Сущность социальной адаптации в социальной работе
Социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и создает условия, обеспечивающие их интеграцию в общество. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей. Об общественно-государственном внимании к данному направлению социальной работы свидетельствует комплекс правовых документов. В частности, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) трактует социальную адаптацию как процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической и моральной травмы. Мероприятия, способствующие социальной адаптации, направлены на решение проблем, связанных со сменой места жительства, с потерей работы или отсутствием семьи у недееспособных граждан. На основании постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (1996) специалисты по социальной работе оказывают содействие в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь граждан, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе. В практике военно-социальной работы разрабатывается комплекс социальных технологий, способствующий интеграции военнослужащих в гражданское общество. Международный фонд социальной адаптации, основанный 13 декабря 1998 г., содействует
формированию среднего класса населения как гарантии повышения уровня благосостояния государства. Основными направлениями содействия социальной адаптации военнослужащих являются: помощь в переобучении по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда; помощь в трудоустройстве через центры социальной адаптации; помощь в социально-психологической и медицинской реабилитации через соответствующие центры; поддержка инновационных и экспериментальных проектов и программ, таких как «Конверсия военных городков», «Неправительственные организации». Для обеспечения поддержки военнослужащих разработана государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации в 2001 г. Реализация программы предполагает подготовку военнослужащих к условиям гражданской жизни и включает следующие направления социальной адаптации: профессиональную ориентацию, переподготовку, трудоустройство и социально-психологическую поддержку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей. Военно-социальная работа предполагает консультирование и профессиональную ориентацию в справочно-консультативных пунктах при воинских частях, военных образовательных учреждениях профессионального образования. В центрах социальной адаптации военнослужащих осуществляется научно-методическое руководство развитием направлений социальной адаптации, проведением комплекса мероприятий по профессиональной ориентации, переподготовке и трудоустройству прошедших обучение граждан. Обеспечение их занятости достигается через специализированные подразделения, создаваемые на биржах труда, и трудовые агентства, которые ориентированы на работу только с этой категорией населения и знают профессиональные возможности, запросы, трудовой опыт военнослужащих.
Возникновение трудной жизненной ситуации отдельных категорий клиентов опосредуется изменениями внешних условий социальной среды, в частности миграция беженцев и вынужденных переселенцев влечет за собой смену места жительства, места работы, иногда и сферы профессиональной деятельности. У безработных граждан, например, при организации их занятости процесс социальной адаптации предполагает установление отношений в новом трудовом коллективе и включение в производственную деятельность. Поэтому для социальной работы важно исследование благоприятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых клиент повышает свой социальный статус и достигает
равновесия с социальной средой. В социально-психологических исследованиях социальной адаптацией принято считать, в о-п е р- вых, процесс активного включения в социальную среду и, во- вторых, состояние гармонии между человеком и социальной средой. Это значит, что, реализуя свои потребности, человек не нарушает требований социальной среды (социальных норм, нравственных устоев, традиций и т.д.). Совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента, создающая возможности для установления отношений с незнакомым человеком, моделирующая сложную ситуацию во время общения, из которой необходимо найти выход, предполагающая подготовку к творческому делу и обсуждение результатов, содержит ряд проблемных ситуаций, разрешая которые человек приобретает опыт и развивает способности, обеспечивающие его социальную адаптацию. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать «процессом социально-психологической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения жизненных задач»1. Социальная деятельность, организуемая специалистом по социальной работе и включающая специально разработанные практические ситуации, позволяет клиенту проявить себя, свои навыки и развить новые способы поведения, способствующие социальной адаптации.
При активном типе адаптационного процесса клиент преобразует или устраняет проблемную ситуацию. Адаптивные ресурсы личности мобилизуются для осмысления вариантов решения проблемы. В этом случае развиваются творческие способности, приобретаются новые знания и навыки социальной компетентности. Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохранении проблемной ситуации в ее первоначальном виде и предполагает избегание и самоустранение клиента от решения проблемы, приспособление к действительности. А. А. Налчаджян отмечает, что для обозначения адаптации личности с сохранением проблемной ситуации правомерно использование термина «приспособление»: личность меняется, а ситуация в основном остается без изменения. Механизмами и стратегиями приспособления в данном случае являются все разновидности конформизма. При пассивном типе адаптационного процесса клиент, как правило, ориентируется на специалиста по социальной работе, у него 1 Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988. — С. 17.
формируется зависимость от других людей, исключающая желание использовать собственные ресурсы, приобретать новые знания, умения и навыки. Во время посещения учреждения социального обслуживания населения (групп дневного пребывания, клуба, групп длительного пребывания) у клиента развивается социально-психологическая адап- тированность. Это состояние взаимоотношений личности и группы, при котором «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа»1. Человек находится в поиске социальной среды, благоприятной для его самореализации, раскрытия творческих способностей и их свободного выражения. Благоприятную социальную среду создают внешние условия. Подготовка клиента к социальной адаптации достигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организуется специалистами учреждения социального обслуживания населения.
В социальной группе, по мнению американского психолога Э. Бёрна, «человек обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка. Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие»2. Если клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, ведет себя в соответствии только с двумя социальными ролями — «ребенка» и «родителя», исключая позицию взрослого, это приводит к дезадаптации личности. Поэтому важным внешним условием, характерным для учреждения социального обслуживания населения, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позволяющих клиенту проявить себя в социальной роли взрослого. Данное состояние предполагает умение контролировать ситуацию, способность в ней разобраться и дать оценку, компетентность, независимость и умение быть объективным. Идентифицируя себя с социальной ролью взрослого, клиент дополняет свои способности, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность. 1 Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988. — С. 17. 2 Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Общ. ред. М. С. Мацковского. — М., 1988. — С. 20.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|