Специфические принципы социальной работы
Принципы социальной работы позволяют обеспечить эффективность социальной защиты и социальной помощи. Принцип — это основополагающая идея, главное требование, руководящее правило какой-либо деятельности. Принципы социальной работы определяются общими гуманитарными ценностями, или ценностями метауровня (Фирсов М. В., 2001), такими, как право человека на жизнь, свобода, равенство, справедливость, солидарность, социальная ответственность, обеспечение мира и отказ от насилия. На основе этих ценностей уточняются требования к работе с людьми и общностями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Для оформления принципов социальной работы необходимо выстроить образ нуждающихся, ставших клиентами социальных служб: ·индивидуальность человека; ·существование возможности и права на самостоятельный выбор и принятие решения; ·наличие собственных сил, потенциалов самопомощи; ·существование сведений, разглашение которых может нанести клиенту ущерб; ·принадлежность к определенным социальным группам, обусловливающая возможность дискриминации по тем или иным признакам (пол, возраст, этнокультурная принадлежность, вероиспо- ведование, политические взгляды, сексуальная ориентация и т.д.), существование прав на безоговорочное принятие и безоценочное отношение со стороны социального работника; ·неадекватное, провоцирующее конфликт поведение, вызванное острыми переживаниями своих проблем, наличие права на выражение своих чувств. На этой основе формируется первая группа принципов: клиентоцентризм, опора социального работника на собственные силы клиента, конфиденциальность, универсальность, толерантность. Социальная работа ставит клиента в центр своей системы ценностей. Поэтому важнейшим среди других является принцип клиентоцентризма, т.е. уважения и защиты интересов и потребностей клиента социальной службы.
Принцип клиентоцентризма основан на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий, даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам. Например, молодой человек имеет право употреблять или не употреблять наркотические вещества, в любом случае задача социальной работы — оказывать ему помощь и защищать его интересы. Этот принцип предполагает содействие нуждающемуся в оформлении им запроса на социальную услугу, в самоопределе
нии, ориентации в различных сферах жизнедеятельности. Принцип клиентоцентризма ограничивает деятельность социального работника реализацией права гражданина отказаться от социального обслуживания. Принцип опоры на собственные силы клиента имеет два основания: прагматическое и гуманистическое. Прагматическое основание связано с ограниченностью общественных ресурсов, гуманистическое — исходит из цели развития у человека субъектности в общении, в деятельности, т. е. таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность и рефлексивность. Реализация принципа опоры на собственные силы предполагает развитие у клиента социальной службы способностей противостоять неблагоприятным воздействиям социальной среды. Принцип конфиденциальности исходит из того, что клиент социальной службы является субъектом частной жизни, которая не должна предаваться широкой огласке. Более того, сама по себе трудная жизненная ситуация, переживания, связанные с теми или иными проблемами, представляют собой нежелательную для разглашения информацию. В свою очередь, социальный работник, проводя диагностические мероприятия, анализируя жизненный путь человека, получает достаточно много различных сведений. Неразглашение их ни при каких обстоятельствах требует профессиональной ответственности при работе с документами, самоконтроля при повседневном общении.
Принцип универсальности предполагает уважительное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т.д. Реализация принципа универсальности предполагает отношение к любому клиенту социальной службы как к неповторимой личности, оказание помощи на основе понимания социокультурного своеобразия, борьбу с любыми проявлениями дискриминации по половому и национальному признаку. Для социального работника следование принципу универсальности основывается на стремлении к высоким личным стандартам и готовности отделять собственные чувства от профессиональных отношений. Принцип толерантности призывает специалиста социальной службы относиться терпимо ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента. Толерантность предписывает социальному работнику следовать стратегии конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие — избирательная, предпочтительная ориентация субъекта на сотрудничество эколого-праг- матического типа, где бесконфликтность, доброжелательность, стремление к сотрудничеству сочетаются со значимостью реализации собственных задач, готовностью отстаивать свои взгляды, ценности, с критическим мышлением, ответственностью и самостоятельностью. Толерантность означает не «растворение» в кли
енте, а лишь конструктивную позицию, ведущую нуждающегося к позитивным изменениям в его жизни. Вторая группа принципов — профилактической направленности, социального реагирования и проверки действенности вмешательства — имеет несколько иную природу, чем предыдущие: они связаны со спецификой помощи. Профилактическая направленность социальной работы обусловлена разницей расходования общественных ресурсов на различных этапах развития личной (социальной) проблемы. Чем раньше удалось выявить противоречия, определить причины, найти «зоны риска», предупредить неблагоприятные варианты развития событий, тем меньше государственных средств и усилий специалистов будет потрачено для разрешения данной трудности.
Непосредственное реагирование в социальной работе также способствует оптимизации помощи. Однако в ряде ситуаций положение нуждающегося таково, что неоказание немедленной помощи увеличивает угрозу для его жизни, здоровья, будущего благополучия. Обстоятельствами, требующими скорейшего реагирования, являются: утрата способности к самообслуживанию у граждан пожилого возраста, факты насилия по отношению к детям, угроза суицидального поведения и т. п. Проверка действенности вмешательства необходима в связи с тем, что профессиональная помощь не гарантирует от возникновения рецидивов либо проявления других социальных болезней. Согласно данному принципу социальный работник уже после перемен в жизни клиента должен держать в зоне внимания тех, кому некоторое время назад оказывались социальные услуги, осуществлялись выплаты. Важность третьей группы принципов — охраны социальных прав и максимизации социальных ресурсов — объясняется той ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы, и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся. Для каждого гражданина социальные права неотъемлемы, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации благодаря дополнительным правам (специальному правовому статусу) получают в свое распоряжение общественные ресурсы. В то же время возможности государства, муниципалитета, социальной службы ограниченны и требуют рачительного отношения, привлечения потенциала негосударственных и неформальных институтов помощи. Другими словами, социальный работник не только ответственен за соблюдение прав клиентов социальных служб, но и обязан содействовать при необходимости расширению этих прав, активизируя дополнительные ресурсы. Чтобы понять, как практически реализуются принципы социальной работы, необходимо обратиться к ее специфическим
механизмам, таким как реабилитация (восстановления полностью или частично утраченного ресурса), внешнее замещение, прямая передача ресурсов. Механизм реабилитации — это восстановление полностью или частично утраченного ресурса. Наиболее известны медицинская, профессиональная, социальная, психологическая, педагогическая реабилитация. По отношению к инвалидам медицинскую реабилитацию принято рассматривать как совокупность восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и т.д. Профессиональная реабилитация инвалидов состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства. Социальная реабилитация включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Психологическая реабилитация направлена на клиентов, переживших внутренний кризис (жертвы насилия, лица, утратившие близких, узнавшие о собственной неизлечимой болезни, потерявшие работу, предрасположенные к суициду, жертвы других стрессогенных обстоятельств). Психологическая реабилитация связана с восстановлением самооценки, обретением смысла существования, преодолением депрессии и т. п. Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление способностей к обучению. Механизм внешнего замещения предполагает временное замещение отсутствующего ресурса. Примером действия механизма внешнего замещения могут служить различные формы воспитания де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья). В этом случае родителя, выступавшего в качестве носителя ресурсов и связующего звена между обществом и ребенком, заменяет усыновитель, опекун (попечитель) или приемный родитель. Конечно, любое замещение объективно суррогатно. Однако в лучших образцах усыновление, опека и т. д. ничем в субъективном восприятии и реальном взаимодействии ребенка и взрослого не отличаются от биологического родительства. Внешнее замещение возможно в том случае, если социальный работник представляет интересы клиента в тех или иных социальных организациях или институтах. Механизм выращивания внутренних ресурсов в отличие от реабилитации предполагает воздействие на те ресурсы, уровень которых на данный момент соответствует возрастной норме, его не нужно восстанавливать, однако его дополнительное развитие обеспечит успешность решения объектом социальной работы тех или иных жизненнытх задач. Развитие способностей клиента социальной службы, создание условий для формирования социального опыта, активной жизненной позиции у несовершеннолетних являются важной составляющей не только социального воспитания, но и социальной работы.
Механизм прямой передачи ресурсов действует при социальном обеспечении во всех его формах (пенсии, пособия, льготы) и при информировании (консультировании) клиентов учреждений социального обслуживания по юридическим, медицинским, психологическим вопросам. Механизм резервирования ресурсов относится прежде всего к накоплению финансовых средств и проявляется в социальном страховании. Развитие страховой практики в пенсионном обеспечении, здравоохранении показывает, что государство заинтересовано во временной консервации ресурсов с целью использования их в соответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства называются страховым случаем. При заключении договора о страховании страхователь и страховщик определяют условия (страховой случай и его признаки), при которых первый выплачивает второму определенную сумму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|