Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная диагностика в социальной работе




§ 1. Сущность социальной диагностики

Обратившийся за помощью в социальную службу человек с пер­вых минут общения со специалистом ощущает заботу, участие, под­держку. Социальная работа предполагает сопровождение клиента до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и пред­ставляет собой технологию, в основе которой — активизация по­тенциала клиента и резервных возможностей его окружения. На первом этапе работы проводится социальная диагностика. Соци­альная диагностика — это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Ежедневная практическая деятельность специалиста по соци­альной работе содействует улучшению жизни конкретного челове­ка с помощью методов, отдельных техник, которые разрабатывают­ся в соответствии с индивидуальными особенностями клиента и основываются на специфике трудной жизненной ситуации клиен­та. Социальная диагностика — интегративная технология, она вклю­чает в себя совокупность методов и приемов и предполагает спо­собность специалиста по социальной работе распознавать лично­стные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успе­хов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных си­туаций. Потенциал социального окружения клиента способствует формированию волевых качеств, активной жизненной позиции и обеспечивает социальное признание. Таким образом, социальная диагностика изучает деятельность и поведение клиента в повсе­

 

дневной жизни и выявляет изменения в ней во время оказания социальной помощи.

Предмет социальной диагностики — особенности развития труд­ной жизненной ситуации. Структура трудной жизненной ситуации включает в себя:

·действующих лиц, участвующих в происходящих событиях;

·деятельность участников, которая привела к трудной жизнен­ной ситуации;

·переживания и интерпретацию клиентом случившихся со­бытий.

Специалист по социальной работе изучает причины возникно­вения трудной жизненной ситуации, а также положение личности, которая подверглась воздействию неблагоприятных факторов. Во время проведения социальной диагностики необходимо учитывать объективную сторону ситуации — взаимосвязи клиента с окру­жающими людьми и субъективную — отражение этих взаимо­отношений клиента с его социальным окружением, переживания, осознание этих взаимоотношений. Трудная жизненная ситуация — утрата личностью независимости в реализации своих потребно­стей под воздействием субъективных и объективных факторов.

К объективным факторам можно отнести: неблагопри­ятные экономические условия проживания; военные действия и конфликты; смерть одного из близких родственников; утрата здо­ровья; последствия экстремальных ситуаций (насилие, пожар, тер­рористические акты); низкий уровень материальной обеспеченно­сти семьи.

Трудная жизненная ситуация может сопровождаться и субъек­тивными факторами, к которым относят: сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресур­сов; иждивенческую позицию; отсутствие ответственности за свои поступки; антисоциальные нормы и ценности, на основании ко­торых клиент выстраивает отношения с окружающими людьми; конфликтные отношения с родственниками.

При исследовании трудной жизненной ситуации клиента спе­циалист по социальной работе сопоставляет количество объектив­ных и субъективных факторов. Если субъективные факторы преоб­ладают, можно прогнозировать более длительный и более услож­ненный по содержанию процесс сопровождения клиента до выхо­да из трудной жизненной ситуации. Комплекс методов социаль­ной диагностики позволяет сделать прогноз относительно вариатив­ности его поведения в этот период. Выделяют конструктивные и неконструктивные варианты стратегии поведения. Конструктив­ный способ решения проблемы определяют как достижение цели сво­ими силами, обращение за помощью к другим людям, включен­ным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем, тщательное обдумывание проблемы и различ­

 

ных путей ее развития или решения (Е.А. Алексеева). Сюда же вклю­чают изменение своего отношения к проблемной ситуации (пре­одоление стереотипа неразрешенности проблемы, снятие состоя­ния трагедии, формирование позитивного отношения к жизни, изменение в себе самом, системе собственных установок и при­вычных стереотипов).

Неконструктивные стратегии поведения — это различные спо­собы психологической защиты вплоть до вытеснения проблемы из сознания; ее поверхностное рассмотрение; импульсивное по­ведение, эмоциональные срывы. Получить опыт конструктивного решения проблемы клиент может с помощью специалиста по со­циальной работе, семьи, других людей, имевших аналогичные проблемы. Совместная деятельность развивает волевые качества, формирует умение посмотреть «со стороны» на сложившуюся си­туацию.

Диагностировать особенности поведения человека в ситуации выбора из четко определенных альтернатив поведения позволяет теория, разработанная в середине 1950-х гг. Дж. Роттером. По этой теории, у человека имеется личностный «стержень», названный локусом контроля личности, — склонность видеть источник уп­равления своей жизнью во внешней среде либо в себе самом. Сле­довательно, в ситуации неудач человек может в первом случае ори­ентироваться только на окружающую социальную среду, а во вто­ром — мобилизовать свои ресурсы для сопротивления трудностям и поиска выхода из сложной ситуации.

Г.Крампен и Х.Левенсон выделили три уровня субъек­тивного контроля личности: интернальность (ответствен­ность); средовая экстернальность (зависимость от других, беспо­мощность); субъективная экстернальность (зависимость от фата­листических явлений — судьбы, «злого рока» и т.д.).

При интерналъном уровне субъективного контроля человек счи­тает ответственным за события в своей жизни прежде всего себя, объясняя возникающие ситуации своим поведением, характером, способностями. Во время формирования экстерналъного уровня причины возникновения трудностей человек связывает с внешни­ми факторами: другими людьми, случайностями, неблагоприят­ным стечением обстоятельств — и не задумывается о собственной ответственности. Человек, имеющий экстернальный локус конт­роля личности, находится в ситуации большей неопределенно­сти, чем интернат, так как сам он не контролирует события в своей жизни.

На фоне развития экстернального локуса контроля личности существует вероятность возникновения трудной жизненной ситуа­ции, которая является показателем неспособности личности акти­визировать собственные ресурсы. Последствием воздействия труд­ной жизненной ситуации будет ориентация личности в большей

 

степени на неудачу, чем на успех. Клиенты могут вести себя на основании двух вариантов поведения: в первом случае человек ориентируется только на социальную среду — это экстерналъный тип личности, для которой характерно ощущение беспомощно­сти, зависимости от других людей; при интерналъном типе локуса контроля клиент мобилизует свои ресурсы для сопротивления труд­ностям и имеет несколько вариантов выхода из сложившейся про­блемы. Диагностика локуса контроля личности достигается с по­мощью метода исследования уровня субъективного контроля (УСК). Данная экспериментально-психологическая методика позволяет определить сформированный у человека уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и при­годна для проведения семейного консультирования, социальной диагностики в учреждениях социального обслуживания населения (разработана в НИИ им. В. М. Бехтерева).

Существенной особенностью для проведения социальной ди­агностики является изменчивость локуса контроля. При воздей­ствии определенных факторов человек экстернального типа, обу­чаясь умению отвечать за свои действия, может приобрести интер- нальный локус контроля. Развить в личности ответственность и поощрить инициативность можно с помощью специалиста по со­циальной работе, семьи, объединения клиентов.

Социальная диагностика отвечает на следующие вопросы.

Что необходимо учитывать при оказании социальной помощи клиенту (индивидуальные особенности — направленность лично­сти, потребности, личностные ресурсы; потенциал семьи, объеди­нений клиентов: групп дневного пребывания, групп длительного пребывания, клубов, групп самопомощи)?

Как организовать процесс оказания социальной помощи (вы­бор методов, техник, форм социальной работы для разрешения именно данной трудной жизненной ситуации)?

Поскольку диагностика строится на комплексном изучении дея­тельности клиента, основными объектами социальной диагностики будут: поведение и деятельность клиента; резерв­ные возможности’семьи; потенциал объединений.

Проводя социальную диагностику, специалист по социальной работе становится не экспертом, который предлагает клиенту ин­терпретацию его проблемы с позиции «консультант всегда прав», а партнером, исследующим вместе с клиентом причины возник­новения трудной жизненной ситуации, изучающим индивидуаль­ные особенности клиента, которые могут помочь ему в дальней­шем справиться с данной проблемой. Информация, полученная с помощью диагностических методов, должна работать на измене­ние первоначального состояния клиента и обеспечивать улучше­ние его самочувствия, позитивное восприятие жизни, содейство­вать его социальной адаптированности.

 

На этапе социальной диагностики специалист и клиент разре­шают следующие задачи:

·определяют индивидуальные особенности, направленность личности;

·специалист по социальной работе помогает клиенту осознать свои жизненные перспективы, определить степень реальности их достижения и на основании совместно разработанной модели жиз­ненных перспектив клиента выстраивает направления социальной реабилитации;

·помогает клиенту добиться своей цели, поощряя развитие его волевых качеств, обеспечивая эмоциональную поддержку и сопро­вождение в процессе социальной реабилитации.

Особое внимание специалист уделяет направленности лично­сти, так как это — совокупность устойчивых мотивов, ориентирую­щих деятельность клиента. Мотив является побуждением к деятель­ности и способствует реализации потребности личности. Благода­ря внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и ак­тивизируется деятельность клиента.

Во-первых, методы социальной диагностики должны опреде­лять приоритетность внутренних или внешних мотивов. Преоблада­ние внешних мотивов (желание родителей, интересы жены и т.д.) и неразвитость внутренней мотивации приводят к достижению определенных результатов без усилий воли человека, а при воз­никновении трудностей —- к отсутствию желания преодолевать их самостоятельно. Главное в социальной работе — развитие внутрен­ней мотивации, благодаря которой человек осознанно принимает решение относительно своей профессиональной деятельности, жизненных перспектив. Только в этом случае, как отмечают К. М. Гу­ревич и А. М. Раевский, появятся пути преодоления неизбежно встающих перед человеком препятствий. Во-вторых, специалист по социальной работе должен иметь представление о потребностях клиента. Способности личности предопределяют формирование ее направленности. Взаимодействуя с клиентом, специалист диагно­стирует наиболее развитые способности, создает условия для их применения и совершенствования в процессе социальной реаби­литации. Следовательно, в-третьих, осуществляется социальная диагностика способностей клиента. В-четвертых, специалист по социальной работе должен иметь представление об отношении клиента к своей деятельности, о его внутренней позиции, убежде­ниях, ожиданиях.

На основании этих составляющих реализуется социальная ди­агностика личности клиента.

Объектом социальной диагностики является не только клиент, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагно­стика резервных возможностей, например семьи, может осуще­ствляться на основании следующих критериев.

 

Критерий социального признания или отчужденности определяет способность каждого родственника устанавливать эмоциональные связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том случае, если каждый чувствует себя защищенным. При достиже­нии определенных успехов одним из родственников его действия обязательно одобряют, выражают радость и уважение. Социальное признание возникает, если человек начинает осознавать, что он находится рядом с людьми, которые принимают его как личность. Доброжелательные отношения формируются и являются более устойчивыми в результате совместной деятельности всех членов семьи. Отчужденность возникает в том случае, если в семье отсут­ствуют забота, доброжелательное отношение, а успехи и неудачи игнорируются, не вызывают ответной реакции.

Исследуя потенциал семьи в преодолении трудной жизненной ситуации, Н.Г.Осухова разработала следующие критерии.

Критерий уверенности или неуверенности в себе. Уверенность характеризуется представлением о себе как сильном человеке, ко­торый способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отве­чать за себя и своих близких. Неуверенность характеризуется пред­ставлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать са­мостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резерв­ных возможностях своей семьи.

Критерий позитивного и негативного отношения к людям. Успеш­ность преодоления трудной жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как равных себе, умением обратиться к ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как о враждебных субъек­тах, к которым лучше не обращаться.

Критерий активности и пассивности семьи в преодолении труд­ной жизненной ситуации. Высокая степень активности характеризу­ется стремлением максимально использовать свои ресурсы для улуч­шения условий жизни, межличностных отношений. При низкой степени активности происходит отчуждение семьи от людей, фор­мируется агрессивное поведение, направленное на преодоление препятствий любой ценой, минуя социальные нормы. Она прояв­ляется или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в пассивном оборонительном поведении (уходе от ответственно­сти, нежелании использовать свои ресурсы).

Степень, развитости эмоциональных связей в семье и наличие социального признания могут быть исследованы с помощью ряда методик. Диагностика межличностных отношений осуществляет­ся с помощью метода, созданного Т. Лири, Г.Лефоржем и Р. Сазе- ком. При исследовании взаимоотношений в малых группах выде­ляют два фактора: доминирование —подчинение и дружелюбие — агрессивность. Они определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Методика позволяет изу­

 

чать поведение членов семьи с помощью оценки близких людей («со стороны»), самооценки. Тип отношения к окружающим (ав­торитарный, эгоистичный, агрессивный, подчиняемый, зависи­мый, дружелюбный, альтруистический) дает возможность понять проблему психологической совместимости, восстановить утрачен­ные межличностные связи в семье и часто используется при кон­сультировании родителей, проведении социально-психологичес- кого тренинга.

Методика PARI (создана американскими психологами Е. С. Ше­фер и Р. К. Белл; адаптирована Т. В.Нищерет) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матери) к разным сторонам семейной жизни. В методике выделены 23 признака, ка­сающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье: 8 признаков определяют особенности освоения социаль­ной роли в семье; 15 — касаются родительско-детских отношений и делятся на три группы: I — оптимальный эмоциональный кон­такт, II — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ребенке. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений:

·хозяйственно-бытовые, организация быта в семье;

·межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности;

·отношения, обеспечивающие воспитание детей.

Анализ отношения к семейной роли помогает специалисту по социальной работе лучше понять специфику трудной жизненной ситуации, особенности семейных отношений клиента, оказать ему социальную помощь.

Проективная методика Р. Жиля может быть применена для ис­следования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной адаптированное™ ребенка (умения устанавливать от­ношения с окружающими людьми). Свойством данной методики является выявление особенностей поведения в разнообразных жиз­ненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его от­ношения с другими людьми. Исследовательский материал можно разделить на две группы:

1)конкретно-личностные отношения ребенка, в частности к семейному окружению (матери, отцу, бабушке, сестре и т.д.), от­ношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2)индивидуально-личностные особенности ребенка, прояв­ляющиеся в различных отношениях — в общительности, осторож­ности, стремлении к доминированию, социальной адекватности поведения.

Родительско-детские отношения могут быть исследованы с по­мощью сочетания проективной методики Рене Жиля (взгляд на

 

семью глазами ребенка) и методики PARI (семейная жизнь глаза­ми матери).

Обращение в социальную службу предполагает общение кли­ента с людьми, имеющими сходные проблемы. Нередко учреж­дения социального обслуживания объединяют таких людей в груп­пу и оказывают социальную помощь. Объединение клиентов имеет резервные возможности, обеспечивающие преодоление трудной жизненной ситуации, и являются объектом социальной диагно­стики.

Анализ психолого-педагогических работ (Б. Г. Ананьева, Б. В. Куп­риянова, А. Н.Лутошкина, Л. И.Уманского), посвященных моде­лированию потенциалов социально-психологических и социаль­но-педагогических явлений, а также результаты исследований функ­ций временных летних объединений (О. С. Газман, В.Д. Иванов, И. П.Иванов) позволяют выявить структуру потенциала объеди­нений клиентов, которая включает в себя три уровня:

1)управленческий (организация совместной деятельности, ре­гулирования поведения участников);

2)воспитательный (организация социального опыта);

3)экзистенциональный (реализация различных потребностей и интересов участников объединения).

Управленческий уровень потенциала объединения включает орга­низацию совместной деятельности и жизнедеятельности, регули­рование поведения участников с помощью социальных норм, орга­низационной структуры, обеспечивающей самоуправление. Орга­низационная структура способствует поощрению самоуправле­ния, характерной особенностью которого является сменность ак­тива, привлечение специалистов по социальной работе в качестве советников. Самостоятельность и инициативность клиента прояв­ляются с помощью введения органов самоуправления в объедине­ния. Организуемая жизнедеятельность объединения не ограничи­вается рамками учреждения социального обслуживания населе­ния — участники активизируют свои ресурсы для улучшения жиз­ни окружающих.

Воспитательный уровень потенциала объединения клиентов пред­ставляет собой включение ресурсов клиентов и специалистов по социальной работе, активизируемых с помощью методических средств для организованного приобретения социального опыта. Методическим средством является коллективное творческое дело, в ходе которого моделируются реальные, жизненно важные для клиента ситуации. Именно здесь достигается возможность самовы­ражения, реализации своих потребностей. Без принуждения про­исходит освоение клиентом умений и навыков в интересующей его коллективной деятельности, где существует возможность раз­вития и реализации творческих способностей каждого участника, включая специалиста по социальной работе.

 

Экзистенционалъный уровень — это объединенные жизненные источники и ресурсы общности, формирующиеся у конкретных людей — участников объединения. Поэтому можно отметить не­повторимость и своеобразие проявления этого уровня потенциала в каждом объединении. На этом уровне реализуются различные потребности и интересы участников объединения. Психологиче­ский климат объединения защищает каждого участника, отноше­ния в коллективе строятся на доверии друг другу, где каждый чув­ствует себя свободно. Межличностное общение приносит радость, удовлетворение, благодаря чему развивается коллектив и увеличи­ваются его резервные возможности в преодолении каждым участ­ником трудной жизненной ситуации. Межличностные отношения являются источником развития потенциала объединения. Отноше­ния выстраиваются на взаимном уважении, требовательности, от­ветственности.

Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть индивидуальные особенности, помочь развить способно­сти в совместной деятельности, поощрить активность в самостоя­тельном разрешении практических ситуаций, возникающих в жиз­недеятельности коллектива. Позиция специалиста — «друга-кон- сультанта» является условием развития потенциала объединения. Преодоление трудной жизненной ситуации участника объедине­ния достигается с помощью активизации всех трех уровней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...