Станина электродвигателя 1 – стальная сварная. В станине установлены два главных плюса. Сердечники полюсов 2 и якоря 3, шихтованы из листов электротехнической стали. Конструкция полюсов и катушек возбуждения 4 - моноблочная с изоляцией типа «Монолит-2».
Обмотка якоря - всыпная, простая литьевая, кренится в пазах клиньями. Якорь и полюсные катушки пропитаны лаком и покрыты эмалью. Коллектор выполнен на прессмассе.
Схема соединений полюсных катушек и якоря выполнена в соответствии с рисунком 16.
На траверсе 13 установлены два пальца 14 щеткодержателей 15, на каждом из которых закреплены по два щеткодержателя со щетками 16. Положение щеток относительно коллектора регулируется поворот траверсы вручную и установкой прокладок между пальцами и щеткодержателями. Стопорение траверсы осуществляется болтом 17.
Режим работы двигателя на электровозе - кратковременный (S2) с длительностью нагрузки до 60 мин.
Рисунок 17 - Электродвигатель серии П
Таблица 12 – Перечень работ, выполняемых при ТО и ТР
1) Провести внешний осмотр, проверить крепление остова, наличие и состояние заземления, отсутствие подтекания смазки. При обнаружении недостатков устранить их.
+
+
+
2) Осмотреть станины (остова), подшипниковые щиты на отсутствие трещин. Проверить крепеж и подтянуть его. Снять крышку коробки выводов, протереть панель зажимов чистой ветошью, проверить надежность крепления наконечников и подтянуть крепеж контактных зажимов.
-
+
+
-
3) Осмотреть коллектор и щеточный узел, протереть рабочую поверхность коллектора чистой сухой безворсовой салфеткой до полного удаления загрязнений (при необходимости салфетку смочить в бензине или спирте и отжать перед протиркой). Устранить шлифовкой выработку, подгары, задиры, риски и другие мелкие дефекты на рабочей поверхности коллектора. Проверить отсутствие сколов на рабочей поверхности щеток, свободу перемещения щеток в обоймах, отсутствие неисправностей в устройствах нажатия на щетки. Обнаруженные неисправности устранить.
Контроль состояния сопротивления изоляции относительно корпуса. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0, 5 МОм.
-
каждый второй цикл
+
+
4) Измерить величину радиального биения коллектора (до 0, 02 мм).
Снять двигатель с подвижного состава, предварительно отсоединив его выводные провода от сети и отсоединив его от приводного механизма, установить на специальную подставку
-
-
-
+
5) Разборка двигателя.
Разборку производить в следующем порядке:
- снять крышки, закрывающие окна подшипникового щита 7 со стороны коллектора, ослабить болты, крепящие траверсу 13;
- поднять щетки и отсоединить кабели от траверсы;
- снять лабиринт 11 подшипникового щита;
- избегая перекосов, снять подшипниковый щит 18 легкими ударами деревянного или металлического молотка через деревянную прокладку по борту щита;
- отжать подшипниковый щит 5 от расточки станины 1;
- вынуть, не повредив обмотки, из двигателя якорь 3 вместе с подшипниковым щитом, предварительно обернув бумагой коллектор.
При необходимости, снять траверсу из расточки щита.
При разборке двигателя не следует снимать подшипник со втулки, и со стороны свободного конца вала подшипник с шейки вала; они снимаются только для замены.
-
-
-
+
6) Очистить от загрязнений и протереть безворсой салфеткой, смоченной в спирте и отжатой, все доступные поверхности составных частей якоря, магнитной системы и подшипниковых щитов.
Проверка состояния щеток, свободы перемещения в обоймах щеткодержателей, равномерности нажатия на щетки, которое должно быть 3, 2-4, 3 Н (0, 32-0, 43 кг·с).
-
-
-
+
7) Проверить отсутствие повреждений изоляции, нарушения паяных соединений, ослабления крепления полюсов магнитной системы, трещин в деталях и сварных швах, дефектов рабочей поверхности коллектора, сколов или подгара контактной поверхности щеток.
-
-
-
+
8) Заменить или промыть и провести ревизию состояния подшипников, заполнить их новой смазкой
-
-
-
+
9) Промыть крышки подшипников и заменить смазку независимо от её состояния.
-
-
-
+
10) Сборку двигателя производить в порядке, обратном разборке.
Перед сборкой двигателя проверить сопротивление обмоток и электрическую прочность изоляции.
После сборки проверить равенство зазоров между главными полюсами и якорем.
При необходимости, снять щит с подшипника, отделив лабиринт 7. Якорь положить на верстак.
При сборке траверсу установить по метке, поставленной на ней и на подшипниковом щите.