Санитарно-гигиенические методы
Медико-социальная помощь клиентам учреждений социального обслуживания населения направлена на профилактику, лечение имеющихся у них заболеваний и уход, на поддержание активного образа жизни. Она также включает в себя социальную защиту в случае болезни, первичную медицинскую помощь, лечение хронических заболеваний по назначению врачей; социально-гигиени- ческую помощь, которую оказывают врачи-специалисты закрепленных лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения, медицинские сестры учреждений социального обслу
живания населения, специалисты по социальной работе, соци- альные работники. Для клиентов учреждений социального обслуживания населения организуются следующие медико-социальные мероприятия: оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические, i апитарно-просветительская работа, медико-социальный патронаж семей клиентов. Специалист по социальной работе стремится создать условия, улучшающие состояние здоровья клиента. Исследование влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и разработка практических мероприятий являются основными направлениями социальной гигиены как науки. Санитарно-гигиенические исследо- намия проводят с целью изучения факторов окружающей среды и оценки их влияния на здоровье человека. Эту работу осуществля- ют: Международный комитет по изучению факторов окружающей | реды, Международная федерация по гигиене, профилактической социальной медицине, Международная медицинская ассоциация но изучению жизненных условий и состояния здоровья. В структуру санитарно-гигиенических исследований входят санитарно-опи- чшп'льные методы, которые может использовать в своей деятельности специалист по социальной работе. Санитарно-описательные методы формируют общее представление о жилищно-бытовых условиях клиента, о навыках личной гигиены членов его семьи, о выполнении родителями гигиенических нормативов, связанных с охраной и укреплением здоровья детей и подростков.
(анитарно-описательные методы применяются во время меди- а о социального патронажа семьи, который организуется специали- i юм по социальной работе и медицинским работником и облегчает обслуживание клиента на дому. Специалисты проводят диагности- | V, медицинскую и социальную реабилитацию, лечение, направляли при необходимости на медико-социальную экспертизу и т.д. Мри социальном обслуживании клиента на дому медицинский работник организует соответствующий уход, выполнение процедур патронажной сестрой и сестрой физиотерапевтического отделения. Особенно большое внимание уделяется клиентам с сердечно сосудистыми заболеваниями, сосудистыми поражениями го- иоипого мозга, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной I hiпки, гастритами. Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных нормативов. I.Жилая квартира должна соответствовать гигиеническим и со- i шально-бытовым потребностям семьи клиента, иметь необходимый набор помещений, размеры которых отвечают гигиеническим нормам. Минимальной нормой жилой площади на одного челове- I а считается 9 м2. Такая площадь при высоте помещений 2,5 —3,2 м обеспечивает необходимый объем воздуха в квартире, предостав
ляет возможность разместить мебель и предметы быта. Неудовлетворительными жилищными условиями являются отдельная квартира или собственный дом, жилая площадь которых менее 6 м2 на одного человека без гигиенических удобств, а также общежитие. Перенаселенность квартиры приводит к возникновению инфекционных заболеваний, изменению состава и физического состояния воздуха. Загрязненный воздух влияет на центральную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на физиологические функции всего организма и вызывает головную боль, плохой аппетит, быструю утомляемость.
2.Квартира должна иметь санитарно-техническое оборудование, хорошее освещение и соответствующий гигиеническим требованиям микроклимат. В сырых и холодных помещениях развиваются острые респираторные и другие заболевания. В жилой квартире должны быть созданы условия для звукоизоляции. Излишний шум в помещении вызывает плохое самочувствие, раздражительность. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. В однокомнатной благоустроенной квартире проживала семья, состоящая из отца, матери, новорожденного сына и семилетней дочери, имеющей нарушения слуха. Девочка училась в первом классе. Восприятие ребенком устной речи и улучшение ее разговорной речи обеспечивал слуховой аппарат. Специалист по социальной работе в ходе патронажа отметил, что плач новорожденного брата влияет на нервную систему девочки. Семье было оказано содействие в улучшении жилищно-бытовых условий. 3. В квартире должны быть созданы условия жизни, отвечающие возрастным особенностям человека, способствующие восстановлению творческих сил, укреплению здоровья. В связи с тем что социальная работа в большой степени ориентирована на предоставление медико-социальных услуг несовершеннолетним и гражданам пожилого возраста, необходимо знать рекомендации по оборудованию комнаты, исходя из возрастных особенностей клиентов. Пожилой человек должен иметь хорошо организованные бытовые условия, ему необходимо выделить отдельную комнату или просторную светлую часть помещения. Не следует создавать вокруг пожилого человека пустоту, влекущую за собой чувство одиночества. Мебель необходимо расставить так, чтобы середина комнаты была свободной. Возле кровати на расстоянии вытянутой руки необходимо поставить столик или тумбочку с предметами первой необходимости. Желательно, чтобы здесь же стоял телефон, который избавляет пожилого человека от беспокойства и неуверенности. Необходимо поддерживать в норме температуру и влажность воздуха. Комфортный уровень температуры в комнате +22 °С. Не следует оставлять пожилого человека в жаркой, плохо проветренной комнате. Зимой температура в помещении должна быть не ниже + 18...+20 °С.
Рекомендации по улучшению санитарно-гигиенических усло- IIIin быта необходимы также семьям, воспитывающим детей. Во время медико-социального патронажа специалист по социальной работе наблюдает за ребенком в домашних условиях, изучает быт, п taiсоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, особенностями семейного воспитания, узнает о самочувствии ребенка (гоп, периодичность посещения дошкольного учреждения или общеобразовательной школы), обращает внимание на самочувствие матери (эмоциональное состояние, особенности общения) в момент проведения медико-социального патронажа. Во время посещения семьи он отмечает выполнение родителями гигиенических норм, I лсающихся спального места ребенка, места для отдыха и при- | отопления уроков. В случае если данные требования не выполняются, специалист по социальной работе и медицинский работник н ненавязчивой форме дают родителям советы-рекомендации, орга- пп зуют режим сна и бодрствования, адекватный возрастным осо- иеппостям ребенка. Важно объективно определять общее состояние ребенка, а таюке состояние его кожи, в том числе внешние признаки ушибов: гематомы, порезы и т.д. Необходимо наблюдать 1 тем, как родители относятся к состоянию одежды ребенка, а 1 к же выяснить, какими навыками самообслуживания он обладает. Если ребенок не обучен навыкам самообслуживания, соответ- i I кующим его возрасту, родители получают неоценимые рекомен- пации-советы, посещают обучающие занятия-тренинги по освоению приемов и методов, содействующих социально-бытовой адап- i.iции ребенка. Медико-социальный патронаж — одна из форм социальной работы реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями, а также социально-оздоровительных петров для пожилых людей и инвалидов.
15 учреждениях социального обслуживания населения проводит- (I санитарно-просветительская работа, она включает в себя: фор- мирование гигиенических навыков, распространение знаний о правильном, здоровом режиме труда, отдыха, питания, основанных на данных современной медицинской науки, ознакомление | м иентов с причинами возникновения болезней и методами их профилактики. Формы санитарно-просветительской работы: индивидуальная беседа, устный журнал, специализированное консультирование, инструктаж. Индивидуальная беседа проводится во время посещения клиента на дому, в стационарном учреждении социального обслуживания населения (ежедневный обход клиентов), на медико-соци-.hiI.пом патронаже семьи. Она должна учитывать психологические особенности клиента, иметь психотерапевтический характер, если клиент нездоров, и в то же время успокаивать его, внушая веру в оиагоприятный исход болезни. Практические рекомендации способствуют улучшению состояния здоровья клиента.
Важной формой санитарно-просветительской работы в стационарном учреждении социального обслуживания населения либо в группах дневного пребывания для граждан пожилого возраста и в группах детей и подростков является устный журнал. Он может проводиться, например, в форме интервью, которое позволяет рассматривать обсуждаемую проблему на основании различных профессиональных подходов. В интервью принимают участие люди, соответствующие возрастным особенностям аудитории: врачи-геронтологи, педагоги, ровесники клиентов и т.д. Во время интервью используются наглядные средства: фрагменты видеофильмов, фотографии, иллюстрирующие информацию о гигиенической подготовке. Специализированное консультирование проводится индивидуально по заранее подготовленным вопросам. Медицинский работник предлагает каждому клиенту конкретные практические рекомендации. В процессе подготовки к консультированию клиенты могут заранее передать свой вопрос в письменной форме. Медицинский работник готовит точные, подробные, реальные рекомендации с учетом социально-экономического положения клиента. Инструктаж проводится для клиентов, а также родителей детей и подростков, у которых заканчивается реабилитационная программа в условиях учреждения социального обслуживания населения. Инструкции представляют собой собеседование по выполнению клиентом определенных санитарно-гигиенических требований. Согласно инструкциям об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в обязанности медицинского персонала входит выполнение ряда санитарно-гигиенических процедур. Врач организует выполнение санитарных правил и санитарно-гигиенических мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу с проживающими и персоналом. Старшая медсестра организует работу среднего и младшего медицинского персонала по обеспечению должного санитарного состояния помещений, содержанию клиентов в надлежащей чистоте, соблюдению гигиены. Дежурная медицинская сестра совершает ежедневный обход клиентов, несет ответственность за санитарное состояние помещений, в отделении для больных с постельным режимом проводит необходимый по назначению врача туалет кожи для профилактики пролежней, контролирует выполнение санитарками гигиенического туалета больных. Санитарка под руководством медицинской сестры обслуживает клиентов и ухаживает за ними, несет ответственность за их внешний вид, помогает больным при приеме пищи, умывании, передвижении.
Таким образом, медико-социальная помощь клиентам учреждений социального обслуживания населения направлена на про
филактику, лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Определите алгоритм оказания медико-психологической помощи кииспту, пережившему трудную жизненную ситуацию. 2.Какова роль медико-психологических методов в оказании помощи I пнснту? У Назовите социально-гигиенические требования, которым должны соответствовать жилищно-бытовые условия клиента. 4. Назовите формы проведения санитарно-просветительской работы в учреждениях социального обслуживания населения. Рекомендуемая литература И помощь пожилому человеку: Пособие для людей пожилого возраста,.1 1 тюке для тех, кто за ними ухаживает. — СПб., 2001. 1'ехт К. Психогигиена. — М., 1979. Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие / Под ред. Т. В.Зо- |ули. — М., 2005. Майстрах К. В., Лаврова И. Г. Основы социальной гигиены и организации здравоохранения. — М., 1974. Основы социально-медицинской работы: Учеб. пособие. — М., 1998. Право социального обеспечения / Под ред. К. Н.Гусова. — 2-е изд., пгрсраб. и доп. — М., 2002. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 28.07.1995 г., № 170 «Об утверждении инструкции об орга- шпмции медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарии гигиенических мероприятиях в домах-интернатах для престарелых и нпилЛидов». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ’<>. 11.1996 г., № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждении, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ’N.07.1997 г., № 266 «О подготовке специалистов по социальной работе и ' пциальных работников, участвующих в оказании психиатрической и пси- ми ерапевтической помощи». Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряко- и*1. М., 1990. Сироткина И. Е. Психопатология и политика: Становление идей и прак- Iи к и психогигиены в России // Вопросы истории естествознания и техники. — 2000. — № 1. Чичерин Л. П. Актуальные вопросы организации медико-психологиче- 1'кой помощи детям и подросткам // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. — 2002. — № 4.
ГЛАВА 13 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ § 1. Сущность и содержание психологических методов в социальной работе Психология — отрасль гуманитарной науки и практики, изучающая психику человека с целью описания, систематизации и объяснения разнообразных проявлений человеческого поведения и переживания, а также целенаправленного влияния на них. Непосредственно с социальной работой взаимодействует практическая психология, содержанием которой является воздействие на конкретного человека с целью оптимизации его психической деятельности. Разделы практической психологии: психодиагностика, психокоррекция и психотерапия, психологическое консультирование, превентивная психология, психогигиена и психопрофилактика. Психодиагностика — область практической психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-пси- хологических особенностей личности. Знание прикладных аспектов психодиагностики позволяет социальному работнику верно определить психологические особенности клиента и его состояние, а также эффективно осуществлять мероприятия, направленные на оказание ему различных видов помощи. В психодиагностике применяются психодиагностические методы. Психотерапия — лечение при помощи воздействия на психику человека. Психолог-психотерапевт помогает человеку находить решение жизненных проблем, преодолевать кризисы, разрешать конфликты, снимать последствия стрессов и психологических травм. Психокоррекция — исправление нарушений в психике человека психологическими средствами. В современной психологии и социальной работе психокоррекция часто является синонимом психотерапии. Психологическое консультирование — раздел практической психологии, включающий в себя индивидуальную психологическую помощь человеку путем анализа его жизненной ситуации и предоставления советов для ее улучшения. Приемы консультирования, применяемые консультантом-психологом, направлены на обеспечение доверия и открытости клиента, получение от него информации и ее анализ, на постановку психологического диагноза, подбор соответствующих мер и психологических техник. Психологическое консультирование — интегральная процедура, основанная на методах психодиагностики, психотерапии и психокоррекции.
Iкихологи-консультанты должны обладать высокой квалификацией. Чиание методов психологического консультирования позволяет социальному работнику7 правильно выстроить беседу с клиентом, основательно разобраться в его проблеме и назначить адекватные меры по ее преодолению. Психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилакти- Iой, главная цель которой — устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Методы психогигиены в социальной работе направлены на выявление и предупреждение бытовых и социальных факторов, вредно влияющих на психику человека и снижающих эффективность жизнедеятельности; на разработку и ппсдрение в практику социальной работы мероприятий по укреп- непию психики человека, повышению ее сопротивляемости стрес- союпным воздействиям и обеспечению условий для нормального Функционирования психики человека. Для специалистов по социальной работе особый интерес пред- ·|.шляют методы психогигиены труда социального работника, по- июляющие снизить деструктивное влияние профессиональных факторов на психику, избежать профессиональных деформаций чичмости и поддерживать оптимальное функциональное состояние в работе с клиентами. Превентивная психология — специальная отрасль прикладной психологической науки, задача которой — предупреждение, диагно- ·шка и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетни \, а также оздоровление условий их семейного и общественного воспитания. Владеть методами превентивной психологии должен каждый специалист по социальной работе, чей круг обязанностей ·иязан с семьями группы риска, детьми и подростками девиантною и делинквентного поведения, интернатными учреждениями, а также задачами общей профилактики социальных отклонений в ни кой и молодежной среде. ('оциальная психология — отрасль психологической науки, изучающая группы людей, а также личность в системе социальных отношений. С точки зрения социальной психологии социальное окружение, существующее в виде микросреды, оказывает определяющее влияние на сознание личности и группы, формирование потребностей, установок, отношений, интересов, ценностных ·'риептаций индивидов и групп в целом. Методы социальной пси- оиогии активно и широко используются для изучения социальной проблематики клиентов, а также для коррекции поведения и ' oiшальной адаптации. Интенсивное внедрение психологических методов в социальную pat юту обусловлено тем, что клиент социальной работы — чело
век, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Разработкой методов и реализацией психологической поддержки традиционно занимается практическая психология. Специалист по социальной работе должен уметь осуществлять индивидуально-психологический подход к конкретному клиенту, знать психологические особенности различных социальных категорий. Кроме того, в феномене социального неблагополучия всегда имеются внутренние причины, выражающиеся в деформации различных личностных структур (неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сфер, процессов саморегуляции, негативные фиксированные установки, психотравмы, комплексы). Таким образом, в каждой трудной жизненной ситуации содержится психологический компонент, что делает необходимым использование психологических методов в социальной работе. В конце 1990-х гг. возникла новая отрасль практической психологии — психосоциальная работа, задача которой — преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т.е. жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы — здоровая психика обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека и, наоборот, деструктивные изменения в жизни ведут к деструктивным изменениям психики. В психосоциальной работе выделяются источники социальнопсихологического неблагополучия человека: потеря работы, близких, инвалидность и хроническая болезнь, смена жительства и привычных условий, адаптация после возвращения из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов, техногенных катастроф и т.д. Психосоциальная работа — часть комплексных программ социального оздоровления и воспитания населения. Для каждой категории клиентов в зависимости от целей психосоциальной работы разрабатываются свои психосоциальные программы и технологии. Деятельность специалиста по социальной работе включает в себя некоторые элементы психосоциальной работы: первичное консультирование, диагностику и посредническую деятельность при разрешении конфликтов. Методы психосоциальной работы заимствованы из практической психологии и адаптированы к задачам и условиям социальной работы с населением. Таким образом, сущность психологических методов в социальной работе — это воздействие на психику клиента с целью оптимизации самоуправления в трудной жизненной ситуации.Содержанием пси-
чологических методов являются психологическая диагностика, коррекция, консультация и профилактика, направленные на ока- чапие помощи клиенту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|