Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы
У обучающихся
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах. Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками. Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол. При овладении навыкам письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.
В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий. Учитель, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1–4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4–4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Приложение 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 Гигиенические рекомендации к расписанию уроков Биоритмологический оптимум умственной работоспособности детей школьного возраста приходится на и 10–12 ч: отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании для обучающихся I ступени образования основные предметы должны проводиться на 2–3 уроках, а для II и III ступени образования – на 2, 3, 4 уроках. Умственная работоспособность обучающихся нарастает к середине недели и низкая в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду: в эти дни в расписание включаются предметы наивысших баллов по шкале трудности, либо со средним баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни.
Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2–4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах. Занятия физической культурой рекомендуется проводить в числе последних, после них не проводятся письменные уроки и контрольные работы. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||||||||||||||||||||||||||
Химия | - | - | 13 | 10 | 12 | |||||||||||||||||||||||||||
Геометрия | - | - | 12 | 10 | 8 | |||||||||||||||||||||||||||
Физика | - | - | 8 | 9 | 13 | |||||||||||||||||||||||||||
Алгебра | - | - | 10 | 9 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||
Экономика | - | - | - | - | 11 | |||||||||||||||||||||||||||
Черчение | - | - | - | 5 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
МХК | - | - | 8 | 5 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||
Биология | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||
Математика | 10 | 13 | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||
Иностранный язык | 9 | 11 | 10 | 8 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||
Русский язык | 8 | 12 | 11 | 7 | 6 | |||||||||||||||||||||||||||
Краеведение | 7 | 9 | 5 | 5 | - | |||||||||||||||||||||||||||
Природоведение | 7 | 8 | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||
География | - | 7 | 6 | 6 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||
Граждановедение, обществознание | 6 | 9 | 9 | 5 | - | |||||||||||||||||||||||||||
История | 5 | 8 | 6 | 8 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||
Ритмика | 4 | 4 | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||
Труд | 4 | 3 | 2 | 1 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
Литература | 4 | 6 | 4 | 4 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||
Информатика | 4 | 10 | 4 | 7 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||
ИЗО | 3 | 3 | 1 | 3 | - | |||||||||||||||||||||||||||
Физкультура | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
Экология | 3 | 3 | 3 | 6 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
Музыка | 2 | 1 | 1 | 1 | - | |||||||||||||||||||||||||||
ОБЖ | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Общеобразовательные предметы, 10-11 классы | Количество баллов (ранг трудности) | Общеобразовательные предметы, 10-11 классы | Количество баллов (ранг трудности) |
Физика | 12 | Геометрия, химия | 11 |
Информатика, Экономика | 6 | История, Обществознание, МХК | 5 |
Алгебра | 10 | Астрономия | 4 |
Русский язык | 9 | ОБЖ, краеведение | 2 |
Литература, иностранный язык | 8 | География, Экология | 3 |
Биология | 7 | Физкультура | 1 |
Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
|
|
|
|