Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента
Индивидуальные особенности клиента — основа, на которой строится социальная реабилитация. Незнание специалистом личности человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессионализм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порождают иждивенчество. Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, который уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы ограничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности. Для практики социальной работы важно выявить то, насколько клиент готов к решению собственной проблемы и какому виду мотивации (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при
осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т. д. Внешняя мотивация (мотивация одобрения) формирует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мотивация — способствует развитию самостоятельности в принятии решений. Диагностируется внутренняя мотивация с помощью шкалы оценки потребности в достижении цели. Многочисленные исследования показали взаимосвязь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизнедеятельности. Люди, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, уверены в успешном исходе начатого дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость, получают удовольствие от решения сложных задач, проявляют упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы — теста- опросника, состоящего из 22 суждений. Внешняя мотивация меньше определяет успех в делах, так как в данном случае человек стремится в большей степени заслужить одобрение своих действий со стороны значимых людей. Определить уровень мотивации одобрения можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 20 суждений.
Изучение потребностей клиента осуществляется с помощью метода интервью. Здесь порядок обсуждения тем задает сам клиент. Специалист по социальной работе выступает в роли заинтересованного слушателя, его активность направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы. Клиент сам определяет свои потребности и обосновывает их значимость. В процессе интервью выявляется отношение клиента к собственной деятельности, большое значение при этом имеет формулировка вопросов. Приведем пример. Занимаясь конкретной деятельностью, вы больше следуете правилам и обычаям или собственным интересам? Появляется ли у вас желание довести дело до конца? Какие ощущения у вас возникают после выполнения работы? В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с помощью вопросов. У клиента возникает осознание значимости собственной деятельности, появляется новый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно. Реализуя свои способности в процессе деятельности, клиент достигает определенного успеха и может преодолеть сложную жизненную ситуацию. Наиболее доступной, по мнению Я. Л. Коломенского, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей. Она проводится с помощью анкетного опроса, куда могут быть включены следующие вопросы. В какой сфере вы считаете возможным применение своих способностей? Ваше любимое занятие в свободное время? Кого из окружа
ющих людей вы считаете специалистом своего дела? Какая профессия вас привлекает и почему? Какое дело у вас получается лучше всего? Какая работа доставляет вам большее удовлетворение? Результат социальной диагностики — основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные ресурсы являются: ·модальность самооценки (положительная —отрицательная), степень самопринятия (характер самоотношения); ·степень самостоятельности в принятии решения, уровень сфор- мулированности умения совершать осознанный выбор в проблемных ситуациях; ·уровень значимости успеха собственной деятельности; ·степень личной активности в совместной деятельности; ·степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения); ·степень включения в коммуникацию с окружающими, соблюдение норм и правил общения, уровень развития умений общаться, владение способами вступления в контакт, поддержание общения; ·уровень понимания собственной ответственности за свои поступки; ·уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладения умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений. На основании данных критериев проводится исследование индивидуальных особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе (консультирование, индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество). Таким образом, социальная диагностика способствует выявлению и созданию условий для развития необходимых качеств и умений. Вопросы и задания для самоконтроля 1.В чем сущность социальной диагностики? 2.Что входит в понятие объекта социальной диагностики?
3.Какие критерии берутся за основу при социальной диагностике клиента? 4.Назовите известные вам методы социальной диагностики. Рекомендуемая литература Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001. Кондаков И. М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал. — Т. 16. — № 2.
Krampen G. TPC — Fragenbogen zu Kontrolluberzeugungen. — Gottingen, 1981. Осухова H. Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. — 2001. — № 31. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. — Минск, 1987. Психологические тесты / Сост. Э.Р.Ахмеджанов. — М., 1997. Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 4. Энциклопедия психологических тестов. — М., 1999. ГЛАВА 16
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|