|