Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация психологических методов




Единой классификации психологических методов не существу- гг, однако в их описании можно выделить несколько оснований him классификации.

Первое основание — отрасль психологической науки и практики, в которой были созданы те или иные методы (методы медицинской психологии, педагогической психологии, социаль­ной психологии, превентивной психологии и т.д.). В каждой от­расли психологии есть разделы, имеющие собственные методы. Так, ц практической психологии выделяют методы психодиагностики, психокоррекции, психотерапии, консультирования.

Второе основание — это научная школа, или направле­ние, it рамках которого был разработан метод. Так, в психотера­пии можно выделить методы психоанализа, психодрамы, гештальт- к рапии, телесно-ориентированной терапии, транзактного анали- la и др.

11сихологические методы делятся также на групповые и индиви­дуальные в зависимости от того, с одним или несколькими участ­никами проводится работа.

Ныделяют исследовательские методы психологии, которые на­правлены на получение научных фактов и документов. Традиционно к исследовательским методам относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприя- | не реальности. Данные, полученные в ходе наблюдения, регистри­руются в протоколе. Психологическое наблюдение может быть про- | те - со стороны, и «включенное», когда исследователь «включа­ем я» в определенную ситуацию и анализирует события «изнутри». Н психологии в качестве одного из методов исследования применя- е ни самонаблюдение (интроспекция) — субъективное восприятие чеионеком внутренних процессов. Частным случаем самонаблюдения пишется самоотчет испытуемого о его ощущениях, эмоциях, мыс-

14\ и других субъективных фактах. В практической психологии са­моотчет применяется для оценки состояния клиента и отслежива­ния результатов психологического воздействия.

Лабораторный эксперимент — это моделирование в искусствен- 1Н.1Ч условиях деятельности или поведения испытуемого. Модели- рпчапие позволяет изучить механизмы психических процессов,

' кобепности психических функций, а также какую-либо реальную ■и I юльность. Неотъемлемыми частями психологического экспери­мента являются воздействие на испытуемого, получение реакции на но (действие и регистрация или измерение этой реакции.

 

В социальной работе лабораторный эксперимент применяется редко, гораздо чаще встречается естественный эксперимент, соеди­няющий черты наблюдения и лабораторного эксперимента. В есте­ственном эксперименте происходит целенаправленное воздействие на испытуемого в условиях, близких к его обычной деятельности, при этом он не знает, что является объектом исследования. Сбли­жая экспериментальные исследования с жизнью, естественный экс­перимент позволяет изучать особенности поведения и свойства личности в естественных условиях. Наблюдение в естественном эксперименте нередко дополняется беседой с испытуемым. В соци­альной работе естественный эксперимент широко применяется для изучения различных социальных групп и сообществ, для изучения возможностей влияния на эти группы и оказания различных видов помощи.

Наиболее значимой для использования в практике социальной работы с населением является классификация психологических методов в зависимости от цели их применения. Такая классифи­кация позволяет ориентироваться в подборе конкретных методик. В социальной и психосоциальной работе можно выделить следую­щие основные психологические цели (табл. 2).

В качестве психологических методов сбора данных в социаль­ной работе помимо наблюдения и эксперимента применяются: беседа, опросы, биографические методы, метод экспертных оце­нок, а также большая группа методов психодиагностики.

Беседа — метод получения информации путем свободного уст­ного диалога с клиентом. При оказании психологической помощи применяется клиническая беседа, которая используется для осо­знания клиентом своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В таких беседах психолог интересуется не только содержанием ответов клиента (факты, мнения, чувства,

Таблица 2

Методы Психологическая цель
Диагностические Сбор данных о клиенте и постановка психо­логического диагноза
Катарсические Снятие болезненных эмоций, состояний и переживаний
Т рансформационные Устранение глубинных причин жизненных проблем
Развивающие Развитие самосознания, творчества и комму­никации
О пти мизирующие Оптимизация психической деятельности

 

ассоциации), но и его поведением (тон, запинки, паузы, жесты, аффективные реакции).

Опрос — способ получения данных при помощи заранее сфор­мулированных вопросов. Различают устный опрос (интервью) и письменный опрос (анкетирование). В социальных науках опрос проводится для выяснения биографических данных, мнений, цен­ностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.

Биографический метод — способ анализа жизненного пути че­ловека с целью оптимизации жизненных программ, сценариев развития личности. В качестве источников используются свидетель­ства очевидцев (опрос близких людей), анализ документов (днев­ников и писем), а также специальные биографические методики (сочинения, опросники, построение диаграмм жизненных изме­нений и др.).

Метод экспертных оценок широко применяется в психологии личности и социальной психологии. В качестве экспертов могут выступать люди, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, класс­ные руководители, соседи и пр. Экспертам предлагают описать и оценить те или иные свойства личности и особенности поведения испытуемых. В социальной работе эксперты обычно дают обобщен­ную характеристику испытуемого, высказывают личное мнение о причинах возникших у него проблем.

Психологическая диагностика направлена на обследование кон­кретного клиента с целью измерения его индивидуально-психо- логических свойств. Основные этапы психодиагностического об­следования: 1) сбор данных; 2) обработка и интерпретация дан­ных; 3) постановка психологического диагноза.

В отличие от других способов получения психологической инфор­мации методы психодиагностики позволяют количественно изме­рить психологические характеристики и сравнить их с нормой. Для этого в психодиагностике разработаны методы тестирования.

Тест {проба) — это стандартизированное испытание, система специальных заданий, позволяющих выявить и измерить опреде­ленные психологические качества конкретного человека. Тест скон­струирован таким образом, что его результаты не зависят от экс­периментальной ситуации и личности психолога, обеспечивая тем самым его надежность. Тест отличается от других психодиагности­ческих методик своей стандартизованностью. В тесте стандартизи­рованы: тестовый материал (задания, которые выдаются испытуе­мому), инструкция (указания испытуемому о том, как выполнять задания), процедура тестирования (способ предъявления заданий, время и темп выполнения заданий, форма записи ответов, после­довательность работы, вплоть до формата и плотности бумаги и твердости карандашей в рисуночных тестах). Кроме того, стандарт­ными являются способы обработки и интерпретации тестовых дан­

 

ных: перевод «сырых» оценок в «балльные», подсчет баллов, каче­ственная оценка полученных количественных показателей, срав­нение со стандартными возрастными нормами, полученными на большой группе испытуемых.

Обширная стандартизация позволяет сопоставить полученные индивидуальные данные с нормативами, т. е. «измерить» психоло­гические свойства. В этом заключается главное свойство теста — его валидность (ценность).

Тесты весьма разнообразны: вербальные и невербальные, тесты интеллекта и личности, бланковые и аппаратурные, групповые и индивидуальные.

Они классифицируются в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения.

Для психосоциальной работы наибольший интерес представляют личностные тесты — это методы психодиагностики, которые изме­ряют разные стороны личности: установки, ценности, отношения; эмоциональные, мотивационно-волевые и коммуникативные свой­ства, типичные формы поведения. Личностные тесты весьма раз­нообразны, поэтому важно их понимать, верно толковать и ответ­ственно относиться к использованию результатов. В социальной работе обычно применяют опросники и проективные тесты.

Личностный опросник представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из предложений, с содержанием которых ис­пытуемый может согласиться или не согласиться. Вопросы сфор­мулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с разных точек зрения. Личностные опросники позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого — от особенно­стей его физического и психического состояния до морально-эти- ческих и общественных взглядов. При разработке опросника во­просы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо одно свойство индивида. Эти сгруппированные вопро­сы называются личностными шкалами и различаются по наимено­ванию изучаемого свойства, например: шкала тревожности, шка­ла лидерства, шкала агрессивности и пр. При обработке теста дан­ные опроса переводятся в баллы и суммируются отдельно по каж­дой шкале.

Опросники создаются в рамках той или иной теории личности. Некоторые из них предназначены для оценки одновременно мно­гих сторон личности и имеют для этого несколько шкал (напри­мер, опросник MMPI), но большинство изучают только отдель­ные свойства.

Основной недостаток личностных опросников в том, что ис­пытуемые могут вольно или невольно искажать сообщаемые све­дения. Для защиты опросников от неверной информации в них

 

включены специальные шкалы, повышающие их валидность: шкала лживости, шкала соглашательства —отрицательства и др.

Проективные методы исследования личности дают информа­цию, основанную на косвенных данных. Проективные методы об­ращены к бессознательной сфере и сконструированы таким обра­зом, чтобы человек, помимо своей воли и минуя сознательный контроль, обнаруживал свои глубинные личностные проблемы, переживания, установки. В основе проективных методов лежит прин­цип проекции, смысл которого в том, что в каждом акте поведе­ния человек обнаруживает значимую информацию о себе, прое­цируя внутренний мир на внешние объекты.

В проективных методиках задания предполагают некоторую сво­боду действий испытуемого, например: описать пятно или нечет­кую фотографию, закончить рисунок или написать сочинение на заданную тему. Стимульный материал, применяемый в этих мето­диках, как правило, не безразличен испытуемому, а неопределен­ность задания способствует проявлению личностных качеств.

Проективные методы не позволяют дать количественную оцен­ку выраженности тех или иных свойств. Более того, они направле­ны не на изучение отдельных свойств, а на системную оценку личности в целом. Проективные методы с трудом поддаются стан­дартизации, однако и среди них есть надежные и валидные тесты, например: тест чернильных пятен Роршаха, цветовой тест Люше- ра, тест незаконченных предложений, рисуночные тесты и др.

Рисуночные тесты стали особенно популярны в отечественной психосоциальной работе, так как дешевы и просты в применении. Наиболее известные из них: «несуществующее животное», «авто­портрет», «рисунок семьи», «дом—дерево—человек». Испытуемый получает предельно краткую инструкцию: «Придумай и нарисуй несуществующее животное». При интерпретации оцениваются по­ложение рисунка на листе, размер рисунка, характер линий, раз­меры и соотношение отдельных элементов фигуры, смысловое содержание рисунка.

Необходимо отметить, что интерпретация всех проективных методик требует от исследователя высокой квалификации и боль­шого опыта работы с конкретной методикой, так как одни и те же факты в разных случаях могут иметь прямо противоположную интерпретацию и высока вероятность постановки неверного диаг­ноза.

Катарсические методы помогают снять болезненные эмоции, переживания. Клиент зачастую находится в тяжелом эмоцио­нальном состоянии, которое затрудняет проведение реабилита­ционных мероприятий. Поэтому сначала ему надо дать возмож­ность высказаться, «выплакаться», выразить свои чувства. Для это­го используют вербальную и невербальную поддержку, нерефлек­сивное слушание, дыхательные методы, арттерапию.

 

Вербальная и невербальная поддержка — это высказывание со­чувствия, сопереживания проблемам клиента. Эти психотерапев­тические техники направлены на сообщение клиенту дополнитель­ной энергии, а также информации, побуждающей его к саморас­крытию в процессе беседы.

Нерефлексивное слушание стимулирует клиента высказаться, освободиться от груза эмоций и переживаний. В качестве техник нерефлексивного слушания применяются поддакивания, жесты „согласия, инструкции типа «продолжайте», общие вопросы типа «и что же дальше?», а также переспрашивание и уточнение. Нереф­лексивное слушание часто применяют в телефонном консульти­ровании.

Дыхательные методы основаны на тесной связи психических процессов и дыхания человека. Каждому психическому состоянию соответствует определенный рисунок дыхания. Воздействуя на ритм, глубину и частоту дыхания, можно вызвать или погасить эмоции, изменить функциональное состояние психики. Дыхание дает энер­гетический ресурс для психической деятельности; управляя им, можно активизировать или успокоить те или иные процессы.

Арттерапия — психологический метод исцеления творчеством. В процессе свободного рисования, лепки, конструирования про­исходит выведение болезненного содержания психики вовне, а за­тем его повторное восприятие и осознание. Темы арттерапевти- ческих сеансов подбираются в соответствии с проблематикой кли­ента. Близко к арттерапии находится трудотерапия, суть которой в том, что лица с неустойчивой психикой стабилизируются в про­цессе монотонного ручного труда.

Трансформационные методы используют с целью устранения глубинных причин жизненных затруднений у клиента.

В практической психологии считается, что источники проблем лежат в более раннем биографическом или даже пренатальном (утробном) периоде. В связи с этим огромное число психологиче­ских школ исследуют возможности поиска и устранения этих ис­точников. В XIX— XX вв. психотерапия вела поиски в этом на­правлении. Наиболее известные школы, имеющие полноценные методические разработки в трансформации глубинных пережи­ваний, — это психоанализ, психодрама, гештальттерапия, транс­персональная психология, кинезиология. Необходимо отметить, что трансформационные методы могут применять только высоко­квалифицированные специалисты-психологи и психотерапевты, прошедшие углубленную подготовку по соответствующему на­правлению.

Развивающие психологические методы направлены на интенсив­ное развитие самосознания, творчества и коммуникации. К ним относятся социально-психологический тренинг и коллективная творческая деятельность.

 

Социально-психологический тренинг — область практической пси­хологии, использующая активные методы психологической рабо­ты в группе. В тренинге группа из 10—15 человек в течение 3 —6 ч выполняет различные задания, предполагающие активное учас­тие и взаимодействие. Тренинг ведут тренер и ассистенты. Общий цикл занятий — от одного дня до нескольких месяцев. Цели со­циально-психологического тренинга могут быть различными: по­вышение компетентности в общении, развитие самосознания (рефлексии), стимулирование интеллектуальной и поисковой де­ятельности, развитие социально-перцептивных навыков, повыше­ние групповой сплоченности, выработка решений, личностный рост участников и др.

Разновидности тренинговых методов обусловлены задачами и содержанием тренинга: выделяют метод групповой дискуссии, метод ролевых игр, метод социальной перцепции и др. Различие акцентов в конкретных задачах и методические модификации при­водят к разнообразию частных форм тренинга. Наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг социальной перцепции, ролевой тренинг, тренинг делового общения, видеотренинг. В последнее время разработаны методы интенсивного тренинга, использующие расширенное состояние сознания участников, достигаемое при помощи связного осознанного дыхания. При этом возникает бо­лее полное самораскрытие, большая глубина взаимопроникно­вения участников, и быстрее происходит интеграция группы.

Метод коллективной творческой деятельности (КТД) широко используется в социальной педагогике, особенно во внешкольной работе со старшеклассниками. Цель КТД — создание совместного творческого продукта (выпуск стенгазеты, постановка спектакля), в процессе которого как косвенный результат повышается ини­циатива, развиваются коммуникативные навыки и возрастает груп­повая сплоченность. Метод КТД вырос из метода деловой игры, широко применяющегося в психологии управления.

Оптимизирующие методы направлены на улучшение психиче­ской деятельности и жизнетворчества человека. Оптимизирующие методы важны как средство неспецифической профилактики и коррекции, так как при увеличении функциональных возможно­стей психики возрастает способность человека управлять собой и обстоятельствами своей жизни. К оптимизирующим методам от­носятся: индивидуальное и групповое консультирование, методы самовнушения, метод медитации, интегративные психотехноло­гии, методы психогимнастики, дневниковые методы, нерелиги­озные техники духовного роста, методы психопрофилактики.

Индивидуальное и групповое консультирование — это беседа пси­холога с клиентом или группой клиентов на какую-либо значи­мую для них тему; обычно психолог-консультант специализирует­ся в определенной области. Различают консультирование семейное

 

(проблемы семьи и брака), профессиональное (выбор профессии и трудоустройства), психолого-педагогическое (воспитание и обуче­ние ребенка), клиническое консультирование (эмоциональные и поведенческие расстройства).

Методы самовнушения — способы внушения, адресованные са­мому себе. Самовнушение происходит путем произвольных сло­весных самоинструкций (аутосуггестия) или мысленного представ­ления желаемых ситуаций (созидающая визуализация), а также в процессе многократной письменной записи определенных уста­новок (аффирмация). Самовнушение ведет к повышению уровня саморегуляции и самоуправления. Наиболее известным методом самовнушения является аутогенная тренировка, позволяющая субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и со­матическими реакциями.

Психогимнастика — разновидность психологического тренин­га, цель которого — тренировка отдельных психических функций, например сензитивности, концентрации внимания, управления движениями и т. п. Психогимнастика осуществляется самостоятельно или в группе под руководством тренера. В результате упражнений повышаются функциональные способности психики и самоконт­роль, возрастает уверенность в себе. Психогимнастику можно счи­тать разновидностью спортивных тренировок с той разницей, что объектом формирования являются не физические, а психические функции.

Широкую популярность в последние годы получили методы медитации. Медитация — это прием психической тренировки, на­правленный на достижение особого медитативного состояния, которое достигается путем сосредоточения на одном объекте и ус­транения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и ин­теллектуальное напряжение). Медитация — метод саморегуляции, основанный на управлении вниманием для изменения психичес­ких процессов и состояний. Процесс медитации включает три ста­дии: расслабление, сосредоточение и. собственно медитативное состояние. Изначально приемы медитации разрабатывались в вос­точных духовных практиках (йога в Индии и даосизм в Китае). Современное применение медитации очищено от религиозно-мис- тических идей и направлено на духовное оздоровление и развитие человека.

Дневниковые методы используются в психологии как средство развития сознания путем фиксации человеком на бумаге прожива­емых событий, мыслей, ощущений, воспоминаний. Необходимость структурировать опыт приводит к повышению рефлексивных спо­собностей, вследствие чего улучшается понимание жизни и уп­равление ею. Дневниковые методы позволяют также замещать не­

 

достаток личностного общения, что повышает эмоциональный тон и удовлетворенность жизнью.

Интегративные психотехнологии — технологии повышения це­лостности психики. Под целостностью понимается взаимосвязан­ность, согласованность, системность всех уровней психической деятельности, а также непротиворечивость содержания субъектив­ного опыта индивида. Интегративные психотехнологии развива­ются с 1990-х гг. и представляют собой комплексные программы групповой и индивидуальной психологической работы, направ­ленные на все уровни психики: двигательную сферу, эмоциональ- но-волевую, духовную сферы, сознание и самосознание, соци­альные и личные отношения.

В интегративных психотехнологиях используются разнообраз­ные оптимизирующие, развивающие, катарсические и трансфор­мационные методы, которые конструктивно сочетаются между собой с целью достижения системного результата воздействия: улучшения здоровья (физического, психического и социального); развития психических функций и способностей; повышения уров­ня автономии и самоорганизации.

Интегративные психотехнологии используют легкое расши­ренное состояние сознания, достигаемое за счет связного осо­знанного дыхания, поэтому дыхательные техники являются ос­новой интегративных психотехнологий. Кроме того, в зависимо­сти от целей программы применяются приемы медитации, арт- терапии, танцевально-двигательной терапии, игротерапии, сказ- котерапии, телесно-ориентированной терапии, коммуникатив­ные игры и множество других психотехник. Различные по проис­хождению и воздействию техники сочетаются между собой в рам­ках одной программы. Интегративные психотехнологии направ­лены не на лечение невротических отклонений, а на общую гар­монизацию психики, повышение ее потенциала и оптимизацию функционирования. Разработаны принципы конструирования и применения интегративных психотехнологий, а также способы обеспечения психологической безопасности клиента. Интегратив­ные психотехнологии — современное средство оказания неспе­цифической помощи в психосоциальной работе, обладающее качествами универсального интенсивного и одновременно мяг­кого воздействия. Интегративные психотехнологии разработаны для всех возрастов.

Методы психопрофилактики призваны подготовить человека к тем или иным значимым событиям в будущем. Широко распро­странена психопрофилактическая работа с людьми экстремальных профессий. В социальной работе с населением осуществляются пси­хопрофилактические программы с беременными женщинами, подготовка молодежи к половой жизни, подготовка к сдаче экза­менов и трудоустройству.

 

Психопрофилактические программы сочетают информацию о предстоящих событиях и тренинг необходимых психологических умений для участия в них. В последние годы психопрофилактика приобрела новые формы и масштабы. Проводятся сотни тренингов по широкому спектру направлений: поиск работы, сексуальные отношения, распределение времени, отношение к деньгам и мно­гое другое, вплоть до защиты от психотеррора. Можно предполо­жить, что в будущем приобретение жизненных навыков станет такой же мощной индустрией, какой сейчас является профессиональ­ная подготовка.

Нерелигиозные техники духовного роста являются следствием кри­зиса мировых религий, не удовлетворяющих духовные потребно­сти современных людей. Поиск смысла жизни, понимание законов бытия, нахождение своего места в мире, отношение к смерти — все эти значимые для человека вопросы неразрешимы в рамках научного мировоззрения, а религиозное мировоззрение дает ус­таревшие и противоречащие современному образу жизни ответы. В качестве альтернативы дихотомии атеизм —религия развиваются психотехники, обращенные к сфере мирового энерго-информа- ционного пространства, развивающие высшие духовные способ­ности человека.

Это нерелигиозные техники духовного роста, цель которых — внутренняя взаимосвязь человека и Бога, не опосредованная ре­лигиозным культом, ритуалом и священнослужителем. Проникно­вение человека в сферу сверхсознания и открытие личных смыс­лов бытия значительно увеличивают его жизнеспособность, уве­ренность и независимость.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Для каких целей используются психологические методы в социаль­ной работе?

2.Приведите примеры диагностических, катарсических, трансформа­ционных, развивающих и оптимизирующих методов.

3.Что такое психосоциальная работа, каковы ее цели, содержание, принципы и методы?

4.Каким должен быть результат применения методов в социальной работе и по каким показателям он определяется?

Рекомендуемая литература

Лексикон социальной работы / Ред. С. М. Кибардина, Т. А. Поярова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Вологда, 2005.

Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М., 1997.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещеряко­ва. - М., 1997.

Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — М., 1998.

 

Современная психология: Справочное руководство. — М., 1999.

Шемет И. С. Интегративные психотехнологии в социальной работе. — Кострома, 2004.

ГЛАВА 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...