Сущность и классификация педагогических методов в социальной работе
Содержание деятельности специалиста по социальной работе охватывает широкий круг вопросов — от адресной помощи клиенту в преодолении трудных ситуаций, восстановлении и сохранении физических и душевных сил до обучения социальным навыкам, формирования умений самостоятельно решать проблемы, ставить и достигать цели, оказывать поддержку не только взрослым, но и детям. Все это требует от социального работника владения комплексом педагогических методов. В педагогической литературе по-разному определяют понятие «метод»: это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение человека с целью выработки у него определенных качеств; это планомерный процесс достижения определенных целей педагогическими средствами; конкретный способ взаимодействия клиента и социального работника, направленный на формирование и развитие личности, обогащение ее социального опыта; совокупность приемов формирования у личности тех или иных социальных качеств; воздействие на личность для приобретения ею новых характеристик во взаимодействии с объективной действительностью и в межличностных взаимоотношениях; способ целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающие успешное формирование социально значимых отношений и качеств личности; совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение социализации, исправления, перевоспитания. Педагогический метод рассматривают также как совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств, для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и совершенствования.
Таким образом, педагогический метод — это средство, способ, прием или ряд действий, выстроенных в определенной последовательности. Каждый метод представляет собой единую целостность,
в которой неразрывно связаны специфические действия двух субъектов — социального работника и клиента. В современной педагогике имеется немало классификаций методов, т.е. выстроенных по определенному признаку систем. Классификация помогает специалисту лучше представить место отдельного метода, его потенциал, условие его успешного использования для решения конкретных задач, делает действия осознанными, а деятельность осмысленной. Многие авторы считают оптимальной классификацию педагогических методов по трем составляющим социально-педагогической работы. Это — цель, содержание и процесс. В соответствии с этим они выделяют три группы методов. 1. Методы формирования сознания личности помогают клиенту приобрести знания требуемых норм и правил поведения, сформировать у него понятия и суждения, обеспечивающие уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения. В эту группу методов включают рассказы на этические темы, разъяснения, лекции, этические беседы, внушение, убеждение, инструктажи, диспуты, дискуссии. Каждый из перечисленных методов имеет свою область применения, помогает решать конкретные проблемы клиента. Комплексное использование методов этой группы будет способствовать осуществлению словесно-эмоционального воздействия. 2. Методы организации деятельности помогают, во-первых, формировать требуемый тип формы поведения клиента и, во-вторых, обеспечивать перевод знаний, социального опыта в личный опыт.
К этой группе методов относят приучение и упражнение, требование, поручение, воспитывающие ситуации. Эти методы позволяют специалисту ставить перед клиентом и помогать ему решать задачи разной степени трудности, в том числе и касающиеся отношений с окружающими людьми. Грамотное и целесообразное применение данных методов поможет клиенту приобрести опыт гуманистических отношений. 3. Методы стимулирования (в том числе поощрение, наказание, соревнование, методы контрактов и «взрыва») ориентированы на ускорение или торможение определенных действий у клиента. Следовательно, они поддерживают положительные побуждения, активизируют позитивные проявления в поведении, ослабляют, нейтрализуют влияние негативных факторов на поведение. Разнообразные методы, взаимодействуя в определенном сочетании, помогают человеку приобрести новый, улучшить, видоизменить существующий жизненный опыт, выработать жизненные стратегии, адекватные ситуации. Педагогические методы социальной работы подразделяют на методы обучения и методы воспитания. Последние представлены
двумя группами: 1) методами, оценивающими и стимулирующими деятельность личности (поощрение и порицание); 2) методами, побуждающими и формирующими определенную деятельность, сознание личности (убеждение и побуждение). Использование этих методов позволяет социальному работнику оказывать более эффективную социальную помощь клиенту. Исходя из того что каждый педагогический метод является компонентом социально-педагогической системы, Л.Станоев1 предлагает рассматривать следующие группы методов. 1.Метод, направленный на формирование у клиента стремления самостоятельно преодолеть свои проблемы. Ожидаемый результат достигается с помощью таких приемов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра, а также концентрацией внимания клиента на деятельности, которая способствует выработке жизненно необходимых качеств личности. 2.Метод репродуцирования помогает приобрести необходимый минимум знаний и умений, накопить личный опыт самостоятельного решения своих проблем. Результатом использования этого метода является зарождение проектируемых социальных качеств.
3.Метод закрепления и обогащения активизирует самостоятельные усилия клиентов по обогащению и расширению социального опыта, дальнейшему совершенствованию личностных качеств. Используются такие приемы, как пример, критика, самокритика, дискуссия, планирование, целеполагание, распределение, самоконтроль. С их помощью закрепляются формируемые качества личности, усиливается самостоятельность в решении проблем, создаются условия для проявления творчества и выработки умения действовать в зависимости от ситуации. 4. Метод содействия и творчества обеспечивает благоприятные условия для перевода воспитания в самовоспитание, в процесс самосозидания собственной личности. Характерные приемы — воспитывающие ситуации, обсуждение, личные комплексные планы и др. Они позволяют клиентам осуществлять осознанные и осмысленные действия, направленные на решение своих проблем. Опираясь на опыт организации воспитательного процесса и представления о сущности воспитания, А. М.Сидоркин2 выделяет три группы методов. 1.Методы изменения деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятельности и предмета общения, а также изменение смысла видов деятельности и общения). Эти методы позволяют помочь клиенту пе 1 См.: Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: Сб. ст. - М.; Тула. - Т. 1. - С. 147- 158. 2 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 569-570.
рейти к самостоятельному, активному освоению знаний, приобретению новых смыслов деятельности, самосовершенствованию. 2. Методы изменения отношений через их демонстрацию (пример, специальные воспитательные ситуации, метод «взрыва», ком- мунарский сбор, ключевые общешкольные дела, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, сохранение традиций и обычаев коллектива, метод коллективного самоанализа, игры). 3. Методы изменения компонентов воспитательной системы (постановка новых целей, разъяснение смысла идей, создание новых традиций, стимулирование творчества).
Применение таким образом расположенных методов, знание их возможностей, умелое использование их потенциалов помогает социальному работнику создавать условия для развития личности и преодоления ею жизненных трудностей.' Педагогические методы в социальной работе в зависимости от сферы преимущественного влияния на внутренний мир личности и ее образовательную среду подразделяют также на следующие группы. 1.Методы, развивающие сознание, личностные смыслы жизни (рассказ, сообщение, информация-описание, разъяснение-убеж- дение, внушение, пример, беседа, дискуссия, взаимоубеждение, размышление-диалог). 2.Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы, чувства (рефлексия, прояснение проблемы, выбор задач, создание установки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успеха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой). 3.Методы, формирующие опыт поведения (общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, общественное мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, поручение, общение-диалог, переучивание). 4.Метод самовоспитания и самореализации (индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоанализ, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя). 5.Метод творчества (выбор задач, моделирование плана действий, самоорганизация времени, анализ своих достижений). 6.Метод создания новой образовательной среды (введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отношений, проектирование деятельности и общения-диалога, корректировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации, компенсация общей среды развития, предотвращение деформаций среды развития). В этом варианте разные группы классификации методов включают одинаковые приемы. В основе еще одной разновидности классификации педагогических методов в социальной работе лежит психолого-педагоги- ческое воздействие, цель которого — изменить или сформировать
определенный взгляд клиента на вещи, произвести сдвиг в системе его ценностных ориентаций. В этом случае первую группу составляют методы речевого воздействия, в которую входят внушение, убеждение, доказательство, дискуссия, взаимное просвещение. Они призваны стимулировать освоение клиентом новой информации, изменение отношений, осмысление своего жизненного опыта. Во вторую группу входят методы регулирования активности (минимизация, ориентирующие ситуации, включение в деятельность). Третья группа включает методы стимулирования деятельности и поведения клиента (требование, перспектива, поощрение, наказание). Они позволяют специалисту активно влиять на поведение человека, стимулировать его к позитивным действиям, поступкам или предупреждать нежелательные.
Четвертую группу составляют методы организации деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных воспитывающих ситуаций), которые в комплексе формируют навыки общественно одобряемого образа жизни. Итак, педагогические методы в социальной работе независимо от того, какой классификации специалист отдает предпочтение, направлены на решение проблем целостной личности, стимулирование собственной активности клиента, мобилизацию его жизненных ресурсов. § 2. Характеристика педагогических методов Методы — сложнейший компонент педагогического процесса, инструмент формирования необходимых качеств личности, обогащения ее опыта социально значимых отношений. Частным выражением метода является прием как актуализирующее действие в конкретных обстоятельствах. Правда, в реальном педагогическом процессе между приемом и методом нет четких границ. В то же время каждому методу в определенных условиях соответствует свой набор приемов педагогической деятельности. В социально-педагогической литературе особое место отводится методу убеждения, который выражается в эмоциональном разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения в новых ситуациях, в развитии чувств и сознания личности. Результатом его воспитательного влияния на личность становится собственная точка зрения человека на волнующую его проблему. Многие авторы считают психологической основой данного метода принцип опережающего отражения в сознании личности тех действий и поступков, которые в будущем ей придется реализо
вывать. Опережающее отражение поведения базируется на приобретенном опыте и глубоком знании норм и правил общественно полезной деятельности. Метод убеждения требует от специалиста высокого профессионального мастерства. В частности, он должен знать возрастные особенности клиента, закономерности формирования и обогащения его социального опыта, диагностировать уровень развития самосознания и выявлять положение в системе межличностных отношений, видеть и учитывать трудности, определять перспективы, поддерживать, закреплять достижения, находить способы оказания адресной помощи. Метод убеждения представляет собой интеллектуально-эмоцио- нальное воздействие на сознание, чувства, волю человека, основанное на логике, поэтому его использование требует от социального работника больших временных затрат, владения разнообразными сведениями, ораторским искусством. К методам, которые конкретизируют сложные социальные нормы и понятия, относят таюке этический рассказ, этическую беседу, диспут. Этический рассказ чаще используют в работе со школьниками, чтобы вызывать у них положительные нравственные чувства, формировать образец идеального поведения. Этическая беседа как метод привлечения клиента к обсуждению, анализу и выработке нравственных оценок призвана помочь ему осмыслить повседневный опыт,- расширить представления о нравственных мотивах, руководящих поступками людей, глубже вникать в сущность поведения других, адекватно ситуации оценивать собственные действия. Диспут мобилизует активность конкретного человека при ориентировании его в выборе соответствующих норм и правил поведения. Большие нравственные проблемы, которые находятся в центре обсуждения на диспутах, позволяют стимулировать размышления клиента о сущности и характере нравственных требований, принципов, об особенностях связей между ситуацией, условиями, собственными поступками и их реальными последствиями. Каждый из названных методов в состоянии реализовать свой потенциал, если соблюдаются определенные допущения и ограничения. Например, рассказ на этическую тему требует учета настроения слушателя, умения создавать эмоциональность обстановки, т.е. целесообразно использовать музыку, иллюстрации, технические средства. Этическая беседа в свою очередь предполагает разнообразие форм включения клиента в обсуждение, обращенность к проблеме, поступку (а не конкретной личности), избегания категоричности умозаключений, оценок со стороны социального работника. Диспут — более сложный способ взаимодействия специалиста и клиента, поэтому требует тщательной подготовки со стороны орга
низатора (не только продуманности методической цепочки, но и отбора темы, проблемы для диалога). Главная забота того, кто проводит диспут, — добиться желания клиента продолжить разговор. Одним из эффективных педагогических методов социальной работы, позволяющих сформировать у клиента необходимые социальные привычки, укрепить их, является упражнение, которое чаще всего трактуется как многократное повторение действий и поступков в целях их образования и закрепления. В процессе использования социальным работником метода упражнения практикуются: показ необходимых способов деятельности; организация первоначального воспроизводства образцов поведения в рамках предложенного алгоритма; подкрепление желания повторить отдельные (менее удачно выполняемые) действия с целью их совершенствования; последующие тренировки для закрепления необходимых способов деятельности; приучение к самоконтролю на определенных этапах освоения действий; создание разнообразных ситуаций, в том числе и нестандартных, которые могут потребовать совершения отрабатываемых действий, расширяют горизонты применения полученных клиентом умений и навыков. Для того чтобы метод упражнения успешно решал свои задачи, следует помнить о необходимости более частого повторения действий на начальной стадии работы, об обязательном напоминании последовательности шагов, о чередовании успеха и проверки качества сформированного действия через ситуации проб. В то же время не следует пренебрегать чувством меры. Поэтому если клиенту не ясен смысл действий, необходимо разъяснить важность овладения конкретными действиями для решения проблемы и отработать точность их выполнения. Именно эти условия будут гарантировать, что в будущем человек окажется в состоянии с их помощью самостоятельно организовывать свою деятельность, выстраивать свои отношения с окружающими, решать свои жизненные проблемы. Формирование опыта действовать особенно эффективно в игре, как в сюжетно-ролевой, социально-ориентирующей, так и в имитационной. Следовательно, специалист может включать игры в программу собственной деятельности. Методы убеждения и упражнения тесно связаны с примером, как образцом поведения других людей, с конкретизацией для клиента сложных этических и социальных понятий, вариантов поведения. Психолого-педагогической основой влияния на личность положительного примера является подражательность, стремление копировать в собственных действиях поступки других, значимых, лиц (идеальных, реальных, виртуальных). Наблюдая, анализируя, реконструируя образцы поведения других, человек делает для себя выводы о значимости, желательности, достоинстве тех или иных
поступков, постигает сущность социальных, нравственных отношений, открывает для себя новые свойства в привычных явлениях, новые грани в повседневности. Важно, чтобы специалист по социальной работе, социальной педагогике, используя положительный пример в своей деятельности, обращал внимание на возраст клиента, уровень его знаний, характер жизненного опыта, особенности предпочтений. Нежелательно забывать и о том, что пример как образец действия тесно связан с другими методами педагогического воздействия и может использоваться в убеждении, упражнении. Кроме того, желая сформировать у клиента тот или иной способ поведения, характер деятельности в конкретной ситуации, любой специалист может использовать и собственные действия как образец для подражания. Среди педагогических методов, которые выполняют побуждающую и запрещающую функции, особое место отводится методу требования. Требование — способ непосредственного побуждения человека к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения, обогащение опыта. Требование имеет большую силу воздействия на личность, так как помогает человеку осознать и пережить противоречия между наличным и необходимым уровнем развития, между интуитивным и осмысленным действием. Педагогическое требование как метод влияния на личность может иметь разное назначение: выражать нормы общественного поведения или способствовать приобщению человека к новым жизненным отношениям; уточнять или обогащать социальный опыт клиента, представлять собой реальную задачу, которую необходимо выполнить в процессе определенной деятельности; обеспечивать организацию жизнедеятельности человека, помогая ему принять адекватное ситуации решение, подсказывая нужное действие. Формы предъявления требования могут быть разными: а) прямыми (приказания, указания), которые предъявляются решительным тоном, носят деловой, инструктивный характер, и косвенными (совет, намек, просьба), которые апеллируют к мотивам самого человека и являются ненасильственными по своей сути; б) индивидуальными и коллективными; в) побуждающими к действию (просьба, задание, приказ) и запрещающими (запрет, ограничение). Назначение данного метода заключается в том, чтобы специалист оперативно отреагировал на поведение клиента и своевременно вносил в содержание программы его действий желаемые изменения. Еще одним инструментом прикосновения к личности считается воспитывающая ситуация, которую определяют как совокупность внешних условий и факторов, действующих на человека и определяющих его деятельность наряду с субъективными условия
ми. Воспитывающие ситуации — это сложившиеся обстоятельства, которые заполняют жизнь человека и оказывают существенное влияние на его жизненную позицию. По мнению Г. И. Щукиной, которая данный педагогический метод относит к методам формирования положительного опыта поведения, таковыми являются ситуации соревнования, организованного дежурства, длительных общественных поручений, игровые и специальные. Главный стержень данного педагогического метода заключается не только в вооружении человека необходимыми способами деятельности и поведения, но и в развитии многообразных отношений между участниками общения и общих дел. Особое внимание в работе специалиста социальной сферы требуют так называемые специальные ситуации, к которым относятся возникающие в процессе выполнения специальных психологических упражнений, создания обстановки взаимодействия в повседневной жизни, организации процесса совместного обучения или труда разных людей. Эти ситуации позволяют сформировать новые, внести коррективы в имеющиеся социальные навыки, способствуют развитию умения работать в команде, решать собственные проблемы. Совместная с клиентом деятельность в педагогической регулируемой ситуации позволяет специалисту соединять прошлые и настоящие ценности, связывать между собой чувства и мораль, учат быть более терпимыми, гибкими, внимательными, владеть простыми жизненными принципами. Своеобразные педагогические ситуации используют, например, когда нужно помочь человеку ощутить единение с другими; вселить надежду; показать, что значит уважение; научить принимать самостоятельно и в группе решения; помочь ясно мыслить, анализировать обстоятельства жизни; справляться со своими страхами; жить без насилия; развивать сильные стороны своей личности и минимизировать слабые1. Специальные ситуации, решающие тайне задачи в социальной сфере, могут быть созданы в любом виде деятельности (трудовой, учебной, познавательной, спортивной, художественной, общественно полезной и др.). В общей системе педагогических ситуаций важное место занимают специальные ситуации нравственного характера: рассчитанные на проявление глубоких нравственных переживаний; побуждающие к нравственным поступкам; носящие характер нравственных коллизий; представляющие собой конфликтные ситуации нравственного содержания. В работе специалиста по социальным вопросам могут использоваться и ситуации-установки, в которых закладываются основы ответственного поведения подопечных, их исполнительности и 1 См.: Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? — М., 1999.
самостоятельности, разъясняется смысл общественных требований, необходимых (ожидаемых) действий. Педагогически грамотное использование такого рода ситуаций социальным работником позволяет инициировать активность клиента в осознании проблем и осуществлении нравственного выбора. Ряд педагогических методов стимулирует изменения в поведении личности, характере и содержании ее социального опыта, способствует коррекции действий и поступков. Это — поощрение, поручение, соревнование, наказание. К ним специалисты обращаются в том случае, если хотят поддержать, усилить положительные побуждения и ослабить, затормозить отрицательные. Метод поощрения означает одобрение, признание, положительную оценку поведения или качества личности клиента, результатов его поступков. На практике он осуществляется при помощи такого комплекса приемов, как похвала, благодарность, подчеркивание достижений, успехов, награждение. Психологической основой реализации данного метода выступают внутренние переживания, чувство удовлетворения у клиента, стремление к улучшению своего опыта и личностных качеств, повышению своего социального статуса. Побуждая человека к оценке результатов собственной деятельности, анализу поступков, их последствиям, обдумыванию обстоятельств и условий, обеспечивающих умение сопротивляться соблазнам, требовательно относиться к себе, социальный работник вселяет уверенность клиента в правильности этих действий, рождает желание двигаться дальше в своем жизненном самоопределении. Наказание выражается в предостережении, осуждении, неодобрении, отрицательной оценке действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам социального поведения. Его приемы: замечание, выговор, внушение, исключение, изоляция, лишение и др. Использование данного метода предполагает определенные действия специалистов: анализ неблаговидного поступка, оценку меры нарушения допустимого поведения, нахождение способа ликвидации возникшего противоречия, способа закрепления достигнутого результата. Признавая правомерность использования поощрения и наказания в деятельности социального работника, не следует преувеличивать их значение, так как неразумное применение может принести больше вреда, чем пользы. Это замечание относится и к методам соревнования, поручения. Поэтому их относят к вспомогательным педагогическим методам, которые усиливают потенциал других, помогая решению намеченных задач. Таким образом, знание потенциалов каждого педагогического метода, умение пользоваться ими будут способствовать действенности оказанной помощи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|