Классификация психологических методов
Единой классификации психологических методов не существу- гг, однако в их описании можно выделить несколько оснований him классификации. Первое основание — отрасль психологической науки и практики, в которой были созданы те или иные методы (методы медицинской психологии, педагогической психологии, социальной психологии, превентивной психологии и т.д.). В каждой отрасли психологии есть разделы, имеющие собственные методы. Так, ц практической психологии выделяют методы психодиагностики, психокоррекции, психотерапии, консультирования. Второе основание — это научная школа, или направление, it рамках которого был разработан метод. Так, в психотерапии можно выделить методы психоанализа, психодрамы, гештальт- к рапии, телесно-ориентированной терапии, транзактного анали- la и др. 11сихологические методы делятся также на групповые и индивидуальные в зависимости от того, с одним или несколькими участниками проводится работа. Ныделяют исследовательские методы психологии, которые направлены на получение научных фактов и документов. Традиционно к исследовательским методам относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприя- | не реальности. Данные, полученные в ходе наблюдения, регистрируются в протоколе. Психологическое наблюдение может быть про- | те - со стороны, и «включенное», когда исследователь «включаем я» в определенную ситуацию и анализирует события «изнутри». Н психологии в качестве одного из методов исследования применя- е ни самонаблюдение (интроспекция) — субъективное восприятие чеионеком внутренних процессов. Частным случаем самонаблюдения пишется самоотчет испытуемого о его ощущениях, эмоциях, мыс-
14\ и других субъективных фактах. В практической психологии самоотчет применяется для оценки состояния клиента и отслеживания результатов психологического воздействия. Лабораторный эксперимент — это моделирование в искусствен- 1Н.1Ч условиях деятельности или поведения испытуемого. Модели- рпчапие позволяет изучить механизмы психических процессов, ' кобепности психических функций, а также какую-либо реальную ■и I юльность. Неотъемлемыми частями психологического эксперимента являются воздействие на испытуемого, получение реакции на но (действие и регистрация или измерение этой реакции.
В социальной работе лабораторный эксперимент применяется редко, гораздо чаще встречается естественный эксперимент, соединяющий черты наблюдения и лабораторного эксперимента. В естественном эксперименте происходит целенаправленное воздействие на испытуемого в условиях, близких к его обычной деятельности, при этом он не знает, что является объектом исследования. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, естественный эксперимент позволяет изучать особенности поведения и свойства личности в естественных условиях. Наблюдение в естественном эксперименте нередко дополняется беседой с испытуемым. В социальной работе естественный эксперимент широко применяется для изучения различных социальных групп и сообществ, для изучения возможностей влияния на эти группы и оказания различных видов помощи. Наиболее значимой для использования в практике социальной работы с населением является классификация психологических методов в зависимости от цели их применения. Такая классификация позволяет ориентироваться в подборе конкретных методик. В социальной и психосоциальной работе можно выделить следующие основные психологические цели (табл. 2).
В качестве психологических методов сбора данных в социальной работе помимо наблюдения и эксперимента применяются: беседа, опросы, биографические методы, метод экспертных оценок, а также большая группа методов психодиагностики. Беседа — метод получения информации путем свободного устного диалога с клиентом. При оказании психологической помощи применяется клиническая беседа, которая используется для осознания клиентом своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В таких беседах психолог интересуется не только содержанием ответов клиента (факты, мнения, чувства, Таблица 2
ассоциации), но и его поведением (тон, запинки, паузы, жесты, аффективные реакции). Опрос — способ получения данных при помощи заранее сформулированных вопросов. Различают устный опрос (интервью) и письменный опрос (анкетирование). В социальных науках опрос проводится для выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого. Биографический метод — способ анализа жизненного пути человека с целью оптимизации жизненных программ, сценариев развития личности. В качестве источников используются свидетельства очевидцев (опрос близких людей), анализ документов (дневников и писем), а также специальные биографические методики (сочинения, опросники, построение диаграмм жизненных изменений и др.). Метод экспертных оценок широко применяется в психологии личности и социальной психологии. В качестве экспертов могут выступать люди, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, соседи и пр. Экспертам предлагают описать и оценить те или иные свойства личности и особенности поведения испытуемых. В социальной работе эксперты обычно дают обобщенную характеристику испытуемого, высказывают личное мнение о причинах возникших у него проблем.
Психологическая диагностика направлена на обследование конкретного клиента с целью измерения его индивидуально-психо- логических свойств. Основные этапы психодиагностического обследования: 1) сбор данных; 2) обработка и интерпретация данных; 3) постановка психологического диагноза. В отличие от других способов получения психологической информации методы психодиагностики позволяют количественно измерить психологические характеристики и сравнить их с нормой. Для этого в психодиагностике разработаны методы тестирования. Тест {проба) — это стандартизированное испытание, система специальных заданий, позволяющих выявить и измерить определенные психологические качества конкретного человека. Тест сконструирован таким образом, что его результаты не зависят от экспериментальной ситуации и личности психолога, обеспечивая тем самым его надежность. Тест отличается от других психодиагностических методик своей стандартизованностью. В тесте стандартизированы: тестовый материал (задания, которые выдаются испытуемому), инструкция (указания испытуемому о том, как выполнять задания), процедура тестирования (способ предъявления заданий, время и темп выполнения заданий, форма записи ответов, последовательность работы, вплоть до формата и плотности бумаги и твердости карандашей в рисуночных тестах). Кроме того, стандартными являются способы обработки и интерпретации тестовых дан
ных: перевод «сырых» оценок в «балльные», подсчет баллов, качественная оценка полученных количественных показателей, сравнение со стандартными возрастными нормами, полученными на большой группе испытуемых. Обширная стандартизация позволяет сопоставить полученные индивидуальные данные с нормативами, т. е. «измерить» психологические свойства. В этом заключается главное свойство теста — его валидность (ценность). Тесты весьма разнообразны: вербальные и невербальные, тесты интеллекта и личности, бланковые и аппаратурные, групповые и индивидуальные.
Они классифицируются в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения. Для психосоциальной работы наибольший интерес представляют личностные тесты — это методы психодиагностики, которые измеряют разные стороны личности: установки, ценности, отношения; эмоциональные, мотивационно-волевые и коммуникативные свойства, типичные формы поведения. Личностные тесты весьма разнообразны, поэтому важно их понимать, верно толковать и ответственно относиться к использованию результатов. В социальной работе обычно применяют опросники и проективные тесты. Личностный опросник представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с разных точек зрения. Личностные опросники позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого — от особенностей его физического и психического состояния до морально-эти- ческих и общественных взглядов. При разработке опросника вопросы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо одно свойство индивида. Эти сгруппированные вопросы называются личностными шкалами и различаются по наименованию изучаемого свойства, например: шкала тревожности, шкала лидерства, шкала агрессивности и пр. При обработке теста данные опроса переводятся в баллы и суммируются отдельно по каждой шкале. Опросники создаются в рамках той или иной теории личности. Некоторые из них предназначены для оценки одновременно многих сторон личности и имеют для этого несколько шкал (например, опросник MMPI), но большинство изучают только отдельные свойства. Основной недостаток личностных опросников в том, что испытуемые могут вольно или невольно искажать сообщаемые сведения. Для защиты опросников от неверной информации в них
включены специальные шкалы, повышающие их валидность: шкала лживости, шкала соглашательства —отрицательства и др. Проективные методы исследования личности дают информацию, основанную на косвенных данных. Проективные методы обращены к бессознательной сфере и сконструированы таким образом, чтобы человек, помимо своей воли и минуя сознательный контроль, обнаруживал свои глубинные личностные проблемы, переживания, установки. В основе проективных методов лежит принцип проекции, смысл которого в том, что в каждом акте поведения человек обнаруживает значимую информацию о себе, проецируя внутренний мир на внешние объекты.
В проективных методиках задания предполагают некоторую свободу действий испытуемого, например: описать пятно или нечеткую фотографию, закончить рисунок или написать сочинение на заданную тему. Стимульный материал, применяемый в этих методиках, как правило, не безразличен испытуемому, а неопределенность задания способствует проявлению личностных качеств. Проективные методы не позволяют дать количественную оценку выраженности тех или иных свойств. Более того, они направлены не на изучение отдельных свойств, а на системную оценку личности в целом. Проективные методы с трудом поддаются стандартизации, однако и среди них есть надежные и валидные тесты, например: тест чернильных пятен Роршаха, цветовой тест Люше- ра, тест незаконченных предложений, рисуночные тесты и др. Рисуночные тесты стали особенно популярны в отечественной психосоциальной работе, так как дешевы и просты в применении. Наиболее известные из них: «несуществующее животное», «автопортрет», «рисунок семьи», «дом—дерево—человек». Испытуемый получает предельно краткую инструкцию: «Придумай и нарисуй несуществующее животное». При интерпретации оцениваются положение рисунка на листе, размер рисунка, характер линий, размеры и соотношение отдельных элементов фигуры, смысловое содержание рисунка. Необходимо отметить, что интерпретация всех проективных методик требует от исследователя высокой квалификации и большого опыта работы с конкретной методикой, так как одни и те же факты в разных случаях могут иметь прямо противоположную интерпретацию и высока вероятность постановки неверного диагноза. Катарсические методы помогают снять болезненные эмоции, переживания. Клиент зачастую находится в тяжелом эмоциональном состоянии, которое затрудняет проведение реабилитационных мероприятий. Поэтому сначала ему надо дать возможность высказаться, «выплакаться», выразить свои чувства. Для этого используют вербальную и невербальную поддержку, нерефлексивное слушание, дыхательные методы, арттерапию.
Вербальная и невербальная поддержка — это высказывание сочувствия, сопереживания проблемам клиента. Эти психотерапевтические техники направлены на сообщение клиенту дополнительной энергии, а также информации, побуждающей его к самораскрытию в процессе беседы. Нерефлексивное слушание стимулирует клиента высказаться, освободиться от груза эмоций и переживаний. В качестве техник нерефлексивного слушания применяются поддакивания, жесты „согласия, инструкции типа «продолжайте», общие вопросы типа «и что же дальше?», а также переспрашивание и уточнение. Нерефлексивное слушание часто применяют в телефонном консультировании. Дыхательные методы основаны на тесной связи психических процессов и дыхания человека. Каждому психическому состоянию соответствует определенный рисунок дыхания. Воздействуя на ритм, глубину и частоту дыхания, можно вызвать или погасить эмоции, изменить функциональное состояние психики. Дыхание дает энергетический ресурс для психической деятельности; управляя им, можно активизировать или успокоить те или иные процессы. Арттерапия — психологический метод исцеления творчеством. В процессе свободного рисования, лепки, конструирования происходит выведение болезненного содержания психики вовне, а затем его повторное восприятие и осознание. Темы арттерапевти- ческих сеансов подбираются в соответствии с проблематикой клиента. Близко к арттерапии находится трудотерапия, суть которой в том, что лица с неустойчивой психикой стабилизируются в процессе монотонного ручного труда. Трансформационные методы используют с целью устранения глубинных причин жизненных затруднений у клиента. В практической психологии считается, что источники проблем лежат в более раннем биографическом или даже пренатальном (утробном) периоде. В связи с этим огромное число психологических школ исследуют возможности поиска и устранения этих источников. В XIX— XX вв. психотерапия вела поиски в этом направлении. Наиболее известные школы, имеющие полноценные методические разработки в трансформации глубинных переживаний, — это психоанализ, психодрама, гештальттерапия, трансперсональная психология, кинезиология. Необходимо отметить, что трансформационные методы могут применять только высококвалифицированные специалисты-психологи и психотерапевты, прошедшие углубленную подготовку по соответствующему направлению. Развивающие психологические методы направлены на интенсивное развитие самосознания, творчества и коммуникации. К ним относятся социально-психологический тренинг и коллективная творческая деятельность.
Социально-психологический тренинг — область практической психологии, использующая активные методы психологической работы в группе. В тренинге группа из 10—15 человек в течение 3 —6 ч выполняет различные задания, предполагающие активное участие и взаимодействие. Тренинг ведут тренер и ассистенты. Общий цикл занятий — от одного дня до нескольких месяцев. Цели социально-психологического тренинга могут быть различными: повышение компетентности в общении, развитие самосознания (рефлексии), стимулирование интеллектуальной и поисковой деятельности, развитие социально-перцептивных навыков, повышение групповой сплоченности, выработка решений, личностный рост участников и др. Разновидности тренинговых методов обусловлены задачами и содержанием тренинга: выделяют метод групповой дискуссии, метод ролевых игр, метод социальной перцепции и др. Различие акцентов в конкретных задачах и методические модификации приводят к разнообразию частных форм тренинга. Наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг социальной перцепции, ролевой тренинг, тренинг делового общения, видеотренинг. В последнее время разработаны методы интенсивного тренинга, использующие расширенное состояние сознания участников, достигаемое при помощи связного осознанного дыхания. При этом возникает более полное самораскрытие, большая глубина взаимопроникновения участников, и быстрее происходит интеграция группы. Метод коллективной творческой деятельности (КТД) широко используется в социальной педагогике, особенно во внешкольной работе со старшеклассниками. Цель КТД — создание совместного творческого продукта (выпуск стенгазеты, постановка спектакля), в процессе которого как косвенный результат повышается инициатива, развиваются коммуникативные навыки и возрастает групповая сплоченность. Метод КТД вырос из метода деловой игры, широко применяющегося в психологии управления. Оптимизирующие методы направлены на улучшение психической деятельности и жизнетворчества человека. Оптимизирующие методы важны как средство неспецифической профилактики и коррекции, так как при увеличении функциональных возможностей психики возрастает способность человека управлять собой и обстоятельствами своей жизни. К оптимизирующим методам относятся: индивидуальное и групповое консультирование, методы самовнушения, метод медитации, интегративные психотехнологии, методы психогимнастики, дневниковые методы, нерелигиозные техники духовного роста, методы психопрофилактики. Индивидуальное и групповое консультирование — это беседа психолога с клиентом или группой клиентов на какую-либо значимую для них тему; обычно психолог-консультант специализируется в определенной области. Различают консультирование семейное
(проблемы семьи и брака), профессиональное (выбор профессии и трудоустройства), психолого-педагогическое (воспитание и обучение ребенка), клиническое консультирование (эмоциональные и поведенческие расстройства). Методы самовнушения — способы внушения, адресованные самому себе. Самовнушение происходит путем произвольных словесных самоинструкций (аутосуггестия) или мысленного представления желаемых ситуаций (созидающая визуализация), а также в процессе многократной письменной записи определенных установок (аффирмация). Самовнушение ведет к повышению уровня саморегуляции и самоуправления. Наиболее известным методом самовнушения является аутогенная тренировка, позволяющая субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями. Психогимнастика — разновидность психологического тренинга, цель которого — тренировка отдельных психических функций, например сензитивности, концентрации внимания, управления движениями и т. п. Психогимнастика осуществляется самостоятельно или в группе под руководством тренера. В результате упражнений повышаются функциональные способности психики и самоконтроль, возрастает уверенность в себе. Психогимнастику можно считать разновидностью спортивных тренировок с той разницей, что объектом формирования являются не физические, а психические функции. Широкую популярность в последние годы получили методы медитации. Медитация — это прием психической тренировки, направленный на достижение особого медитативного состояния, которое достигается путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и интеллектуальное напряжение). Медитация — метод саморегуляции, основанный на управлении вниманием для изменения психических процессов и состояний. Процесс медитации включает три стадии: расслабление, сосредоточение и. собственно медитативное состояние. Изначально приемы медитации разрабатывались в восточных духовных практиках (йога в Индии и даосизм в Китае). Современное применение медитации очищено от религиозно-мис- тических идей и направлено на духовное оздоровление и развитие человека. Дневниковые методы используются в психологии как средство развития сознания путем фиксации человеком на бумаге проживаемых событий, мыслей, ощущений, воспоминаний. Необходимость структурировать опыт приводит к повышению рефлексивных способностей, вследствие чего улучшается понимание жизни и управление ею. Дневниковые методы позволяют также замещать не
достаток личностного общения, что повышает эмоциональный тон и удовлетворенность жизнью. Интегративные психотехнологии — технологии повышения целостности психики. Под целостностью понимается взаимосвязанность, согласованность, системность всех уровней психической деятельности, а также непротиворечивость содержания субъективного опыта индивида. Интегративные психотехнологии развиваются с 1990-х гг. и представляют собой комплексные программы групповой и индивидуальной психологической работы, направленные на все уровни психики: двигательную сферу, эмоциональ- но-волевую, духовную сферы, сознание и самосознание, социальные и личные отношения. В интегративных психотехнологиях используются разнообразные оптимизирующие, развивающие, катарсические и трансформационные методы, которые конструктивно сочетаются между собой с целью достижения системного результата воздействия: улучшения здоровья (физического, психического и социального); развития психических функций и способностей; повышения уровня автономии и самоорганизации. Интегративные психотехнологии используют легкое расширенное состояние сознания, достигаемое за счет связного осознанного дыхания, поэтому дыхательные техники являются основой интегративных психотехнологий. Кроме того, в зависимости от целей программы применяются приемы медитации, арт- терапии, танцевально-двигательной терапии, игротерапии, сказ- котерапии, телесно-ориентированной терапии, коммуникативные игры и множество других психотехник. Различные по происхождению и воздействию техники сочетаются между собой в рамках одной программы. Интегративные психотехнологии направлены не на лечение невротических отклонений, а на общую гармонизацию психики, повышение ее потенциала и оптимизацию функционирования. Разработаны принципы конструирования и применения интегративных психотехнологий, а также способы обеспечения психологической безопасности клиента. Интегративные психотехнологии — современное средство оказания неспецифической помощи в психосоциальной работе, обладающее качествами универсального интенсивного и одновременно мягкого воздействия. Интегративные психотехнологии разработаны для всех возрастов. Методы психопрофилактики призваны подготовить человека к тем или иным значимым событиям в будущем. Широко распространена психопрофилактическая работа с людьми экстремальных профессий. В социальной работе с населением осуществляются психопрофилактические программы с беременными женщинами, подготовка молодежи к половой жизни, подготовка к сдаче экзаменов и трудоустройству.
Психопрофилактические программы сочетают информацию о предстоящих событиях и тренинг необходимых психологических умений для участия в них. В последние годы психопрофилактика приобрела новые формы и масштабы. Проводятся сотни тренингов по широкому спектру направлений: поиск работы, сексуальные отношения, распределение времени, отношение к деньгам и многое другое, вплоть до защиты от психотеррора. Можно предположить, что в будущем приобретение жизненных навыков станет такой же мощной индустрией, какой сейчас является профессиональная подготовка. Нерелигиозные техники духовного роста являются следствием кризиса мировых религий, не удовлетворяющих духовные потребности современных людей. Поиск смысла жизни, понимание законов бытия, нахождение своего места в мире, отношение к смерти — все эти значимые для человека вопросы неразрешимы в рамках научного мировоззрения, а религиозное мировоззрение дает устаревшие и противоречащие современному образу жизни ответы. В качестве альтернативы дихотомии атеизм —религия развиваются психотехники, обращенные к сфере мирового энерго-информа- ционного пространства, развивающие высшие духовные способности человека. Это нерелигиозные техники духовного роста, цель которых — внутренняя взаимосвязь человека и Бога, не опосредованная религиозным культом, ритуалом и священнослужителем. Проникновение человека в сферу сверхсознания и открытие личных смыслов бытия значительно увеличивают его жизнеспособность, уверенность и независимость. Вопросы и задания для самоконтроля 1.Для каких целей используются психологические методы в социальной работе? 2.Приведите примеры диагностических, катарсических, трансформационных, развивающих и оптимизирующих методов. 3.Что такое психосоциальная работа, каковы ее цели, содержание, принципы и методы? 4.Каким должен быть результат применения методов в социальной работе и по каким показателям он определяется? Рекомендуемая литература Лексикон социальной работы / Ред. С. М. Кибардина, Т. А. Поярова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Вологда, 2005. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М., 1997. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова. - М., 1997. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — М., 1998.
Современная психология: Справочное руководство. — М., 1999. Шемет И. С. Интегративные психотехнологии в социальной работе. — Кострома, 2004. ГЛАВА 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|