1) Обслуживание коллектора.
Продуть сухим сжатым воздухом, протереть мягкой безворсной сухой тканью и прочистить дорожки между пластинами жесткой волосяной щеткой. При обнаружении загрязнения, поверхность коллектора протереть тканью, слегка смоченной в спирте. Одновременно протереть контактную поверхность щеток.
Поверхность нормально работающего коллектора должна быть гладкой, полированной, светло-коричневого или коричневого цвета. Равномерное потемнение коллектора без следов подгара свидетельствует о наличии тонкого и очень плотного слоя окиси (политуры), предохраняющей коллектор от износа и улучшающего коммутацию. Политуру следует сохранять и необходимо шлифовать коллектор только в случае, если он имеет следы подгара, оплавлений и шероховатостей, вызывающих чрезмерное искрение щеток.
При превышении радиального биения коллектора 0, 02 мм в холодном состоянии, а также при наличии сильных подгаров, приведших к оплавлению коллекторных пластин, задиров рабочей поверхности коллектора, и неравномерного износа, двигатель следует демонтировать, коллектор проточить, после чего необходимо продорожить межламельную изоляцию на глубину 1+0, 3 мм и отшлифовать коллектор. Перед проточкой обмотку якоря обернуть бумагой.
Особое внимание должно уделяться осмотру петушков коллектора. В торцевой части покровная эмаль не должна быть нарушена. При этом грязь и щеточная пыль должны быть тщательно удалены
-
+
+
+
2) Обслуживание щеточного аппарата.
При осмотре щеткодержателей проверить крепление их на пальцах щеткодержателя, а также крепление пальцев на траверсе, проверить целостность осей пружин, стопорение осей, перекос обоймы щеткодержателя относительно коллектора и расстояние от нижнего края обоймы до рабочей поверхности коллектора. Это расстояние должно быть 2+1, 5 мм.
Проверить чистоту траверсы и пальцев щеткодержателя, отсутствие на них трещин. Загрязненные поверхности, подгары очистить от угольной пыли безворсной тканью, смоченной в спирте и отжатой.
Особое внимание должно быть уделено закреплению щеточных проводников в теле щетки и их креплению на корпусе щеткодержателя. Нарушение контакта ведет к перегреву проводников щетки, а также самой щетки, и выражается в появлении цветов побежалости на медных проводниках. Подобные щетки должны быть заменены.
Щетки должны свободно перемешаться в гнезде щеткодержателя. Двухсторонний зазор между щеткой и окном щеткодержателя должен быть в пределах 0, 05 - 0, 25 мм.
При осмотре необходимо проверять степень износа и состояние щетки. Высота изношенной щетки должна быть не менее 17 мм. В случае, если высота щетки меньше указанного значения, а также обнаружения обрыва более 25 % количества проводников токоведущего провода щетки или наличия сколов рабочей поверхности щетки более 10 %, произвести замену щетки.
Замену щеток производить комплектно на каждом пальце щеткодержателя. При этом на двигателе должны использоваться щетки одной марки и одного производителя.
Новые щетки после установки притереть к коллектору. Притирку осуществлять с помощью шлифовальной шкурки с зернистостью М50-П по ГОСТ 3647-80, которая протаскивается несколько раз между коллектором и щетками в одном направлении. Щетка считается притертой, если площадь прилегания составляет не менее 75 % площади щетки. Во избежание закругления углов при притирке шлифовальную шкурку необходимо прижимать к коллектору по большей дуге. При притирке новых щеток, необходимо щетки, не подлежащие притирке, поднять. После притирки щеток проверить давление на щетки, величина которого составляет (3, 5±0, 3) Н. Давление на щетку измеряется динамометром. Под щетку следует положить полоску бумаги, которую при измерении нужно слегка тянуть. Давление на щетку фиксируется в тот момент, когда бумага освободится из-под щетки.
-
+
+
+
3) Обслуживание подшипников
Во время работы подшипники не должны нагреваться выше 100 °С при температуре окружающего воздуха до плюс 60 °С. Шум подшипника должен быть умеренный и равномерный. При появлении чрезмерного нагрева или прерывистого повышенного шума рекомендуется осмотреть подшипник и в случае обнаружения дефекта, заменить. Дефектом подшипника может служить повреждение поверхности тел качения, внутренних колец, повреждение сепараторов. При монтаже подшипника на вал подшипник и упорную втулку необходимо разогреть в масляной ванне до температуры 90- 100 °С.
Для нормальной работы подшипникового узла необходимо через каждые 100000 км пробега электровоза пополнять смазку. В двигателях используется пластичная смазка Буксол. Рекомендуемое количество пополняемой смазки - 30 - 40 г. Пополнение смазки производится через специальные трубки, подведенные к крышкам подшипников. При этом необходимо отвернуть пробки, закрывающие отверстия в трубках и ввести смазку с помощью шприца. Добавление смазки рекомендуется производить на работающем двигателе с соблюдением необходимых мер безопасности. Для удаления излишков смазки из подшипникового узла после ее добавления двигатель должен поработать 10 - 15 мин с открытыми нижними трубками для смазки. Затем трубки закрыть пробками.
Полную замену смазки необходимо выполнять примерно через 500000 км пробега электровоза. Смазку заменить следующим образом: подшипники заполнить смазкой полностью, подшипниковые камеры - на одну треть объема. Количество закладываемой в подшипниковые узлы смазки - 0. 22 кг.
-
+
+
+
4) Обслуживание катушек полюсных
При повышенных механических воздействиях необходимо раз в год проверять прочность крепления главных и добавочных полюсов и производить подтяжку полюсных болтов.
Заменить поврежденные полюсные катушки или отремонтировать. При смене катушек обратить внимание на маркировку выводных концов.
-
+
+
+
5) Отсоединить выводные кабели двигателя в коробке выводов. Извлечь двигатель из кожуха вентилятора и очистить его от пыли и грязи.