Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Сборка электрических машин




10. СБОРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

1 При сборке электрических машин все окрашенные части должны быть сухими. Якорь и остов внутри протереть чистой сухой салфеткой. Пружинные шайбы сломанные, потерявшие упругость, с тугими упорными кольцами заменить исправными.

2 Наружные кольца подшипников установить в гнездо подшипникового щита в соответствии с требованиями ЦТ-330 инструкции по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.

3 В процессе сборки или на собранной электрической машине проверяются:

- радиальные зазоры в подшипниках;

- разбег якоря в осевом направлении;

- зазоры между щетками и щеткодержателем, равномерность расстановки щеток по окружности коллектора и нажатие на щетки;

- расстояние от корпуса щеткодержателя до рабочей поверхности коллектора, корпуса щёткодержателей и рабочей поверхностью контактных колец;

- зазор между петушками коллектора и щеткодержателем (при наибольшем смещений якоря в сторону щеткодержателя);

- биение коллектора;

- расстояние по диаметру между серединами сердечников полюсов и расстановка полюсов по окружности якоря;

- соответствие чертежу положения отверстий под болты кронштейнов относительно осей полюсов тяговых двигателей (при необходимости);

- наличие зазора между щитами и крышками подшипниковых щитов при роликовых подшипниках;

- зазоры между крышкой подшипникового щита и упорной втулкой, между крышкой подшипникового щита и лабиринтным кольцом;

- плотность прилегания подшипникового щита к остову;

- расстояние от торца моторно-осевой горловины до торца вала;

- расстояние между валом и отверстиями для крепления кожуха

- зубчатой передачи (проверяется кондуктором или шаблоном);

- прочность крепления болтовых соединений, натяг и прочность крепления вентилятора.

4 Радиальный зазор роликового подшипника, проверенный в собранной электрической машине, должен соответствовать требованиям норм допусков и износов, указанных в контролируемых параметрах.

5 После сборки электрической машины проверить торцевое биение (перекос) наружного кольца подшипника специальным приспособлением. Перекос не должен превышать норм, указанных в ЦТ-330.

6 Закрепление упорного кольца подшипника качения и окончательное крепление крышек подшипниковых щитов должно производиться после проверки радиальных зазоров подшипников.

7 Между привалочной поверхностью подшипниковых щитов и их крышек после окончательного крепления крышек должен быть зазор. У тяговых двигателей, имеющих щиты с внутренней крышкой, закрепляемой шпильками, зазор должен быть между щитом и этой крышкой. Указанные зазоры заполнить цинковыми густотертыми белилами.

8 Проверка правильности установки щеток на геометрическую нейтраль должна производиться с применением специальных узких щеток, ширина которых в месте контакта с коллектором не должна превышать ширины одной коллекторной пластины. Допускается вместо узких щеток использовать новые, не притёртые щетки. Найденное положение траверсы необходимо маркировать нанесением рисок на траверсе и остове (краской). Узкие щетки заменить серийными с их притиркой. Площадь прилегания щеток к коллектору после притирки должна быть не менее 75 %.

9 После сборки машину необходимо продуть сухим сжатым воздухом, протереть салфеткой конус и изоляторы, и передать на испытательную станцию для проведения приемо-сдаточных испытаний.

10 После приемки машин головки полюсных болтов, где это предусмотрено конструкцией, заливаются расплавленной компаундной массой или другим материалом в соответствии с чертежом.

11. ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

В соответствии с требованиями ГОСТ 2582-81 «Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия» после проведения ТР-3 все электрические машины должны пройти приёмо-сдаточные испытания, которые предназначены для проверки технических характеристик, качества ремонта.

1 После проведения ТР-3 должны быть проведены следующие работы:

- осмотреть машины и провести контроль выполнения норм допусков для электрических машин в сборе с обязательной проверкой биения коллектора, осевого разбега якоря, воздушного зазора между сердечниками (за исключением машин, где такая проверка невозможна), правильности установки, притирки, качества и марки щеток, а также величину усилия их нажатия на коллектор;

- прокрутить якорь вручную, для определения свободного вращения и отсутствия касания узлов и деталей остова;

- измерить величину сопротивления изоляции обмоток при температуре окружающей среды в пределах от +10 º С до +30 º С;

- измерить величину активного сопротивления обмоток постоянному току при температуре окружающей среды в пределах от +10 º С до +30 º С;

- опробовать на холостом ходу, при вращении в каждую сторону, в течение не менее 5 мин с одновременной проверкой работы щеточно-коллекторного узла и подшипников. Нереверсивным машинам должно задаваться только рабочее направление вращения, частота вращения при испытании должна быть не менее частоты вращения при часовом режиме.

2 После проведения ТР-3 должны быть проведены следующие испытания:

а) испытание тяговых двигателей на нагревание в течение 1 часа;

б) проверка частоты вращения в ту и другую сторону при часовом режиме для электрических двигателей;

в) проверка напряжения при нормальном режиме работы для генераторов.

г) испытание на повышенную частоту вращения;

д) испытание электрической прочности межвитковой изоляции;

е) определение температуры нагрева подшипников;

ж) определение величины биения коллектора;

з) установка щеток на электрическую нейтраль и проверка степени коммутации;

и) измерение величины сопротивления изоляции относительно корпуса машины и между обмотками;

к) испытание электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;

л) испытание заторможенных асинхронных электрических машин.

3 Сопротивление обмоток электрических машин постоянному току (активное сопротивление), измеренное в холодном состоянии и приведенное к температуре +20º С, должно находиться в пределах ±10 % от номинального значения при ТР-3 (таблица 28, таблица 29, таблица 30).

Таблица 28 – Номинальное активное сопротивление обмоток тяговых электродвигателей электровозов

Тип тягового электродвигателя

Сопротивление обмоток при 20°С, Ом

якоря главных полюсов добавочных полюсов
ДТК-800 0, 0321 ±0, 0016 0, 0182±0, 0009 0, 0313±0, 00016

Таблица 29 – Номинальное активное сопротивление обмоток электродвигателей вентиляторов и компрессоров электровозов постоянного тока

Тип тягового электродвигателя

Сопротивление обмоток, Ом, при 20°С

якоря главных полюсов добавочных полюсов
ЭТВ-20М 0, 0286 0, 352 0, 016

Таблица 30 – Номинальное активное сопротивление электродвигателей электровозов переменного тока

Тип электродвигателя

(расщепителя фаз)

Сопротивление обмоток статоров, Ом, при 20°

двигательной

генераторной
1-я фаза С1(А) 2-я фаза С2(В) 3-я фаза С3(С)
НВА-55 0, 032¸ 0, 037 0, 032¸ 0, 037 0, 032¸ 0, 037

4 Испытание на нагревание должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 2582-81.

Электрические машины могут испытываться попарно, причем одна из них должна работать в режиме двигателя, а другая - в режиме генератора. Тепловой режим считается действительным для обеих машин. Тяговые двигатели испытываются в течение 1 часа при часовом режиме, вспомогательные машины - при номинальном напряжении и токе, дающем превышение температуры, соответствующее превышению температуры при номинальном режиме работы.

Испытание тяговых двигателей пульсирующего тока допускается проводить на постоянном токе при значениях параметров, соответствующих пульсирующему току.

Тяговые двигатели с независимой вентиляцией должны испытываться при номинальном количестве охлаждающего воздуха, указанного в технических характеристиках. Испытание тяговых двигателей при количестве охлаждающего воздуха меньше номинального или в эквивалентном режиме без охлаждения разрешается проводить по согласованию с ЦТ ОАО «РЖД».

Предельные допускаемые превышения температуры частей электрической машины над температурой окружающего воздуха в конце испытания на нагревание при часовом режиме и измерении температуры по методу сопротивления для обмоток и методу термометра для коллектора не должны превышать указанных значений (таблица 31).

Таблица 31 – Предельные допустимые превышения температуры

Части электрической машины

Предельные допустимые превышения температуры, º С, для классов изоляции

A E B F H
Якорь
Полюсы
Коллектор

Для электрических машин, расположенных в кузове электроподвижного состава и охлаждаемых воздухом, забираемым из кузова, допустимые превышения температуры частей машины должны уменьшаться на 10º С.

5 Проверку частоты вращения электрической машины должны производить в часовом режиме при номинальных токе и возбуждении приборами класса точности не менее 0, 5. Допускаемое отклонение частоты, вращения от номинальной (часовой) не должно превышать для тяговых двигателей ±3 %, для вспомогательных машин ± 6 %.

6 Для реверсивных электрических машин разность между частотами вращения в одну и другую сторону, выраженная в процентах от среднего арифметического обеих частот вращения, при токе, соответствующем часовому режиму, и номинальном возбуждении должна быть:

- для машин без траверс не более 4 %;

- для машин с траверсами не более 3 %.

7 Проверка напряжения генераторов должна производиться при номинальном режиме, указанном в технической документации заводов-изготовителей. Отклонение напряжения от номинального значения допускается не более 10 %.

8 Испытания тяговых двигателей на повышенную частоту вращения должно производиться при частоте вращения, превышающей на 25 % максимальную частоту вращения. В случае постоянно соединенных последовательно двух тяговые двигателей испытания проводить при частоте вращения, превышающей на 35 % максимальную частоту вращения.

Испытания вспомогательных электрических машин (кроме асинхронных) проводить при частоте вращения, превышающей на 20 % максимальную, асинхронных, машин - при номинальной частоте вращения.

Испытания проводить на холостом ходу в течение 2 мин. После испытаний не должно быть изменений, влияющих на работоспособность машины.

9 Электрическую прочность изоляции между смежными витками обмоток выдерживать в течение 5 мин повышенное напряжение на 30 % превышающее номинальное. Для электрических машин, не имеющих раздельных выводов обмотки возбуждения, испытание производить напряжением, превышающем номинальное на 20 %.

10 Максимальная температура нагрева подшипниковых узлов не должна быть более + 80 º С.

Биение коллектора, контактных колец на нагретой электрической машине должно соответствовать нормам, указанным в нормах допусков и износов.

Разница между значениями биения коллектора в холодном и горячем состоянии должна быть не более 0, 03 мм.

11 Проверка коммутации проводить при режимах, указанных ниже (таблица 32), искрение оценивать визуально, а степень искрения оценивать по ГОСТ 183-74. Рекомендуется для оценки коммутации дополнительно использовать также специальные приборы, отградуированные при визуальной оценке коммутации.

Таблица 32 – Условия испытаний при определении степени коммутации электрических машин

Тип электрической машины

Условия испытаний

Напряжение Ток якоря Частота вращения Степень возбуждения

Тяговые двигатели

Номинальное Полуторный часовой - Номинальная
Максимальное напряжение на коллекторе, соответствующее максимальному напряжению на токоприемнике электровоза (ГОСТ 6962)  постоянного тока или на последней ходовой характеристике электровоза переменного тока - Конструкционная Наименьшая соответствующая последней ступени ослабления возбуждения двигателя

Вспомогательные машины

То же Наибольший пусковой - То же
Максимальное напряжение на коллекторе, соответствующее максимальному напряжению на токоприемнике электровоза (ГОСТ 6962) постоянного тока 1, 5 номинального - Соответствующая условиям работы на электровозе

Для реверсивных электрических машин оценка коммутации в каждом режиме производится в течение 30 секунд при вращении в обе стороны, для нереверсивных - в течение 1 мин при рабочем направлении вращения.

Перед проверкой коммутации при изменении направления вращения произвести притирку щеток в течение 10 - 15 мин.

Коммутация считается удовлетворительной, если при испытаниях не возникает кругового огня, остаточных деформаций или механических повреждений коллектора и щеткодержателей, и они пригодны для дальнейшей работы без очистки или какого-либо исправления, а также, если степень искрения не превышает 1 1/2 балла по ГОСТ 183-74 при испытаниях на постоянном токе.

Степень искрения записать в протокол испытаний. При искрении, превышающее l 1/2 балла, круговом огне, механических повреждениях, обнаруженных во время испытаний, должны выявить причину, после устранения которой машина должна быть испытана повторно.

ВНИМАНИЕ: Выдача машин в эксплуатацию с неудовлетворительной коммутацией запрещается.

12 Измерить величину сопротивления изоляции обмоток нагретой электрической машины относительно ее корпуса и между обмотками, в зависимости от номинального напряжения относительно заземленных частей (таблица 33).

Таблица 33 – Величина сопротивления изоляции электрической машины

Величина номинального напряжения относительно корпуса, В Величина сопротивления изоляции при ТР-3, МОм
До 400 0, 5
Свыше 400 до 1000 1, 0
Свыше 1000 до 1500 1, 5
Свыше 1500 до 2000 2, 0
Свыше 2000 до 3000 3, 0

13 Проверку величины сопротивления изоляции машин с номинальным напряжением относительно корпуса до 100 В производить мегомметром при испытательном напряжении на 500 В, остальных машин - мегомметром при испытательном напряжении 2, 5 кВ.

14 Проверку электрической прочности изоляции электрических машин должны проводить переменным током в течение 1 мин при величине испытательного напряжения:

- для тяговых двигателей;

- для вспомогательных машин (таблица 34).

Таблица 34 – Величина испытательного напряжения после ТР-3

Величина номинального напряжения, В Величина испытательного напряжения, В
800, 820
240, 220, 200
110 и менее

Электрические машины, в которые входят узлы (остов, якорь), отремонтированные по разному объему, должны испытываться испытательным напряжением, соответствующим меньшему объему ремонта (при использовании ремфонда).

15 Испытание заторможенных асинхронных электрических машин должно производиться напряжением не менее 50 В согласно ГОСТ 7217.

16 После испытаний электрическая машина должна быть укомплектована всеми деталями внешнего крепления, провести внешний осмотр, очистить и продуть сухим сжатым воздухом.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...