Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфические принципы социальной работы




Принципы социальной работы позволяют обеспечить эффек­тивность социальной защиты и социальной помощи. Принцип — это основополагающая идея, главное требование, руководящее правило какой-либо деятельности.

Принципы социальной работы определяются общими гумани­тарными ценностями, или ценностями метауровня (Фирсов М. В., 2001), такими, как право человека на жизнь, свобода, равенство, справедливость, солидарность, социальная ответственность, обес­печение мира и отказ от насилия. На основе этих ценностей уточ­няются требования к работе с людьми и общностями, находящи­мися в трудной жизненной ситуации.

Для оформления принципов социальной работы необходимо выстроить образ нуждающихся, ставших клиентами социальных служб:

·индивидуальность человека;

·существование возможности и права на самостоятельный вы­бор и принятие решения;

·наличие собственных сил, потенциалов самопомощи;

·существование сведений, разглашение которых может нанес­ти клиенту ущерб;

·принадлежность к определенным социальным группам, обус­ловливающая возможность дискриминации по тем или иным при­знакам (пол, возраст, этнокультурная принадлежность, вероиспо- ведование, политические взгляды, сексуальная ориентация и т.д.), существование прав на безоговорочное принятие и безоценочное отношение со стороны социального работника;

·неадекватное, провоцирующее конфликт поведение, вызван­ное острыми переживаниями своих проблем, наличие права на выражение своих чувств.

На этой основе формируется первая группа принци­пов: клиентоцентризм, опора социального работника на собствен­ные силы клиента, конфиденциальность, универсальность, толе­рантность. Социальная работа ставит клиента в центр своей систе­мы ценностей. Поэтому важнейшим среди других является принцип клиентоцентризма, т.е. уважения и защиты интересов и потребно­стей клиента социальной службы.

Принцип клиентоцентризма основан на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий, даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам. Например, молодой человек имеет право употреблять или не употреблять наркотические вещества, в любом случае задача социальной работы — оказывать ему помощь и защищать его инте­ресы. Этот принцип предполагает содействие нуждающемуся в оформлении им запроса на социальную услугу, в самоопределе­

 

нии, ориентации в различных сферах жизнедеятельности. Прин­цип клиентоцентризма ограничивает деятельность социального работника реализацией права гражданина отказаться от социаль­ного обслуживания.

Принцип опоры на собственные силы клиента имеет два основа­ния: прагматическое и гуманистическое. Прагматическое основа­ние связано с ограниченностью общественных ресурсов, гуманисти­ческое — исходит из цели развития у человека субъектности в об­щении, в деятельности, т. е. таких качеств личности, как ответ­ственность, самостоятельность и рефлексивность. Реализация прин­ципа опоры на собственные силы предполагает развитие у клиен­та социальной службы способностей противостоять неблагоприят­ным воздействиям социальной среды.

Принцип конфиденциальности исходит из того, что клиент со­циальной службы является субъектом частной жизни, которая не должна предаваться широкой огласке. Более того, сама по себе трудная жизненная ситуация, переживания, связанные с теми или иными проблемами, представляют собой нежелательную для раз­глашения информацию. В свою очередь, социальный работник, про­водя диагностические мероприятия, анализируя жизненный путь человека, получает достаточно много различных сведений. Нераз­глашение их ни при каких обстоятельствах требует профессиональ­ной ответственности при работе с документами, самоконтроля при повседневном общении.

Принцип универсальности предполагает уважительное отноше­ние к клиенту вне зависимости от его пола, религии, националь­ности, расы, политических убеждений и т.д.

Реализация принципа универсальности предполагает отноше­ние к любому клиенту социальной службы как к неповторимой личности, оказание помощи на основе понимания социокультур­ного своеобразия, борьбу с любыми проявлениями дискримина­ции по половому и национальному признаку. Для социального ра­ботника следование принципу универсальности основывается на стремлении к высоким личным стандартам и готовности отделять собственные чувства от профессиональных отношений.

Принцип толерантности призывает специалиста социальной службы относиться терпимо ко всем проявлениям агрессии, про­вокациям со стороны клиента. Толерантность предписывает соци­альному работнику следовать стратегии конструктивного взаимо­действия. Конструктивное взаимодействие — избирательная, пред­почтительная ориентация субъекта на сотрудничество эколого-праг- матического типа, где бесконфликтность, доброжелательность, стремление к сотрудничеству сочетаются со значимостью реализа­ции собственных задач, готовностью отстаивать свои взгляды, ценности, с критическим мышлением, ответственностью и само­стоятельностью. Толерантность означает не «растворение» в кли­

 

енте, а лишь конструктивную позицию, ведущую нуждающегося к позитивным изменениям в его жизни.

Вторая группа принципов — профилактической на­правленности, социального реагирования и проверки действен­ности вмешательства — имеет несколько иную природу, чем пре­дыдущие: они связаны со спецификой помощи.

Профилактическая направленность социальной работы обуслов­лена разницей расходования общественных ресурсов на различных этапах развития личной (социальной) проблемы. Чем раньше уда­лось выявить противоречия, определить причины, найти «зоны риска», предупредить неблагоприятные варианты развития собы­тий, тем меньше государственных средств и усилий специалистов будет потрачено для разрешения данной трудности.

Непосредственное реагирование в социальной работе также спо­собствует оптимизации помощи. Однако в ряде ситуаций положе­ние нуждающегося таково, что неоказание немедленной помощи увеличивает угрозу для его жизни, здоровья, будущего благополу­чия. Обстоятельствами, требующими скорейшего реагирования, являются: утрата способности к самообслуживанию у граждан по­жилого возраста, факты насилия по отношению к детям, угроза суицидального поведения и т. п.

Проверка действенности вмешательства необходима в связи с тем, что профессиональная помощь не гарантирует от возникно­вения рецидивов либо проявления других социальных болезней. Согласно данному принципу социальный работник уже после пе­ремен в жизни клиента должен держать в зоне внимания тех, кому некоторое время назад оказывались социальные услуги, осущест­влялись выплаты.

Важность третьей группы принципов — охраны со­циальных прав и максимизации социальных ресурсов — объясня­ется той ролью, которую в социальной работе играют обществен­ные и государственные ресурсы, и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся.

Для каждого гражданина социальные права неотъемлемы, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации благодаря дополни­тельным правам (специальному правовому статусу) получают в свое распоряжение общественные ресурсы. В то же время возмож­ности государства, муниципалитета, социальной службы ограни­ченны и требуют рачительного отношения, привлечения потен­циала негосударственных и неформальных институтов помощи.

Другими словами, социальный работник не только ответстве­нен за соблюдение прав клиентов социальных служб, но и обязан содействовать при необходимости расширению этих прав, активи­зируя дополнительные ресурсы.

Чтобы понять, как практически реализуются принципы соци­альной работы, необходимо обратиться к ее специфическим

 

механизмам, таким как реабилитация (восстановления полно­стью или частично утраченного ресурса), внешнее замещение, пря­мая передача ресурсов.

Механизм реабилитации — это восстановление полностью или частично утраченного ресурса. Наиболее известны медицинская, профессиональная, социальная, психологическая, педагогическая реабилитация. По отношению к инвалидам медицинскую реабили­тацию принято рассматривать как совокупность восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и т.д. Про­фессиональная реабилитация инвалидов состоит из профессиональ­ной ориентации, профессионального образования, профессиональ­но-производственной адаптации и трудоустройства. Социальная реабилитация включает социально-средовую ориентацию и соци­ально-бытовую адаптацию. Психологическая реабилитация направ­лена на клиентов, переживших внутренний кризис (жертвы наси­лия, лица, утратившие близких, узнавшие о собственной неизле­чимой болезни, потерявшие работу, предрасположенные к суи­циду, жертвы других стрессогенных обстоятельств). Психологиче­ская реабилитация связана с восстановлением самооценки, обре­тением смысла существования, преодолением депрессии и т. п. Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление способностей к обучению.

Механизм внешнего замещения предполагает временное замеще­ние отсутствующего ресурса. Примером действия механизма внеш­него замещения могут служить различные формы воспитания де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усынов­ление, опека и попечительство, приемная семья). В этом случае родителя, выступавшего в качестве носителя ресурсов и связую­щего звена между обществом и ребенком, заменяет усыновитель, опекун (попечитель) или приемный родитель. Конечно, любое замещение объективно суррогатно. Однако в лучших образцах усы­новление, опека и т. д. ничем в субъективном восприятии и реаль­ном взаимодействии ребенка и взрослого не отличаются от биоло­гического родительства. Внешнее замещение возможно в том слу­чае, если социальный работник представляет интересы клиента в тех или иных социальных организациях или институтах.

Механизм выращивания внутренних ресурсов в отличие от реаби­литации предполагает воздействие на те ресурсы, уровень которых на данный момент соответствует возрастной норме, его не нужно восстанавливать, однако его дополнительное развитие обеспечит успешность решения объектом социальной работы тех или иных жизненнытх задач. Развитие способностей клиента социальной служ­бы, создание условий для формирования социального опыта, ак­тивной жизненной позиции у несовершеннолетних являются важ­ной составляющей не только социального воспитания, но и соци­альной работы.

 

Механизм прямой передачи ресурсов действует при социальном обеспечении во всех его формах (пенсии, пособия, льготы) и при информировании (консультировании) клиентов учреждений со­циального обслуживания по юридическим, медицинским, психо­логическим вопросам.

Механизм резервирования ресурсов относится прежде всего к на­коплению финансовых средств и проявляется в социальном стра­ховании. Развитие страховой практики в пенсионном обеспечении, здравоохранении показывает, что государство заинтересовано во временной консервации ресурсов с целью использования их в со­ответствующих обстоятельствах. Эти обстоятельства называются страховым случаем. При заключении договора о страховании стра­хователь и страховщик определяют условия (страховой случай и его признаки), при которых первый выплачивает второму опреде­ленную сумму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...