Иерархия целей и задач социальной работы
Цель — это предполагаемый результат деятельности. Цель социальной работы — это результат соотнесения ценностных представлений о долге общества (государства) перед гражданином с ситуацией, в которой он оказался. Другими словами — это проекция гуманитарных эталонов достойного существования индивида (семьи и сообщества) на образ обстоятельств их социального функционирования. Понятно, что гуманитарные эталоны до
стойного существования имеют социокультурную обусловленность, где основополагающую роль играет идеология отношений государства и гражданина. Статья 7 Конституции Российской Федерации констатирует: «Россия — социальное государство». Конечно, любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» лишь подчеркивает способность государства осуществлять социальную политику: заботиться о трудовом устройстве населения, правах человека, создавать системы здравоохранения, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью и негативными конфликтами и т. д. Один из важнейших принципов социального государства таков: следует помогать лишь тем, кто в данный момент сам не может справиться со своими проблемами, и помогает таким образом, чтобы в дальнейшем человек мог справляться с проблемами самостоятельно (Гут- ник В., 2000). В решении важнейших социальных проблем государство опирается на широкую общественность. Поэтому социальное государство немыслимо без гражданского общества. В современном значении гражданское общество означает совокупность отношений в различных общественных сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо от государства.
Определение цели социальной работы связано с разрешением нескольких противоречий. Первое противоречие возникает из-за объективной невозможности полного преодоления трудных жизненных ситуаций. Полному изменению практически не поддаются инвалидность, сиротство, смертельная болезнь (СПИД, онкологическое заболевание и т.п.). Словарь русского языка С. И. Ожегова трактует понятие «помощь» как содействие кому- нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь. Следовательно, вполне можно сформулировать цель социальной работы как частичное улучшение обстоятельств жизни нуждающегося. Второе противоречие — несоответствие индивидуальных и общественных норм благополучия в условиях заявительной системы социального обслуживания. Возникает серьезный вопрос о правомерности и мере вмешательства в жизненную ситуацию индивида, группы и т. д. Особенно в случае, когда страдания, которые испытывает человек, не приводят его к осознанию необходимости перемен в собственной жизни, более того, он сопротивляется приведению наличных жизненных обстоятельств в соответствие с общественными нормами. Третье противоречие — в социальной работе с некоторыми категориями населения социальная помощь сосредоточивается на медицинском уходе, т. е. социальная работа переходит в другие виды социальной практики.
Для того чтобы избежать лично-общественного конфликта интересов, иногда цель социальной работы формулируют как двуединую: «Способствовать интеграции общественного целого и содействовать адаптации людей в меняющемся мире»1. Таким образом, цель социальной работы — достижение объектом состояния, характеризующегося оптимальным использованием личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования.
Цель, преломленная в условиях той или иной ситуации, становится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной характеристики социальной работы как особого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могут быть включены следующие формулы. 1. Гуманизация социальных и государственных норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации. Социальные работники должны выступать инициаторами своевременного принятия законов, направленных на социальную защиту как всего населения страны, так и наиболее уязвимых групп. Решение данной задачи связано также с популяризацией в обществе образцов толерантности, альтруизма, филантропии, взаимопомощи. Гуманность и обеспечение свободы выбора не освобождает от конфликтов интересов и ведет к построению конструктивного отношения — учета интересов всех сторон, участвующих во взаимодействии. 2. Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся. Это значит, что необходимо привлекать негосударственные, неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, создавать и пополнять финансовые и материальные резервы социальных учреждений за счет спонсорской помощи, международного сотрудничества. Эффективность социального обслуживания клиентов социальных служб обусловлена технической вооруженностью учреждений и предприятий, поэтому социальную работу трудно представить без широкого использования достижений научно-технического прогресса, инновационной и экспериментальной деятельности. Важнейшими ресурсами помощи являются компетентность специалистов по социальной работе, научные и методические разработки оптимальных путей и способов оказания социальной помощи. 3. Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Реализация этой задачи требует 1 Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д, 1999. — С. 76.
соблюдения принципа справедливости на всех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательства, распределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видов помощи). Обеспечение социальной справедливости инициирует внедрение гибкой системы оплаты за социальные услуги, позволяющей оказывать адресную помощь, дифференцированно подходить к поддержке категорий населения и отдельных лиц. 4. Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи может происходить не иначе как в режиме переговоров, завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в нем необходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при оказании помощи. Длительность установления договорные (контрактных) отношений может быть различной, специалист должен спокойно относиться к регулярному изменению условий контракта. Сам по себе процесс согласования представлений о норме клиента и специалиста, представляющего государство, общество, организацию, чувствителен к использованию субъектом авторитарного давления, манипулирования. 5. Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы. Активизация возможностей самих клиентов социальные служб, с одной стороны, позволяет рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы как в настоящий момент, так и в будущем. С другой стороны, только развитие у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, самостоятельности и ответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей степени полноценность социального функционирования, ощущение собственной востребованности и полезности. Вследствие этого перед социальными работниками должна формулироваться задача поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на лично- стно и социально приемлемом уровне. Актуализация внутренних ресурсов, прежде всего жизненной позиции, затрудняется социокультурными традициями отношений человека и государства, фатализмом, апатией, социальным пессимизмом.
6. Облегчение использования (обеспечение доступности) общественных ресурсов для объекта социальной работы обусловлено готовностью к управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Клиент должен владеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при каких обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка нуждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с ресурсными источниками. Для помогающей стороны готовность к предоставлению общественных ресурсов предполагает физическую доступность зданий,
сооружений, транспорта и заканчивается эмоциональным настроем конкретных специалистов, взаимодействующих с клиентами социальных служб, и т. д. Важную роль при обеспечении доступности общественных ресурсов играет координация социальных организаций и институтов, так как деятельность каждого из них ограничена ведомственными задачами, стереотипами и заблуждениями. Уровни социальной работы Традиционно в учебной и научной литературе выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-административный), мезо (групповой), микро (индивидуальный). Индивидуальный уровень социальный работы представляет собой организацию помогающего взаимодействия с клиентом, где и тот и другой выступают как индивиды, обладающие комплексом специфических черт и свойств. Объективными характеристиками сторон являются: пол, этнокультурная принадлежность и идентификация, индивидуально-типологические свойства психики, уровень развития способностей и т. п. В то же время в ситуации помогающего контакта актуализируются присущие социальному работнику профессиональный статус и компетентность, у клиента на первый план выделяется его положение в трудной жизненной ситуации. Профессиональное нормативное отношение проводника перемен к свойствам нуждающегося проявляется в специфических принципах социальной работы. В трактовках социальной работы на индивидуальном уровне преобладают психолого-ориентированные подходы, что объясняется характером взаимодействия личность — личность. Групповой уровень социальной работы — это реализация помощи группе, где субъект социальной работы может выступать как индивид (специалист) и как группа профессионалов, обладающих высокой степенью интегрированности. В трудную жизненную ситуацию могут попадать различные группы: семьи (обычные или созданные для решения социальных проблем — приемные, опекунские и т.д.), производственные коллективы, досуговые объединения, группы взаимопомощи, клиенты стационарных учреждений социального обслуживания.
Специфика группового уровня социальной работы — в ее направленности на обеспечение полноценного функционирования группы, которая в свою очередь обусловливает реализацию потребностей индивидов, в нее входящих. Поэтому деятельность субъекта помощи не только способствует сплочению участников объединения, но и призвана гарантировать автономность индивидов, образующих общность. Особенности на групповом уровне социальной работы наблюдаются и при характеристике свойств объекта. Если группы однородны, то проблем при соотнесении свойств
индивидов не возникает. Однако в большинстве случаев перед социальным работником стоит сложная задача — сопоставить различия участников группы. На этом уровне он выполняет роль фаси- литатора и посредника. Содержание социальной работы предполагает оптимизацию модели внутригруппового взаимодействия, межличностных отношений, когда потребности всех индивидов реализуются в возможно полной мере. Социально-административный уровень социальной работы выделяется прежде всего на основе особенностей объекта, которым в данном случае становится локальное сообщество индивидов, объединенное общностью территории, культуры, социально-экономического положения, проблемами и т. д. Субъект социальной работы на социально-административном уровне — это коллектив специалистов, учреждение социального обслуживания или отделение данного учреждения. Деятельность субъекта направлена на совершенствование функционирования сообщества. Оптимальность функционирования определяется степенью реализации потребностей членов общности в следующих сферах: производство — распределение — потребление, социализация, взаимопомощь. Социальная работа на этом уровне осуществляется через различные социальные структуры, поэтому включает в себя программы исследований среды, координации деятельности разных субъектов помощи по решению конкретных проблем, социальной анимации. Программы исследований служат для уточнения представлений о социальных болезнях социума, определения цели и содержания социальной работы, выбора адекватных методов и средств. Программы координации устанавливают функции проводников социальных перемен в совместной работе по решению проблемы. Программы социальной анимации (оживления, одушевления) направлены на активизацию неформальных институтов помощи, развитию социальной ответственности в сообществе. Для объяснения особенностей социальной работы на социально-административном уровне в большей степени подходят со- циолого-ориентированные концепции, так как помогающее взаимодействие происходит в этом случае между организацией и социумом. В социальной работе как отрасли знания также выделяются уровни: мета (общая теория социальной работы), макро (теория социально-административной работы), мезо (теория социально-групповой работы), микро (теория индивидуальной социальной работы). На каждом из этих уровней предлагается выделять феноменологию помощи, деятельности, субъекта и объекта помощи (Фир- сов М.В., 2001).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|