Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иерархия целей и задач социальной работы




Цель — это предполагаемый результат деятельности. Цель со­циальной работы — это результат соотнесения ценностных пред­ставлений о долге общества (государства) перед гражданином с ситуацией, в которой он оказался. Другими словами — это проек­ция гуманитарных эталонов достойного существования индивида (семьи и сообщества) на образ обстоятельств их социального функционирования. Понятно, что гуманитарные эталоны до­

 

стойного существования имеют социокультурную обусловленность, где основополагающую роль играет идеология отношений государ­ства и гражданина.

Статья 7 Конституции Российской Федерации констатирует: «Россия — социальное государство». Конечно, любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» лишь под­черкивает способность государства осуществлять социальную по­литику: заботиться о трудовом устройстве населения, правах че­ловека, создавать системы здравоохранения, социального обеспе­чения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с пре­ступностью и негативными конфликтами и т. д. Один из важней­ших принципов социального государства таков: следует помогать лишь тем, кто в данный момент сам не может справиться со сво­ими проблемами, и помогает таким образом, чтобы в дальней­шем человек мог справляться с проблемами самостоятельно (Гут- ник В., 2000).

В решении важнейших социальных проблем государство опи­рается на широкую общественность. Поэтому социальное госу­дарство немыслимо без гражданского общества. В современном значении гражданское общество означает совокупность отноше­ний в различных общественных сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо от государства.

Определение цели социальной работы связано с разрешением нескольких противоречий. Первое противоречие возникает из-за объективной невозможности полного преодоления труд­ных жизненных ситуаций. Полному изменению практически не поддаются инвалидность, сиротство, смертельная болезнь (СПИД, онкологическое заболевание и т.п.). Словарь русского языка С. И. Ожегова трактует понятие «помощь» как содействие кому- нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-ни­будь. Следовательно, вполне можно сформулировать цель социаль­ной работы как частичное улучшение обстоятельств жизни нуж­дающегося.

Второе противоречие — несоответствие индивидуальных и общественных норм благополучия в условиях заявительной си­стемы социального обслуживания. Возникает серьезный вопрос о правомерности и мере вмешательства в жизненную ситуацию ин­дивида, группы и т. д. Особенно в случае, когда страдания, кото­рые испытывает человек, не приводят его к осознанию необходи­мости перемен в собственной жизни, более того, он сопротивля­ется приведению наличных жизненных обстоятельств в соответ­ствие с общественными нормами.

Третье противоречие — в социальной работе с некото­рыми категориями населения социальная помощь сосредоточива­ется на медицинском уходе, т. е. социальная работа переходит в другие виды социальной практики.

 

Для того чтобы избежать лично-общественного конфликта ин­тересов, иногда цель социальной работы формулируют как дву­единую: «Способствовать интеграции общественного целого и со­действовать адаптации людей в меняющемся мире»1.

Таким образом, цель социальной работы — достижение объек­том состояния, характеризующегося оптимальным использовани­ем личностных и общественных ресурсов в соответствии с соци­альными эталонами и индивидуальными представлениями о нор­мах социального функционирования.

Цель, преломленная в условиях той или иной ситуации, стано­вится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной характери­стики социальной работы как особого вида общественной практи­ки. В перечень задач социальной работы могут быть включены сле­дующие формулы.

1. Гуманизация социальных и государственных норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жиз­ненной ситуации. Социальные работники должны выступать ини­циаторами своевременного принятия законов, направленных на социальную защиту как всего населения страны, так и наиболее уязвимых групп. Решение данной задачи связано также с популя­ризацией в обществе образцов толерантности, альтруизма, фи­лантропии, взаимопомощи. Гуманность и обеспечение свободы вы­бора не освобождает от конфликтов интересов и ведет к построе­нию конструктивного отношения — учета интересов всех сторон, участвующих во взаимодействии.

2. Развитие потенциалов общественных институтов в сфере по­мощи нуждающимся. Это значит, что необходимо привлекать него­сударственные, неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, создавать и пополнять финансовые и матери­альные резервы социальных учреждений за счет спонсорской по­мощи, международного сотрудничества. Эффективность социаль­ного обслуживания клиентов социальных служб обусловлена тех­нической вооруженностью учреждений и предприятий, поэтому социальную работу трудно представить без широкого использова­ния достижений научно-технического прогресса, инновационной и экспериментальной деятельности. Важнейшими ресурсами по­мощи являются компетентность специалистов по социальной ра­боте, научные и методические разработки оптимальных путей и способов оказания социальной помощи.

3. Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Реализация этой задачи требует

1 Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д, 1999. — С. 76.

 

соблюдения принципа справедливости на всех уровнях социаль­ной политики и социальной работы (выработка законодательства, распределение бюджетных средств, непосредственного распределе­ния всех видов помощи). Обеспечение социальной справедливости инициирует внедрение гибкой системы оплаты за социальные услу­ги, позволяющей оказывать адресную помощь, дифференцированно подходить к поддержке категорий населения и отдельных лиц.

4. Согласование общественных норм и представлений о норме нуж­дающегося в помощи может происходить не иначе как в режиме переговоров, завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в нем необ­ходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при ока­зании помощи. Длительность установления договорные (контракт­ных) отношений может быть различной, специалист должен спо­койно относиться к регулярному изменению условий контракта. Сам по себе процесс согласования представлений о норме клиен­та и специалиста, представляющего государство, общество, орга­низацию, чувствителен к использованию субъектом авторитарно­го давления, манипулирования.

5. Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы. Активизация возможностей самих клиентов социальные служб, с одной стороны, позволяет рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы как в настоящий момент, так и в будущем. С другой стороны, только развитие у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, самостоятельности и ответственности за об­стоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей степени полноценность социального функционирования, ощущение соб­ственной востребованности и полезности. Вследствие этого перед социальными работниками должна формулироваться задача под­держивать активную жизненную позицию клиента социальной служ­бы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на лично- стно и социально приемлемом уровне. Актуализация внутренних ре­сурсов, прежде всего жизненной позиции, затрудняется социо­культурными традициями отношений человека и государства, фата­лизмом, апатией, социальным пессимизмом.

6. Облегчение использования (обеспечение доступности) обществен­ных ресурсов для объекта социальной работы обусловлено готовно­стью к управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимо­действия. Клиент должен владеть информацией о том, какие услу­ги и выплаты, где, когда и при каких обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка нуждающегося со­стоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с ресурс­ными источниками.

Для помогающей стороны готовность к предоставлению обще­ственных ресурсов предполагает физическую доступность зданий,

 

сооружений, транспорта и заканчивается эмоциональным настро­ем конкретных специалистов, взаимодействующих с клиентами со­циальных служб, и т. д. Важную роль при обеспечении доступности общественных ресурсов играет координация социальных органи­заций и институтов, так как деятельность каждого из них ограни­чена ведомственными задачами, стереотипами и заблуждениями.

Уровни социальной работы

Традиционно в учебной и научной литературе выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-ад­министративный), мезо (групповой), микро (индивидуальный).

Индивидуальный уровень социальный работы представляет со­бой организацию помогающего взаимодействия с клиентом, где и тот и другой выступают как индивиды, обладающие комплексом специфических черт и свойств. Объективными характеристиками сторон являются: пол, этнокультурная принадлежность и иден­тификация, индивидуально-типологические свойства психики, уровень развития способностей и т. п. В то же время в ситуации помогающего контакта актуализируются присущие социальному работнику профессиональный статус и компетентность, у клиен­та на первый план выделяется его положение в трудной жизнен­ной ситуации. Профессиональное нормативное отношение провод­ника перемен к свойствам нуждающегося проявляется в специфи­ческих принципах социальной работы.

В трактовках социальной работы на индивидуальном уровне преобладают психолого-ориентированные подходы, что объясня­ется характером взаимодействия личностьличность.

Групповой уровень социальной работы — это реализация помо­щи группе, где субъект социальной работы может выступать как индивид (специалист) и как группа профессионалов, обладающих высокой степенью интегрированности. В трудную жизненную си­туацию могут попадать различные группы: семьи (обычные или созданные для решения социальных проблем — приемные, опекун­ские и т.д.), производственные коллективы, досуговые объедине­ния, группы взаимопомощи, клиенты стационарных учреждений социального обслуживания.

Специфика группового уровня социальной работы — в ее на­правленности на обеспечение полноценного функционирования группы, которая в свою очередь обусловливает реализацию по­требностей индивидов, в нее входящих. Поэтому деятельность субъекта помощи не только способствует сплочению участников объединения, но и призвана гарантировать автономность индиви­дов, образующих общность. Особенности на групповом уровне со­циальной работы наблюдаются и при характеристике свойств объек­та. Если группы однородны, то проблем при соотнесении свойств

 

индивидов не возникает. Однако в большинстве случаев перед со­циальным работником стоит сложная задача — сопоставить разли­чия участников группы. На этом уровне он выполняет роль фаси- литатора и посредника. Содержание социальной работы предпола­гает оптимизацию модели внутригруппового взаимодействия, меж­личностных отношений, когда потребности всех индивидов реа­лизуются в возможно полной мере.

Социально-административный уровень социальной работы вы­деляется прежде всего на основе особенностей объекта, которым в данном случае становится локальное сообщество индивидов, объединенное общностью территории, культуры, социально-эко­номического положения, проблемами и т. д.

Субъект социальной работы на социально-административном уровне — это коллектив специалистов, учреждение социального обслуживания или отделение данного учреждения. Деятельность субъекта направлена на совершенствование функционирования сообщества. Оптимальность функционирования определяется сте­пенью реализации потребностей членов общности в следующих сферах: производство — распределение — потребление, социали­зация, взаимопомощь.

Социальная работа на этом уровне осуществляется через различ­ные социальные структуры, поэтому включает в себя программы исследований среды, координации деятельности разных субъек­тов помощи по решению конкретных проблем, социальной ани­мации.

Программы исследований служат для уточнения пред­ставлений о социальных болезнях социума, определения цели и содержания социальной работы, выбора адекватных методов и средств. Программы координации устанавливают функции проводников социальных перемен в совместной работе по реше­нию проблемы. Программы социальной анимации (ожив­ления, одушевления) направлены на активизацию неформальных институтов помощи, развитию социальной ответственности в со­обществе.

Для объяснения особенностей социальной работы на соци­ально-административном уровне в большей степени подходят со- циолого-ориентированные концепции, так как помогающее вза­имодействие происходит в этом случае между организацией и социумом.

В социальной работе как отрасли знания также выделяются уров­ни: мета (общая теория социальной работы), макро (теория соци­ально-административной работы), мезо (теория социально-груп­повой работы), микро (теория индивидуальной социальной рабо­ты). На каждом из этих уровней предлагается выделять феномено­логию помощи, деятельности, субъекта и объекта помощи (Фир- сов М.В., 2001).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...